КОНСПЕКТ ООД по рисованию в нетрадиционной технике граттаж на тему: "РАСКОПКИ ДИНОЗАВРА" для детей подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Семеняко Татьяна Васильевна

Граттаж – это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом. Плотный лист бумаги (лучше картон) натирается свечой, по восковому слою наносится тушь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного или нескольких цветов без просвета, тогда изображение будет цветным. Когда основа высохнет, заостренной палочкой рисунок процарапывается до белой поверхности картона или до слоя краски. Основу под граттаж делает взрослый, т.к. процесс трудоемкий и требует терпения и затрат времени. Но результат того стоит – работа на необычной поверхности вызывает у детей большой интерес.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира.

Задачи:

1. Научить новому способу получения изображения – граттажу.

2. Учить детей создавать картину «раскопок динозавра»: рисовать скелет динозавра, его ископаемые окаменелости, используя полученные ранее из литературы и иллюстраций знания и впечатления.

3. Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов.

4. Соблюдать технику выполнения рисунка.

Предварительная работа: Рассматривание изображений динозавров на картинках и книжных иллюстрациях. Просмотр мультфильмов и фильмов о динозаврах, например: «Динотопия»; «Баллада о Большом Але» и «Прогулки с динозаврами» производства BBC. Рисование древних животных гуашевыми красками и акварелью. Беседы о динозаврах: их внешний вид, образ жизни, питание, их разнообразие на суше, в воде и воздухе и т.п. Игры с фигурками динозавров. Беседы о науке палеонтологии, ученых-палеонтологах. Посещение Палеонтологического музея в Москве (по возможности и с родителями).

Материалы и оборудование: Картон с готовой основой под граттаж, заостренная палочка (можно использовать зубочистку или ручку с пером); старые газеты, которыми можно застелить столы, большие мягкие кисти или салфетки, чтобы убирать лишнюю восковую массу во время работы.

Содержание ООД: 

В начале занятия дети сидят полукругом на стульях на ковре.

Педагог обращается к детям: -Ребята! Сегодня нас ждет встреча с динозаврами! Она будет необычной. Хотите отправиться на поиски динозавров? (Ответы детей обычно положительные.) После ответов детей читает им стихотворение Е. Аэровой «Динозавры»:

Мы собрали рюкзаки

 И надели сапоги.

Чтоб не просто погулять –

Динозавра отыскать.

 Где же нам его найти?

Может, в Африку пойти?

- Нет, - сказал нам бегемот,

- Динозавр здесь не живет.

Нет его в полярных льдах,

Нет на дальних островах,

Не видали его звери

Ни в саваннах, ни в горах.

 А в пустыне лишь верблюд,

- Динозавра нет и тут.

Наконец его нашли

Мы, когда в музей пришли.

Педагог: Ребята, почему мы не сможем встретить динозавров нигде, кроме музея?

 Дети: Потому что динозавры вымерли. Сейчас они не живут.

Педагог: А как же тогда динозавры попали в музей? Может быть, они живут в музее?

Дети отвечают (ответы могут быть разными, оригинальными).

Педагог дает правильный ответ: Конечно, динозавры не живут в музеях. Там они хранятся в виде чучел, скелетов или окаменелостей. В музее можно узнать, как выглядели динозавры, их рост и вес, окраску. Давайте вспомним, какие ученые помогли нам узнать все про динозавров? Как они их нашли и где?

Дети (варианты ответов): Археологи. Палеонтологи. Они нашли динозавров в земле. Ученые нашли кости динозавров. (Если дети не ответили, нужно просто подсказать.)

Педагог: Действительно, благодаря ученым – палеонтологам мы с вами теперь знаем, кто такие динозавры. Как вы думаете, дети, у таких ученых интересная работа? Почему?

Дети отвечают.

Постановка игровой задачи:

Педагог: Я думаю, всегда интересно найти что-нибудь такое, чего еще никто не видел! Поэтому сегодня предлагаю вам ненадолго тоже стать учеными- палеонтологами. Согласны?

Дети: Да!

Педагог: Отлично! Давайте представим, что на ваших столах находится площадка для раскопок: вот такой «кусок земли» (показывает подготовленный картон для граттажа), и инструменты (показывает острую палочку и салфетку). С помощью острой палочки вы «найдете» на черном фоне такого динозавра, какого хотите. Но работа эта не только интересная, но и сложная, к ней нужно подготовиться. Давайте встанем перед стульями свободно, никому не мешая и разомнемся.

Физкультминутка «Динозаврики»:

У динозавра есть мурашки

Очень крупные везде:

На лбу, на ушах, На носу, на животе.

На шее, на локтях. На коленях и носках.

У динозавра есть чешуйки

Очень разные везде:

На лбу, на ушах, На носах и животах.

На локтях, коленях, шее.

 С ними просто веселее!

(Во время физкультминутки дети дотрагиваются руками до упомянутых частей тела.)

Педагог: Теперь мы размялись и готовы к работе! Проходите к вашим рабочим местам (дети садятся к столам).

Постановка учебной задачи:

Педагог: Ребята, как же «найти» динозавра? Очень просто – его надо процарапать на черном фоне острой палочкой. Это способ изображения называется «граттаж», или по-другому – царапины. Придется придумать, какого динозавра вы хотите найти и процарапать рисунок. Подумайте, ваш динозавр высокий или низкий, какая у него шея, хвост, лапы? Есть ли рога, шипы или когти? Можно нарисовать динозавра как живого, а можно изобразить его скелет. Посмотрите, какого динозавра недавно раскопала я.

 Далее показать образец и объяснить технологию:

1. Выделяем главные элементы и второстепенные.

2. Рисуем контуры элементов, нажимая с усилием на палочку так, чтобы проявилось изображение.

3. Процарапываем всю поверхность внутри контура полностью или частично: косыми штрихами, перекрестными, волнистыми.

Если нет вопросов, приступаем к раскопкам!

Примечание: Всем детям не обязательно показывать приемы работы, а только тем, кто в процессе испытывает затруднения. Показ производить лучше на запасном листе, а не на рисунке ребенка.

Итог занятия. В конце занятия организуется выставка и проводится анализ работ:

Педагог: Ну что ж, наши раскопки подошли к концу, и теперь я приглашаю юных палеонтологов рассказать, что удалось найти, как называются ваши динозавры. Высказываются 2-3 ребенка, выслушиваются мнения и оценки желающих. Можно предложить сделать иллюстрированный журнал: «Динозавры».

Использованная литература:

1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть

2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. 2. Потапова Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ: учеб.-метод. пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012.

3. Фиона Уотт, Ребекка Гилпин. Динозавры и пираты. Москва, издательство «Росмэн», 2007.

4. Динозавры /пер. с англ. А. Блейз; оформ. дизайн-студии «Дикобраз». – М.: Астрель: АСТ, 2005. Электронная литература: 1. Е. Аэрова, В Пахомов, А Сметанин.

Стихи про динозавров. Htth://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov

Приложение:

Нетрадиционная техника рисования – граттаж. Граттаж – это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом. Плотный лист бумаги (лучше картон) натирается свечой, по восковому слою наносится тушь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного или нескольких цветов без просвета, тогда изображение будет цветным. Когда основа высохнет, заостренной палочкой рисунок процарапывается до белой поверхности картона или до слоя краски. Основу под граттаж делает взрослый, т.к. процесс трудоемкий и требует терпения и затрат времени. Но результат того стоит – работа на необычной поверхности вызывает у детей большой интерес.

Стихи про динозавров. А. Сметанин.

Почему исчезли динозавры?

 Потому что каши мало ели.

Мамы их просили: - Съеште завтрак,

 А они овсянки не хотели.

Мамы им твердили: - Вот вам фрукты,

Деткам так полезны витамины.

Но они чихали на продукты,

И худели их хвосты и спины.

Становились динозавры – дети

Меньше, меньше, меньше постепенно.

А потом их стало незаметно.

Так они пропали. Совершенно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике (рисование пластиковой вилкой) в старшей группе.

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике (рисование пластиковой вилкой) в старшей группе.Цель: помочь детям освоить новый способ изображения - рисование вилкой. Задачи: Развитие творчес...

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике (рисование пальчиками) во второй младшей группе.

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике (рисование пальчиками) во второй младшей группе.Задачи приоритетных образовательных областей:Художественно – эстет...

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике рисования для средней группе на тему "Деревья зимой"

расширять знания детей о сезонных явлениях в природе: стало холодно, идет снег, снег покрывает землю, люди  надевают теплую одежду и обувь. - Формировать умение ритмично наносить мазки, изоб...

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике «рисование ладонью, с элементами набрызга» в средней группе «Ежик в лесу »

Конспект НОД  интересен для воститателей,проводящих кружковую работу по изобразительной деятельности.Он содержит загадки,интересные физминутки;в нем описан этап выполнения рисунка....

"Цветы для Мамы".Конспект ПВД по рисованию в нетрадиционной технике (Восковые мелки+акварель) для подготовительной к школе группы

Конспект занятия ПВД рисованиеФИО: Мякишева Маргарита ЗотеевнаОбразовательные области: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развити...

«Подводный мир». Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «граттаж» в подготовительной к школе группе

Учить детей рисовать на тему «Подводный мир» в нетрадиционной технике «граттаж»...