Волшебные узоры Городца (конспект)
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Сайфутдинова Эльвира Нагимовна

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе.ОО «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность). Тема: «Волшебные узоры Городца»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volsheb_uzory_gorodtsa.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 176

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

в старшей группе.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

(изобразительная деятельность)

Тема: «Волшебные узоры Городца»

Составила: воспитатель Сайфутдинова Э.Н

г. Ульяновск


Тема: «Волшебные узоры Городца»

Цель: прививать интерес детей к декоративно-прикладному искусству.

Задачи:

Образовательные:

-Ввести детей в мир народного промысла через сказку.

-Вызвать желание украшать окружающий мир.

-Закреплять знания детей о городецкой росписи через игровые приемы.

- Составлять узор на разнообразных формах, выделяя его середину большим цветком, углы или края другим цветком или бутонами другого цвета, листьями.

-Побудить рисовать элементы узора (бутон, розан, купавка), используя характерную для городецкой росписи гамму цветов, сочетать цвета и оттенки, белые оживки.

- Закреплять умение рисовать концом кисти дужки, штрихи.

Развивающие:

- Развивать эмоционально-эстетическое восприятие, творческое воображение.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей благоговение перед народным искусством, уважение к результатам труда мастера; любование произведениями городецких умельцев, их способностью к радостной передаче смысла жизни

Материально-техническая база:

  1. Зрительный ряд:
  • мультимедийная установка, слайды (презентация) со сказкой, игровыми заданиями;
  • игра «Городецкий промысел»:  репродукции разных материалов (глина, дерево, железо, ткани, нитки), цветосочетаний, узоров разных промыслов, изделий (игрушки, посуда, мебель, утвари). Силуэт морфологической дорожки.
  • игра «Расставь по порядку»: репродукции с этапами изготовления городецких изделий.
  • Игра «Собери птицу»: большие кубы с силуэтом городецкой птицы, репродукции птиц разных промыслов
  • Игра «Найди лишний цветок»: изделия со снимаемыми элементами узоров (городецких, гжельских, полхов-майдановских, хохломских, жостовских).
  1. Музыкальный ряд: музыкальный центр, русские народные мелодии
  2. Литературный ряд: отрывок из стихотворения Т. Деминой «Есть на Волге город древний»
  3. Изобразительный ряд: гуашь, кисти № 3, салфетки, стаканы с водой, картонные коробочки, шкатулки, силуэты досок и посуды.

План НОД:

  1. Приветствие.
  2. Рассказывание сказки с демонстрацией слайдов.
  3. Игра на составление морфологической дорожки «Составь дорожку».
  4. Дидактическая игра «Расставь по порядку».
  5. Игра «Собери птицу».
  6. Игра «Найди лишний цветок».
  7. Постановка художественной задачи.
  8.  Беседа по технике рисования.
  9. Самостоятельная работа детей под звучание русских народных мелодий.
  10.  Выставка работ  детей.
  11. Чтение стихотворения.
  12. Любование работами, обсуждение, подведение итогов.  

Ход:

  1. Приветствие.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Скажите, вы любите сказки? Сейчас я расскажу вам сказку, слушайте внимательно.

2. Рассказывание сказки с демонстрацией слайдов.

Включение мультимедийной установки и слайдов.

1 слайд. В декоративном царстве, прекрасном государстве, за широкими полями, за большими лесами, на реке Волге раскинулся старинный и некогда очень веселый город мастеров Городец. В этом городе когда-то было очень красиво, пышным цветом цвели розаны, купавки, бутоны, пели птицы. Кони ретивые паслись на лугах.

2 слайд. И жили в этом городе удивительные люди-мастера, которые рисовали затейливые узоры. Этими узорами были украшены и дома, и мебель, и посуда, и игрушки - самые красивые во всей России. Все вокруг было ярким и красочным.

3 слайд. Но однажды случилось несчастье. Злой волшебник Чернушка заколдовал весь город. Все вокруг стало бесцветным и грустным. Нигде: ни в окнах, ни во дворах, ни на улицах, ни на предметах не было ни одного цветка, люди носили одинаковую одежду, не слышалось ни смеха, ни шуток, ни песен.

4 слайд. Мало того, Чернушка украл все краски, и мастера остались без работы. Нечем теперь расписать городецкие предметы.

Воспитатель: давайте поможем городецким мастерам и расколдуем город от проклятия волшебника! Но чтобы попасть в этот город, нам нужно выполнить, разгадать, расколдовать  волшебные задания Чернушки. Волшебник решил вас запутать и заодно узнать, как хорошо вы знаете городецкий промысел.

3. Игра «Городецкий промысел» (составление морфологической дорожки).

Воспитатель: Задание 1: надо выложить дорожку, характеризующую городецкую роспись (материал, цвета, узоры, изделия):    

-из какого материала делали свои предметы городецкие мастера? (найти и положить на 1 клетку)

- какие цвета использовали городецкие мастера в росписи? (2 клетка)

-какие узоры использовали в росписи? (3 клетка)

- какие предметы расписывали мастера? (4 клетка).

Дети выкладывают морфологическую дорожку, характеризующую городецкий промысел.

Воспитатель:  а теперь мы проверим, правильно ли выполнили задание Чернушки. Посмотрите на слайд. (Открывается слайд с правильной морфологической дорожкой).

  1. Дидактическая игра «Расставь по порядку».

Воспитатель: задание 2: Чернушка перепутал последовательность картинок, где изображены этапы изготовления городецких предметов. Расставьте их по порядку.

На экране картинки с различными этапами создания городецких изделий. Дети на мольберте выставляют иллюстрации в правильном порядке.

Воспитатель: проверяем наше выполненное задание, смотрим на экран. (Открывается слайд с правильной расстановкой иллюстраций).

  1.  Игра «Собери птицу».

Воспитатель: задание 3: Чернушка заколдовал городецкую птицу счастья, чтоб никто не смог ее видеть, чтоб она не являлась людям и не приносила счастья. Давайте расколдуем ее. А как мы можем ее расколдовать? (собрать из больших  кубов).

Дети собирают кубы и составляют изображение городецкой птицы.

Воспитатель: посмотрите, какая красивая сказочная птица счастья. На кого она похожа? А каких еще птиц рисовали городецкие мастера? Найдите и покажите картинки городецких птиц.

Дети находят среди разных изображений городецких птиц и называют их: петух, фазан, павлин, лебедь, кукушка.

  1. Игра «Найди лишний цветок»

Воспитатель: задание 4: Чернушка решил нас запутать. Посмотрите на расписные городецкие предметы, все ли они правильно украшены, найдите и снимите лишние цветы.

Дети снимают с городецких предметов цветы других промыслов.

Воспитатель: Почему вы сняли эти цветы? (Сняли эти цветы, потому что они не относятся к городецкому промыслу).

Воспитатель: к каким промыслам они относятся? Назовите эти промыслы. (Гжель, Полхов-Майдан, Хохлома, Жостово).

7. Постановка художественной задачи.

Воспитатель: все задания Чернушки мы разгадали и теперь можем войти в этот город.

Появляется слайд с городом.

Воспитатель: какой город мрачный,  унылый. Здесь нет ни одного узора, ни одного цветка. Давайте вернем красоту этому городу и  украсим городецкими узорами разнообразные предметы.

8. Беседа по технике рисования.

Воспитатель: какими узорами вы будете расписывать предметы? (Розан, купавка и бутон).

- Какого цвета рисуются городецкие цветы? (Голубой с синим, розовый с красным).

-С чего начнёте рисовать городецкие цветы? Как правильно называются основы для цветов? (подмалевка). Что такое «тенёвка»? (рисование лепестков и глазков темным оттенком).

-Где находится глазок и лепестки  у розана? (В середине глазок, лепестки - вокруг). У купавки? (Глазок – сбоку, один лепесток – по середине, остальные вокруг). У бутона? (Глазок – сбоку, один лепесток – по середине).

-Чем украшаются все цветы и листья? (Оживками). Какого цвета оживки? (Белые). Назовите виды оживок. (Точки, капельки, штрихи, дуги). 

- Как чередуются цвета в гирлянде? (По цвету и размеру). Сколько цветов в гирлянде? (5).

-Где находится самый большой цветок? (В середине). Где находятся самые маленькие цветы? (На концах гирлянды). 

9. Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: выберите изделие, которое хотите расписать и садитесь за столы.

Дети выбирают изделие, садятся за столы и самостоятельно расписывают его узорами.

10. Выставка работ  детей

Воспитатель: давайте разложим наши изделия и полюбуемся их красотой. Посмотрите, какие красивые, яркие, нарядные узоры у вас получились.

11.Чтение стихотворения «Есть на Волге город древний»

Воспитатель: Мы поскачем по лугам

С яркими цветами.

Сказочные те цветы

Рисовали сами –

Здесь ромашки и купавки,

Словно в капельках росы,

Расцветают здесь розаны

Удивительной красы.

Оживляют те цветы

Белая оживка.

О волшебных тех цветах

Всем ты расскажи-ка!

  1. Любование работами, обсуждение, подведение итогов.  

Воспитатель: какая работа вам нравится больше? Почему?

Дети вместе с педагогом анализируют каждую работу.

Воспитатель: мне очень нравятся ваши работы! Посмотрите, какие они получились все разные, неповторимые, яркие, красивые, объемные, аккуратные. Все ребята молодцы!

Рисовали мы цветы,
Небывалой красоты.
Красоте той нет конца –
Это все из Городца!


Список литературы.

  1. Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство / И.Я. Богуславская. - СПб.: Питер, 2012. - 245 с.
  2.  Дорожин Ю.Г.: Городецкая роспись. - М.: Мозаика-Синтез, 2003
  3.  «Методическое пособие по городецкой росписи»/ М. Ильченко, С. Мишин.-М.:-ИД «Грааль», 2002, - 40с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект изобразительной деятельности детей на тему « Волшебные узоры» в технике БАТИК.

ЦЕЛЬ:  1. Познакомить с техникой холодного батика. Отметить особенности росписи по ткани.            2. Осваивать метод нанесения мазков на ...

Конспект ноод на тему: «Волшебные узоры Деда Мороза».2012г.

Ноод по рисованию с использованием нетрадиционной техники проявляющийся рисунок....

Конспект занятия "Волшебные узоры"

Данное занятие написано для подготовительной группы в рамках работы над темой "формирование у старших дошкольников ориентировки в пространстве"...

Конспект образовательной деятельности "Волшебные узоры"

Конспект образовательной деятельности "Волшебные узоры" в подготовительной группе...

Волшебные узоры Городца" (Презентация к НОД)

Презентация к конспекту "Волшебные узоры Городца"...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Тема: Рисование на молоке с использованием техники Эбру «Волшебные узоры».

Познакомить с оригинальной техникой рисования на молоке.Обучить детей работать в данной технике.Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; развивать творческие способности, в...