Кружок «Радуга»
рабочая программа
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Радуга Д-3»
Направленность: художественная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 9 мес.
Педагог дополнительного образования
Калашьян Надежда Олеговна
г. Москва, 2019 г.
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого – изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования – это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс – это настоящее чудо. “В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь”
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Вся деятельность в разработанной мной программе носит творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
-Развивает уверенность в своих силах
- Способствует снятию детских страхов.
-Учит детей свободно выражать свой замысел.
-Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
-Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.
-Развивает мелкую моторику рук.
-Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
-Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
-Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Новизной и отличительной особенностью программы «Радуга» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель:
Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Так, дети старшего дошкольного возраста могут освоить более трудные методы и техники, чем дети младшего возраста:
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
рисование ватными палочками;
ниткография;
отпечатки листьев;
тычки полусухой кистью;
рисование сухой пастелью;
кляксография обычная;
пластилинография и др.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ
-Проведение открытого мероприятия
-Проведение мастер-класса совместно с родителями
Учебно-тематический план
Названия разделов, тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
Инструктаж по технике безопасности. Диагностика (свободное экспериментирование с материалами) | 2 | 2 |
|
«Растения в нашей группе» | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Грибы в корзинке» | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Мое любимое дерево осенью» | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Осень на опушке краски разводила» | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Зачем человеку зонт» | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Мой любимый свитер» | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Улетаем на юг» | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Необычная посуда» | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Обои в моей комнате» | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Первый снег» | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Зимние напевы» | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Елочка нарядная» | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Дед Мороз» | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Музыкальный рисунок» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Рисование «Зимний лес» | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Морозный узор» | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Необычные машины» | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Галстук для папы» | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Зимние напевы» | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Семеновские матрешки» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Открытка для мамы «8 Марта» | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Моя семья» | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Веселые человечки» | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Ранняя весна» | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Космический пейзаж» | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Грачи прилетели» | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Ворона» | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Аквариум» | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Праздничный салют над городом» | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Красивый пейзаж» | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Одуванчики в траве» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Бабочка | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого: | 34 | 18 | 16 |
Содержание программы :
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное изображение , физ. минутки, пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, наглядные пособия, использование художественного слова и т.п.
Этапы работы:
На 1 этапе – репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
На 2 этапе - конструктивном ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.
На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.
Средства:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- предметно-развивающая среда.
В программе используются различные
методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения);
эвристический (развитие находчивости и активности);
частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
сотворчество;
мотивационный (убеждение, поощрение);
жест руки.
Структура занятий программы :
- Мотивация детей.
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно-игровая форма преподнесения материала. Главные игровые персонажи программы жители-художники из страны Радуги. Чтобы попасть туда, нужно расколдовать героев с помощью шуточного заклинания и отправиться с ними в удивительную страну нетрадиционного рисования . Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность.
- Пальчиковая гимнастика.
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно использовать различные художественные и бросовые материалы для своего творчества.
- Художественно-изобразительная деятельность.
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: нетрадиционном рисовании, дизайн-творчестве.
- Выставка - презентация детских работ.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.
Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по нетрадиционным техникам рисования, изготовление самодельных инструментов для изотворчества.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, папки-передвижки , информационные стенды, показ открытых занятий, семинары-практикумы, мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования , выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети) и анкетирование по вопросам художественного развития детей.
В программе широко используются технические средства обучения: монитор, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, флэш носители и др.
Условия реализации программы
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
- Наборов разнофактурной бумаги.
- Дополнительного материала ( природного, бытового, бросового).
- Художественно-изобразительного материала.
- Нетрадиционных инструментов для художественного творчества.
- Образцов рисунков по различным нетрадиционным техникам ;
- Демонстрационного наглядного материала .
Ожидаемый результат:
- Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
- Расширение и обогащение художественного опыта.
- Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
- Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности .
- Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.
- Развитие креативновности.
- Индивидуальный «почерк» детской продукции.
- Способность к активному усвоению художественного опыта.
- Развитие общей ручной умелости .
- Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.
- Склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и инструментами.
- Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.
- Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.
Диагностика
К концу года умения детей должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка. Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.
Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике . Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе. По желанию дети забирают работы домой.
Рисунки , выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.
В разработанной мной программе используется следующая диагностика
Тема исследования: «Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками».
Целью исследовательской работы является:
-изучение механизмов формирования и развития художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
-выявления уровня художественного развития в изобразительной деятельности
Методы исследовательской работы:
-наблюдение – древнейший метод познания, научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или другого явления;
-эксперимент – основной метод исследовательской работы, вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выполнения действий;
-диагностика и тестирование – подбор задач и вопросов, которые служат для проведения сравнительно кратковременных одноразовых испытаний, а также с целью коррекции творческих отклонений;
-анализ продуктов деятельности – один из методов психологи, изучающей детские рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности ребенка;
-метод исследования личности – совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека.
Задачи исследовательской работы:
- проведение исследовательской работы по выявлению художественно-творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте в технике живописи;
- разработка путей развития творческих способностей в области рисования нетрадиционными техниками;
- апробирование инновационных техник в живописи для развития художественно-творческих способностей старшего дошкольного возраста.
Подобраны критерии оценивания уровней развития художественно-творческих способностей в области рисования красками.
Основные направления изучения художественно-творческих способностей:
1) способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения;
2) способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений;
3) способность рационально применять различные нетрадиционные техники
и рисовать живописными материалами, используя цвет.
Приоритетным направлением в диагностике развития способностей в живописи является способность создания художественного образа с помощью цвета и применения различных нетрадиционных техник живописи.
Исследовательская работа состоит из трех этапов:
1) констатирующий;
2) формирующий;
3) итоговый.
Методы оценки результативности программы:
Количественный анализ:
посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; отслеживание результата (наблюдение, диагностика); практические материалы.
Качественный анализ:
формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в КВНах по ИЗО , детские выставки в детском саду и за его пределами, участие детей в муниципальных конкурсах рисунков , показ открытых занятий для педагогов района ,создание журнала образцов - нетрадиционных техник рисования «Чем мы только не рисуем ».
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.
Программа может быть использована в работе кружков изодеятельности творческих мастерских , как специализированная, для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию, а также в рамках работы образовательных программ по разделу «Художественно-эстетическое воспитании» с целью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования. Программа прошла успешную апробацию в нашем ДОУ.
Виды деятельности:
Нетрадиционные техники рисования
- РИСОВАНИЕ СУХОЙ ПАСТЕЛЬЮ
- ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ
- РИСОВАНИЕ СТРУЁЙ ВОЗДУХА (раздувание краски )
- ПРОСТУПАЮЩИЙ РИСУНОК
- РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
- РИСОВАНИЕ НИТКАМИ
- ПЕЧАТАНИЕ ОВОЩНЫМИ ПЕЧАТКАМИ (картофелем, морковью)
- КЛЯКСОГРАФИЯ
- РИСОВАНИЕ МЯТОЙ БУМАГОЙ
- МОНОТИПИЯ
-РИСУНКИ С ПОМОЩЬЮ ЧАСТЕЙ РУК (ладони,пальцы)
-РИСОВАНИЕ АКВАРЕЛЬЮ И ГУАШЬЮ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ.
Комплексно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание | Количество часов | Сроки (даты) | |
планируемые | скорректированные | |||
1 | Инструктаж по технике безопасности. Диагностика (свободное экспериментирование с материалами) | 1 | 02.09.19 |
|
2 | Диагностика (свободное экспериментирование с материалами) | 1 | 09.09.19 |
|
3 | «Растения в нашей группе» | 1 | 16.09.19 |
|
4 | «Грибы в корзинке» | 1 | 23.09.19 |
|
5 | «Мое любимое дерево осенью» | 1 | 30.09.19 |
|
6 | «Осень на опушке краски разводила» | 1 | 07.10.19 |
|
7 | «Зачем человеку зонт» | 1 | 14.10.19 |
|
8 | «Мой любимый свитер» | 1 | 21.10.19 |
|
9 | «Улетаем на юг» | 1 | 28.10.19 |
|
10 | «Необычная посуда» | 1 | 11.11.19 |
|
11 | «Обои в моей комнате» | 1 | 18.11.19 |
|
12 | «Первый снег» | 1 | 25.11.19 |
|
13 | «Зимние напевы» | 1 | 02.12.19 |
|
14 | «Елочка нарядная»
| 1 | 09.12.19 |
|
15 | «Дед Мороз» | 1 | 16.12.19 |
|
16 | «Музыкальный рисунок» | 1 | 23.12.19 |
|
17 | Рисование «Зимний лес» | 1 | 30.12.19 |
|
18 | «Морозный узор» | 1 | 13.01.20
|
|
19 | «Необычные машины» | 1 | 20.01.20 |
|
20 | «Галстук для папы» | 1 | 27.01.20 |
|
21 | «Зимние напевы» | 1 | 03.02.20 |
|
22 | «Семеновские матрешки» | 1 | 10.02.20 |
|
23 | Открытка для мамы «8 Марта» | 1 | 17.02.20 |
|
24 | «Моя семья» | 1 | 02.03.20 |
|
25 | «Веселые человечки» | 1 | 16.03.20 |
|
26 | «Ранняя весна» | 1 | 23.03.20 |
|
27 | «Космический пейзаж» | 1 | 30.03.20 |
|
28 | «Грачи прилетели» | 1 | 06.04.20 |
|
29 | «Ворона» | 1 | 13.04.20 |
|
30 | «Аквариум» | 1 | 20.04.20 |
|
31 | «Праздничный салют над городом» | 1 | 27.04.20 |
|
32 | «Красивый пейзаж» | 1 | 18.05.20 |
|
33 | «Одуванчики в траве» | 1 | 25.05.20 |
|
34 | Бабочка | 1 | 25.05.20 |
|
| Итого: | 34 |
|
|
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Бумага, основа для композиций.
-Листы белой и тонированной бумаги в формате А4, ½ формата А4
-альбомы для детского художественного творчества
-наборы цветной бумаги
Художественные материалы, инструменты и их «заместители»
- образцы рисунков
- демонстрационный наглядный материал.
-пластилин,
-стеки
-кисти разных размеров
-краски гуашевые,
-краски акварельные
-цветные восковые карандаши
-ватные палочки,
-поролоновые губки
-ткань,тряпочки х/б
-штампики из овощей (картофель ,морковь)
-колпачки от фломастеров, пробки
-коктейльные трубочки
-вата
-кусочки мятой бумаги
-шерстяные нитки
-фломастеры
-соль крупного помола
-листья деревьев разных пород
-зубные щётки, расчёски
-непролевайки
-палитра
-подставки под кисточки
Оборудование
-мольберты
-фланелеграф
-салфетки бумажные и матерчатые
-фартуки
Список использованной литературы
1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. – №18
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва.2007.
6. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
7. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.: КАРО,2010.
8. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
9. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/11/09/eea5680e-da97-4515-9126-b11e2677ff21.jpeg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/11/09/5239c3b1-2170-4510-865a-ce543af57325.jpeg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/11/09/e4c81c5f-f44c-4a60-9c3e-dc9d7a8682b9.jpeg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/11/09/c4ebfb6e-9d46-47e2-92c3-677786802372.jpeg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии
В последние годы широкое применение получило использование методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/17/picture-182016-1358449783.jpg)
Вокально-танцевальный кружок "Радуга"
Музыкально- ритмические движения:http://video.mail.ru/mail/olga777531/_myvideo/12.htmlhttp://video.mail.ru/mail/olga777531/_myvideo/13.htmlhttp://video.mail.ru/mail/olga777531/_myvideo/14.htmlhttp://v...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/30/picture-42246-1430401452.jpg)
Кружок "Радуга красок"
Пояснительная запискаИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/17/picture-668989-1442497606.jpg)
Программа дополнительного образования. Кружок "Радуга эмоций"
При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенный уровень развития. Программа кружка «Радуга ...
Программа дополнительного образования. Кружок "Радуга дуга"
Программа дополнительного образования. Кружок "Радуга дуга" средняя группа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/18/picture-206847-1361209824.jpg)
Кружок "Радуга красок" во 2 младшей группе (нетрадиционные техники рисования)
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/04/picture-524908-1423019641.jpg)
Кружок «РАДУГА ТВОРЧЕСТВА»
старшая логопедическая группа «Радужки» в старшей группеКружок «РАДУГА ТВОРЧЕСТВА» Цель: формирование творческих способностей у детей в процессе изодеятельности...