Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) "Волшебные картины"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Лифанова Татьяна Анатольевна

В ходе занятия формируется опыт работы по активизации и развитию инициативы, самостоятельности и творчества ребенка-дошкольника в процессе освоения нового нетрадиционного способа рисования (рисование на воде «Эбру») на основе системно-деятельностного подхода.

Ссылка на видео к занятию https://nsportal.ru/video/2021/11/nod-po-hudozhestvenno-esteticheskomu-razvitiyu-risovanie-volshebnye-kartiny

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П. ПАНГОДЫ»)

Технологическая карта

мероприятия непосредственно-образовательной деятельности

с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности «Почемучки»

Тема: «Волшебные картины»

(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», рисование)

Автор: воспитатель 1 квалификационной категории

             Лифанова Татьяна Анатольевна

п. Пангоды, 2021 г.

Образовательная область

Художественно-эстетическое развитие

Возраст детей, группа

6 лет, подготовительная группа

Тип НОД

Тематическое

Тема НОД

Волшебные картины

Цель

формировать устойчивый интерес детей к изобразительному искусству, посредствам ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

Задачи                                

Образовательные:

способствовать освоению детьми техники рисования на воде «Эбру»;

актуализировать знания детей о видах изобразительных материалов (краски, фломастеры, карандаши, восковые мелки), в том числе нетрадиционных средств рисования (палочки, поролоновые губки, уголь и т.п.);

закреплять умение выстраивать последовательность действий при рисовании новым способом, соблюдать определенные правила, используя схему;

продолжать формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины, опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлекторного метода);

способствовать дальнейшему освоению детьми умения делать самостоятельные выводы и умозаключения.

Развивающие:

расширять активный и пассивный словарь;

развивать умение детей высказывать свое мнение, правильно выстраивая фразы и предложения, тем самым активизируя устную речь детей;

расширять творческие и изобразительные способности детей;

развивать внимание, память, воображение, наблюдательность, любознательность;

развивать коммуникативные навыки детей - умение слушать и отвечать на вопросы, обращаться за помощью, выражать благодарность, участвовать в совместной деятельности;

формировать умение воспринимать информацию, совершать действия по заданному алгоритму;

развивать крупную и мелкую моторику – четкость и плавность движений руки (точечный рисунок, разнонаправленные повороты, прямые и изогнутые линии).

Воспитательные:

побуждать интерес к изобразительной деятельности;

воспитывать у детей усидчивость, аккуратность, взаимовыручку, настойчивость в достижении поставленной цели;

формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

воспитывать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.

Материал

Дидактические материалы: видеоролик «Эбру. Рисование на воде», карточки-схемы «Правила рисования на воде», аудиозапись «An Eternal Flame. Happy Baby» для музыкального сопровождения продуктивной деятельности детей.

Оборудование: ноутбук, SMART-доска, мольберт.

Для демонстрации и на каждого ребенка - лотки для воды (раствора для эбру), краски для эбру, кисти для рисования и клеевые, деревянные палочки, салфетки, жидкость для рисования (раствор), стаканчики для воды, фартуки, бумага для рисунков, подносы.

Цветные карандаши, фломастеры, краски гуашь, акварель, восковые мелки, уголь, кисти, поролоновые штампики, палочки деревянные, вилки, листы бумаги, карточки, покрытые пластилином.

Предполагаемый

результат                                

Формируется опыт работы по активизации и развитию инициативы, самостоятельности и творчества ребенка-дошкольника в процессе освоения нового нетрадиционного способа рисования (рисование на воде «Эбру») на основе системно-деятельностного подхода.

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанника

Предпосылка учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

1. Введение в игровую ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, любите ли вы рисовать? Чем вы любите рисовать? А что вы рисуете? (ответы детей)

- Однажды я увидела, как в одном детском саду дети рисовали на воде. Мне стало так интересно, и я подумала, может и мы с вами попробуем порисовать на воде.

- Вы когда-нибудь рисовали на воде? Хотите порисовать на воде? А сможете?

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы

Интерес к образовательной деятельности

Ответы детей

Этапные задачи: создать психологически комфортную атмосферу; мотивировать детей на включение в игровую деятельность

2. Актуализация знаний

- Давайте вспомним, на чем вообще можно рисовать? (ответы детей)

- На столе лежат различные средства для рисования. Рассмотрите их и скажите, чем (с помощью каких средств) мы можем рисовать? (цветные карандаши, краски гуашь, кисти, восковые мелки, уголь, поролоновые штампики, палочки деревянные, вилки, листы бумаги, карточки, покрытые пластилином).

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, делятся на группы.

Делят слова на слоги

Выполнение заданий

Этапные задачи: актуализировать знания детей о видах изобразительных материалов; тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать память, речь, воображение.

3. Затруднение в ситуации

- Как вы думаете, получится у нас этими средствами порисовать на воде? (предположения детей)

- Давайте проверим (дети пробуют рисовать разными средствами на воде).

- Получилось сделать рисунок на воде? Почему не получилось?

- Не знаем как, чем можно рисовать на воде.

- А если мы чего–то не знаем, но очень хотим узнать. Что нам делать? (Предположения детей).

Сталкиваются с затруднением. Пробными вариантами пытаются решить проблему

Целеполагание, планирование, выбор способа действия

Наблюдение в процессе работы

Этапные задачи:

  1. создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания;
  2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
  3. развивать речь, мышление.

4. Открытие нового знания или способа действий

- В современном мире чтобы найти ответ на какой-либо вопрос можно обратиться к интернету. Вот и я поискала в интернете и нашла видео про технику рисования на воде. Оказывается, есть такая техника рисования, она называется Эбру. Посмотрим?

Просмотр видео. После просмотра видеоролика обсуждают увиденное.

- Вам понравилось? Скажите, что нужно взять для рисования на воде? Перечисляют…

- А давайте, еще раз проговорим последовательность работы и посмотрите, как я выполняю работу, чтобы ничего не забыть.

Показ воспитателя с проговариванием техники и правил работы:

- Что нам нужно взять? (лоток, специально подготовленную воду, жидкие краски, кисточки, палочки, салфетки, бумагу и фартук, чтобы не запачкаться).

- Я вам открою секрет, что вода в данной технике используется непростая, а подготовленная специальным образом. На ее поверхность, в определенной последовательности наносятся краски, которые не растворяются в воде. Они удерживаются на воде и создают тонкую пленку.

- Вначале нужно оформить фон. Для этого на кисточку или кончик палочки следует набрать краску и, слегка касаясь поверхности воды, поставить там несколько точек. Можно поступить иначе: не ставить точки, а тихонько стряхнуть краску на жидкость либо сбрызнуть её с высоты 5–6 см от поверхности. Для фона можно использовать 2–3 цвета. С помощью заострённой палочки краску следует перемешать в произвольном направлении.

- После того как фон готов, с помощью палочки следует выполнить основной рисунок - придумать и изобразить какие-то образы. Это могут быть цветы, деревья, птицы с красивыми хвостами, сердечки, бабочки и пр.  

Например, удобный способ создания образов - из концентрических окружностей. Так легко и эффектно можно нарисовать цветы, листья, крылья бабочки, панцирь черепашки и многое другое.

- Когда композиция на воде готова, следует очень ответственный этап - перенести её на бумагу. Лист нужно аккуратно положить на жидкую поверхность и осторожно провести по нему палочкой, чтобы изображение отпечаталось. Край бумаги поддевается палочкой, и рисунок вынимается из воды. Работа должна высохнуть.

Правила: (выставляя карточки на мольберт?)

- аккуратно, постукивая кисточкой по пальцу, разбрызгивать краску;

- кисточку промывать и просушивать о салфетку перед набором краски другого цвета,

- аккуратно, не касаясь палочкой дна лотка, проводим линии по поверхности воды,

- аккуратно, держа палочку вертикально, слегка касаясь поверхности, наносим краской точки на поверхность воды, каждый раз перед набором на палочку краски, протираем ее салфеткой.

Фиксация в речи (а, возможно, и знаково) нового знания (способа действия).

- Вам понравилось? Что вы сейчас узнали? (узнали, как можно рисовать на воде)

Как узнали? (мы нашли информацию в интернете и спросили у того, кто знает).

- Теперь вы сможете сами рисовать на воде? Почему сможете? (знаем как)

Знакомятся с возможным вариантом преодоления затруднения

Усвоение способа действий

Наблюдение за процессом

Этапные задачи:

  1. сформировать у детей знания о технике рисования на воде «Эбру»;
  2. сформировать опыт открытия нового знания и эмоционального переживания радости открытия.

5. Введение новых знаний в систему знаний

Хорошо, тогда надевайте фартуки и проходите за столы.

Дети надевают фартуки и самостоятельно работают за столами, воспитатель при необходимости оказывает помощь, направляет работу детей.

Дети самостоятельно выполняют работу

Выполнение действий

Соблюдение правил в работе

Этапные задачи:

  1. закреплять умение выстраивать последовательность действий при использовании новой техники рисования «Эбру»;
  2. тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать память, речь;
  3. содействовать развитию мелкой моторики рук;
  4. воспитывать аккуратность, опрятность.

6. Осмысление (итог)

Что мы делали? Вы смогли сами рисовать на воде? А почему смогли? (Мы узнали, как можно рисовать на воде). Вам понравилось?

- Здорово! У вас получились такие замечательные необычные рисунки. Теперь вы научить других людей рисовать на воде? Вы большие молодцы!

Дети стоят около воспитателя, отвечают на вопросы

самооценка

Ответы детей

Этапные задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.

Комментарии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию Рисование «Волшебная птица»

Развивать мышление, предлагая детям выделять сходства и различиясказочных и реальных птиц; развивать умение создавать сказочные образы птицы. Развивать чувство композиции.Закреплять навыки рисования ц...

Картотека занятий по художественно-эстетическому развитию - рисование "Волшебные карандаши"

Картотека занятий по художественно-эстетическому развитию - рисование «Волшебные карандаши».  Конспекты разработала воспитатель 2 младшей группы Лобанова С. С. Для развития мелкой мот...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник»

Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник». Цель: формирование у детей умения создавать изображения пре...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию Рисование «Волшебная птица»

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитиюРисование «Волшебная птица» Программное содержание:Развивать мышление, предлагая детям выделять сходства и различиясказочных и ...

Занятие по художественно- эстетическому развитию .Рисование "Волшебные колечки"

Целью этого занятия послужило - учить детей рисовать предметы округлой формы, правильно держать карандаш в руке; отрабатывать кругообразные движения рук; закреплять знания о цвете и величине предметов...