Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста
материал по рисованию (старшая группа)

Белых Дарья Сергеевна

Мастер –класс для педагогов ДОУ

«Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Чебурашка»

Мастер –класс для педагогов ДОУ

«Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»

Воспитатели:

Белых Д.С.

Охина Т.А.

2019г.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста.

Каждый ребенок рождается художником, и пытается отразить впечатление об окружающем его мире  в своем творчестве. Рисование дает детям шанс изобразить свое состояние, отношение к чему-либо, вновь пережить приятные события или избавиться от негативных эмоций.

Рисование для ребенка, это способ самовыражения без слов, рассказать о переживаниях, которые еще сложно осознать и на протяжении всего дошкольного детства – с рождения и до шести-семи лет – речь развита не настолько хорошо, чтобы ребенок мог сформулировать и внятно выразить то, что он чувствует. Рисование дает детям шанс изобразить свое состояние, отношение к чему-либо, вновь пережить приятное событие или избавиться от негативных эмоций. Ведь рисовать, это как мечтать только на бумаге.  

Рисование позволяет ребенку создавать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями – это отличная тренировка ума, которая  с успехом заменяет любые методики раннего интеллектуального развития.

Рисование развивает воображение – способность мысленно представлять зрительные картины. Благодаря этому человек может перерабатывать прошлый опыт и создавать новые связи между полученными образами. Чем больше таких связей образуется в мозгу, тем лучше развивается мышление -  тренируется умение наблюдать и анализировать объект.

Фантазия нужна будущему взрослому – она позволяет человеку делать смелые предположения, изобретать и создавать принципиально новое. При помощи  рисования она развивается очень хорошо, поскольку ребенку нужно детально продумывать образ до того, как он сможет его изобразить. То, что ребенок способен перенести на бумагу, не передает всего воображаемого им мира. Именно поэтому дети часто видят в своих рисунках больше, чем нарисовано, – они фантазируют, придумывая различные истории о своих картинках.

Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь.

Содержание рисунков отражает ценности семьи, социальный и культурный опыт детей. Оно говорит о степени умственной активности ребенка, особенностях его развития, о его внутренней позиции и представлениях о себе.

В рисовании используется опыт, приобретенный в любой другой деятельности.

Чтобы выразить свои чувства, фантазию, дошкольнику недостаточно традиционных способов и  средств рисования.  Необходимо познакомить его  с  многообразием материалов и техник. Наша работа заключается в использовании нетрадиционных техник рисования в свободной деятельности детей. Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Рисование без кисточек и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски.

         Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать – самовыражаться.

 Можно рисовать, чем хочешь, когда хочешь и как хочешь, или даже придумать свою необычную технику.  Картины, выполненные любой или несколькими техниками сразу, получаются сказочными.

Для создания рисунка мы с детьми используем  не только карандаши, кисточки, краски, но также подручные средства – ватные палочки, поролон, смятую бумагу, вилки, высушенные природные материалы (травинки, листья), жидкое мыло,  и  даже свои руки (ладошки и пальчики). Эта техника привлекает детей, еще и тем, что здесь не присутствуют слова «нельзя», «неправильно». Помимо этого дети  экспериментируют с текстурой красок, создавая рисунки на мокром фоне, на бумаге, посыпанной солью, манкой. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции. Каждая из нетрадиционных техник - это маленькая игра.

Одна из задач по ФГОС: создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Для реализации данной задачи в группе оснащен цент «Детского творчества» соответствующими материалами. Предметно – пространственная среда соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы;  доступна; безопасна. В группе имеется  стенд где дети самостоятельно размещают свои рисунки, аппликации.

Цель: развитие творческих способностей каждого ребенка средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Задачи:

- познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;

- прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, приобщения к прекрасному.

Более подробно мы познакомим вас с одной из нетрадиционных техник рисования «ЭБРУ».

«ЭБРУ» - искусство рисования на воде. Вода с древних времен привлекала интерес человека и манила его своими необыкновенными качествами.

В переводе слово «Эбру» — это «облачный», «волнообразный». В Европе рисунки «Эбру» называли — «турецкая бумага» или «мраморная бумага».

Для рисования нужна вязкая вода, краски, не растворяющиеся в воде, плоские кисти, палочки, гребенки, бумага (она должна быть для рисования акварелью или плотная шероховатая, простая бумага не годится, т. к. она быстро впитывает жидкость.

Суть этой техники сводится к тому, что у жидкостей разная плотность и не растворяющиеся краски не тонут, они удерживаются на воде и создавая тонкую пленку.

В работе с дошкольниками использую технику «ЭБРУ» с целью:

развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности.

Она помогает решить следующие задачи:

1. Продолжать знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования;

2. Подбирать и использовать нетрадиционный ИЗО материал;

3. Развивать желание экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции: радость, удивление;

4. Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность.

Техника «Эбру» в домашних условиях ни чем не отличается от профессиональной. Доступность материалов позволяет заняться искусством практически каждому желающему.

Рисование Эбру начинается с подготовки жидкости.

1 шаг. Приготовить не густой клейстер из крахмала и воды и дать ему остыть, затем добавить в него немного канцелярского клея, все перемешать. Если на поверхности появились пузырьки положить на нее обычную газету на 15 – 30 секунд и убрать. Жидкость готова к применению. Как вы видите, жидкость уже подготовлена.

2 шаг. Подготовка красок. Для рисования берем акриловые краски, разбавляем их водой до жидкого состояния. Перед рисованием каждый раз нужную краску перемешиваем, т. к. она оседает.

3 шаг. Подготовка ИЗО материала. Нам понадобятся: лотки для жидкости, кисти, палочки, краски, салфетки сухие и влажные, бумага (акварельная, палитры.

4 шаг. Рисование в этой технике. Берем лоток с подготовленной жидкостью и палочку, на кончик палочки набираем краску, и слегка касаемся поверхности воды (можем поставить несколько точек в зависимости от задуманного) или кистью делаем фон (набираем на кончик краску и стряхиваем ее тихонько на воду, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности). Далее воплощаем задуманное (цветы, пейзаж, фон или еще что - то другое)

5шаг. Перенос рисунка на бумагу. Берем лист бумаги, соответствующий размеру лотка, аккуратно кладем ее на поверхность и ждем несколько минут, края начнут подниматься. Берем за края бумаги и поднимаем ее. Даем рисунку высохнуть в течение суток. Если делали фон то можно продолжить работу, а если рисунок, то он готов. А сейчас предлагаю вам попробовать порисовать в этой технике.

         Как вы уже поняли, в процессе работы, предугадать, как растекутся краски, очень сложно. Поэтому здесь нет определенных рамок и ограничений, а только личный полет фантазии и идеи безграничны. И каждый рисунок будет, в своем роде, единственным и неповторимым.

Вывод. Мне как педагогу, использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники ЭБРУ, помогает развивать познавательную деятельность, корректировать психические процессы дошкольников.

Мастер – класс «Рисование ластиком по графиту»

Ребенок сам определяет, каким образом ему наносить графит на бумагу: пальчиком, ватным диском, бумажной салфеткой; он делает так, как ему удобно. Графит необходимо нанести практически на весь лист бумаги.

Задачи.

- Познакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – рисование ластиком по графиту.

- Совершенствовать художественно-графические навыки детей.

- Закрепить знания детей о жанре изобразительного искусства – черно-белая графика.

- Закрепить знания детей о свойствах материалов, используемых в работе.

- Развивать у детей творчество, фантазию, эстетическое восприятие.

Данная техника представляет собой черно-белую графику, выполняется разными по характеру линиями и штрихами. Наносить графит на лист бумаги нужно с нажимом, чтобы поверхность листа была темно-серой, практически черной, тогда рисунок будет четко виден. Поэтому графит лучше брать из мягких карандашей.

Затем ластиком «рисует» свой рисунок по нанесенному графиту.

Мастер – класс « Рисование в пакете»

Этот способ рисования подойдет тем, кто любит экспериментировать и рисовать нетрадиционными способами, а так же родителям, которые не находят вдохновения на уборку квартиры и отмывание детей после творческого процесса или просто в данный момент у них нет на это времени. Рисование красками в пакете подойдет для детей любого возраста и даже взрослые найдут в этом что-то удивительное.

Что вам понадобится:

- Краски

- Мультифоры (прозрачный слайд)

- Скотч

- Ложки по количеству цветов

Накладываем краску ложкой и, убрав лишний воздух, заклеиваем скотчем открытый край. Мультифору приклеиваем скотчем к столу.

В процессе рисования разные цвета будут смешиваться между собой, обратите ваше внимание на этот процесс.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Живые цветы" (использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста)

Презентация по описанию технологии нетрадиционного рисования (акварель и восковые мелки)...

Использование нетрадиционных техник рисования c детьми дошкольного возраста

Использование нетрадиционных техник рисования c детьми дошкольного возраста...

Мастер - класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»

Мастер - класс для родителей по теме "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста"...

"Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста"

статья на тему использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста...

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»

Семинар-практикум для воспитателей  «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»Актуальность семинара-практикума:На занятиях по рисованию, решаются за...