ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»
проект по рисованию

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «МИЛЯШ»

Рассмотрен на педсовете                                                       Утверждаю

Протокол № 1 от «…..»………………2021г.                       Заведующий МДОУ д/с «Миляш»

                                                                                                 ……………………….Э.Р. Вакилова

Кунашак 2021г.

        ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»

ЛАТЫПОВОЙ ИЛЬЗАНЫ БИРИМЖАНОВНЫ

НА 2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель:

развивать у детей мелкую моторику, творческие способности, фантазию, воображение средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

Развивающие:

  • развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;
  • развивать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
  • развивать творческие способности детей;
  • развивать умение оценивать созданные изображения;
  • подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
  • развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
  • развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
  • воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
  • воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
  • воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

Обучающие:

  • обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
  • обучать детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.

Актуальность темы:

        Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором  гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.

        «Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

        «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

        Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

        Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

        Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

        Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Методы:наглядный, словесный, практический.

Принципы: От  простого  к  сложному,  где  предусмотрен  переход  от  простых  занятий  к сложным.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Принцип  индивидуализации  обеспечивает  вовлечение  каждого  ребенка  в воспитательный процесс.

Принцип  развивающего  обучения  заключается  в  правильном  определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей  решения  задач;  стимулируют  к  творческим  поискам  и  находкам,  развивают наблюдательность.

Принцип доступности материала

Группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Сентябрь. Изучение методической литературы.

1. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.

2. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.

3. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

4. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.

5. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.

7. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

8. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

9. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 1999. - №2

10. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

Работа с детьми

1.«Дерево», «Одуванчики», «Сирень» - приемом нетрадиционной техники рисования(методом «тычка».).

2. «Натюрморт» - знакомство с новой техникой – набрызг.

3.  «Гирлянда» - рисование пальчиками, оттиск поролоном

4.  «Рыбки» - пластилинография

5.Открытка - «Ветка сирени» - метод тычка.                                                    6. «Радуга» -  (по мокрой бумаге) – рисование губкой.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Направлять внимание детей на новые способы работы с уже знакомыми материалами; разные способы создания фона для изображаемой картины.

7. «Снежинка» (витраж) - рисование клеем ПВА по контуру.

8. «Ракеты в космосе» - техника граттаж.

9. «Синица» - рисование ватными палочками.

Ожидаемый результат

  • Формирование знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • Владение простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • Умение самостоятельно применять техники;
  • Развитие мелкой моторики рук;
  • Обострение тактильного восприятия;
  • Улучшение цветовосприятия;
  • Повышение концентрации внимания;
  • Повышение уровня воображения и самооценки;
  • Расширение и обогащения художественного опыта;
  • Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка);
  • Формирование трудовой деятельности;
  • Повышение профессионального уровня и педагогической компетенции;
  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа саморазвития педагога по теме: «Нетрадиционные техники рисования – как средство развития творчества детей»

Программа саморазвития воспитателя ДОУ по теме "Нетрадиционные техники рисования - как средство развития творчества детей дошкольного возраста"...

Мастер - класс для воспитателей по теме: «Нетрадиционные техники рисования»

Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству. Задачи:- познакомить педагогов ...

Консультация для воспитателей На тему «Нетрадиционные техники рисования».

Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, развивает уверенность в своих силах....

Консультация для воспитателей на тему: "Нетрадиционные техники рисования в работе по здоровьесбережению"

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка...

Индивидуальные беседы с родителями на тему: Нетрадиционные техники рисования

Детское изобразительное творчество нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии....