Парциальная программа "Волшебные ладошки"
рабочая программа по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Менглиева Наталья Олеговна

Парциальная программа «Волшебные ладошки» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развитие у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомления с различными техниками рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsialnaya_programma_volshebnye_ladoshki_2021.docx111.05 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Оби Новосибирской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №107 «Тополек» муниципального образования г. Оби Новосибирской области

РАССМОТРЕНО

Педагогическим советом

протокол № ___________

от ____________________

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий

МБДОУ детский сад №107 «Тополек»

______________О.А. Ткачева

_____________20____г.

Парциальная образовательная программа

«Волшебные ладошки»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

                                   Автор-составитель:

                                                   Менглиева Наталья Олеговна,

                                                                      Воспитатель первой квалификационной

                                                                 категории

г. Обь

2021 год

Содержание программы:

Раздел 1. Комплекс основных характеристик рабочей программы.

1.1.Пояснительная записка.

1.1.1. Концепция, направленность, актуальность и новизна программы.

1.1.2. Нормативно-правовое обеспечение программы.

1.1.3. Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет и 6-7 лет)

1.2.Цели, основные задачи, и структурно-содержательная модель организации образовательного процесса.

1.2.1. Цели и основные задачи, принципы реализации программы.

1.2.2. Структурно-содержательная модель организации образовательного процесса.

1.3. Содержание программы.

1.3.1.Учебно-тематический план первого года обучения

1.3.2. Учебно-тематический план второго года обучения

1.4. Планируемые результаты освоения программы.

1.5. Взаимодействие с семьями воспитанников

1.6. Календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) воспитанников

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение программы

2.2.Кадровое обеспечение

2.3. Список литературы.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик рабочей программы

                                                 1.1.Пояснительная записка

1.1.1.Концепция, направленность, актуальность и новизна программы

                         Давно уже было замечено, что таланты являются    всюду и  всегда,  где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития

Г.В. Плеханов

         Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

          Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.

          В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе образования: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому поставить  проблему одаренности детей, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

        Программа дополнительного образования дошкольников художественно-эстетической направленности «Волшебные ладошки» (далее Программа) разработана для удовлетворения социального заказа общества в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста и представляет собой детально разработанную систему  рисования с использованием нетрадиционных техник для одаренных детей         в условиях детского сада.  В программе сформулированы общие развивающие и обучающие цели, содержится подробное календарно-тематическое планирование, которое включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования,  предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу;  спланированы реальные результаты, которых могут достигнуть дети, критерии диагностики, разработки, конспекты игр и упражнений  с учётом его способностей, возможностей и интересов. А также правила техники безопасности и особенности работы с художественными материалами. Программа  адресована воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям изостудий, педагогам дополнительного образования.

       В педагогической практике накоплен большой потенциал идей по организации работы с одарёнными детьми. Они и составляют концептуальную основу данной  программы.  Б.М. Теплов определил деятельностный подход выявления одарённости (по результатам, успехам в какой-либо деятельности), при этом одарённость поделил на общую (к широкому спектру деятельности) и специальную (к определённому виду деятельности). И.Я. Лернер разделял одарённость на интеллектуальную и творческую. А.М. Матюшкин положил в основу развития одарённости творческий потенциал, заложенный в каждом ребёнке и развивающийся в процессе его взросления. Признаками одарённости считал доминирующую роль познавательной мотивации, исследовательскую творческую активность, возможность достижений нестандартных решений, возможность прогнозирования. Н.С. Лейтес в основу формирования и роста способностей положил социальную среду, в которой исключительные задатки могут как развиваться, так и деградировать.

         В работах Л.А. Венгера, А.А. Мелик-Пашаева, B.C. Юркевич, Н.В. Гросул, О.И. Чехониной, О.М. Дьяченко доказано, что одаренность ребенка в изобразительной деятельности проявляется на ранних этапах развития, и детский рисунок может рассматриваться как показатель развития художественной одаренности.

       Изобразительная деятельность детей привлекает внимание педагогов и психологов. Исследованиями в области детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, В. Вунд, Г. Кершенштейнер, Ф.И. Шмит, B.C. Мухина, Т.Н. Доронова, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, А.И.Савенков, Е.А.Флёрина, Н.Б.Халезова, Б.П.Юсов, С.Г.Якобсон, Н.П.Сакулина.

       В качестве научно - теоретической основы программы является Концепция межрегиональной программы «Одаренные дети».

       В психологии и педагогике проблема детского изобразительного творчества становится одной из центральных. Рисунок как продукт изобразительной деятельности несет в себе отпечаток личности ребенка, его настроения, чувств и состояний. Изобразительная деятельность, возникающая на ранних ступенях онтогенеза, позволяет проследить тесную взаимосвязь изобразительной деятельности с различными сферами психического и личностного развития ребенка.

       Программа поможет одаренному ребенку раскрыть свои способности и таланты в изобразительной деятельности.

       В основу Программы положены следующие концептуальные положения:

  • возможность существования разрыва между потенциальными возможностями (способностями) ребёнка и тем конкретным, актуальным уровнем развития его способностей, который достигается к определённому моменту времени.
  • существование некоторого (возможно, весьма длительного) временного интервала, по истечении которого одарённый ребёнок начинает обнаруживать и проявлять свои способности.
  • необходимость специальных форм работы с одарёнными детьми и помощи им, выходящие за рамки традиционного обучения.

    Актуальность программы заключается в том, что в современных условиях изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

       Современному обществу требуются творчески активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, умеющие адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельные и конкурентоспособные. Новая политика в образовании России выдвигает задачу демократизации образования и воспитания. Стратегией образовательного пространства является создание образовательного процесса, направленного на гармоническое развитие личности, создание обогащенной среды для развития каждого ребенка.

         Сегодня разработана и действует президентская программа "Дети России", где есть раздел "Одаренные дети". На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных детей, создание различных типов учебных заведений, учитывающих разные потребности, подготовки научных кадров для работы с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми должна сложиться в концепцию, охватывающую все виды одаренности, в непрерывные педагогические процессы, пронизывающие все ступени роста ребенка от дошкольного детства до высшего образования.

         В Федеральной программе развития образования выдвигается цель - «Развитие системы образования в интересах формирования творческой личности как одного из факторов экономического прогресса общества ...». В программе основным направлением является - развитие возможностей для образования одаренных детей с учетом их индивидуальности.

         Одаренность многогранна и проявляется индивидуально у каждого ребенка. Раскрытие потенциала одаренного ребенка актуально для системы художественного воспитания. В настоящий момент растет количество специализированных школ, студий как государственных, так и частных для одаренных детей. Реализация названных задач требует совершенствования системы художественного воспитания учащихся в общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования. Все это подчеркивает важность данной программы.

        Волна возрастной одарённости в течении нескольких лет несёт на своём гребне маленьких художников. Но она уйдёт, и большинство взрослеющих детей найдёт другие предпочтительные для них области деятельности, где проявятся их способности. Однако приобретённый опыт художественного творчества останется их личностным достоянием и возможно, поможет творчески проявить себя в той или иной сфере деятельности.

      Возраст 5-7 лет  (т.е. старший дошкольный возраст) можно назвать сенситивным для художественного развития. Применительно к этому возрасту формула «каждый ребёнок – художник» звучит наиболее убедительно.

      Для педагогов, работающих со старшими дошкольниками, сфера художественного развития должна быть приоритетной.

      Прежде всего, надо увлечь ребёнка творческой природой искусства, а потом давать ему технические средства, чтобы он мог воплощать замыслы, которые сам порождает и хочет воплотить. Нужно развивать руку маленького художника и знакомить его с приёмами изображениями. Для этого эффективнее и психологически вернее будет прибегнуть в непроизвольному обучению в игровой форме. Программа направлена на  такое обучение, когда ребёнок овладевает знаниями, развивает качество, не в результате специальных усилий, а в результате деятельности, направленной на цель, незаметно для самого себя.

В настоящее время формируется система выявления, развития и поддержки детей с признаками интеллектуально-творческой одаренности, которая включает в себя пять основных направлений, тесно связанных и интегрирующихся между собой:

1.Создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала.  

2. Совершенствование научно-методического уровня педагогов.

3. Выявление и отслеживание динамики развития детей с признаками одаренности.

3. Дальнейшее развитие у детей творческой одаренности.

4. Работа с родителями одаренных детей.

5. Разработка механизма работы по взаимодействию с социальными институтами  в целях создания наилучших условий для проявления творческого потенциала детей и дальнейшего их развития (совместные педагогические объединения, совместные  праздничные мероприятия, творческие выставки, театрализованные представления, интеллектуальные марафоны, состязания различной направленности и т.д.)

       Новизна. Программа разработана для удовлетворения социального заказа общества в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста и с целью пропедевтической работы в рамках  муниципального проекта «Одаренные дети». Программа позволит, развивать способности одарённых детей, осуществляя личностно-ориентированный подход. Одаренные дети с художественными наклонностями смогут в полной мере реализовать свои возможности и способности, проявляя активность, инициативу, творчество. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 января 2014 г.

1.1.2. Нормативно-правовое обеспечение программы

Реализация программы осуществляется в соответствии со следующими документами:

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО),

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

         - Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ №1726-р от 04.09.2014г. и плана мероприятий по ее реализации (Распоряжение Правительства РФ №729-р от 24.04.2015).

        - Постановление Главного государственного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

-  Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.

-  Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».

            -Основные положения «Декларации прав человека», принятые Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948.

           -Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989.

           -Приказ МО РФ от 04 февраля 2010 г. № 271 «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

           -Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

           -Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

          -Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

          - Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. N 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»

            -Приказ от 24 февраля 2016 года N 134 «Об утверждении Перечня подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей.

1.1.3. Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей старшего дошкольного возраста

(5-6 лет и 6-7 лет)

Шестой год жизни (старшая группа)

     Данный возраст характеризуется проявлением активности, инициативы и самостоятельности в обогащении способов действий в целом, и     изобразительных в частности, дополнениями известных образов деталями на основе новых впечатлений. Дошкольник в этом возрасте активно интересуется предметами живой и неживой природы, проявляет исследовательскую любознательность. Он внимательно рассматривает окружающие ею объекты, стремится узнать у взрослого больше новых интересных сведений о них.

Дети старшего дошкольного возраста могут устанавливать взаимосвязи между природными явлениями, переход объекта из одного состояния в другое: почему желтеют листья и зеленеет трава, почему плывут облака и т.п.

Художественное развитие в этом возрасте характеризуется более высокой степенью овладения различными видами художественной изобразительной деятельности и проявлением художественных способностей. Формируется восприятие ритма в рисунке, развивается зрительная память детей, воображение и творческое мышление.

      Яркие впечатления от просмотра картин, фильмов, прогулок по лесу дети могут отражать в живописно-творческих работах. Дети 5-6 лет обладают более устойчивым вниманием к замыслу и реализации собственного проекта. В этом возрасте они часто принимают на себя роль «мастера», «художника», «скульптора».

      В рисунках дети свободно могут передавать характерные признаки предметов: форму, цвет, части и детали, пропорции. Движения руки становятся более уверенными, точными и осмысленными.

Седьмой год жизни (подготовительная к школе группа)

      Изобразительная  деятельность детей 6-7 лет  характеризуется  большей  самостоятельностью  в  определении  замысла  работы,  сознательным  выбором  средств  выразительности, достаточно  развитыми  изобразительно-выразительными  и  техническими  умениями,  повышением  требовательности дошкольников  к результату. Повышается качество детских работ, что проявляется в создании пластического изображения, построении достаточно сложных композиций, отображении характерных и индивидуальных черт  и особенностей изображаемых предметов.  Приобретенный художественно-эстетический  опыт  позволяет  дошкольникам  глубоко  понимать художественный  образ,  представленный  в  художественном  произведении,

эстетически  оценивать  изображение,  дошкольники  начинают  проявлять интерес  к  посещению  музеев  искусству  и  творчеству.  Понимают

ценность произведений изобразительного искусства

1.2.Цели, основные задачи, принципы реализации и структурно-содержательная модель организации образовательного процесса

1.2.1. Цели, основные задачи, принципы реализации программы.

     Цель Программы: создать условия для самореализации и развития творческих способностей одаренных детей дошкольного возраста, в различных видах изобразительной деятельности, используя нетрадиционные техники рисования.

Основные задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров (живописью, графикой, росписью, дизайном) и жанров;
  • Формировать умение различать виды и жанры живописи;
  • Формировать умение выполнять работу в различных техниках нетрадиционного рисования  разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, воздушные фломастеры, уголь.
  • Формировать навыки сотрудничества и умение работать в коллективе.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира;
  • Развивать творческие способности детей, художественно – эстетический вкус;
  • Развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тёплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; разные пропорции предметов;
  • Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или                  сюжета.

Воспитательные:

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии картин, иллюстраций и произведений выдающихся художников;
  • Воспитывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов;
  • Воспитывать нравственные качества (любовь, доброту, трудолюбие, ответственность, уважение к взрослым, женщинам, пожилым людям) и личностные качества (усидчивость, настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца);
  • Повышать самооценку, уверенность в своих силах.

     Принципы реализации Программы: 

     1.  Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурные компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии.

     2.  Принцип развития предполагает выделение в процессе работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

     3.  Принцип доступности предполагает построение непосредственно образовательной деятельности дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей.

     4.  Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие.

1.2.2. Структурно-содержательная модель организации образовательного процесса

    Реализация программы осуществляется в условиях студии изобразительного искусства «Волшебные ладошки» (далее - студия), действующей на базе Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детского сада №107 «Тополёк» города Оби и ориентирована на детей старшего дошкольного возраста. Обучение художественно-одаренных дошкольников строится на четырех основных направлениях: развитие креативности, формирование изобразительных умений, обогащение представлений о мире и развитие познавательных процессов, развитие эмпатии. Занятия в студии – направлены на углубленное изучение изобразительного искусства;  способность видеть окружающий мир, чувствовать, понимать, любить, создавать в меру своих сил и творческих возможностей изобразительно-художественные ценности.

Режим занятий и объем учебной нагрузки

     Режим занятий по программе соответствует СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

     Занятия проводятся: с 1 октября по 31 мая, 2 раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами (в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях») составляет:

   для детей 5-6 лет до 25 мин (1 академический час равен 25 минутам);

   для детей 6-7  лет до 30 мин (1 академический час равен 30 минутам).     

       В состав учебной группы включаются обучающиеся с особыми интеллектуальными и творческими способностями, с «высокими показателями одаренности» (креативности, активности, инициативности).

       По итогам диагностики дети зачисляются в группу двухгодичного обучения по данной программе.

      Программа рассчитана на два года обучения – 129 учебных часа, для детей в возрасте 5-7 лет.

      Первый год – старшая группа 5-6 лет

      Второй год – подготовительная группа 6-7 лет.

      Учебный год длится 32 учебные недели. Всего 64-65 занятий в год.

Год обучения

Количество часов

Режим занятий

Всего

теория

практика

Периодичность в неделю

Кол-во часов в день

Первый

64

12

52

2

1

Второй

65

13

52

2

1

     

    Занятия проходят в специально оборудованном кабинете по расписанию, утвержденным заведующим МБДОУ №107 детский сад «Тополек».

   Занятия проводит воспитатель, реализующий содержание данной программы.

        Форма занятий: групповая, численностью по 15-20 воспитанников, с возможностью добора детей в группу на место выбывших обучающихся.

         Формы обучения:

  • очная форма обучения
  • специально организованная образовательная деятельность;

        Формы работы:

  • Беседа;
  • Просмотр видеоматериала, прослушивание музыкальных произведений;
  • Игровые приёмы и  упражнения;
  • Объяснение, пояснение, педагогическая оценка;
  • Наглядно-демонстративный показ.

   Занятия проводятся в нетрадиционной форме:

1. Занятие – экскурсия («Экскурсия в лес», «В картинную галерею», «На фабрику» и т.д.).

2. Занятие - коллективное творческое дело (Коллективное рисование, коллективная аппликация и др.).

3. Занятие – игра («Магазин картин», «Поможем сшить костюм» и др.).

4. Занятие – творчество («Мастерская художника», «Мастерская добрых дел»).

5. Занятие – сказка (Занятие строится по сюжету одной или нескольких сказок).

6. Занятие – путешествие (Путешествие по сказкам, в космос, родной стране, городу  и др.).

7. Занятие – соревнование («Кто быстрее назовет», «Кто быстрее найдет», «Кто быстрее всех определит, заметит» и т.д).

8. Занятие – КВН (Занятие проводится как изо-викторина).

9. Занятие - квест  (Работа со схемой, картой).

      Структура занятий:

  • Вводная. Мотивация и замысливание.
  • Практическая. Работа с художественными материалами. Создание образа.
  • Заключительная. Анализ результата деятельности.

       Занятия организуются на принципах:

  • «От простого к сложному»,  где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
  • Принцип доступности материала.

Современное обучение обязательно должно включать общедидактические методы. Использование их на занятиях осуществляется с учетом его специфики, задач, содержания. Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.

Система условий, непосредственно влияющих на развитие художественного творчества детей:

  • развитие интереса к изучению изобразительного искусства;
  • воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности;
  • последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества детей;
  • введение на занятия технических средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;
  • введение на занятиях творческих, импровизированных и проблемных задач;
  • применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;
  • целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов и бесед, активизирующих внимание детей, работу их мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
  • смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, декоративная работа, наброски);
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися;
  • введение в структуру занятия игровых элементов и художественно-дидактических игр, использование элементов соревнования;
  • систематическое развитие взаимосвязей с другими школьными дисциплинами, интегрированное обучение искусству.

Ход занятий предусматривает чередование различных обучающих методов и приемов:

  • монологическое изложение учебного материала;
  • показательный - подготовка материала с учетом принципа вариативности, логики решения проблемы, глубокое объяснение;
  • диалогический - участие детей в обсуждении проблем в условиях проблемных ситуаций;
  • эвристический - проведение дискуссии и дидактической игры с целью организации самостоятельной работы;
  • проблемный - вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад;
  • алгоритмический - усвоение знаний на основе предписаний;
  • программированный - постепенное изучение материала;
  • плавное погружение в тему - эмоциональный настрой группы (зрительный ряд, музыка, стихи); восприятие, четкий анализ задания;
  • дифференцированный - деление группы на мини группы, для выполнения разных работ, варианты, с целью последнего сравнения;
  • интегрированный - интеграция разнообразных видов искусства внутри художественно-эстетического направления, с биологией, историей;
  • проектно-исследовательский - дети экспериментируют, а затем результаты оформляются в виде газет, детского дизайна; дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы.

При выборе методов и приемов обучения был учтен собственный опыт работы в течение нескольких лет, а также опыт других педагогов.

Методы и приёмы направлены на развитие:

  • творческого воображения (через нестандартный взгляд на систему, преодоление психологической инерции, через эмпатию и использование методов фантазирования);
  • памяти и внимания (через систему специальных игр, упражнений, с использованием метода ассоциации и зацепок);
  • логического мышления, пространственного воображения (через методы, основанные на системном подходе и развивающие игры);
  • коммуникативных средств (через психологические игры и театрализацию).

1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебно-тематический план первого года обучения

(64 ч). Старшая группа 5-6 лет

Тема занятия

Вид занятий

Техника исполнения

Задачи

Кол-во часов

1

«Вводное занятие»

-

Расширить познания детей в области изобразительного искусства. Дать представление о жанровой живописи как особом виде изобразительного искусства. Обучить работе с основными инструментами художника. Познакомить детей с правилами безопасности на занятиях. Познакомить с изобразительными материалами. Пробудить интерес к рисованию.

1

2-3

 «Цвет в жизни человека и в искусстве»

Живопись

Познакомить детей с видами искусства, основными художественно-выразительными средствами. Формировать умение определять принадлежность произведений искусства к тому или иному виду; анализировать произведения искусства.

Развивать память, мышление, творческую активность, эстетический вкус, способность оценивать, обобщать, анализировать свою работу и работу товарища.

Воспитывать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала и практической деятельности.

2

4-5

 «Краски осени»

Монотипия

Сформировать понятие о методе печатной графики, называемой «монотипия»; Познакомить со способом и последовательностью выполнения работы;

Расширить знания о пейзаже, как жанре в живописи и цвете, как основном средстве художественной выразительности.

Развивать творческую активность детей и творческие способности путем создания быстрой и эффектной работы, что обязательно приведет к радости творчества и удовольствию от результата

2

6

«Ветка рябины»

Рисование пальчиками и печатание листьями

Продолжить знакомство детей с природой родного края. Формировать умение рисовать с натуры; закрепить умение рисовать пальчиками; печатания листьями; развивать чувство композиции, цветовосприятие

1

7-8

«Птицы - символ добра и счастья»

Декоративно-прикладное искусство

(конструирование объемных фигур)

 Обучать технологиям бумажной пластики: аппликации, бумажному конструированию, оригами. Формировать практические умения в процессе обучения и воспитания правил трудовой и экологической культуры.

 Развить у детей умения создавать художественные образы; фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию  свойств материалов, желание экспериментировать сними.

Воспитывать у детей любовь к труду, аккуратность при выполнении работы, усидчивость, кропотливость

2

9

«Как я провел лето»

Живопись

Формировать умение отражать в рисунке впечатления, полученные летом; рисовать различные деревья, кусты, цветы; оценивать свои рисунки и рисунки товарищей; закреплять умение располагать изображение на полосе внизу листа и по всему листу: ближе к нижней части листа и дальше от нее.  

1

10

По замыслу

Различные техники

Закреплять умение использовать различные техники для осуществления задуманного в рисунке. Развивать умение детей задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Совершенствовать навыки рисования акварелью. Создать условия для самостоятельного творчества.

1

11-12

«Осенние пейзажи»

Рисование по сырому

Познакомить детей с работами И.И.Левитана «Золотая осень». Закреплять умение дополнять изображение подходящими деталями. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в технике рисование по сырому; содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений об осени

2

13

«Цветы в вазе»

Волшебные картинки

Познакомить с техникой волшебные картинки на бумажной салфетке. Развивать цветовосприятие. Формировать умение пользоваться палитрой при смешивании красок.

1

14

«Фруктовая мозаика»

Натюрморт

Формировать умение составлять натюрморт из фруктов.  Познакомить детей с выполнением простого (плоскостной вариант) натюрморта. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели.

1

15

«Вглядываясь в человека»

Портрет

Формировать умение понимать эмоциональное состояние и настроение окружающих людей. Продолжать развивать умение рисовать портретстараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека. Развивать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств. Учить изображать эмоции человека в различных ситуациях . Воспитывать эмоциональную отзывчивость,  доброжелательное отношение друг к другу.

1

16

«В подводном мире»

Восковые мелки и акварель

Совершенствовать умение рисовать в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель; развивать воображение, чувство композиции.

1

17

«Пушистые животные»

Тычок жесткой кистью

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования  «тычок» жесткой полусухой кистью.

Формировать умение детей передавать особенности изображаемого предмета, используя технику рисования «тычок» жесткой полусухой кистью. Совершенствовать у детей мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию.

Развивать у детей самостоятельность, творческие способности, воображение.. Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова. Воспитывать любовь к природе.

1

18

«История родного края в картинках»

Живопись

Познакомить детей с историей родного края, страны. Продолжить знакомство детей с художниками Новосибирского района, с работами М. Казаковцева. Развивать у детей чувство цвета, развивать эстетическое восприятие.

1

19-20

«Разноцветные морские животные»

Рисование по мокрому и аппликация

Познакомить детей с техникой рисования по мокрому. Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа; закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем; развивать аккуратность.

2

21

По замыслу

Различные техники

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

1

22

«Хохлома. Гжель. Городец»

Роспись

Формировать знания детей о традиционных русских народных промыслах (гжельской, хохломской, городецкой, дымковской росписях). Обобщить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве – народные промыслы. Развивать творческие способности. Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, промыслам, народным традициям.

1

23

«Осенние ручьи»

Кляксография с трубочкой

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования кляксография –выдувание трубочкой; развивать творческое мышление детей, любознательность, воображение; воспитывать интерес к изобразительному искусству. Тренировать дыхание: способствовать развитию более глубокого вдоха и более длительного выдоха 

1

24

«Пасмурный день»

Рисование по сырому

Продолжить знакомить детей нетрадиционной техникой  рисования «по сырому». Формировать умение детей задумывать содержание своего рисунка.  Помочь в создании выразительного образа. Развивать воображение, наблюдательность.

1

25-26

«Паучок - домовичок»

Воскография (граттаж цветной).

Коллективное панно

Продолжить знакомить детей с нетрадиционной техникой - воскографией; развивать ассоциативное мышление и образное восприятие. Воспитывать эстетические чувства, интерес к творческой деятельности, аккуратность в процессе работы.

2

27

По замыслу

«Волшебные картинки»

Формировать умение самостоятельно создавать «волшебные картинки» из бумажных салфеток  развивать чувство композиции, выбирать самостоятельно технику и тему

1

28

«Лебедушка и петушок»

Пластилино

графия

Формировать навыки работы с пластилином. Развивать интерес к художественной деятельности. Закреплять навыки таких приемов как скатывания, надавливания, размазывания  и создание с их помощью сюжетных картин. Развивать творческое воображение детей. Воспитывать  у детей желание дополнять рисунок декоративными элементами

1

29

«Воробушки зимой»

Рисование мыльными пузырями

Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования - мыльными пузырями.  Упражнять в использовании нетрадиционного приема изображения мыльными пузырями. Тренировать дыхание: способствовать развитию более глубокого вдоха и более длительного выдоха.

1

30

«Сказка к нам приходит»

Живопись

Познакомить детей  с художниками-сказочниками Е. Рачевым и В. Чижовым. Формировать технические навыки при работе гуашевыми красками. Развивать образное мышление и воображение. Воспитывать аккуратность.

1

31

«Зимняя ночь»

Черно-белый граттаж

Познакомить с нетрадиционной техникой черно – белый граттаж. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

1

32

«Танец лебедей»

Пуантилизм

Познакомить детей с произведением  выдающегося  художника Врубеля «Царевна-Лебедь». Создать условия для овладения детьми нетрадиционной техникой- рисование ватными палочками (пуантилизм). Развивать  фантазию и абстрактное мышление, способствовать развитию творческих способностей. 

1

33

«Зимний лес»

Отпечаток капустным листом

Продолжить знакомство детей с приемом – отпечаток капустным листом. Развивать творческую индивидуальность. Воспитывать аккуратность при работе с красками.

1

34

«Елочка - красавица»

Оттиск поролоном

Продолжить работу над освоением способа изображения – рисование поролоновой губкой. Формировать умения компоновать элементы рисунка на листе бумаги. Создавать условия для развития творческих способностей. Развивать мелкую моторику и координацию движения рук.

1

35

«Снеговик в зимнем лесу»

Рисование манной крупой

Вовлечь детей в рисование в технике –рисование манной крупой. Развивать творческую фантазию в составлении композиции из знакомых элементов. Вызвать положительные эмоции от  деятельности.

1

36

«Воздушные шары»

Рисование воздушными фломастерами

Помочь детям в овладении  техники рисования воздушными фломастерами. Формировать у детей навык закрашивания шаров с использованием нетрадиционной техники рисование воздушными фломастерами. Закреплять умение детей высказывать свое умозаключение на основе полученных результатов.

1

37

«Мое любимое животное»

Тычок жесткой кистью

Освоение детьми нетрадиционной техники рисования методом «тычка» жёсткой полусухой кистью. Закреплять умение рисовать изображение способом «тычка» в технике «сухая кисть», передавая характерные особенности животного. Развивать творческие способности. Воспитывать любовь к животным.

1

38

«Сказочный пингвин»

Волшебные веревочки (ниткография)

Познакомить детей с новым материалом рисования – нитью; разными методами и приёмами («жгутики», «шарики», «пучки»). Формировать умение детей рисовать, подбирать цвета и создавать рисунки с помощью разнообразных по составу нитей (мулине, шерстяных, капроновых, гладких, ворсистых и т. д.). Развивать зрительно-моторную координацию, воображение, фантазию, логическое, образное и пространственное мышление, способности к творчеству и познанию.

1

39

«Мальчик в курточке»

Рисование манной крупой

Продолжить знакомить детей с манкой как с материалом для рисования. Формировать умение выполнять простые рисунки на манке с использованием различного оборудования. Развивать познавательные процессы (воображение, зрительную память, непроизвольное внимание), мелкую моторику. Воспитывать умение работать в коллективе, индивидуально.

1

40

По замыслу

Различные техники

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами; закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

1

41- 42

«Пингвины на льдинах»

Живопись. Рисование мазками

Формировать умение изображать снег, лед и полярную ночь мазками, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге; закрепить понятие о холодных цветах; упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа. Совершенствовать умение в смешивании белой и черной красок прямо на листе бумаги.

2

43

«Морозные узоры»

Рисование свечой

Обучить новой технике рисования с использованием восковой свечи. Закрепить навыки способов смешивания красок, получения новых цветов. Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию.

1

44

«Сказочная птица»

Рисование пастелью по мокрому

Продолжить знакомить детей с искусством рисования пастелью по мокрому. Развить умение видеть гармоничные цветовые сочетания, колорит, красоту пастельных цветов; умение дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; Воспитывать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

1

45-46

«Витражи для терема»

Витражное рисование

Познакомить детей с понятием «витраж» и техникой его выполнения. Формировать умение наносить акварель по предварительному эскизу; составлять гармоничную многоцветную композицию на основе контурного рисунка, характерную для сказочного терема. Закрепить знания детей о цветах, оттенках и их сочетаниях. Развивать чувство композиции.

2

47

«Подарок для папы»

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках; закреплять умение выбирать самостоятельно технику и цвет.

1

48

«Путаница - перепутанница »

Ниткография

Создать условия для освоения детьми детей с нетрадиционной техникой рисования – нитками; развивать мелкую моторику рук

1

49

«Птицы зимующие»

Набрызг

Упражнять в технике набрызг; развивать чувство ритма; закрепить строения птиц; учить передавать выразительность мерцания огней салюта контрастностью цветов, фактурой изобразительного материала.

1

50

«Кошка»

Живопись

Формировать умение рисовать кошку поэтапно; развивать умение создавать сюжет, развивать творческое мышление; воспитывать любовь к животным

1

51

«Путешествие в сказочный лес»

Рисование клеем ПВА. Коллективная работа

Познакомить детей с новой техникой рисования при помощи клея ПВА. Развивать творческие способности, интерес и любовь к нетрадиционной технике рисования. Воспитывать аккуратность в работе с клеем и красками; умение работать в коллективе.

1

52

«Весна пришла»

Пейзаж

Закрепить знание детей о пейзаже. Развивать мелкую моторику, цветовосприятие.

1

53

«Моя любимая мамочка!»

Портрет

Продолжить знакомство детей с историей международного женского праздника.  Познакомить с произведениями выдающихся художников-портретистов. Учить передавать в рисунке мимику человека. Развивать  умение работать в коллективе. Воспитывать наблюдательность, аккуратность, любовь и уважение к маме, бабушке.

1

54

«Подснежники»

(По мотивам сказки С.Я.Маршака «12 месяцев»

Узелковый батик

Познакомить с техникой росписи по ткани - узелковый батик (с технологией выполнения). Формировать композиционные навыки, воображение, творчество, фантазию. Развивать диалогическую форму речи, память, мышление.

1

55

«Волшебный цветок»

Гравюра на картоне

Познакомить детей с новой техникой рисования «гравюра на картоне». Закрепить умение детей равномерно распределять элементы из картона по всему листу. Развивать умение смешиванию красок на палитре; воображение. Воспитывать у детей удовлетворение от самостоятельного творчества.

1

56

«По замыслу»

Различные техники

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

1

57

«Зайчик на опушке»

Рисование ластиком по штриховке

Познакомить детей с новой техникой «Рисование ластиком по штриховке». Воспитывать аккуратность.

1

58

«Первая травка»

Пластилино

графия

Продолжить работу в технике –пластилинография. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать бережное отношение к природе.

1

59

«Загадочный мир космоса»

Кляксография

Совершенствовать технику рисования кляксография. Закреплять умение дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения. Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

1

60

«Космический сон»

Набрызг

Создание космических пейзажей, образа звездного неба, используя смешения красок и набрызг. Развивать цветовосприятие.

1

61

«Весенняя капель»

Рисование воздушными фломастерами

Продолжить совершенствовать навыки детей в овладении техники рисования воздушными фломастерами с применением трафаретов. Развивать умение глубокого вдоха и выдоха, укреплять физическое здоровье воспитанников.

1

62

«Корзинка с клубникой»

Натюрморт

Закрепить умение равномерно рисовать по всему листу. Развивать воображение, творческое мышление.

1

63-64

«Здравствуй лето, золотое!» Итоговое занятие года. Выставка работ.

Различные техники

Закреплять умение детей задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца;  использовать различные техники для осуществления задуманного в рисунке, сочетая различные техники рисования. Развивать фантазию, творческое воображение. Воспитывать эмоциональный отклик; чувство радости от проделанной работы.

2

1.3.2. Учебно-тематический план второго года обучения

(65 ч). Подготовительная группа 6 – 7 лет

Тема занятия

Вид занятий

Техника исполнения

Задачи

Кол-во часов

1

«Вводное занятие»

-

Формировать у воспитанников интерес к занятиям по изобразительной деятельности. Познакомить с техникой безопасности при проведении занятий. Продолжить знакомство с жанровой живописью как особом виде изобразительного искусства. Пробудить интерес к рисованию.

1

2-3

 «Как я провел лето»

Живопись

Продолжить знакомство детей с видами искусства, основными художественно-выразительными средствами. Совершенствовать умение определять принадлежность произведений искусства к тому или иному виду; анализировать произведения искусства.

Развивать память, мышление, творческую активность, эстетический вкус, способность оценивать, обобщать, анализировать свою работу и работу товарища.

Воспитывать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала и практической деятельности.

2

4-5

 «Вот и осень к нам пришла»

Рисование по сырому

Продолжить знакомство детей с работами известных художников. Закреплять умение дополнять изображение подходящими деталями. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в технике рисование по сырому; содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений об осени.

2

6

«Осенний букет»

Рисование пальчиками и печатание листьями

 Закрепить умение рисовать с натуры; закрепить умение рисовать пальчиками; печатания листьями; развивать чувство композиции, цветовосприятие.

1

7-8

«Птица счастья»

Декоративно-прикладное искусство

(конструирование объемных фигур)

 Обучать технологиям бумажной пластики: аппликации, бумажному конструированию, оригами. Формировать практические умения в процессе обучения и воспитания правил трудовой и экологической культуры.

 Развить у детей умения создавать художественные образы; фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию  свойств материалов, желание экспериментировать сними.

Воспитывать у детей любовь к труду, аккуратность при выполнении работы, усидчивость, кропотливость

2

9

«Дары осени»

Натюрморт

Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов.  Познакомить детей с выполнением простого (плоскостной вариант) натюрморта. Продолжить учить определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке; упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели.

1

10

«Осенние пейзажи»

Различные техники

Развивать умение детей задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Закреплять умение использовать различные техники для осуществления задуманного в рисунке. Продолжать учить рисовать акварелью.

Создать условия для самостоятельного творчества.

1

11-12

По замыслу

Рисование по сырому

Продолжить знакомить детей с искусством рисования пастелью по сырому. Совершенствовать технические приемы. Развить умение видеть гармоничные цветовые сочетания, колорит, красоту пастельных цветов; умение дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; Воспитывать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

2

13

«Единорожки»

Волшебные картинки

Познакомить с техникой волшебные картинки на бумажной салфетке. Развивать цветовосприятие. Формировать умение пользоваться палитрой при смешивании красок.

1

14

«Краски осени»

Различные техники

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

15

«Смешные рожицы»

Рисование пальчикаи

Совершенствовать технику рисования пальчиками, дорисовывая мелкие детали кистью, развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес к рисованию

1

16

«Осенние ручьи»

Кляксография с трубочкой

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования кляксография –выдувание трубочкой; развивать творческое мышление детей, любознательность, воображение; воспитывать интерес к изобразительному искусству. Тренировать дыхание: способствовать развитию более глубокого вдоха и более длительного выдоха

1

17

«Мой питомец»

Тычок жесткой кистью

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования  «тычок» жесткой полусухой кистью.

Закреплять умение детей передавать особенности изображаемого предмета, используя технику рисования «тычок» жесткой полусухой кистью. Совершенствовать у детей мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию.

Развивать у детей самостоятельность, творческие способности, воображение.

1

18

«Портрет друга»

 

Портретная живопись

Совершенствовать умение понимать эмоциональное состояние и настроение окружающих людей. Продолжать развивать умение рисовать портретстараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека. Развивать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

1

19

«В подводном мире»

Восковые мелки и акварель

Совершенствовать умение рисовать в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель; развивать воображение, чувство композиции.

1

20-21

По замыслу

Различные техники

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках; закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

2

22

«Хохломская роспись»

Роспись

Познакомить с русскими народными промыслами в изобразительном искусстве, происхождением и элементами хохломской росписи, формировать умение компоновать элементы рисунка на листе бумаги. Развивать творческие способности.

Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, промыслам, народным традициям.

1

23

«Осенние деревья»

Кляксография с трубочкой

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования кляксография –выдувание трубочкой; развивать творческое мышление детей, любознательность, воображение; воспитывать интерес к изобразительному искусству. Тренировать дыхание: способствовать развитию более глубокого вдоха и более длительного выдоха 

1

24

«Жучки»

Рисование по сырому

Продолжить знакомить детей нетрадиционной техникой  рисования «по сырому». Формировать умение детей задумывать содержание своего рисунка.  Помочь в создании выразительного образа. Развивать воображение, наблюдательность.

1

25-26

«Подсолухи»

Живопись

Коллективная работа

Продолжить знакомство с работами известных художников – натюрмористов. Формировать у детей желание дополнять рисунок декоративными элементами. Развивать зрительную активность, творческое воображение детей.

2

27

По замыслу

«Волшебные картинки»

Формировать умение самостоятельно создавать «волшебные картинки» из бумажных салфеток  развивать чувство композиции.

выбирать самостоятельно технику и тему

1

28

«Сказочный пингвин»

Оттиск поролоном

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – оттиск поролоном; развивать пространственное мышление; воспитывать любовь к природе

1

29

«Курица с циплятами»

Пластилино

графия

Совершенствовать навыки работы с пластилином. Закреплять навыки таких приемов как скатывания, надавливания, размазывания,  и создание с их помощью сюжетных картин. Развивать интерес к художественной деятельности. Воспитывать  у детей желание дополнять рисунок декоративными элементами; развивать творческое воображение детей.

1

30

«Мороз»

Рисование восковыми мелками

Закрепить умение рисовать восковыми мелками. Развивать образное мышление, фантазию, творчество. Воспитывать любовь к животным.

1

31

По замыслу

Различные материалы

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами; закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

1

32

«Снег кружится»

Пуантилизм

Продолжить знакомить детей с произведением  выдающегося  художника Врубеля «Царевна-Лебедь». Создать условия для овладения детьми нетрадиционной техникой рисование ватными палочками (пуантилизм). Развивать  фантазию и абстрактное мышление. 

1

33

«Снегири на ветках»

Отпечаток капустным листом

Продолжить знакомство детей с приемом – отпечаток капустным листом. Развивать творческую индивидуальность. Воспитывать аккуратность при работе с красками.

1

34

«Узоры»

Витражная техника

Познакомить с понятием «витраж» и техникой его выполнения; формировать умение подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для сказочного терема; развивать чувство композиции.

1

35

«Зимняя красавица»

Пуантилизм

Создать условия для овладения детьми нетрадиционной техникой- рисование ватными палочками (пуантилизм). Развивать  фантазию и абстрактное мышление - развивать навыки оптического смешения цветов - развивать наблюдательность, глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус. - способствовать развитию творческих способностей.

1

36

«Золотая рыбка»

Пластилиннография

Совершенствовать технику рисования пластилином. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать бережное отношение к природе. 

1

37

«Мое любимое животное»

Тычок жесткой кистью

Освоение детьми нетрадиционной техники рисования методом «тычка» жёсткой полусухой кистью. Закреплять умение рисовать изображение способом «тычка» в технике «сухая кисть», передавая характерные особенности животного. Развивать творческие способности. Воспитывать любовь к животным.

1

38

«Волшебная птица»

Волшебные веревочки(ниткография)

Закрепить методы и приёмы использования в работе с веревочками. Развивать зрительно-моторную координацию, воображение, фантазию, логическое, образное и пространственное мышление, способности к творчеству и познанию.

1

39

«Девочка в синей шапке»

Рисование манной крупой

Совершенствовать умение выполнять простые рисунки манной крупой. Развивать познавательные процессы (воображение, зрительную память, непроизвольное внимание), мелкую моторику. Воспитывать умение работать в коллективе, индивидуально.

1

40

По замыслу

Различные техники

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами; закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

1

41- 42

«Северное сияние»

Живопись. Рисование мазками Коллективная работа

Формировать умение изображать снег, лед и полярную ночь мазками, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге; закрепить понятие о холодных цветах; упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа. Совершенствовать умение в смешивании белой и черной красок прямо на листе бумаги.

2

43

«Сугробы»

Рисование пастелью по мокрому

Познакомить детей с искусством рисования пастелью по мокрому. Научить техническим приёмам, Развить умение видеть гармоничные цветовые сочетания, колорит, красоту пастельных цветов; умение дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; Воспитывать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

1

44

«Моя любимая игрушка»

Рисование свечой

Продолжить совершенствовать навыки рисования с использованием восковой свечи. Закрепить умение  смешивания красок, получения новых цветов. Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию.

1

45-46

«Веселый дракоша»

Рисование пальчиками

Совершенствовать технику рисования пальчиками, дорисовывая мелкие детали кистью, развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес к рисованию.

2

47

По замыслу

Различные техники

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках; закреплять умение выбирать самостоятельно технику и цвет.

1

48

«Звезда для папы»

Ниткография

Создать условия для освоения детьми детей с нетрадиционной техникой рисования – нитками; развивать мелкую моторику рук

1

49

«Кошка»

Живопись

Учить рисовать кошку поэтапно; развивать умение создавать сюжет, развивать творческое мышление; воспитывать любовь к животным

1

50

«Красивая салфетка»

Набрызг

Упражнять в технике набрызг; развивать чувство ритма; закрепить строения птиц; учить передавать выразительность мерцания огней салюта контрастностью цветов, фактурой изобразительного материала.

1

51

«Весеннее настроение»

Пейзаж

Закрепить знание детей о пейзаже. Развивать мелкую моторику, цветовосприятие.

1

52

«Первая капель»

Рисование клеем ПВА. Коллективная работа

Продолжить знакомить детей с техникой рисования при помощи клея ПВА. Развивать творческие способности, интерес и любовь к нетрадиционной технике рисования. Воспитывать аккуратность в работе с клеем и красками; умение работать в коллективе.

1

53

«Мамочка»

Портрет

Продолжить знакомство детей с историей международного женского праздника.  Познакомить с произведениями выдающихся художников-портретистов. Учить передавать в рисунке мимику человека. Развивать  умение работать в коллективе. Воспитывать наблюдательность, аккуратность, любовь и уважение к маме, бабушке.

1

54-55

«Первые цветы»

Узелковый батик

Познакомить с техникой росписи по ткани - узелковый батик (с технологией выполнения). Формировать композиционные навыки, воображение, творчество, фантазию. Развивать диалогическую форму речи, память, мышление.

2

56

«Комнатный веток»

Гравюра на картоне

Познакомить детей с новой техникой рисования «гравюра на картоне». Закрепить умение детей равномерно распределять элементы из картона по всему листу. Развивать умение смешиванию красок на палитре; воображение, творчество. Воспитывать у детей удовлетворение от самостоятельного творчества.

1

57

«По замыслу»

Различные техники

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

1

58-59

«Лисичка»

Рисование ластиком по штриховке

Продолжить знакомство детей с техникой «Рисование ластиком по штриховке». Развивать движение руки, повышение ее чувствительности и гибкости.

2

60

«Подснежники»

Живопись

Познакомить детей  с произведением Станислава Жуковского «Подснежники». Формировать технические навыки при работе гуашевыми красками. Развитие образного мышления и воображения. Воспитание аккуратности

1

61

«Воздушные шары»

Рисование мыльными пузырями

Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования - мыльными пузырями.  Упражнять в использовании нетрадиционного приема изображения мыльными пузырями. Тренировать дыхание: способствовать развитию более глубокого вдоха и более длительного выдоха.

1

62

«Лебедушка и петушок»

Пластилиннография

Формирование навыков работы с пластилином. Развивать интерес к художественной деятельности. Закреплять навыки таких приемов как скатывания, надавливания, размазывания,  и создание с их помощью сюжетных картин. Воспитывать  у детей желание дополнять рисунок декоративными элементами; развивать творческое воображение детей.

1

63

«Облака»

Рисование по сырому

Продолжить знакомить детей нетрадиционной техникой  рисования «по сырому». Формировать умение детей задумывать содержание своего рисунка.  Помочь в создании выразительного образа. Развивать воображение, наблюдательность.

1

64-65

«Летнее настроение»

Итоговое занятие года. Выставка работ

Воскография (граттаж цветной).

Коллективное панно

Продолжить знакомить детей  нетрадиционной технике - воскографии; развивать ассоциативное мышление и образное восприятие. Воспитывать эстетические чувства, интерес к творческой деятельности, аккуратность в процессе работы.

2

1.4. Планируемые результаты освоения программы.

    К концу 1 года обучения воспитанник знает:

  • особенности архитектуры и ее связь с природой (родного края, республики, страны, зарубежных стран Запада и Востока);
  • произведения двух-трех выдающихся художников своей республики, стран ближнего зарубежья;
  • гуманистические основы прогрессивного искусства разных народов мира (материнство, дружба, борьба за свободу, взаимопонимание);
  • выдающиеся произведения: И. Репина («Бурлаки на Волге»), И. Левитана («Золотая осень», «Слободка», «Вечерний звон»), Рафаэля (Сикстинская мадонна»), Рембрандта («Возвращение блудного сына»), А. Венецианова (Крестьянская девушка с теленком», «На пашне. Весна»), М. Врубеля («Царевна-Лебедь»), Б. Кустодиева («Масленица», «Ярмарка»).

Умеет:

  • делать по наблюдению с натуры зарисовки отдельных предметов, человека;
  • цветом передавать пространственные планы (передний, дальний, средний);
  • изображать природу и постройки, передавать их расположение в пространстве;
  • изображать фигуру человека, передавать характер движения;
  • пользоваться техникой аппликации для создания коллективных панно;
  • конструировать объемы формы, усложняя их декоративными деталями;
  • передавать свое отношение к изображаемым событиям, использовать для этого возможности композиции, рисунка, цвета;
  • свободно включаться в беседу во время просмотра слайдов, репродукций;
  • использовать разные материалы и способы создания изображения.
  • выполнять собственную работу с учетом общего коллективного замысла;
  • участвовать в групповой работе при создании коллективного панно;
  • проводить экскурсии по выставке работ учащихся своего класса для учащихся других классов, учителей, гостей школы, родителей.

К концу 2 года воспитанник знает:

  • особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры, архитектуры;
  • основные жанры изобразительного искусства;
  • известные музеи своей страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;
  • выдающиеся произведения скульптуры, живописи, графики;
  • выдающиеся произведения русского изобразительного искусства и произведения художников своего края.

умеет:

  • работать с натуры в живописном и графическом материале над натюрмортом и портретом;
  • добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;
  • передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
  • передавить при изображении портрета (на плоскости и в объеме) пропорции, характер черт, выражение лица;
  • передавать пространственные планы в живописи и в графических работах (линейная и воздушная перспектива);
  • в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
  • эмоционально откликаться на художественные произведения, находить образные слова и выражения в рассказе о них;
  • выражать свое отношение к духовно-нравственному содержанию произведений искусства;
  • оформлять выставки работ.

1.5. Взаимодействие с семьями воспитанников

      Для успешного творческого развития детей важно планировать работу с родителями.

Организация работы с родителями одаренных детей в дошкольной образовательной организации включает в себя систему совместных мероприятий с родителями и детьми.

 С целью создания ребенку и его семье комфортных условий для развития творческого  потенциала, определены следующие цели:

 сформировать позитивный опыт семейного воспитания.

 повысить уровень комфортности детей и взрослых в семье.

 организовать разнообразный семейный досуг.

 помочь преодолеть затруднения в детско-родительских отношениях.

 Планирование психолого-педагогической деятельности должно быть направлено на решение следующих задач.

 посвящение родителей в особенности образовательного процесса;

 предупреждение о возможных трудностях, возникающих у детей в разные периоды;

 овладение некоторыми знаниями и умениями, чтобы суметь оказать помощь ребенку.

1.6. Календарно – тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) воспитанников.

1год обучения

Сентябрь

Проведение диагностики и наблюдений по выявлению одарённых детей, обработка материалов (диагностика) «Как часто рисует ваш малыш?» (Анкетирование)

Октябрь

Организация и проведение собрания родителей одарённых детей из цикла «Это мой ребенок» на тему: «Одаренный ребенок и как его воспитывать», «Что такое «одарённость» и как она проявляется в дошкольном возрасте?»

Ноябрь

«Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка» (Консультация)

Декабрь

Творческая лаборатория для родителей «Умеете ли вы общаться со своим ребенком?»

Январь

«Рисуем без кисточки» (Папка-передвижка)

Февраль

Лекция для родителей одарённых детей «Профилактика переутомления и напряжения детей дошкольного возраста»

Март

«Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий» (Мастер-класс для родителей с детьми)

Апрель

«Советы родителям по развитию творческих способностей одаренных детей» (Памятка)

Май

«Мы волшебники» (Выставка рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках, изготовленных дома совместно с родителями). Итоговый семейный праздник, приуроченный к Дню Защиты детей «Таланты России»

 Календарно – тематическое планирование работы с родителями (законными представителями)

2 год обучения                         

Сентябрь

Организация и проведение собрания родителей одарённых детей на тему: «Одаренный ребенок и как его воспитывать», «Что означают рисунки ваших детей?» (Консультация)

Октябрь

Проведение с родителями одарённых детей анкетирования «Способности вашего ребенка»

Ноябрь

Консультация для родителей. Рекомендации по организации режима нагрузок для одаренных воспитанников

Декабрь

Папка-передвижка «Рекомендации по развитию творчества у дошкольника»

Январь

информационно – практические беседа «Проблемы одаренного ребенка», «Воспитываем гения»

Февраль

Родительское собрание-занятие из цикла «Это мой ребенок»  «Значение раннего выявления одарённости»

Март

Обучающий семинар-презентация «Одаренный ребенок - особая ценность для общества»

Апрель

Творческая лаборатория для родителей «Кто, если не семья?»

Май

Круглый стол (совместно с педагогом – психологом) «Мой ребенок – гений».

Организация выставки творчества детей «Дела наших рук»

            Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение программы

Информационное обеспечение программы:

-компьютер (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники, колонки) с необходимым набором аудио и видео дисков;

- интернет-ресурсы;

- мультимедиа проектор;

- видеотехнические устройства;

- аудиотехнические устройства.

  1.      В студии «Волшебные ладошки» организована развивающая предметно-пространственная среда, способствующая формированию творческого потенциала воспитанников, интереса к изобразительной  деятельности; созданию условий для самовыражения каждого ребенка; развитию воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Она насыщена, интересна, доступна, вариативна,  безопасна и многофункциональна.

       Здесь организованы:

  • Центр «Народные промыслы России»,  который содержит практический материал и методические пособия, куда входят подлинные предметы народных промыслов:  филимоновская игрушка, каргопольская игрушка, дымковская игрушка, гжельская керамика, жостовские подносы, городецкие и хохломские изделия, матрешки, глиняная посуда, павловопасадские платки и другие тканевые изделия, платки (для ряжения) с орнаментом в стиле народных промыслов. А также: альбомы по каждому виду народного искусства, картотеки потешек, считалок, загадок, закличек.  Дидактические пособия и развивающие игры, созданные своими руками. Также имеется готовый к росписи материал и инструменты, чтобы дети могли себя попробовать в качестве мастера-художника по росписи.
  • Центр-выставка «Наши волшебные ладошки».

В центре находятся работы детей, выполненные как самостоятельно,  так и в совместной деятельности с педагогом. Работы, соответствующие тематике недели располагаются на стене и на полках в свободном доступе для детей и родителей.

  • Центр художественно-эстетический «Чем я рисую?» содержит материалы для творчества: бумага различной текстуры (матовая, глянцевая,  гофрированная, бархатная, прозрачная, самоклеящаяся), картон, разноцветная фольга, кусочки ткани, нитки, цветные карандаши, восковые мелки, воздушные фломастеры, гелевые ручки, маркеры, уголь, сангина, гуашевые и акварельные краски, кисти, палитры, стаканчики-непроливайки, подставки для кистей, ножницы, клей (карандаши и ПВА), клеёнки, тряпочки, природный и бросовый материал для создания поделок, аппликаций и декорирования рисунков (шишки, жёлуди, семена, пенопласт, пуговицы, пробки, поролон, ватные палочки, зубные щётки, штампы, трубочки), раскраски, трафареты, пластилин, стеки, доски, фартучки и нарукавники для дошкольников).

А также:

  • папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, иллюстрации к сказкам, рассказам; дидактические игры на развитие восприятия цвета, по цветоведению, на знание основных цветов, на формирование навыков смешивания цветов и получение дополнительных оттенков; учебно-методический комплект по образовательной программе;
  • художественная литература, по произведениям которой детей создают   сюжетные композиции; литература, которая служит для знакомства и расширения представлений с художниками-иллюстраторами детской книги (Б.Билибин, В.Конашевич, В.Лебедев, Т.Маврина, Е.Чарушин, Е.Рачев и др.); произведения живописи русских художников И.Шишкина, И.Левитана, А.Саврасова, А.Пластова, В.Васнецова, В.Серова и др.

2.2. Кадровое обеспечение программы

     Реализует программу воспитатель первой квалификационной категории. Педагог, осуществляющий образовательную деятельность по программе, имеет опыт работы с детьми дошкольного возраста, в соответствии с требованиями повышает свою профессиональную компетентность (1 раз в 3 года — курсы повышения квалификации).

    Реализацию программы координирует и осуществляет методическую поддержку старший воспитатель – Филипьева Ольга Ивановна (первая квалификационная категория).

2.3. Список  литературы:

Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.

Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.

Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.

Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.

Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.

ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.

Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.

Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

Колль М. - Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.

Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 256с.

Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой)

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы  "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) (сентябрь - ок...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ...

Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Развитие художественного творчества в условиях внедрения парциальных программ И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и «Художественный труд»»

Приоритетным направлением моей педагогической деятельности является развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей. Главное в ребенке развивать и преумножать, на всем протяжении дошколь...

Конспект занятия В старшей группе по парциальной программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки»

Цель: Последовательное воспитание у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализации....

Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)

Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...

Парциальная программа Лыкова А.И. "Цветные ладошки"

Программа составлена с использованием парциальной Программы  художественного  воспитания, обучения и развития детей  2-7  лет  Лыковой  И.А «Цветные ладошки»,...