Кружок «Радуга»
рабочая программа

Калашьян Надежда Олеговна

 

 

 

                                                                           ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ                    ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Радуга Д-3»

Направленность: художественная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 9 мес.

            

 

 

 

 

 

                              

   

                                    Педагог дополнительного образования

Калашьян Надежда Олеговна

 

 

 

                     

г. Москва, 2019 г.

 

 

Пояснительная записка

          Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого – изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность  программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическая значимость программы

         Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

        Нетрадиционные техники рисования – это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс – это настоящее чудо. “В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь”

 

Педагогическая целесообразность

       Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

         Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

 Вся деятельность в разработанной мной программе носит творческий характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:

-Развивает уверенность в своих силах

- Способствует снятию детских страхов. 

-Учит детей свободно выражать свой замысел. 

-Побуждает детей к творческим поискам и решениям. 

-Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. 

-Развивает мелкую моторику рук. 

-Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии. 

-Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. 

-Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Новизной и отличительной особенностью программы «Радуга» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель:

Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.

- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Так, дети старшего дошкольного возраста могут освоить более трудные методы и техники, чем дети младшего возраста:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями; 

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

рисование ватными палочками;

ниткография;

отпечатки листьев;

тычки полусухой кистью;

рисование сухой пастелью;

кляксография обычная;

пластилинография и др.

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Методические рекомендации

       Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы

Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:

-Проведение выставок детских работ

-Проведение открытого мероприятия

-Проведение мастер-класса совместно с родителями

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

Названия разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория 

Практика

Инструктаж по технике безопасности. Диагностика (свободное экспериментирование с материалами)

2

2

 

«Растения в нашей группе»

1

0,5

0,5

 «Грибы в корзинке»

1

0,5

0,5

 «Мое любимое дерево осенью»

1

0,5

0,5

«Осень на опушке краски разводила»

1

0,5

0,5

«Зачем человеку зонт»

1

0,5

0,5

 «Мой любимый свитер»

1

0,5

0,5

«Улетаем на юг»

1

0,5

0,5

«Необычная посуда»

1

0,5

0,5

 «Обои в моей комнате»

1

0,5

0,5

 «Первый снег»

1

0,5

0,5

 «Зимние напевы»

1

0,5

0,5

 «Елочка нарядная» 

1

0,5

0,5

 «Дед Мороз»

1

0,5

0,5

 «Музыкальный рисунок»

1

0,5

0,5

Рисование

«Зимний лес»

1

0,5

0,5

  «Морозный узор» 

1

0,5

0,5

 «Необычные машины»

1

0,5

0,5

 «Галстук для папы»

1

0,5

0,5

 «Зимние напевы»

1

0,5

0,5

 «Семеновские матрешки»

1

0,5

0,5

Открытка для мамы «8 Марта»

1

0,5

0,5

 «Моя семья»

1

0,5

0,5

 «Веселые человечки»

1

0,5

0,5

 «Ранняя весна»

1

0,5

0,5

 «Космический пейзаж»

1

0,5

0,5

 «Грачи прилетели»

1

0,5

0,5

 «Ворона»

1

0,5

0,5

 «Аквариум»

1

0,5

0,5

 «Праздничный салют над городом»

1

0,5

0,5

 «Красивый пейзаж»

1

0,5

0,5

 «Одуванчики в траве»

1

0,5

0,5

Бабочка

1

0,5

0,5

Итого:

34

18

16

 

 

Содержание программы :

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Для развития творческих способностей используются  нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное изображение , физ. минутки, пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, наглядные пособия, использование художественного слова и т.п.

Этапы работы:

 На 1 этапе – репродуктивном ведется  активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На 2 этапе - конструктивном ведется  активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.

На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют  нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.

Средства:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- самостоятельная деятельность детей;

- предметно-развивающая среда.

 В программе используются различные

 методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

 метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

 словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения);

 эвристический (развитие находчивости и активности);

 частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);

 сотворчество;

мотивационный (убеждение, поощрение);

жест руки.

Структура занятий программы :

 - Мотивация детей.

С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно-игровая форма преподнесения материала. Главные игровые персонажи программы жители-художники из страны Радуги. Чтобы попасть туда, нужно расколдовать героев с помощью шуточного заклинания и отправиться с ними в удивительную страну нетрадиционного рисования . Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность.  

 

Пальчиковая гимнастика.

Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием  художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно использовать различные художественные и бросовые материалы для своего творчества.

Художественно-изобразительная  деятельность.

Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: нетрадиционном рисовании,  дизайн-творчестве.

Выставка - презентация  детских работ.

Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.

Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по нетрадиционным  техникам  рисования, изготовление самодельных инструментов для изотворчества.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, папки-передвижки , информационные стенды, показ открытых занятий,  семинары-практикумы, мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования , выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети)  и анкетирование по вопросам художественного развития детей.

В программе широко используются технические средства обучения: монитор, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, флэш носители и др.

Условия реализации программы

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

- Наборов разнофактурной бумаги.

- Дополнительного материала ( природного, бытового, бросового).

- Художественно-изобразительного материала.

-  Нетрадиционных инструментов для художественного творчества.

- Образцов рисунков по различным  нетрадиционным техникам ;

-  Демонстрационного  наглядного  материала .

Ожидаемый результат:

- Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

- Расширение и обогащение художественного опыта.

- Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

- Развитие творческой  активности на занятиях, самостоятельности .

- Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.

- Развитие креативновности.

Индивидуальный «почерк» детской продукции.

Способность к активному усвоению художественного опыта.

Развитие общей  ручной  умелости .

Нахождение  адекватных выразительно-изобразительных  средств для создания художественного образа.

Склонность к экспериментированию  с разными художественными материалами и инструментами.

 -  Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.

 -  Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.

 

 Диагностика

К концу года умения детей  должны расшириться и совершенствоваться.  Существует много  тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка. Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике . Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе.  По желанию дети забирают  работы домой.

Рисунки , выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.

В разработанной мной программе используется следующая диагностика

Тема исследования: «Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками».

Целью исследовательской работы является:

-изучение механизмов  формирования и развития  художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

-выявления уровня художественного развития в изобразительной деятельности

Методы исследовательской работы:

-наблюдение – древнейший метод познания, научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или другого явления;

-эксперимент – основной метод исследовательской работы, вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выполнения действий;

-диагностика и тестирование – подбор задач и вопросов, которые служат для проведения сравнительно кратковременных одноразовых испытаний, а также с целью коррекции творческих отклонений;

-анализ продуктов деятельности – один из методов психологи, изучающей детские рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности ребенка;

-метод исследования личности – совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека.

Задачи исследовательской работы:

- проведение исследовательской работы по выявлению художественно-творческих  способностей детей в старшем дошкольном возрасте в технике живописи;

- разработка путей развития творческих способностей в области рисования нетрадиционными техниками;

- апробирование инновационных техник в живописи для развития художественно-творческих  способностей старшего дошкольного возраста.

 Подобраны критерии оценивания уровней развития художественно-творческих способностей в области рисования красками.

Основные направления изучения художественно-творческих способностей:

1) способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения;

2) способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений;

3) способность рационально применять различные нетрадиционные  техники

и рисовать живописными материалами, используя цвет.

Приоритетным направлением в диагностике развития способностей в живописи  является  способность создания художественного образа с помощью цвета и применения различных нетрадиционных  техник живописи.

Исследовательская работа состоит из трех этапов:

1) констатирующий;

2) формирующий;

3) итоговый.

Методы оценки результативности программы:

Количественный анализ:

посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; отслеживание результата (наблюдение, диагностика); практические материалы.

Качественный анализ:

формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в КВНах по ИЗО  , детские выставки в детском саду и за его пределами, участие детей в муниципальных конкурсах рисунков , показ открытых занятий для педагогов района ,создание  журнала образцов - нетрадиционных техник рисования «Чем мы только не рисуем ».

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.

Программа может быть использована в работе кружков изодеятельности творческих мастерских , как специализированная, для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию, а также в рамках работы образовательных программ по разделу «Художественно-эстетическое воспитании» с целью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования. Программа прошла успешную апробацию в нашем ДОУ.

Виды деятельности:

Нетрадиционные техники рисования

- РИСОВАНИЕ СУХОЙ ПАСТЕЛЬЮ

- ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ

- РИСОВАНИЕ СТРУЁЙ ВОЗДУХА (раздувание краски )

- ПРОСТУПАЮЩИЙ РИСУНОК

- РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

- РИСОВАНИЕ НИТКАМИ

- ПЕЧАТАНИЕ ОВОЩНЫМИ ПЕЧАТКАМИ (картофелем, морковью)

- КЛЯКСОГРАФИЯ

- РИСОВАНИЕ МЯТОЙ БУМАГОЙ

- МОНОТИПИЯ

-РИСУНКИ С ПОМОЩЬЮ ЧАСТЕЙ РУК (ладони,пальцы)

-РИСОВАНИЕ АКВАРЕЛЬЮ И ГУАШЬЮ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ.

 

Комплексно-тематическое планирование

№ п/п

Содержание

Количество часов

Сроки (даты)

планируемые

скорректированные

1

Инструктаж по технике безопасности. Диагностика

(свободное экспериментирование с материалами)

1

02.09.19

 

2

Диагностика

(свободное экспериментирование с материалами)

1

09.09.19

 

3

«Растения в нашей группе»

1

16.09.19

 

4

 «Грибы в корзинке»

1

23.09.19

 

5

 «Мое любимое дерево осенью»

1

30.09.19

 

6

«Осень на опушке краски разводила»

1

07.10.19

 

7

«Зачем человеку зонт»

1

14.10.19

 

8

 «Мой любимый свитер»

1

21.10.19

 

9

«Улетаем на юг»

1

28.10.19

 

10

«Необычная посуда»

1

11.11.19

 

11

 «Обои в моей комнате»

1

18.11.19

 

12

 «Первый снег»

1

25.11.19

 

13

 «Зимние напевы»

1

02.12.19

 

14

 «Елочка нарядная»

 

1

09.12.19

 

15

 «Дед Мороз»

1

16.12.19

 

16

 «Музыкальный рисунок»

1

23.12.19

 

17

Рисование

«Зимний лес»

1

30.12.19

 

18

  «Морозный узор» 

1

13.01.20

 

 

19

 «Необычные машины»

1

20.01.20

 

20

 «Галстук для папы»

1

27.01.20

 

21

 «Зимние напевы»

1

03.02.20

 

22

 «Семеновские матрешки»

1

10.02.20

 

23

Открытка для мамы

«8 Марта»

1

17.02.20

 

24

 «Моя семья»

1

02.03.20

 

25

 «Веселые человечки»

1

16.03.20

 

26

 «Ранняя весна»

1

23.03.20

 

27

 «Космический пейзаж»

1

30.03.20

 

28

 «Грачи прилетели»

1

06.04.20

 

29

 «Ворона»

1

13.04.20

 

30

 «Аквариум»

1

20.04.20

 

31

 «Праздничный салют над городом»

1

27.04.20

 

32

 «Красивый пейзаж»

1

18.05.20

 

33

 «Одуванчики в траве»

1

25.05.20

 

34

Бабочка

1

25.05.20

 

 

Итого:

34

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Бумага, основа для композиций.

 

-Листы белой и тонированной бумаги в формате А4, ½ формата А4

-альбомы для детского художественного творчества

-наборы цветной  бумаги

 

Художественные материалы, инструменты и их «заместители»

 

- образцы  рисунков

 - демонстрационный наглядный материал.

-пластилин, 

-стеки

-кисти разных размеров

-краски гуашевые, 

-краски акварельные

-цветные восковые карандаши

-ватные палочки, 

-поролоновые губки

-ткань,тряпочки  х/б

-штампики из овощей (картофель ,морковь)

-колпачки от фломастеров, пробки

-коктейльные  трубочки

-вата

-кусочки мятой бумаги

-шерстяные нитки

-фломастеры

-соль крупного помола

-листья деревьев разных пород

-зубные щётки, расчёски

-непролевайки

-палитра

-подставки под кисточки

Оборудование

-мольберты

-фланелеграф

-салфетки бумажные и матерчатые

-фартуки

 

Список использованной литературы

1.     Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. – №18

2.     Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.

3.     Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.

4.     Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007

5.     Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва.2007.

6.     Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

7.     Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.: КАРО,2010.

8.     Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.

9.     Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии

В последние годы широкое применение получило использование  методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...

Вокально-танцевальный кружок "Радуга"

Музыкально- ритмические движения:http://video.mail.ru/mail/olga777531/_myvideo/12.htmlhttp://video.mail.ru/mail/olga777531/_myvideo/13.htmlhttp://video.mail.ru/mail/olga777531/_myvideo/14.htmlhttp://v...

Кружок "Радуга красок"

Пояснительная запискаИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности...

Программа дополнительного образования. Кружок "Радуга эмоций"

При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенный уровень развития.   Программа кружка «Радуга ...

Программа дополнительного образования. Кружок "Радуга дуга"

Программа дополнительного образования. Кружок "Радуга дуга" средняя группа...

Кружок "Радуга красок" во 2 младшей группе (нетрадиционные техники рисования)

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала ...

Кружок «РАДУГА ТВОРЧЕСТВА»

старшая логопедическая группа «Радужки» в старшей группеКружок «РАДУГА ТВОРЧЕСТВА» Цель: формирование творческих способностей у детей в процессе изодеятельности...