Воспитание творческой личности в процессе реализации проектов
статья (подготовительная группа)

Скиба Ольга Александровна

Статья  для воспитателей ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Воспитание творческой личности в процессе реализации проектов по изобразительной деятельности

        Воспитатель: Скиба О.А.

г. Заречный

 «… Искусство никогда не держало свои ворота распахнутыми

 для     случайных       прохожих.    А     детская   книга  при   всей

                         ее    внешней     простоватости    –    вещь    исключительно

тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка,

лишь   мудрому   терпению  взрослого   доступны   ее   вершины.

 Удивительное            искусство         –    детская             книжка».

Л. Токмакова

«…Чтение книг - тропинка, по которой умелый,

умный, думающий воспитатель

 находит путь к сердцу ребенка».

В.А. Сухомлинский

        

Кардинальные изменения, происходящие в настоящее время в системе  образования, а также в условиях реализации Федерального Государственного образовательного стандарта выдвигают новые требования, среди которых одним из главных является развитие творческих способностей детей. Происходит переориентировка направленности образования от узко- прагматических задач формирования знаний, умений, навыков к развитию творческих способностей, созданию условий развития ребенка, открывающих   возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Книга не только развивает, учит, воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, помогает естественной детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл. Книга, прочитанная в детском возрасте, оставляет более сильный вклад, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в книгу.

Детская книжка – это вид искусства, наиболее доступный для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Не случайно, эстетическое воспитание детей раннего и младшего возраста начинается с иллюстрированной книги. Книга с картинками – это первое соприкосновение маленького человека  с изобразительным искусством  и  художественной литературой. Детская книжка – это уникальный  предмет культуры, который не просто интегрирует разные виды искусства  (детскую литературу и книжную графику, изобразительное искусство), а сам является интегрированным по своей сути, поскольку иллюстрация и художественное слово выступают в нем как визуально – вербальное единство.

Но в последнее время в современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры,  электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности.

Таким образом, актуальность данной темы обусловлена недостаточной востребованностью  книг подрастающим поколением,   как основного источника знаний  и  развития творчества. В  нашем  детском саду зародилась идея создания детских книжек самими детьми, чтобы  через книги дать возможность общения ребенку с результатами собственного творчества.  Процесс создания книги не только способствует  развитию у ребенка  индивидуального «почерка»,  как особой манеры исполнения, но и способствует восприятию художественных образов окружающего мира.  Так  появилась идея   разработки проекта по созданию детских книг.

Тема проекта: «Кем быть?». Вид проекта:  долгосрочный, творческий, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.  Данный проект нашел продолжение в мини-проектах: «Экологические сказки», «Зареченская страна».

Целью проекта являлось  развитие творческих способностей детей посредством создания детских книг.

Исходя из особенностей восприятия и понимания произведений литературы,    нами  были поставлены  следующие задачи: 

- воспитывать любовь к художественному слову;

- развивать и закреплять устойчивый интерес детей к книге;

-развивать фантазию, воображение, наблюдательность, умение видеть характерные признаки окружающих объектов, сравнивать.

- расширять литературный опыт детей, знакомить их с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка и др.);

- развивать креативное мышление дошкольников с помощью   ознакомления с   книгой;

- развивать  художественный и творческий потенциал;

- формировать воссоздающее воображение при создании иллюстраций к книгам;

-обращать внимание детей на язык литературного произведения, на авторские приемы изображения, иллюстрации;

-поощрять нестандартное видение окружающего мира; личную позицию, как при восприятии детской книги так и в процессе создания своих книг;

- стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми при создании книг;

- приобщать детей к книжной культуре, повышать интерес и стремление к знаниям  через книгу.

Чтобы в полной мере достичь поставленных задач, работа по ознакомлению детей с детской литературой шла в тесном взаимодействии с родителями, воспитателями  в различных видах деятельности.    Интеграция   образовательных  областей  и деятельностный  подход  позволили  нам решить поставленные образовательные задачи через различные  формы работы с детьми:

- сюрпризные моменты с приходом героев литературных произведений;

-придумывание нового окончания сказки, рассказа;

-придумывание своих маленьких рассказов;

-рассматривание иллюстраций;

- иллюстрирование прочитанной книги;

-экскурсия в типографию, библиотеки города;

- знакомство с профессиями, связанными с литературой и людьми, работающими  в типографии;

-литературные викторины;

-праздники;

-чтение и рассказывание литературных произведений;

- беседах о прочитанном;

- слушание музыки ;

- инсценировки.

 Проект включал три этапа.

Первый этап включал сбор информации. В беседах с детьми выяснилось, что дети не знают как создается книга, поэтому  была организована экскурсия в типографию г. Пензы. В типографии   дети познакомились с историей появления и создания книги, с профессиями людей, работающими над книгой.

Дети познакомились с  такими профессиями,  как дизайнер, наборщик,  корректор, печатник, упаковщик и получили массу впечатлений. Они своими глазами увидели, как создаются книги, газеты, журналы и даже получили в подарок новые календари, только что вышедшие из печати. Ребята открыто и непринужденно вступали в контакт со взрослыми, ориентируясь на схемы – подсказки ведения диалога.  Таким образом, дети не только расширили и закрепили речевые  навыки, но и пополнили свой словарный запас новыми словами, активно использовали их в речи и  получили массу положительных эмоций. В  детском саду дети поделились своими впечатлениями с другими детьми,  воспитателями, родителями. Ребятам захотелось  устроить свою маленькую типографию в детском саду, и было принято решение создать свою творческую мастерскую по производству книг. Сначала дети изобразили людей разных профессий из типографии, составили короткие рассказы о них.  Каждый ребенок создал иллюстрацию к одной из профессий, а  воспитатель помог детям объединить все картинки в переплет с красивой обложкой. Так  в процессе  совместной продуктивной деятельности   была создана книга:   «Кем быть Незнайке». Таким образом,  были созданы условия для развития не только речи,   активности, сотрудничества, но и творчества.

 Ребята были  так увлечены созданием книг, что продолжили работу     и появилась вторая книга «Колобок на новый лад». В ней дети придумали новый  конец сказки, где колобок встретил белку, медведя и других героев и никто его не съел,  нарисовали красочные иллюстрации. Мы подготовили  детям силуэты колобка, чтобы  он  был одинаковым на протяжении всей сказки, а дети нарисовали,  героев с которыми встретился колобок. Так и  получилась новая книга для малышей.

Наши дети и родители были так увлечены созданием книг, что не смогли отказаться от участия в городском конкурсе экологических сказок, который проходил в городе Заречном. Воспитатели поддержали идею. Так появился краткосрочный проект по созданию  экологических сказок, где дети и родители создали книжки-малышки: «Бабочка-Красавица», «Белочка», «Кто лучше поет?», «Игрушки принцессы»,  «Солнышко», «Одуванчик», «Бабушка Федора и Герань» и др.   Интерес родителей и детей к созданию книг превзошел все ожидания, дети сочиняли сказки, родители писали тексты и вместе с детьми рисовали иллюстрации, а мы в детском саду в своей маленькой типографии оформляли книги и обложки. В совместной деятельности с детьми  мы  даже сочинили коллективную сказку «Попугай Кеша» и «Кто лучше поет?».  Каждая книжка была не похожа одна на другую и по оформлению и по содержанию, и конечно, иллюстрации к каждой сказке вызывали восхищение как у родителей, так и у самих детей.

Но и на этом наша работа не закончилась. В городе Заречном стартовал городской проект «Город, в котором хочется жить!»

В рамках реализации городского проекта наши, теперь уже выпускники, создали коллективный плакат: «Город Заречный в будущем» и совместно с родителями  реализовали   проект по созданию книги «Зареченская страна». Дети вместе с родителями прочитали сказку о городе Заречном в будущем, и  каждый ребенок придумал иллюстрации к этой сказке. Так   у каждого ребенка появилась своя маленькая история о будущем нашего города. Фантазии и творчеству детей не было предела: в голубом небе появились летающие тарелки, в парке им.Лермонтова - аквапарк, цирк и планетарий, которые стали любимыми местами отдыха зареченцев, а люди города стали ездить на аэромобилях. Родители и дети создали целую серию иллюстраций, и  у каждого ребенка появилась своя маленькая книжка –малышка «Зареченская страна», и всем детям захотелось жить в нашем маленьком городе Заречном, таком любимом и родном! Городской конкурс закончился, а работы наших выпускников были отобраны для иллюстрации  книги о городе Заречном.  Портреты детей и их работы,  отобранные членами жюри,  были размещены на баннерах города Заречного.

Таким образом, создание книги, как особого вида изобразительного искусства оказывает большое влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает  в ребенке эстетическую восприимчивость, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственно совместному творчеству детей  и родителей, непосредственных  участников наших проектов.

Список  литературы

Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 2000. - 272 с.

Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 12. - С.23.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 176 с.

Котова И. О некоторых особенностях восприятия иллюстраций младшими дошкольниками / И. Котова // Дошкольное воспитание. - 1973. - № 2. - С.11.

Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / Л.С. Кудрявцева. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 208 с.

Курочкина Н.А. Детям о книжной графике / Н.А. Курочкина. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 160 с.

Панов В.П. Иллюстрация в книге / В.П. Панов. - М.: Юный Художник, 2001. - 233 с.

Пчелинцева Е.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Е.В. Пчелинцева. - Н-Новгород: изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. - 32 с.

Супнеева П. Здравствуй волшебная книга / П. Супнеева // Дошкольное воспитание. - №5. - 1996. - С.63-67.

Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А.

 

Флерина. - М.: Учпедгиз, 1996. - 160 с.

Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Г.С.

Швайко. - М.: Владос,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Патриотическое воспитание дошкольникоов в процессе реализации проекта "Юные патриоты"

В презентации представлены цель, задачи и формы организации работы с детьми дошкольного возраста по проекту "Юные патриоты". Проект направлен на ознакомление дошкольников с историей родного поселка....

Организация образовательной работы по патриотическому воспитанию в процессе реализации проекта «Слава Армии родной».

Об актуальности нравственно-патриотического воспитания в современных условиях говорится в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015гг.», утвержденн...

Тема опыта: «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине в процессе реализации проекта с региональным компонентом»

Тема опыта:  «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к  малой родине в процессе реализации проекта  с региональным компонентом»Автор опыта: Чупрова Наталья Александр...

Статья на тему «Синтез педагогической технологии и педагогического искусства как условие построения эффективного процесса воспитания творческой личности в проектной деятельности дошкольников».

laquo;Синтез педагогической технологии и педагогического искусства как условие построения эффективного процесса воспитания творческой личности в проектной деятельности дошкольников»....

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе реализации проекта     «Защитники земли русской»

Разработка и реализация долгосрочного педагогического проекта с детьми подготовительной группы...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА ГАРМАЕВОЙ Т.Д. ТЕМА: «Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе реализации проектов краеведческой направленности» на 2022-2023учебный год

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАГАРМАЕВОЙ Т.Д.ТЕМА: «Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе реализации проектов краеведческой направленности»на 2022-20...