Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития личности ребёнка старшего возраста
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Тимощенко Светлана Юрьевна

Методический материал для работы по взаимодействиею музыки и изобразительной деятельности на интегрированных занятиях c дошкольниками, которые  обогащают их яркими художественными впечатлениями, оказывают стимулирующее воздействие на развитие творческих способностей детей.

 

Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития личности ребёнка старшего возраста

            Взаимодействие красок и звуков, музыки и живописи существует издавна как в природе, так и в искусстве. Еще Аристотель писал о том, что цвета по красоте и гармонии могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям. Показательно, что цветовая гамма является одним из важнейших средств эмоциональной выразительности в живописи; в музыке же цвет /тембр/ — один из главных факторов изобразительности.

       Выдающиеся русские композиторы Н. А. Римский-Корсаков и А. Н. Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им окрашенной в определенный цвет и в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит. Цвето-звуковые ощущения могут возникнуть у любого взрослого человека, и у ребенка. Одной из форм непосредственного отклика ребенка на музыку может являться детский рисунок.

          Взаимодействие музыки и живописи в процессе музыкального восприятия  обогащает  рисунки детей новым содержанием, творческое решение ими изобразительных задач. В то же время созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки. Наиболее обоснованным является сопоставление произведений музыкального и изобразительного искусства на основе ассоциативно-образной связи,  родства этих видов искусства.

       На занятиях по слушанию музыки это взаимодействие осуществляется в двух формах:

  • сочетания восприятия произведений музыки и изобразительного искусства на основе общности их настроения, стиля, жанра;
  • художественно-творческой деятельности ребенка – дети «рисуют музыку».

       В рисунках детей находят отражение не только настроение, но и выразительные средства музыки: тембр, мелодия, ритм.

         Интегрированные занятия включают в себя слушание музыки, стихотворений и художественной прозы, просмотр видеозаписей и слайдов, различные виды детского художественного творчества: музыкальное движение, рисование, аппликацию, лепку «по мотивам» прослушиваемых музыкальных произведений.
Эти занятия высоко эффективны с точки зрения развития у детей образного мышления, воображения, креативности.

         На занятиях, где слушание музыки сочетается с восприятием произведений изобразительного искусства, как правило, дети вначале слушают камерную музыку или фрагмент оперы (балета). После прослушивания и элементарного анализа музыки они рассматривают картину (слайд, видеоряд). Повторное прослушивание может сочетаться с одновременным просмотром произведений изобразительного искусства.
         Занятия, на которых слушание музыки сочетается с рисованием, строятся следующим образом: детям предлагаются для прослушивания музыкальная пьеса или фрагмент оперы (балета), которую они слушали и анализировали на предыдущих занятиях. Дети вспоминают музыку, делятся впечатлениями, а затем «рисуют ее». 
 Иногда дети воплощают в рисунках музыку, с которой они впервые познакомились на этом же занятии, но и в таком случае рисованию предшествуют беседа о музыке и ее анализ. Музыка звучит и в самом процессе рисования как необходимая эмоциональная «подпитка». Она ни в коем случае не является просто «фоном»: хорошо знакомая детям и воплощаемая в рисунке, она напоминает о себе, продолжает волновать, вызывает ассоциации. Эмоционально воспринимая музыкальное произведение, знакомую песню, дети оставляют свои впечатления в рисунке, в аппликации, в лепке.  Занятия, на которых дети «рисуют музыку», всегда являются для них подлинным праздником. Звучание прекрасной музыки,  разноцветная гуашь, обязательная похвала педагогов создают совершенно особую, эмоционально приподнятую атмосферу. Дети, слушая музыку и воплощая ее в своих рисунках, ощущают себя творцами красоты.

          

 

Арсений С. Старшая группа. Музыкальная игра "Грибочки" муз. Быстровой М.Д.

 

 

   Коллективная работа. Старшая группа..Падают листья. муз. Красева М.

          Взаимодействие музыки и изобразительной деятельности на занятиях c дошкольниками обогащает их яркими художественными впечатлениями, оказывает стимулирующее воздействие на развитие творческих способностей детей.
 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь музыки и рисования

 как средство развития личности ребёнка старшего возраста

            Взаимодействие красок и звуков, музыки и живописи существует издавна как в природе, так и в искусстве. Еще Аристотель писал о том, что цвета по красоте и гармонии могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям. Показательно, что цветовая гамма является одним из важнейших средств эмоциональной выразительности в живописи; в музыке же цвет /тембр/ — один из главных факторов изобразительности.

       Выдающиеся русские композиторы Н. А. Римский-Корсаков и А. Н. Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им окрашенной в определенный цвет и в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит. Цвето-звуковые ощущения могут возникнуть у любого взрослого человека, и у ребенка. Одной из форм непосредственного отклика ребенка на музыку может являться детский рисунок.

          Взаимодействие музыки и живописи в процессе музыкального восприятия  обогащает  рисунки детей новым содержанием, творческое решение ими изобразительных задач. В то же время созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки. Наиболее обоснованным является сопоставление произведений музыкального и изобразительного искусства на основе ассоциативно-образной связи,  родства этих видов искусства.

       На занятиях по слушанию музыки это взаимодействие осуществляется в двух формах:

  • сочетания восприятия произведений музыки и изобразительного искусства на основе общности их настроения, стиля, жанра;
  • художественно-творческой деятельности ребенка – дети «рисуют музыку».

       В рисунках детей находят отражение не только настроение, но и выразительные средства музыки: тембр, мелодия, ритм.

         Интегрированные занятия включают в себя слушание музыки, стихотворений и художественной прозы, просмотр видеозаписей и слайдов, различные виды детского художественного творчества: музыкальное движение, рисование, аппликацию, лепку «по мотивам» прослушиваемых музыкальных произведений.
Эти занятия высоко эффективны с точки зрения развития у детей образного мышления, воображения, креативности.

         На занятиях, где слушание музыки сочетается с восприятием произведений изобразительного искусства, как правило, дети вначале слушают камерную музыку или фрагмент оперы (балета). После прослушивания и элементарного анализа музыки они рассматривают картину (слайд, видеоряд). Повторное прослушивание может сочетаться с одновременным просмотром произведений изобразительного искусства.
         Занятия, на которых слушание музыки сочетается с рисованием, строятся следующим образом: детям предлагаются для прослушивания музыкальная пьеса или фрагмент оперы (балета), которую они слушали и анализировали на предыдущих занятиях. Дети вспоминают музыку, делятся впечатлениями, а затем «рисуют ее».  Иногда дети воплощают в рисунках музыку, с которой они впервые познакомились на этом же занятии, но и в таком случае рисованию предшествуют беседа о музыке и ее анализ. Музыка звучит и в самом процессе рисования как необходимая эмоциональная «подпитка». Она ни в коем случае не является просто «фоном»: хорошо знакомая детям и воплощаемая в рисунке, она напоминает о себе, продолжает волновать, вызывает ассоциации. Эмоционально воспринимая музыкальное произведение, знакомую песню, дети оставляют свои впечатления в рисунке, в аппликации, в лепке.  Занятия, на которых дети «рисуют музыку», всегда являются для них подлинным праздником. Звучание прекрасной музыки,  разноцветная гуашь, обязательная похвала педагогов создают совершенно особую, эмоционально приподнятую атмосферу. Дети, слушая музыку и воплощая ее в своих рисунках, ощущают себя творцами красоты.

      https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2021/12/06/s88769358_0.jpg?itok=eof_Zr8Q        https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2021/12/06/s69955667_0.jpg?itok=SnXivFxa                               

        Арсений С. Старшая группа.                                                   Коллективная работа..

Музыкальная игра "Грибочки" муз. Быстровой М.Д            Старшая группа..Падают листья. муз. Красева М.                                                  

          Взаимодействие музыки и изобразительной деятельности на занятиях c дошкольниками обогащает их яркими художественными впечатлениями, оказывает стимулирующее воздействие на развитие творческих способностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

Статья по передаче педагогического опыта "Музыкально-ритмические движения как средство развития личности детей старшего дошкольного возраста"

Статья нацелена на понятие значимости музыкально-ритмической деятельности для развития качеств личности детей....

Опыт работы на тему:"Взаимосвязь экологического образования и физического воспитания в системе работы над гармоничным развитием личности ребёнка старшего дошкольного возраста"

Особенность опыта характеризуется во взаимосвязи двух направлений, двух образовательных областей: познавательного и физического развития детей старшего дошкольного возраста, а также в использовании со...

Опыт работы по направлению «Сказка, как средство развития личности детей старшего дошкольного возраста»

Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.Сказка может дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребенку узнать мир,может одарить его воображение и научитькрит...

Методическая разработка. Статья "Театрализованные игры как эффективное средство развития личности ребёнка дошкольного возраста"

Статья о большом и разностороннем влиянии театрализованных игр на личность ребёнка дошкольного возраста....

Статья "Театрализованные игры как эффективное средство развития личности ребёнка дошкольного возраста"

Театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребёнка. Она всесторонне развивает детей....