Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию детей 2–3 лет «Нетрадиционные техники рисования»
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

Алина Задириенко

Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их  индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой  сути  ребёнка  заложено  стремление узнавать и создавать. Работа с  разными  материалами  расширяет  сферу  возможностей  ребёнка, обеспечивает  его  раскрепощение, развивает  воображение, фантазию. Ежедневный  массаж  кисти, пальчиковые  упражнения  ускоряют  развитие  речи, что очень  важно для детей логопедической группы.  Двигательная  активность  кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному  их  использованию, формирует  грамматически  правильную  речь, развивает  память,  способствует  автоматизации  звуков и подготовке  руки  к  письму.

"Истоки способностей  и дарования детей — на кончиках  их  пальцев.  От  пальцев,  образно  говоря, идут  тончайшие  нити — ручейки,  которые  питают  источник  творческой  мысли.  Другими словами,  «чем больше  мастерства  в  детской  руке, тем  умнее  ребенок", — утверждал  В. А.  Сухомлинский.

 

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорное развитие, координация движений — ключевые понятия для периода раннего возраста.

Изобразительная деятельность ребенка в раннем и дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно — образовательного характера.

Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики.

Педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? Один из «практических» ответов на этот вопрос — развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.

Проблема по развитию мелкой моторики рук детей 2-3 лет не теряет своей актуальности. Поэтому есть необходимость специальной целенаправленной работы по развитию тонких координированных движений рук.

Актуальность данного направления прописана в ФГОС и заключает в себе использование систематических упражнений как «организованного вида деятельности, способствующего развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей».

 

Цель разработки: создание условий для развития мелкой моторики у детей раннего возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Основные задачи:

  • Развивать и укреплять мелкую моторику рук.
  • Расширить представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  • Обучить некоторым приёмам нетрадиционных техник рисования.
  • Создать развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности.
  • Подвести детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.

Принципы работы:

  • Принцип от простого к сложному: где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
  • Принцип наглядности – выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности;
  • Принцип индивидуально-дифференцированного подхода: обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
  • Эмоциональный принцип – включающий эстетические эмоции, повышенная эмоциональная отзывчивость, чувства, переживания.

В основе моей работы находится желание повысить интерес детей к процессу художественного творчества, отойти от традиционных форм.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и, как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Наблюдения за эффективностью рисования приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у детей, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Методы нетрадиционного рисования настолько просты и эффектны, что интерес у ребенка возникает автоматически.

 

Формы и методы реализации разработки:

• словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет)

• наглядные

• практические

• игровые

• рассматривание иллюстраций

• целевые прогулки

• использование технических средств обучения (ТСО)

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

• дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

• формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

• способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Основные методики нетрадиционных техник рисования:

  1. «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами)
  2. оттиск печатями из осеннего листика
  3. пальчиком,
  4. ладошкой,
  5. тычком (жёсткая кисть или ватная палочка, прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки);
  6. ватные палочки;
  7. вилка

Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник:

  1. Способствует снятию детских страхов;
  2. Развивает уверенность в своих силах;
  3. Развивает пространственное мышление;
  4. Развивает в детях свободно выражать свой замысел;
  5. Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  6. Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;
  7. Развивает мелкую моторику рук;
  8. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
  9. Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.

Успех в развитии интереса к нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки в изобразительной деятельности. Важно, перед тем, как показать детям определенную нетрадиционную технику, педагог должен изучить все тонкости данной техники, её методику. Результат будет зависеть от правильно подобранного материала, оборудования, доступности объяснения последовательности действий. А также необходимо самому быть творческой личностью, любить рисовать.

Предполагаемые результаты освоения программы:

• динамика в развитии тонкомоторных навыков

• знакомство с нетрадиционными техниками рисования

• получение практических навыков и умения рисовать пальчиками, губкой, используя штампы, ватные палочки и другие подручные материалы для изодеятельности

• появление устойчивого интереса к разнообразным видам и способам рисования

• обогащение словарного запаса детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_her_publikatsiya.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию детей 2–3 лет «Нетрадиционные техники рисования»

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их  индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой  сути  ребёнка  заложено  стремление узнавать и создавать. Работа с  разными  материалами  расширяет  сферу  возможностей  ребёнка, обеспечивает  его  раскрепощение, развивает  воображение, фантазию. Ежедневный  массаж  кисти, пальчиковые  упражнения  ускоряют  развитие  речи, что очень  важно для детей логопедической группы.  Двигательная  активность  кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному  их  использованию, формирует  грамматически  правильную  речь, развивает  память,  способствует  автоматизации  звуков и подготовке  руки  к  письму.

"Истоки способностей  и дарования детей — на кончиках  их  пальцев.  От  пальцев,  образно  говоря, идут  тончайшие  нити — ручейки,  которые  питают  источник  творческой  мысли.  Другими словами,  «чем больше  мастерства  в  детской  руке, тем  умнее  ребенок", — утверждал  В. А.  Сухомлинский.

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорное развитие, координация движений — ключевые понятия для периода раннего возраста.

Изобразительная деятельность ребенка в раннем и дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно — образовательного характера.

Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики.

Педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? Один из «практических» ответов на этот вопрос — развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.

Проблема по развитию мелкой моторики рук детей 2-3 лет не теряет своей актуальности. Поэтому есть необходимость специальной целенаправленной работы по развитию тонких координированных движений рук.

Актуальность данного направления прописана в ФГОС и заключает в себе использование систематических упражнений как «организованного вида деятельности, способствующего развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей».

Цель разработки: создание условий для развития мелкой моторики у детей раннего возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Основные задачи:

  • Развивать и укреплять мелкую моторику рук.
  • Расширить представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  • Обучить некоторым приёмам нетрадиционных техник рисования.
  • Создать развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности.
  • Подвести детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.

Принципы работы:

  • Принцип от простого к сложному: где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
  • Принцип наглядности – выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности;
  • Принцип индивидуально-дифференцированного подхода: обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
  • Эмоциональный принцип – включающий эстетические эмоции, повышенная эмоциональная отзывчивость, чувства, переживания.

В основе моей работы находится желание повысить интерес детей к процессу художественного творчества, отойти от традиционных форм.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и, как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Наблюдения за эффективностью рисования приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у детей, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Методы нетрадиционного рисования настолько просты и эффектны, что интерес у ребенка возникает автоматически.

Формы и методы реализации разработки:

• словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет)

• наглядные

• практические

• игровые

• рассматривание иллюстраций

• целевые прогулки

• использование технических средств обучения (ТСО)

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

• дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

• формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

• способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Основные методики нетрадиционных техник рисования:

  1. «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами)
  2. оттиск печатями из осеннего листика
  3. пальчиком,
  4. ладошкой,
  5. тычком (жёсткая кисть или ватная палочка, прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки);
  6. ватные палочки;
  7. вилка

Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник:

  1. Способствует снятию детских страхов;
  2. Развивает уверенность в своих силах;
  3. Развивает пространственное мышление;
  4. Развивает в детях свободно выражать свой замысел;
  5. Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  6. Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;
  7. Развивает мелкую моторику рук;
  8. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
  9. Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.

Успех в развитии интереса к нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки в изобразительной деятельности. Важно, перед тем, как показать детям определенную нетрадиционную технику, педагог должен изучить все тонкости данной техники, её методику. Результат будет зависеть от правильно подобранного материала, оборудования, доступности объяснения последовательности действий. А также необходимо самому быть творческой личностью, любить рисовать.

Предполагаемые результаты освоения программы:

• динамика в развитии тонкомоторных навыков

• знакомство с нетрадиционными техниками рисования

• получение практических навыков и умения рисовать пальчиками, губкой, используя штампы, ватные палочки и другие подручные материалы для изодеятельности

• появление устойчивого интереса к разнообразным видам и способам рисования

• обогащение словарного запаса детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

«Художественно - эстетическое развитие детей разновозрастной группы по нетрадиционным техникам рисования «Волшебные летние краски»

И в десять лет, и в семь, и в пятьВсе дети любят рисовать.И каждый смело нарисуетвсё, что его интересует.Всё вызывает интерес:далёкий космос, ближний лес,цветы, машины, сказки, пляски,всё нарисуем: бы...

Художественно - эстетическое развитие детей разновозрастной группы по нетрадиционным техникам рисования

Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде....

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования «Волшебная кисточка»

Образовательная программа дополнительного образованияпо художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования«Волшебная кисточка»...

Художественно-эстетическому развитию детей 2–3 лет. «Нетрадиционные техники рисования».

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества. Изобразительная деятельность ребенка в раннем и дошкольном  возрасте является одним из...

Сетевое методическое взаимодействие по направлению «Технология художественно-эстетического воспитания» Мастер – класс для педагогов Тема: «Нетрадиционные техники рисования. Рисование клеем и солью»

Цель мастер-класса: привлечь внимание педагогов кнетрадиционным техникам рисования (солью и клеем), как к средству развития художественных способностей детей.Задачи:расширить знания педагогов о ...