Конспект НОД по декоративному рисованию "Секреты Петриковской росписи"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Ватутина Наталия Борисовна

В методической разработке раскрыты приемы Петриковской росписи,используются игровые ,здоровьесберегающие и ИКТ-технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Содержание занятия.17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе

«Секреты Петриковской росписи»

Цель НОД: Продолжать знакомить детей с Петриковской росписью, её колоритом, особенностями.

Образовательные задачи:

  • Совершенствовать навыки детей в рисовании Петриковской росписи.
  • Учить самостоятельно, выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет.
  • Учить приемам рисования: «мазком», «протяжкой».
  • Обогащать представления о традициях кубанского быта.

Развивающие задачи:

  • Развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор.
  • Познакомить с новым материалом для рисования: акриловые и гуашевые краски.

         Воспитательная задача: 

  • Воспитывать любовь к своей малой родине.

 Предварительная работа:

  • Беседа о своеобразии народного декоративно-прикладного искусства на Кубани. Рассматривание с детьми образцов Петриковской росписи, работы детей предыдущего выпуска
  • Прослушивание песен о Кубани, стихов и игр.

Словарная работа: 

  • Обогащать и активизировать словарь детей словами: Петриковская роспись, мазок, переходной мазок, протяжка, тычок, «цыбулька», «чепурушка».

Материалы и оборудование:

  • тычки разных размеров,
  • салфетка для вытирания пальцев на каждого ребенка,
  • бумага,
  • баночки с водой,
  • палитра для смешивания красок гуаши и акриловых,
  • мультимедийная установка, экран.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Ход НОД:

На экране появляется кубанская хата, плетень. У хаты на лавочке сидят хозяйка и дети.

 Казачка, здоровается, обращается к детям:

- Тут живут мастера – художники?

Воспитатель:

- Да, а что вас к нам привело?

Казачка:

- Да вот купила хату, а она побелена и не знаю, как ее украсить ведь у вас на Кубани считается, что чем красивее расписана хата, значит хозяйка хорошая. Вот слышала, что вы мне сможете помочь? Да еще я слышала, что хаты, нужно расписывать, какой-то необычной краской, а как её делать и где она продаётся, не знаю. Пожалуйста, помогите мне и научите меня.

Воспитатель:

- Хорошо гостья дорогая, мы с ребятами тебе поможем. Ребята вы согласны со мной?

Дети :- Да!

Казачка:

- Ой, спасибо вам, ребята! Я вот к вам шла и краску купила (достает из корзины), да теперь и не знаю пригодиться ли она?

Воспитатель:

-Ты гостья дорогая присаживайся, да вместе с ребятами слушайте, что я вам расскажу, да всё запоминайте. Да и правда на Кубани хаты расписывали красками. Женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами, рисовали в основном хозяйки цветы, ягоды. Самых прилежных хозяек называли «чепурушками». А если просто побелена белая хата, то с такими хозяйками на улице люди не здоровались. (Рассказ сопровождается показом мультимедийной презентации

Сейчас я возьму краски и смешаю их. А теперь я, вам покажу приемы Петриковской росписи, они не сложны. Люди придумали им выразительные названия «мазок», «протяжка», «цыбулька», «тычок»; женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.

Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. (На листе бумаги воспитатель показывает приёмы росписи, объясняя детям как правильно и аккуратно нужно работать с краской).

- «Мазок» - кисть с нанесенной краской скользя по бумаге оставляет мазок небольшого размера. Так рисуют овалы, лепестки, вытянутые лепестки.

- «Протяжка» - кисть с нанесенной краской «протягивает» длинный мазок по бумаге. Так получаются изображения длинных листьев, вытянутых деталей. Особенно удобен этот приём для смешивания красок (показывает).

 - «Прокатка» - древком кисти с нанесенной краской на бумаге ставятся точки. Придавливая эти точки, кисть слегка покачивают. Так украшали ягоды.

Воспитатель:

- Ребята помните, мы с вами рисовали ягоды?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- А чем мы рисовали ягоды калины? Правильно пальчиком. Этот приём рисования называется «тычок», но тогда мы рисовали только одной краской, а в Петриковской росписи мы будем использовать краску – смешанную разными цветами. Так раньше готовили краску для росписи хаты. Еще интересен «переходной мазок». Для этого необходимо кисть погрузить в какой-то цвет, затем кончик кисточки обмакиваем в другой. Цвета необходимо подбирать так. чтобы они сочетались. Например, красный и желтый. малиновый и белый, зеленый и желтый и др.

Воспитатель показывает, как правильно пользоваться краской, салфеткой, Затем предлагает рассмотреть образцы росписи и приступить к самостоятельной работе, оказывая индивидуальную помощь каждому ребёнку.

Физминутка:

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом мы Петриковку

Будем дружно рисовать!

«Цветки» (повторить 2 раза)

Наши алые цветы распускают лепестки. (Медленно разгибать пальцы из кулачков.)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Покачивание кистями рук вправо - влево.)

Наши алые цветы закрывают лепестки. (Медленное сжимание пальцев в кулаки.)

Головой качают, тихо засыпают. (Покачивание кулачков вперед - назад.)

Воспитатель:

- Ребята отдохнули? Давайте продолжим рисовать. Как красиво у вас получается и у нашей гостьи цветок тоже красивый получился.

-Скажите ребята в Петриковской росписи если кисть с нанесенной краской оставляет мазок небольшого размера как этот прием называется?

Ответы детей: (Мазок)

Воспитатель:

- А если кисть с нанесенной краской «протягивает» длинный мазок, то тогда как называется?

Ответы детей: (протяжка)

Воспитатель:

- А ещё какими способами мы рисовали? (ответы детей)

Воспитатель:

Рефлексия:

- Молодцы ребята! Как стало у вас красиво, интересный узоры вы придумали для росписи хаты. Казачка очень рада будет.

-Посмотрите и скажите чей узор вам больше всего понравился и почему.

-Что получилось очень хорошо, а что получилось с трудом?

-Что нужно сделать, чтобы узоры были еще красивее?

-Что бы вы могли еще расписать такими узорами?

-Я уверена, что в следующий раз узоры получатся еще красивее.

vnuhka09


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по декоративному рисованию

Конспект интегрированного занятия по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе "Путешествие в мир народных мастеров"...

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе "Росинкина игрушка"

Дети придумывают свою - "росинкину" игрушку, используя в росписи знакомые элементы различных видов народного творчества. Опыт детей получен из видеоматериалов, интернет-ресурсов по теме "Народно-прикл...

Конспект занятия по декоративному рисованию.

Так как художественное творчество меня вдохновляет и очень интересует, я предлагаю свое занятие на сайте....

Конспект занятия по декоративному рисованию для детей 3-4 лет.Тема: "Нарядные матрешки"

ЦельПознакомить с самой популярной русской народной деревянной игрушкой -матрешкой. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании сарафана для матрешки.    За...

Конспект занятия по декоративной аппликации в младшей группе «Декоративное блюдце»

Программное содержание:Продолжать учить детей наклеивать элементы узора в центре круглой формы и по краямЗакрепить понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа»Развивать чувство ритма, чередуя элементы...

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)»

Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)» Цель: Закрепления знаний детей о дымковской росписи, формирование умения создавать узоры по собственном...

Конспект занятия по декоративной аппликации в младшей группе «Декоративное блюдце»

Конспект ОД по аппликации в младшей группе "Декоративное блюдце"...