Индивидуально-дифференцированный подход к освоению художественного экспериментирования детей среднего дошкольного возраста
статья по рисованию (средняя группа)

Логунова Яна Олеговна

В современном мире колоссальное значение придаётся всестороннему становлению личности ребенка – дошкольника. Художественно-эстетическое воспитание занимает ключевую позицию в дошкольной системе образования. Ведь оно знакомит ребёнка с красотой окружающего мира, формируя изобразительные качества.

В статье даются рекомендации для учёта индивидуальных особенностей детей в дошкольных организациях. Ведь художественная деятельность требует индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку. Все дети разные. Поэтому для успешного воспитания и обучения необходимо учитывать возрастные, гендерные, физические и психические особенности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логунова Яна Олеговна

Воспитатель ГБДОУ детский сад №76

Приморского района г. Санкт-Петербург

Индивидуально-дифференцированный подход к освоению художественного экспериментирования детей среднего дошкольного возраста

В современном мире колоссальное значение придаётся всестороннему становлению личности ребенка – дошкольника. Художественно-эстетическое воспитание занимает ключевую позицию в дошкольной системе образования. Ведь оно знакомит ребёнка с красотой окружающего мира, формируя изобразительные качества.

Одной из современных проблем изобразительного творчества сейчас является шаблонность, которой пытаются научить детей педагоги. В представленной работе большой интерес уделяется художественному экспериментированию. Это отличный инструмент для перехода от этапа каракуль к этапу полноценного рисования.

Дети 4-5 лет – маленькие исследователи, им важно получить ответы на свои вопросы путем практик. Для этой цели нетрадиционные техники рисования обладают масштабными преимуществами. Дети, исследуя свойства материалов, находят новые идеи для их комбинирования и создания оригинальных образов изображения. В процессе экспериментирования с нетрадиционными материалами ребята становятся самостоятельнее, совершенствуется мелкая моторика рук. Важно, чтобы педагоги использовали большое разнообразие материалов.

Сейчас актуальным вопросом является учет индивидуальных особенностей детей в дошкольных организациях. Художественная деятельность также требует индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку. Все дети разные. Поэтому для успешного воспитания и обучения необходимо учитывать возрастные, гендерные, физические и психические особенности дошкольников.

Индивидуальный подход, по мнению Я.И. Ковальчук, направлен на исключение отрицательных качеств ребенка и укрепление положительных [1].

Успешная реализация индивидуально-дифференцированного подхода невозможна без учета возрастных и гендерных особенностей дошкольников. Еремеева В.Д. и Хризман Т.П. в своей работе делают акцент на дифференциации мальчиков и девочек. Мальчики и девочки разные от природы - у них по-разному функционирует мозг, по-разному сформированы психические процессы. Особенности детского мышления мальчиков и девочек ярко проявляются в детских рисунках детей. Рисуя на одну и ту же тему, дети выбирают непохожие способы передачи изображения [2] .

Следует отметить, что дошкольников формально можно разделить на творцов и копиистов. В рисунках первых - большой полет фантазии и воображения, их работы носят творческий характер. Другие дети просто повторяют изображение за педагогом или сверстником, такие рисунки чаще всего похожи друг на друга, без творческой активности.

Особое значение следует уделить индивидуализации навыков мелкой моторики рук детей. Этот уровень у детей среднего возраста может колебаться – одни обладают хорошо скоординированными движениями пальцев рук, ловкостью. У других детей наблюдается неточность в движении пальцев, рисуют медленно и неаккуратно.

Педагогическая тактика должна учитывать разные основания для индивидуально-дифференцированного подхода в художественном развитии и, следовательно, иметь соответствующие приемы.

Во-первых, необходимо расширять опыт использования различных техник и материалов рисования как основы экспериментирования. Взрослый знакомит детей с новыми техниками рисования, с необычным художественным материалом и инструментами, стимулируя их интерес к нетрадиционным техникам и экспериментированию.

Для первого занятия с необычным материалом можно внедрить игрового персонажа, который и будет наглядно знакомить ребят с новым творческим миром в отдельном уголке для рисования, который будет насыщен бумагой, заготовками с готовыми изображениями, разнообразными красками и инструментами. После этого создаётся уголок творчества, где дети уже сами могут экспериментировать и создавать свои шедевры.

Во-вторых, должна осуществляться поддержка детей в процессе рисования с учетом их особенностей (гендер, моторика). Здесь уже следует разделение творческого уголка на 3 раздела с разными направлениями:  активизация воображения (задания Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгиной); развитие моторики пальцев (штриховки, лабиринты, дорисовки); расширение знаний детей о нетрадиционном рисовании (непосредственное использование техник).

В-третьих, организация экспериментирования предусматривает учёт гендерных особенностей детей. Перед самой деятельностью рекомендуется делить детей на группы: девочки – мальчики. Девочки обычно рисуют принцесс, цветы, животных и т.д., а мальчики в большинстве случаев выбирают технику. Поэтому каждой группе даётся возможность освоить нетрадиционные техники рисования в разных гендерных тематиках.

В-четвертых, важно практически обогащать знаниями родителей о нетрадиционных техниках рисования и реализовывать поддержку культурных практик в условиях семьи. Для этого организовываются мастер-классы для родителей и детей. Где показывают основные приемы нетрадиционных техник рисования, даются задания, в которых раскрывается совместное творчество родителей с детьми.

Подводя итоги исследования, можно сделать вывод, что нетрадиционные техники рисования являются отличным инструментом для развития изобразительного творчества детей 4-5 лет. Более того, учитывая возрастные, физические и гендерные отличия ребят, можно добиться высоких результатов в области освоения художественного экспериментирования.

  1. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателей детского сада. – 2-е изд., доп.. -.: Просвещение, 1985. – 112с.
  2. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира: нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, шк. психологам. СПб.: Тускарора, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лепка в художественном развитие детей среднего дошкольного возраста.

2.1. Влияние лепки на развитие ребенка       Лепка - один из видов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.        Лепка...

Индивидуальный целевой проект «Преобразования профессиональной деятельности в сфере экспериментирования детей среднего дошкольного возраста».

Создание в группе определеннйх условий, стимулирующих интерес ребенка к исследованиям и открытиям....

Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Доклад для коллег на тему: "Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности"....

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

ТЕМА:  «ПРОЕКТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,  КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ...

Тема: «Создание условий для освоения финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста»

Финансовая грамотность для детей – необходимый этап в процессе воспитания. Средний возраст   (4-5 лет) – самое время объяснить детям ценность денег. Для этого мы использовал...