Развитие инициативы дошкольников с ОВЗ через изобразительную деятельность
занимательные факты по рисованию (средняя, старшая группа)

Белокудренко Светлана Сергеевна

Способы рисования с детьми в свободное от занятий время для развития их инициативы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие инициативы дошкольников через изобразительную деятельность. 

        Художественное воспитание детей дошкольного возраста – предмет особенного внимания и предполагает воспитание средствами искусства. Его основная цель формирование культуры творческой личности. А его основная задача формирование позитивного и активного отношения ребенка к искусству и потребности в нем. В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания необходимо направить ребенка на удовлетворение его потребностей в активной деятельности, развивая творческие способности, приобщая его к прекрасному, и научить передавать свое эмоциональное состояние в художественной форме. Дошкольный возраст, это период самодеятельного творческого занятия искусством – рисованием, лепкой, а также эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, что способствует открытию в каждом ребенке творца. Ведь детская душа в одинаковой мере чувствительна ко всему прекрасному, потому что каждый ребёнок прирождённый художник и творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

        Возраст наших ребят на момент формирования группы 4-5 лет, а в летнее время прогулка занимает все свободное время, поэтому, чтобы осуществить данную задачу с нашими воспитанниками, мы предприняли следующее. Наблюдая за окружающими явлениями и объектами природы стали приобщать ребят к проявлению творчества и инициативы посредством художественного воспитания. Например, каждый день, выходя на прогулку, кроме всего прочего материала мы выносили игрушку Незнайку, привлекая внимание ребят на то, что Незнайка ничего не знает, но хотел бы узнать. Игрушечный Незнайка сопровождал ребят повсюду и только когда они заинтересовались этим персонажем и его деятельностью мы решили действовать. После наблюдения в природе за определенным объектом или явлением предлагали детям зарисовать то, что им понравилось или запомнилось, а затем рассказать Незнайке об этом, развивая монологическую, а в дальнейшем и связную речь, одновременно приобщая к художественному творчеству. Рисовали цветными и простыми карандашами, красками, фломастерами, восковыми мелками, гуашью. Сразу выявились дети хорошо рисующие, любители раскрашивать, лепить, вырезать или просто подавать карандаши, краски, бумагу разного свойства и качества. Всем нашлась работа. Сначала это были наброски, а затем инициатива и творческий процесс переходил в группу после прогулки. Вначале творческой деятельностью занимались быстрые и активные ребята, которые все делали первые: разделись, умылись. Но, вскоре подтягивались и другие ребята, в итоге не стало отстающих детей и задерживающихся в раздевалке, все хотели творить. Дети рисовали на карточках размером с детскую ладонь то, что видели на прогулке: объекты живой природы: животные, насекомые, птицы, растения и объекты неживой природы, природные явления в определенный сезон года, начиная с лета. Кто-то рисовал птичку, затем сравнивал ее с образцом, другие цветочек или листик, главное, что рисунок не должен был занимать долгое время в процессе изготовления, чтобы ребенок не потерял к этому интереса. Карточки мы складывали в 4 разные коробочки, которые тоже сделали сами из бросового материала, обклеив их совместно с детьми и родителями. Затем из двух ватманов изготовили два поля, разделенных на 4 части изображающие времена года и назвали «Дидактическое пособие «Путешествие по круглому году». Каждую часть раскрасили в разные цвета по выбору детей, поэтому и понадобилось сразу 2 ватмана. Одни дети оставили зиму белой, а другие предложили синий цвет, цвет холода. С помощью родителей наши ватманы были заламинированы, чтобы дети могли свободно и самостоятельно пользоваться пособием. С приходом осени природные явления стали меняться, меняться стала и деятельность детей. Дети уже рисовали другие объекты: листочки желтые, коричневые; веточки голые; цветочки осенние поникшие; птички; тучки и т.д. Сначала рисовали на улице, а затем стали зарисовывать в группе, сразу после прогулки. По желанию дети могли и слепить, и наклеить нужную картинку, кому что ближе и удобнее. Например, из крошечных кусочков ваты ребята зимой делали снег, а ведь это тоже творческое проявление наблюдаемого объекта. А вот пособием пользовались вместе, рассказывая куда, зачем и почему положили ту или иную картинку. Пособие раскладывали только тогда, когда приходили с прогулки, а пользоваться можно им в течение всего дня, так как дети многократно подходят к нему вспоминают, что видели на прогулке, перекладывая карточки по желанию в разные места соответствующего сезона, полезно для моторики и повторения пройденного и увиденного. Ведь дети любят быть первыми: первый увидел муравья, божью коровку, опавший листик, поникший цветочек, главное вовремя помочь устранить конфликт если он возникает между детьми по поводу первенства, не забывая о Незнайке, который все хочет узнать именно от него самого. Но, чтобы дети могли сами рассказать Незнайке, им приходится немного послушать воспитателя, именно так мы постепенно знакомим ребят с окружающим миром, рассматривая разные пособия из серии «Хотим все знать» или детские энциклопедии. Самое благодатное время – это утренние часы, когда можно с каждым ребенком позаниматься индивидуально, а затем и с подгруппой ребят, и не только порисовать, но и познакомить с дидактической или подвижной игрой соответствующей данной теме. Карточки сначала были не умелыми, но в дальнейшем с помощью родителей мы изготовили целый комплект небольших картинок на все времена года, хотя не забываем и о том, что ребенок может положить на пособие только что нарисованную картинку с тем, что его заинтересовало на прогулке или просто понравилось. Такой подход позволяет формировать у детей эстетические и нравственные ценности, поддерживая высокий уровень мотивации в их деятельности, повышая уровень творческих способностей. В группе мы создали все условия для проявления детской инициативы: центр свободного творчества для разнообразных видов художественной деятельности, пополняя его карточками ребят. А для проявления творческой инициативы   дошкольников используем и применяем все, что поддерживает их эмоции и переживания, побуждая к сопереживанию, эстетическому выбору и совместному творчеству.

         Весной мы планируем выносить еще одну куклу Почемучку, которую нам пошили родители. Ведь привлечение родителей к работе с детьми как единомышленников играет важную роль при реализации задач художественно-эстетического развития детей, развивая познавательный интерес к различным областям знаний, а также навыки сотрудничества. Цель куклы узнать, почему это так бывает? Кукла рассчитана на более разносторонних детей, которым не сидится на месте и все хочется познать. В нашей группе мальчиков намного больше, чем девочек, а способ усвоения и передачи информации у них отличается, им хочется бегать, прыгать, скакать, играть, исследовать и познавать.  Поэтому весной и летом надо брать сразу две куклы, чтобы мотивировать ребят в художественно-эстетическом плане и в речевом развитии через двигательную активность, вызывая желание изображать предметный мир в соответствии с реальностью, анализируя и делая выводы.  А воспитатель должен выступить в роли посредника и носителя художественного опыта, осуществляя функцию «мотиватора» художественных идей. Только тогда будет успешна художественно-эстетическая работа в этом направлении, когда будут учтены все индивидуальные и возрастные особенности подрастающих детей.

Используемая литература:

1. Волынкин В.И.

Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 441 с.

2. Золотухина А. А., Чичканова Т. А.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 72-73.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей через изобразительную деятельность и ручную умелость

Изобразительный  труд,  включающий  рисование,  лепку,  аппликацию,  способствует  разностороннему  развитию  детской  личности.Формирование  худ...

Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность.

Опыт работы по развитию моторики пальцев рук (и как следствие - развитие речи) через овладение способами нетрадиционного рисования. Дана классификация видов нетрадиционного рисования, которые доступны...

Обобщение опыта работы "«Использование художественных техник для развития у дошкольников творческих способностей в изобразительной деятельности».

В ДАННОЙ ПУБЛИКАЦИИ СМОДЕЛИРОВАНЫ ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ: Создание обогащённой предметно-развивающей среды, каждый компонент которой представляет собой оригинальную модель.Подбор методов и приёмов для ...

«Приобщение дошкольников к прекрасному через изобразительную деятельность»

«Искусство для детей должно быть богатым, разнообразным по содержанию, по тем чув­ствам, которые оно вызывает, а также но приемам художественной выразительности»Г.А. Флерина  Формировани...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Консультация для родителей " Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность"...

Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность

Методическая разработка о необходимости разработки мелкой моторики рук у детей...

Методическая разработка: "Развитие речи детей раннего возраста через изобразительную деятельность и сюжеты знакомых сказок"

Развитие речи детей раннего возраста через изобразительную деятельность и сюжетызнакомых сказок...