План самообразования
методическая разработка по рисованию

Лухнова Лариса Сергеевна

план Самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План самообразования28.06 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Г. Югорск.

План по самообразованию

Лухновой Ларисы Сергеевны

стаж работы: 19 лет, I квалификационная категория

Тема: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством ознакомления с народными промыслами России»

Тема: Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством ознакомления с народными промыслами России.

Цель: развивать познавательную активность старших дошкольников посредством ознакомления с народными промыслами России.

Задачи:

  • Повысить собственный образовательный уровень путём изучения передовых исследований, опыта коллег по выбранной теме.
  • Оформить информационные материалы по данной теме.
  • Провести мероприятия для родителей по плану.
  • Организовать работу с детьми по ознакомлению с народными промыслами России.
  • Провести мероприятия для педагогов.
  • Разработать и внедрить проект «Народные промыслы России», «Русская Матрешка»
  • Обобщить опыт работы по данной проблеме.

Развитие познавательной активности детей посредством ознакомления с народными промыслами России

Известно давно и доказано жизнью, счастливый человек – это гармонично развитый человек. В гармоничном развитии ребенка большое значение имеет умственное воспитание. Важнейшим фактором развития умственной активности личности являются познавательные интересы.

Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение, ее красоте, побуждает искренне, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.

Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.

Красота родной природы, особенности быта русского народа, его талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение народного опыта для развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть и увидеть красоту окружающего мира. Педагог может привнести в мир детства все эти нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав предлагаемые программы развития и воспитания детей, я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

В современной педагогике большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей. Эти способности проявляются в различных областях воспитания и образования, но наиболее ярко можно прослеживать развитие творчества в продуктивной деятельности детей. Так рассматривая работы детей по рисованию, лепке, аппликации можно увидеть и полёт фантазии, и старательность выполнения работы, и воображение ребёнка по развитию сюжета картины. Но для того, чтобы ребёнок проявил фантазию и творчество, чтобы заработало воображение, необходим опыт видения прекрасного, наблюдения и рассматривания красивого. Таким опытом может стать знакомство с народным декоративным искусством.

Знакомство детей с народным декоративным искусством возможно практически через все виды деятельности. Для развития речи – это составление описательных рассказов и сказок. В экологическом развитии – это сравнение, наблюдение и рассматривание природных объектов и предметов. В математике – это чередование элементов узора, соразмерность отдельных элементов, ритм узоров и счетность их элементов. В музыкальном воспитании – это тесная связь с народным творчеством: песнями, играми, хороводами. Кроме того, декоративное творчество связано с обычаями и традициями страны, а это задачи патриотического воспитания детей.

В ознакомление дошкольников с народным декоративным искусством входят лишь несколько промыслов: Гжель, Дымка, Городец и Хохлома. Эти народные промыслы лишь некоторые из множества. Но даже такой минимализм ограничен по времени ознакомления в связи с большой загруженностью педагогического процесса. Известно, что лучшая усвояемость знаний и навыков происходит при повторении и практическом применении полученных знаний, но ограничения по времени делают этот процесс затрудненным. В тоже время знакомство и освоение с народным декоративным искусством положительно влияет и на подготовку руки ребёнка к школе и на общее развитие дошкольника. Но для более полного понимания разницы в элементах росписей, в особенностях разных видов декоративного искусства, в различии цветовых наборов для определенных видов народного искусства нужна практика, повтор, сравнение и запоминание. Я решила упростить задачу детей по запоминанию названий народных промыслов, элементов росписей и цветовых палитр для определенных народных промыслов. В группах среднего и старшего дошкольного возраста мною был предложена для освоения детьми следующая схема:

Зима – это Гжель. Морозные узоры и элементы гжельской росписи похожи и совпадают по цветовой гамме. Наблюдения за узорами на окнах способствуют лучшему запоминанию элементов гжельской росписи, а прорисовка – закреплению рисования этих элементов. Кроме того, рассматривание морозных узоров есть в планах по наблюдению в природе с младшего возраста. И, следовательно, накопление опыта, практика рисования зимних узоров, снежинок способствует лучшему запоминанию и рисованию росписей Гжели.

Весна – это городецкая роспись. Бутоны и розаны лучше наблюдать весной. Палитра красок городецких мотивов ближе к весеннему настроению. Проще найти в природе аналоги и схожести. Непосредственные наблюдения в природе позволят вблизи рассмотреть элементы росписей (почки деревьев и кустарников, бутоны цветов и цветение травянистых растений)

Лето – это жостовские цветы, с их пышностью и обилием. Составление букетов способствует лучшему пониманию композиции. А темный фон лишь подчеркнет благоухание красок. К летним мотивам близки по духу росписи Полхова-Майдана. Яркие краски росписи - яркие цветы лета.

Осень. Золотая осень – бесспорно хохлома. Золото, листы, травинки, ягоды – осенняя тема. Наблюдать, рассматривать целый день не наскучит. Краски, переливы всё есть в природе. Осенние букеты в подмогу наблюдательному и пытливому взгляду. Просто и наглядно можно объяснить сочетание узоров хохломской росписи.

Из множества народных промыслов дети дошкольного возраста также знакомятся с дымковской и филимоновской  игрушкой. Предлагаю это знакомство, приурочить к каким – либо праздникам. Например, дымка замечательно подойдет к празднику восьмого марта, как изготовление подарка. Или к празднику Пасхи (роспись яиц сходна по колориту с дымковской росписью). Возможно использование элементов этих росписей для украшения поделок из теста или глины. А филимоновскую роспись можно использовать при изготовлении новогодних поделок либо раскрашивании одежды (украшение варежек, свитеров, шарфов).

В своей работе я использовала цветовые схемы – набор цветов и оттенков, скомпонованный по росписям. Для каждого вида народной росписи свой набор. Должна отметить, это дало замечательные результаты. Дети легко запомнили эти схемы и узнавали по ним название декоративных росписей. При изготовлении поделок и рисовании по мотивам народных промыслов эти цветовые наборы играли роль подсказки, ориентира для детей.

Надо отметить, что подобная схема работы благотворно сказалась на интересе детей к декоративному творчеству, повышению интереса к народным промыслам и творческой инициативе детей. Со стороны родителей данная работа ощутила огромную поддержку, так как этот вид деятельности не только повысил уровень художественного творчества детей, но и способствовал развитию познавательного интереса, улучшил моторику руки и, соответственно, способствовал подготовке руки детей к письму. Подборка консультаций для родителей пользуется спросом, так как выяснилось, что более половины родителей не знакомы с некоторыми видами народного декоративного творчества. И повышая свою осведомленность, с увлечением читают и спрашивают о росписях, элементах, материалах, для того чтобы ответить на вопросы ребёнка и понимать о чём говорит ребёнок.

Народное декоративно-прикладное искусство является эффективным средством формирования у детей дошкольного возраста познавательных интересов, позволяет знакомить детей с разнообразными образцами художественной культуры, развивать эстетический вкус, формировать эстетическую оценку, творческое мышление, прививает любовь и уважение к родному краю, что отвечает специфическим особенностям детского восприятия, помогает детям овладеть основами национальной культуры.

Личный перспективный план по самообразованию

на 2019-2020 учебный год.

Тема

Содержание работы

Сроки выполнения

Изучение методической литературы и нормативно-правовой документации

ФГОС дошкольного образования Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» См. список литературы

Сентябрь

Создание необходимой развивающей предметно-пространственной среды

Приобретение необходимого оборудования и инвентаря для занятий. Создание раздаточного материала, карточек, цветовых схем.иллюстраций.

Сентябрь, декабрь

Участие в мероприятиях посвящённых теме самообразования

Взаимодействие с музыкальным руководителем: подготовка к музыкальному развлечению «Зимние посиделки».

Октябрь, апрель

Представление опыта работы по теме

Проведение непосредственной образовательной деятельности для педагогов. Краткосрочный проект «Русская матрешка».

Март

Предоставление информации для родителей по данной теме

Рекомендации, анкетирование, консультации, беседы, памятки, родительское собрание

В течении года

Совместное оформление выставок

Выставка работ детей

В течении года

Отражение педагогической деятельности

Фотоотчёт на сайте ДОУ. Публикации на сайте ДОУ.

В течении года

Диагностика детей

Проведение диагностических наблюдений

Сентябрь-май

Перспективный план работы по самообразованию.

Раздел плана

Форма работы

Практические выходы

Сентябрь

Работа с детьми

«Русские народные художественные промыслы»

Рассказать историю возникновения русских народных художественных промыслов, наличие природного материала, необходимого для развития народных художественных промыслов.

Приобщение к социокультурным ценностям.

октябрь

Работа с детьми

Презентация «Золотая Хохлома»

Знакомство детей с хохломской росписью, беседа, консультация для родителей.

Рассматривание иллюстраций с хохломской росписью.

Мастер класс «Роспись деревянного изделия, хохломскими узорами.

Выставка – инсталляция «Веселая хохлома» детских работ.

Эмоционально отзываться на произведения народного искусства, развивать интерес к национальной культуре.

Работа с родителями

Индивидуальные консультации.

Консультация на тему «Папье-маше» лепим из бумаги всей семьей».

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения.

Анкетирование «Народное искусство жизни вашей семьи».

Изучение индивидуальных особенностей ребенка. Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания детей в дошкольном учреждении.

Развитие детского творчества в народной направленности.

Ноябрь

Работа с детьми

Просмотр презентации «Сказочная Дымка» Декоративная роспись фигурок (игрушек) по мотивам народных узоров.

Д/Игра «Платье для барышни»

Выставка «Осень в Дымковской слободе».

Рисование дымковских барышень с использованием элементов декоративной росписи.

Развивать интерес к изобразительной деятельности.

Развивать умение поддерживать беседу о городецкой росписи.

Работа с родителями

Оформление информационного стенда «Творчество мастеров Дымки»

«Составь узор» Мастер – класс «Сувениры к празднику своими руками»

Развивать сотрудничество и взаимопонимание с родителями по нравственному и художественно-эстетическому воспитанию.

Повысить уровень активности и заинтересованности родителями этой темой

Декабрь

Работа с детьми

Знакомство детей с народным промыслом «Полохов-Майдан» «Русская матрешка» Знакомить детей с любимой народной игрушкой – Матрешкой (Полохов Майдан) и процессом изготовления таких кукол.

Провести сравнительное описание детьми семеновской и покровской матрешек.

Краткосрочный проект «Русская матрешка».

Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Развивать познавательную активность, любознательность.

Работа с родителями

Посещение занятий НОД

Взаимодействие с музыкальным руководителем: подготовка к музыкальному развлечению «Зимние посиделки» онлайн.

Январь

Работа с детьми

Просмотр презентации «Васильковая гжель»

Изготовление «сервиза» по мотивам гжельской росписи.

Взаимодействие с инструктором по физ. культуре: разучивание русских народных игр: «Горелки», «Плетень», «Филин и пташки».

Воспитывать уважение и интерес к мастерам своего дела.

Развивать навыки изобразительной деятельности.

Работа с родителями

Выставка педагогической литературы по теме «Народные промыслы как средство патриотического воспитания»

Консультации: «Играйте с детьми в народные подвижные игры» Выставка совместного творчества родителей и детей «Рождественская звезда» 

Предоставление педагогической информации родителям по данной теме.

Февраль

Работа с детьми

Просмотр компьютерной презентации «Филимоновская игрушка», беседа об её истории возникновения, обсуждение индивидуальных особенностей Филимоновской игрушки.
Рассматривание альбомов с иллюстрациями Филимоновских орнаментов и игрушек-свистулек. Рисование с детьми. Тема: «Филимоновская радость».

Развивать интерес к художественному творчеству.

Работа с родителями

Собрание в подготовительной группе «Семейные традиции». Мастер класс для родителей по ручному труду: «Использование шерстяных ниток для украшения Филимоновских игрушек»

Методическая помощь родителям. Оказание педагогической помощи в решении возникших трудностей воспитания

Март

Работа с детьми

Оформление альбома по народным промыслам «Городецкая роспись».

Беседа-объяснение о значении старинных слов, их происхождении. Беседа о русской народной культуре, предметах старины, о традиционных украшениях. Рисование расписных платочков.

Просмотр презентации «Городецкая роспись». Просмотр презентации «Русские умельцы»

Развивать интерес к декоративному рисованию, любознательность.

Работа с родителями

Выставка совместных поделок на тему «Народные промыслы».

Помочь развивать у ребенка художественные способности

Апрель

Работа с детьми

Мониторинг.

Презентация «Богородская игрушка».

Рассказать об особенностях Богородского стиля (сделана из дерева, не окрашена, покрыта тонкой резьбой), о том, кто является главным героем Богородской игрушки. Закрепить знания о русском декоративно – прикладном искусстве – Богородской игрушке

Подведение итогов развития творческих способностей путём изучения народных промыслов.

Развивать интерес к изобразительной деятельности

Работа с родителями

Семейный консилиум «Оглянись вокруг!».

Совместный поиск «интересных людей» (народных мастеров в регионе)

Май

Работа с детьми

Знакомство детей с жостовской росписью, беседа, консультация для родителей.

Рассматривание иллюстраций с жостовской росписью.

Проведение НОД «Жостовский букет»

Выставка детских работ.

Развитие интереса к народным промыслам.

Развивать радость от совместного сотрудничества.

Работа с родителями

Подведение итогов работы. Рекомендации по поводу продолжения развития художественных способностей детей.

 Консультацию для родителей «Играйте с детьми в народные подвижные игры».

Продолжать развивать устойчивый интерес к народному искусству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...