«Вернисаж пейзажей» - составление творческих рассказов по картинам русских художников с использованием ТРИЗ технологий
план-конспект занятия по рисованию

Лухнова Лариса Сергеевна

Конспект занятия  с элементами триз технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13.5_konspekt_po_peyzazham.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Вернисаж пейзажей» — составление творческих рассказов по картинам русских художников с использованием ТРИЗ технологий

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказа по пейзажу. Создать условия для усвоения обобщенной модели составления творческих рассказов по пейзажу.

Программное содержание: Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Закреплять умение выделять, называть произведения по жанрам живописи (пейзаж, портрет, натюрморт).

Продолжать знакомить с творчеством художников (И. Шишкин, И. Левитан, А. Саврасов и др.; побуждать детей к длительному и детальному всматриваниию в картину, развивать умение аргументировано доказывать свою точку зрения, умение работать с моделями имен признаков; воспитывать желание проявлять эмоциональное отношение к пейзажу.

Обогащать словарь детей образно-выразительной лексикой (сравнения, эпитеты, метафоры).

Развивать эстетические оценки, суждения, умения соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии.

Воспитывать потребность в общении с произведениями изобразительного искусства.

Воспитывать любовь к родной природе.

Наглядность: пейзажи, разные по признакам:

-времени (сезоны, части суток);

-изображенных объектов;

-места (сельские, городские, горные, степные, морские );

Эмоционального окраса и цветовой композиции.

Методические приемы:

Дидактические игры, рассматривание репродукций картин, беседа по вопросам, использование художественного слова, музыкального сопровождения, физкультминутка, схемы этапов работы с пейзажем.

Предшествующая работа:

Ознакомление с искусством русских художников: И. И. Шишкина, И. И. Левитана, И. К. Айвазовского, Поленова, В. М. Васнецова и др. Рассматривание репродукций картин (портреты, пейзажи, натюрморты, сказочная живопись) ; Чтение лирических произведений русских поэтов: А. С. Пушкина, А. Фета, Ф. И. Тютчева, И. Бунина; слушание пьес П. И. Чайковского .

Вводная часть

Приглашение на вернисаж. Пояснение семантики слова «вернисаж». Определение жанровой принадлежности картин на вернисаже. Обоснование с помощью аргументов: во-первых, во- вторых…; в-третьих, …

Основная часть

Поэтапное рассматривание картин с помощью пособия «Имена признаков»: назвать место, изображенное на пейзаже; перечислить объекты на картине; определить части суток, время года; представление возможных ощущений человека на пейзаже с помощью разных органов чувств; «подслушать» мысли объектов на картине; определить основные цветовые гаммы пейзажа; представить, какой сказочный герой мог быть на этом пейзаже.

Дидактические игры в процессе рассматривания картин:

«Подзорная труба», «Раз, два, три- (называется объект) найди»,

«Что было, что будет?» с цветущими вишнями на картине «Вишневый сад»; с медведицей и медвежатами на картине «Утро в сосновом лесу»; с грачами на картине «Грачи прилетели».

Войди в картину. Определи настроение. Определи, о какой картине стихотворение.

Релаксация

Слушание музыкальных произведений П. И. Чайковского,

Исполнение танцевальных движений с атрибутами (осенними листьями, белыми лентами, колокольчиками).

Рассказывание по картинам

Заключительная часть. Рефлексия.

Где мы побывали? Что мы делали? Как играли? Зачем? Как мы составляли рассказ по картине?

Ход занятия

1. Сегодня мы с вами посетим вернисаж. Вместе с нами на вернисаже будут наши гости, давайте с ними поздороваемся.

Как вы думаете, что обозначает слово ВЕРНИСАЖ?

Выставка большого количества разнообразных картин.

Можно ли сказать, что мы с вами на вернисаже пейзажей?

Давайте это докажем. Во-первых, на картинах изображена природа, живая и неживая. Во-вторых, могут быть объекты рукотворного мира. В-третьих, человек на пейзаже не играет главной роли.

-Все ли представленные на выставке картины являются пейзажем? Правильно, нет. Имеются портрет и натюрморт.

2. Ребята, чтобы лучше понять картину и составить по ней рассказ, надо внимательно рассматривать ее. Помогут нам карточки «Имена признаков»

МЕСТО-лес, роща, море, поле, сад, деревня, город, берег реки.

Правило: изображение местности на пейзаже обязательно.

ЧАСТИ. Рассмотрим картины через «подзорную трубу».

(Озвучить результат на примере 2-3 картин) .

Дидактическая игра «Раз, два, три-найди» (одинокую березку,

ромашки, церквушку).

Правило: в пейзаже всегда присутствуют объекты, можно выделить главные.

ВРЕМЯ. Можно ли по пейзажу определить время? Какое?

-Предлагаю вам выбрать для себя пейзаж и рассказать, какое время отображено на нем. Объяснить, почему так решили.

Правило: по пейзажу всегда можно определить время.

ЦВЕТ. Я вижу 5 цветов на картине: … На 2-3 картинах показать основной, преобладающий цвет.

ВХОД В КАРТИНУ. Послушайте стихотворение и представьте себе, что вы оказались в том месте, которое изображено на картине.

После прозвучавшего отрывка найдите эту картину.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалась сосна.

нагнулась, как старушка

Оперлась на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

А дорога расстилается зеет рожь над жаркой

И шумит густая рожь. Нивой,

И куда тебе желается, и от нивы, и до нивы

Обязательно дойдешь. Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

НАСТРОЕНИЕ. Предлагаю вам выбрать пейзаж и определить настроение, которое он у вас вызывает.

Предложить 2-3 детям аргументировать свой выбор.

3. РЕЛАКСАЦИЯ. Не только поэзия, но и музыка помогает нам почувствовать настроение пейзажа. Послушайте музыкальные фрагменты о временах года и выберите соответствующие

атрибуты, исполните танцевальные движения.

4. Рассказывание по картинам по модели.

-Итак, чтобы составить рассказ о пейзаже, надо назвать

МЕСТО, ЧАСТИ, ВРЕМЯ, ЦВЕТ, «ВОЙТИ В КАРТИНУ», почувствовать НАСТРОЕНИЕ.

Рассказы, составленные детьми

Левитан Исаак Ильич (1860-1900). «Золотая осень».

На картине я вижу маленькую речушку среди молодых березок. Это окраина березовой рощи. В прозрачной, холодной воде отражается голубое небо. По берегам речки кое-где еще зеленая травка. На самом краю, над темной водой, наклонился кустик с багряными листьями. А чуть повыше, как будто спускаются к речке белоствольные березки-подружки.

Вдалеке, на другом берегу, стоит одна березка. Там речушка поворачивает влево за лесок, и мне ее уже не видно. За лесом -поле и маленькие домики. Это деревня. Над природой- высокое небо. Художник изобразил ясный, теплый осенний день.

Если бы я оказался на берегу этой речки, то увидел бы солнце, вдохнул свежий воздух.

Я походил бы между березок и услышал, как шелестят их золотые листочки. А потом подошел бы к одинокой березе и обнял бы ее белый ствол. Ведь ей грустно, потому что она далеко от подружек.

Эта картина называется «Золотая осень», поэтому основная здесь желтая краска.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ является методическим пособием, где прописан полный алгоритм действий в работе с картиной с использованием технологии ТРИ...

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ

Обучение составлению творческих рассказов по картине методом ТРИЗ...

Методическое пособие "Составление творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Основная идея работы – создание педагогического сопровождения усвоения детьми обобщенных способов составления рассказов по сюжетным картинам. Методическая разработка предназначена для воспитател...

МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, используя технологию ТРИЗ».

Качественно решается задача обучения составлению детьми связного текста по сюжетной картине, формируется устойчивый интерес дошкольника к созданию собственного речевого продукта....

Мастер-класс для начинающих педагогов "«Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного ...