Индивидуальный план по самообразованию Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет»
консультация по рисованию (младшая группа)

Кленовая Людмила Шагитовна

Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no8.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №5 с. Кневичи АГО

Индивидуальный план по самообразованию

 Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе

с детьми 2 – 3 лет»

                                  Разработала воспитатель:

Кленовая Людмила Шагитовна

С.Кневичи, 2021 -2022

Введение

«В творчестве нет правильного                        

   или не правильного пути,

есть только свой путь,

к чему стоит стремиться»

               Воспитать творческого человека без красоты невозможно. Прекрасное — вечный источник духовности, вдохновения, творчества. Оно существует рядом с человеком, потому что красота, которая не воспринимается, — мертва. И если люди потеряют способность чувствовать красоту, она никогда не сможет спасти мир. На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изобразительной деятельности. В связи с этим процесс рисования, лепки, аппликации нужно понимать не только, как усвоение детьми определенных знаний и умений, а воспитание умения эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках. Как известно, одним из основных заданий дошкольного образования, является обеспечение надлежащих условий для полноценного, своевременного и разностороннего развития ребенка с целью воспитания инициативной, творческой личности. Это задание требует от воспитателя переориентироваться в выборе методов организации занятий по разным видам деятельности детей: перейти от репродуктивных методов к                       творческим, исследовательским.        

Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для того чтобы дети почувствовали красоту, необходимо превратить занятие в любование и привлечь к этому все органы чувств. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание.Включение в работу с детьми, нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования, позволяет развиватьсенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописними материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребенка (использования предметов, которые окружают ребенка каждый день в новом ракурсе, — можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок березки).Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация речевой деятельности детей. (Чем я еще смогу нарисовать? Что я смогу нарисовать этим материалом?) За счет использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приемов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша), создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники «кляксография», «монотипия» и т.п.Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.            

Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы условия, которые используются в полном объеме. Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д. , Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Мышления;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Целью моей работы является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.                                                                                                                    Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

 Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

- способствует снятию детских страхов;

- развивает уверенность в своих силах;

-  развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- побуждает детей к творческим поискам и решениям;

- учит детей работать с разнообразным материалом;

-развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия;       чувство фактурности и объёмности;

 развивает мелкую моторику рук;

- развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

- во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Проанализировав рисунки дошкольников,  пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес дошкольников к  рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата.

Составила перспективный план работы по каждой возрастной группе, написала конспекты занятий для детей разного дошкольного возраста. И выбрала тему для самообразования «Нетрадиционная техника рисования в детском саду».

 Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует воспитатель, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Познакомившись с методической литературой  различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие Задачи:

- знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества

- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом

- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

 самореализацию

- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение

- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового

Перспективный план по нетрадиционным техникам рисования

на 2021- 2022 учебный год

Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой, трафаретом, рисование по-мокрому, рисование смятой бумагой, монотипия, набрызг, рисование пипеткой. Кроме того, ученые считают, что в данном возрасте детей можно знакомить с кляксографией и ниткографией. На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты («В лесу родилась елочка», «Гусеница», «Сшили Тане сарафан» и т.д.). В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.

Мною был составлен следующий план занятий:

Месяц

Техника нетрадиционного развития

Тема занятия

Форма работы

сентябрь

рисование пальчиками

Цветные пальчики

Ягодки на тарелке

Сшили Тане сарафан

Разноцветные мячики

Беседа на тему: «Пальчиковые краски

и работа с ними».

Консультация на тему: «Значение рисования нетрадиционными способами».

октябрь

рисование пальчиками

Дождик, дождик пуще...

Листья желтые летят

Подводное царство

Петушок, петушок…

Консультация на тему: «Нетрадиционные техники рисования»

ноябрь

рисование ладошками

Цветные ладошки

Цветик-семицветик

Ёжик

Мишка косолапый

Консультация на тему:  «Оттиск печатями из картофеля»

декабрь

рисование ватными палочками

Горошины для петушка

Идет снег

Узор на платочке

В лесу родилась

елочка

Беседа на тему:

«Готовы ли мы

стать художниками»

январь

тычок

Вот зима кругом

Снег идет

Цыплятки

Бусы для Кати

Консультация на тему: «Использование техники «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами)

февраль

оттиск (штамп) пенопластом

Кубики для Вани

Мячики

Башни

Гусеница

Беседа на тему: «Изучение новой техники «оттиск»

Март

оттиск (штамп) пенопластом

Платье для

Катюши

Консультация на тему:  «Как правильно

использовать новый прием «рисование по мокрому».

рисование губкой

Спрячь зайку

рисование трафаретом

Веселые животные

рисование по-мокрому

Солнышко

Апрель

рисование смятой бумагой

Березки

Одуванчики

Ёжик

Знакомство педагогов

 с особенностями  техники:«рисование смятой бумагой»

монотипия

Воздушные

 шарики

май

набрызг

Салют

Звездочки на небе

Беседа на тему:  «Изучение нетрадиционной техники рисования  «Набрызг».

рисование

пипеткой

Дождь идет

Мухомор

Используемая литература:

1. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.

2. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.

3. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

4. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.

5. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.

7. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

8. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

9. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашеными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 1999. - №2

10. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме самообразования: «Развитие творческих способностей при использовании разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет» в межаттестационный период 2015-2020г.г.

Актуальность выбранной темы     Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование  нетрадиционными  техниками   ...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет».

Дата начала работы над темой: с 1.09.2020г Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2021г ТЕМА: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет». ЦЕЛ...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 6-7 лет».

ТЕМА: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 6-7 лет». ЦЕЛЬ: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. ЗАДАЧИ: 1. Продолжать ...

Индивидуальная программа профессионального развития воспитателя второй группы раннего возраста «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет»

Индивидуальная программа профессионального развития воспитателя  второй группы раннего возраста «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 л...

План по самообразованию "Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 4-5 лет"

Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения. Изобразительная деятельн...