Волшебные узоры Городца (конспект)
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе.ОО «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность). Тема: «Волшебные узоры Городца»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volsheb_uzory_gorodtsa.docx | 31.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 176
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
в старшей группе.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
(изобразительная деятельность)
Тема: «Волшебные узоры Городца»
Составила: воспитатель Сайфутдинова Э.Н
г. Ульяновск
Тема: «Волшебные узоры Городца»
Цель: прививать интерес детей к декоративно-прикладному искусству.
Задачи:
Образовательные:
-Ввести детей в мир народного промысла через сказку.
-Вызвать желание украшать окружающий мир.
-Закреплять знания детей о городецкой росписи через игровые приемы.
- Составлять узор на разнообразных формах, выделяя его середину большим цветком, углы или края другим цветком или бутонами другого цвета, листьями.
-Побудить рисовать элементы узора (бутон, розан, купавка), используя характерную для городецкой росписи гамму цветов, сочетать цвета и оттенки, белые оживки.
- Закреплять умение рисовать концом кисти дужки, штрихи.
Развивающие:
- Развивать эмоционально-эстетическое восприятие, творческое воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей благоговение перед народным искусством, уважение к результатам труда мастера; любование произведениями городецких умельцев, их способностью к радостной передаче смысла жизни
Материально-техническая база:
- Зрительный ряд:
- мультимедийная установка, слайды (презентация) со сказкой, игровыми заданиями;
- игра «Городецкий промысел»: репродукции разных материалов (глина, дерево, железо, ткани, нитки), цветосочетаний, узоров разных промыслов, изделий (игрушки, посуда, мебель, утвари). Силуэт морфологической дорожки.
- игра «Расставь по порядку»: репродукции с этапами изготовления городецких изделий.
- Игра «Собери птицу»: большие кубы с силуэтом городецкой птицы, репродукции птиц разных промыслов
- Игра «Найди лишний цветок»: изделия со снимаемыми элементами узоров (городецких, гжельских, полхов-майдановских, хохломских, жостовских).
- Музыкальный ряд: музыкальный центр, русские народные мелодии
- Литературный ряд: отрывок из стихотворения Т. Деминой «Есть на Волге город древний»
- Изобразительный ряд: гуашь, кисти № 3, салфетки, стаканы с водой, картонные коробочки, шкатулки, силуэты досок и посуды.
План НОД:
- Приветствие.
- Рассказывание сказки с демонстрацией слайдов.
- Игра на составление морфологической дорожки «Составь дорожку».
- Дидактическая игра «Расставь по порядку».
- Игра «Собери птицу».
- Игра «Найди лишний цветок».
- Постановка художественной задачи.
- Беседа по технике рисования.
- Самостоятельная работа детей под звучание русских народных мелодий.
- Выставка работ детей.
- Чтение стихотворения.
- Любование работами, обсуждение, подведение итогов.
Ход:
- Приветствие.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Скажите, вы любите сказки? Сейчас я расскажу вам сказку, слушайте внимательно.
2. Рассказывание сказки с демонстрацией слайдов.
Включение мультимедийной установки и слайдов.
1 слайд. В декоративном царстве, прекрасном государстве, за широкими полями, за большими лесами, на реке Волге раскинулся старинный и некогда очень веселый город мастеров Городец. В этом городе когда-то было очень красиво, пышным цветом цвели розаны, купавки, бутоны, пели птицы. Кони ретивые паслись на лугах.
2 слайд. И жили в этом городе удивительные люди-мастера, которые рисовали затейливые узоры. Этими узорами были украшены и дома, и мебель, и посуда, и игрушки - самые красивые во всей России. Все вокруг было ярким и красочным.
3 слайд. Но однажды случилось несчастье. Злой волшебник Чернушка заколдовал весь город. Все вокруг стало бесцветным и грустным. Нигде: ни в окнах, ни во дворах, ни на улицах, ни на предметах не было ни одного цветка, люди носили одинаковую одежду, не слышалось ни смеха, ни шуток, ни песен.
4 слайд. Мало того, Чернушка украл все краски, и мастера остались без работы. Нечем теперь расписать городецкие предметы.
Воспитатель: давайте поможем городецким мастерам и расколдуем город от проклятия волшебника! Но чтобы попасть в этот город, нам нужно выполнить, разгадать, расколдовать волшебные задания Чернушки. Волшебник решил вас запутать и заодно узнать, как хорошо вы знаете городецкий промысел.
3. Игра «Городецкий промысел» (составление морфологической дорожки).
Воспитатель: Задание 1: надо выложить дорожку, характеризующую городецкую роспись (материал, цвета, узоры, изделия):
-из какого материала делали свои предметы городецкие мастера? (найти и положить на 1 клетку)
- какие цвета использовали городецкие мастера в росписи? (2 клетка)
-какие узоры использовали в росписи? (3 клетка)
- какие предметы расписывали мастера? (4 клетка).
Дети выкладывают морфологическую дорожку, характеризующую городецкий промысел.
Воспитатель: а теперь мы проверим, правильно ли выполнили задание Чернушки. Посмотрите на слайд. (Открывается слайд с правильной морфологической дорожкой).
- Дидактическая игра «Расставь по порядку».
Воспитатель: задание 2: Чернушка перепутал последовательность картинок, где изображены этапы изготовления городецких предметов. Расставьте их по порядку.
На экране картинки с различными этапами создания городецких изделий. Дети на мольберте выставляют иллюстрации в правильном порядке.
Воспитатель: проверяем наше выполненное задание, смотрим на экран. (Открывается слайд с правильной расстановкой иллюстраций).
- Игра «Собери птицу».
Воспитатель: задание 3: Чернушка заколдовал городецкую птицу счастья, чтоб никто не смог ее видеть, чтоб она не являлась людям и не приносила счастья. Давайте расколдуем ее. А как мы можем ее расколдовать? (собрать из больших кубов).
Дети собирают кубы и составляют изображение городецкой птицы.
Воспитатель: посмотрите, какая красивая сказочная птица счастья. На кого она похожа? А каких еще птиц рисовали городецкие мастера? Найдите и покажите картинки городецких птиц.
Дети находят среди разных изображений городецких птиц и называют их: петух, фазан, павлин, лебедь, кукушка.
- Игра «Найди лишний цветок»
Воспитатель: задание 4: Чернушка решил нас запутать. Посмотрите на расписные городецкие предметы, все ли они правильно украшены, найдите и снимите лишние цветы.
Дети снимают с городецких предметов цветы других промыслов.
Воспитатель: Почему вы сняли эти цветы? (Сняли эти цветы, потому что они не относятся к городецкому промыслу).
Воспитатель: к каким промыслам они относятся? Назовите эти промыслы. (Гжель, Полхов-Майдан, Хохлома, Жостово).
7. Постановка художественной задачи.
Воспитатель: все задания Чернушки мы разгадали и теперь можем войти в этот город.
Появляется слайд с городом.
Воспитатель: какой город мрачный, унылый. Здесь нет ни одного узора, ни одного цветка. Давайте вернем красоту этому городу и украсим городецкими узорами разнообразные предметы.
8. Беседа по технике рисования.
Воспитатель: какими узорами вы будете расписывать предметы? (Розан, купавка и бутон).
- Какого цвета рисуются городецкие цветы? (Голубой с синим, розовый с красным).
-С чего начнёте рисовать городецкие цветы? Как правильно называются основы для цветов? (подмалевка). Что такое «тенёвка»? (рисование лепестков и глазков темным оттенком).
-Где находится глазок и лепестки у розана? (В середине глазок, лепестки - вокруг). У купавки? (Глазок – сбоку, один лепесток – по середине, остальные вокруг). У бутона? (Глазок – сбоку, один лепесток – по середине).
-Чем украшаются все цветы и листья? (Оживками). Какого цвета оживки? (Белые). Назовите виды оживок. (Точки, капельки, штрихи, дуги).
- Как чередуются цвета в гирлянде? (По цвету и размеру). Сколько цветов в гирлянде? (5).
-Где находится самый большой цветок? (В середине). Где находятся самые маленькие цветы? (На концах гирлянды).
9. Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: выберите изделие, которое хотите расписать и садитесь за столы.
Дети выбирают изделие, садятся за столы и самостоятельно расписывают его узорами.
10. Выставка работ детей
Воспитатель: давайте разложим наши изделия и полюбуемся их красотой. Посмотрите, какие красивые, яркие, нарядные узоры у вас получились.
11.Чтение стихотворения «Есть на Волге город древний»
Воспитатель: Мы поскачем по лугам
С яркими цветами.
Сказочные те цветы
Рисовали сами –
Здесь ромашки и купавки,
Словно в капельках росы,
Расцветают здесь розаны
Удивительной красы.
Оживляют те цветы
Белая оживка.
О волшебных тех цветах
Всем ты расскажи-ка!
- Любование работами, обсуждение, подведение итогов.
Воспитатель: какая работа вам нравится больше? Почему?
Дети вместе с педагогом анализируют каждую работу.
Воспитатель: мне очень нравятся ваши работы! Посмотрите, какие они получились все разные, неповторимые, яркие, красивые, объемные, аккуратные. Все ребята молодцы!
Рисовали мы цветы,
Небывалой красоты.
Красоте той нет конца –
Это все из Городца!
Список литературы.
- Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство / И.Я. Богуславская. - СПб.: Питер, 2012. - 245 с.
- Дорожин Ю.Г.: Городецкая роспись. - М.: Мозаика-Синтез, 2003
- «Методическое пособие по городецкой росписи»/ М. Ильченко, С. Мишин.-М.:-ИД «Грааль», 2002, - 40с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект изобразительной деятельности детей на тему « Волшебные узоры» в технике БАТИК.
ЦЕЛЬ: 1. Познакомить с техникой холодного батика. Отметить особенности росписи по ткани. 2. Осваивать метод нанесения мазков на ...
Конспект ноод на тему: «Волшебные узоры Деда Мороза».2012г.
Ноод по рисованию с использованием нетрадиционной техники проявляющийся рисунок....
Конспект занятия "Волшебные узоры"
Данное занятие написано для подготовительной группы в рамках работы над темой "формирование у старших дошкольников ориентировки в пространстве"...
Конспект образовательной деятельности "Волшебные узоры"
Конспект образовательной деятельности "Волшебные узоры" в подготовительной группе...
КОНСПЕКТ образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» рисование на молоке - техника «Эбру» с детьми старшей группы ОНР по теме: «Волшебные узоры»
Рисование с использованием техники ЭБРУ...
Волшебные узоры Городца" (Презентация к НОД)
Презентация к конспекту "Волшебные узоры Городца"...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Тема: Рисование на молоке с использованием техники Эбру «Волшебные узоры».
Познакомить с оригинальной техникой рисования на молоке.Обучить детей работать в данной технике.Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; развивать творческие способности, в...