Филимоновская игрушка
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Колесникова Анастасия Анатольевна

занятие по художественно-эстетическому развитию для средней группы детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_filimonovskaya_igrushka.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по художественно-эстетическому развитию. Рисование

Тема: «Филимоновская игрушка»

Возраст: группа среднего дошкольного возраста

Цель: Создание условий для знакомства детей с филимоновской игрушкой.

Задачи:

1. Формировать умение детей создавать орнаменты и узоры по мотивам филимоновской игрушки «Кошка» 

Продолжать закреплять умения рисовать простые элементарные геометрические элементы - узоры на готовых формах

2. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству, самостоятельность, аккуратность, умение работать в группе и самостоятельно.

3. Развивать мелкую моторику рук,  эстетическое восприятие, речь

Обогащать словарь детей словами: филимоновские свистульки, разноцветные, расписные, глиняные

Материалы и оборудование: краски, кисти или ватные палочки, салфетки, стаканы с водой, глиняная фигурка на каждого ребенка.

Ход занятия:

  1. Дети заходят в зал, звучит русская народная музыка

Хозяйка: Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою избу. Она у меня  просторная, светлая, всем места хватит. Дети заходят в «горницу», встают около Хозяйки.

Молодцы что зашли, хочу вам показать, что я для продажи на ярмарке делаю. Угадаете? 

Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора!

Кони, барышни, барашки

Длинношеи и стройны.

Сине-красные полоски

На боках у нас видны. (Ответы детей)

Хозяйка: Верно, игрушки, а называются они «филимоновские», как вы думаете из чего они сделаны (Ответы детей). Верно, из глины. Посмотрите-ка, какие они необычные – шеи у них вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. А еще у филимоновских игрушек есть секрет, хотите узнать какой? Эти игрушки не простые, а поющие! Проезжал мимо мастер да «оживил» глиняные игрушки – заговорили они на разные голоса.

  1. История филимоновских игрушек.

И появились эти игрушки тоже чудесным образом.

Давным – давно это было… Жил когда-то в одной деревне Тульской области гончар - дед Филимон.

Ох, и мастеровой был дед. Всё время что-то мастерил: то горшки для вкусной каши, то кувшины для молока да кваса. Все деда любили и уважали за труд и мастерство.

Однажды гулял дед Филимон в лесу да, вот, не задача, дождь его застал. Пришлось деду спрятаться под большим деревом и подождать, когда же дождь закончится да и уснул под ним. И приснилось ему, что под землёй спрятан клад! Проснулся дед Филимон, взял лопату и стал копать. Копал, копал, а кроме серой глины – что для посуды не годится, ничего не нашёл.

Задумался тогда дед, чтобы придумать такое интересное из этой глины, чтобы всем понравилось. Взял глину в руки, а пальцы сами стали лепить коней да баранов диковинных, барышень да кавалеров, медведей с дудками да карусели с петухами. А чтобы детворе они понравились, дед Филимон проделал дырочки в каждой игрушке и нарисовал на игрушках разноцветные полосочки. Стала детвора свистеть, друг друга пересвистывать. Вот весело тогда всем было!

Понравилось народу мастерство деда Филимона и стали лепить  игрушки «забавки»  под напевы русских народных песен. Работали не покладая рук, днем – хозяйство, а вечером – приступали к любимому делу, лепили игрушки – животных разных да барышень с кавалерами. Расписывали эти игрушки полосками, елочками, цветами разноцветными. 

Все игрушки делались свистульками, даже барыни и кавалеры. Поэтому и мастера назывались свистулечниками.

С тех пор много лет прошло, а весёлые игрушки-свистульки для детей делают в селе мастера-игрушечники до сих пор. И называют их филимоновские игрушки. И село тоже стали называть в честь деда Филимона – Филимоново.

Посмотрите на эти игрушки какие они яркие, солнечные.  

  1. Физкультминутка «В Филимоново мы были…»  

В Филимоново мы были,

Хороводы мы водили. Дети идут по кругу

Мы, как барыни, кружились. Дети кружатся на месте

На скамеечки садились. Дети выполняют «пружинки»

Потом глины накопали. Дети показывают, как копают

И свистушки лепить стали. Дети показывают, как лепят

Хозяйка: А что бы вы не забывали про эту деревушку и ее мастеров, я хотела бы вам подарить… а вот кого отгадайте:  

Без расчески причесался

И умылся без воды,

В кресло мягкое забрался

И запел на все лады.     (Ответы детей)

Верно, это котик (на столе поднос накрытый платком, Хозяйка снимает платок). Ох ты ж, это что же такое случилось? Где же их полосочки, точечки-кружочки? Я все поняла, ребята, наши котики так расшалились, что все свои узоры растеряли. Вот как я теперь их вам подарю? А вы, ребята, хотите стать настоящими мастерами-игрушечниками и помочь? (Ответы детей)

 Ну раз вы согласны, тогда добро пожаловать в мою мастерскую, как на Руси водится – дело вместе спорится, а врозь - хоть брось.

Ведущая раздает каждому ребенку фигурку котика (бумажный силуэт), на столе также  на каждого участника краски трех цветов, баночка с водой, кисть или ватные палочки, салфетки.

4. Роспись.

Хозяйка: Посмотрите, я вам приготовила краски трех цветов, а как вы думаете почему? (Ответы детей). Верно, посмотрите внимательно на фигурки – мастера использовали только три цвета, какие? (ответы детей - красный, зеленый, желтый). И посмотрите, совсем простые узоры используют мастера: точки, сплошные линии, волнистые круги, звездочки, елочки.

Но прежде чем начнем писать наши игрушки, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Вот все пальчики мои, их как хочешь, поверни: смотрим на раскрытые ладони и вертим ими.

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.  потираем руками

Не сидится им опять,        встряхиваем кистями

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

Хозяйка: Пальчики размяли, пора и за дело браться. Посмотрите внимательно – полосочки мы с вами пишем самым кончиком кисточки, а точки – самым кончиком кисти и тычком.  

Индивидуальная помощь педагога ребятам.

  1. Рефлексия

Хозяйка: Дело гладко, так смотреть сладко. Молодцы ребята, славные из вас филимоновские мастера получились. Какие вы цвета использовали (ответ 1-2 ребенка)? А какие узоры вы использовали (ответ 1-2 ребенка)?

Что ж, дорогие гости, пришла пора прощаться. А чтобы вы не забыли, где побывали да чего повидали, посадите котиков в корзиночки и возьмите этих озорников с собой. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...

"Филимоновские мастера" (роспись филимоновской игрушки)

Сформировать знания детей об особенностях росписи игрушки, ёё колорите,основных элементах узора....

«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с использованием ИКТ и игровых технологий

Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...

Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»

Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»Вид проекта: творчески – информационныйПродолжительность: краткосрочныйУчастники проекта: дети ...

Проект "Народная игрушка.Филимоновская игрушка""

воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....

Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка»

Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»...