Методическая разработка на тему: "Игра в жизни дошкольника"
методическая разработка

Федорова Елена Ивановна

Игра -  эта удивительная деятельность, открывающая дверь в завтрашний день ребенка. Нет другой деятельности, которая бы предоставляла ему столько свободы, возможности для проявления «самости», творчества как игровая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_v_detskom_sadu.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Игра. … В жизни человека она занимает особое, уникальное место. Играет с погремушкой малыш в колыбели; люди постарше занимаются ею на футбольном и хоккейных полях, играют в шашки и шахматы.  Игра проходит через всю нашу жизнь. Вместе с тем есть период в ней, когда  игра - в центре жизнедеятельности человека, становится  ее «стихией».  Этот период - дошкольное детство, с которым нас связывают и наши собственные дети, и наша педагогическая работа.  

В. Сухомлинский так писал о роли игры в жизни  дошкольника:  «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающим мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игра в жизни ребенка -  это естественная форма его существования. Она способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формирует умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивает мышление, внимание, воображение дошкольника.

Игра имеет преимущество перед другими видами детской деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как дает возможность детям проявить активность и самостоятельность,  развивать воображение, реализовать свои представления об окружающем мире.

По мнению Л. Выгодского играя, ребенок получает возможность лучше понять и усвоить социальный мир взрослых,  именно  в игре ребенок приобретает навыки и новые формы общения со сверстниками и взрослыми.

Поэтому, очень важно использовать на творческих занятиях с дошкольниками игровые приемы и ситуации,   которые выступают как средство побуждения, стимулирования дошкольников к обучающей деятельности, к познанию нового.

Игровые приемы и ситуации  являются одной из уникальных форм организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду, они позволяют сделать интересными и увлекательными не только деятельность детей дошкольного возраста на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по овладению  искусством.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована для освоения образовательной темы или содержания изучаемого материала, как часть образовательной программы, формируемой коллективом детского сада.

На занятиях изобразительной деятельностью игровые приемы имеют разные формы взаимодействия педагога и дошкольников через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, инсценировки, деловое общение, спектакля). При этом образовательные задачи включаются в содержание самой игры.

Каждая игра представляет собой набор задач и упражнений, которые дошкольники решают с помощью карточек, узоров, рисунков, модели и т.д. Задачи даются в устной и практической форме. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет детям идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности.

При использовании игровых задач и упражнений на занятии с дошкольниками  необходимо соблюдать условия:

1) соответствие игры воспитательным и обучающим  целям;

2) доступность для данного возраста;

3) умеренность в использовании игр.

По форме игровые упражнения могут быть:

- изобразительными (рисунок, аппликация, лепка);

- устными (ответы по теоретическим вопросам);

Классификация игр многообразна, поэтому при построении целостного педагогического процесса с дошкольниками каждодневно, необходимо учитывать это и использовать различные игры и упражнения.

Например:
1. Составьте изображения предметов из геометрических фигур.

Используя геометрических фигур, ребята, разделившись на группы, составляют изображение на заданную тему (как вариант этого упражнения – индивидуальные задания каждому ученику).

2. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?».
Из готовых силуэтов составьте натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной доске. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения.

3.Подбор слов, характеризующих произведение искусства (репродукция или слайд, например, про «Осень»: золотая, яркая, разноцветная, грустная, мокрая, грибная и т.д.).

Побеждает тот из ребят, который подберет большее количество слов. Это упражнение развивает способность переводить зрительный образ в словесный.

4.«Ярмарка».

Дети делятся на команды, каждая из которых представляет один из видов декоративно-прикладного искусства. «Мастера» входящие в группу обсуждают, какое изделие они повезут на ярмарку (можно нарисовать, слепить  изделия).

5.«На ощупь»: Это конкурс, который проявляет способность детей воспринимать предметы, окружающий мир через его форму и цвет.

Участники игры поочерёдно закрывают глаза, им дают мешочек с 3-4 предметами, которые нужно ощупать пальцами, определить предмет и представить себе какого они обычно бывают цвета, затем вынуть и положить на тот стол на котором лежит карандаш того же цвета. За ранние ребятам объясняют, что предметы будут только трёх цветов – жёлтого, зелёного, красного, и просит запомнить, на каких столах лежат карандаши этих цветов. (Набор предметов можно составить из овощей и фруктов: огурец, репчатый лук, морковь; листья петрушки, лимон, помидор; листья салата, апельсин, гроздь ягод красной рябины).

6. «По запаху»

Дети делятся на команды. Каждой, из которой дается коробочка с определенным запахом из набора «Мантессори». Необходимо нарисовать рисунок, который раскрывал бы содержание данного запаха и  ассоциации, возникающие у детей при его исследовании.

И в заключении хочется сказать, что играть любят все: и взрослые, и дети. Веселая, заводная, подвижная, интеллектуальная, дидактическая, настольная, дворовая, сюжетно-ролевая игра развивает различные качества личности, помогает поднять эмоциональное  настроение, наладить контакт с детьми, именно в них ребенок проигрывает различные ситуации, обогащает свой жизненный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Игра в жизни ребенка раннего возраста"

Ведущий вид деятельности ребенка младше трех лет предметно-игровой. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, являются, прекрасным средством развития маленьких де...

Методическая разработка на тему: «Игра, как средство нравственного воспитания дошкольника»

laquo;Без игры нет и не может бытьполноценного развития.Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенкавливается живительный потокпредставлений, понятий.Игра – это и...

Методическая разработка по теме: «Игры и упражнения для дошкольников в сенсорной комнате»

Сухой бассейнМассаж и укрепление мышц верхних конечностей«Игры с водой» И.п. ребенок стоит на коленях перед бассейномУпражнение № 1 «Разноцветные круги» Предложить малышу ...

Методическая разработка на тему " Игры с младшими дошкольниками в период адаптации к ДОО"

Цель:-способствование успешной адаптации детей к ДОО-формировать доверительные отношения к воспитателям...

Методическая разработка по теме:"Игры с мячом для дошкольников с нарушениями речи"

Методическая разработка по теме: "Игры с мячом для дошкольников с нарушениями речи"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ детскрий сад № 65 Выборгского района г. Санкт-ПетербургБелоусова Екатери...