Нетрадиционные техники рисования для дошкольников с ОВЗ
статья по рисованию

Митенева Марина Николаевна

Нетрадиционные техники рисования для дошкольников с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования для дошкольников с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Цель коррекционной учебно–воспитательной работы с детьми с ОВЗ, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, к новым условиям. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

В своей работе я использую нетрадиционные техники рисования. Они способствуют развитию у детей мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости. На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.

Стараюсь создавать новую ситуацию так, чтобы учащиеся, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Применяем следующие виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами:

Тычок жесткой полусухой кистью. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками. Это не сложная, но очень интересная техника, которая очень понравится детям всех возрастов. Они рисуют с большим удовольствием. Во время рисования пальцами рук учащиеся получают необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой, что благотворно влияет на нервную систему, укрепляет и развивает её.

Рисование ладошкой. Этот метод очень хорошо развивает творчество детей. Они не только видят краску, но и чувствуют её. Отпечатанные ладошки можно использовать не только для индивидуального рисунка, но и для оформления классного уголка «Воспоминания о лете». А также превратить ладошку в животное, насекомое и т.д.

Рисование штрихом. С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму.

Рисование по сырой бумаге. Рисовать акварелью сложнее, чем гуашью, но очень интересно. Рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике  «Море», как в спокойную и тихую погоду, так и в бурю, а также аквариум.

Рисование восковыми мелками, свечой и акварелью.
Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц.

Восковые мелки + акварель. После закрашивания восковыми мелками закрашивается лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным. Таким способом мы рисовали витражи ко всем временам года.

Свеча + акварель. Ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Граттаж. (пер. с франц. «скрести, царапать»). Средства выразительности: линия, цвет, фактура. Материалы: лист бумаги, свеча, гуашь, жидкое мыло, черная тушь, палочки для процарапывания (можно использовать спицу для вязания).

Оттиск:

-пробкой.   Ребенок   прижимает   пробку   к краске и наносит оттиск на бумагу.

-печатками из картофеляпоролономпенопластомпечатками из ластикасмятой бумагой

Отпечатки листьев.   Ребенок  покрывает листок дерева красками  разных  цветов,  затем  прикладывает  его  к  бумаге  окрашенной стороной  для  получения  отпечатка.   Каждый  раз  берется  новый  листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Знакомятся с названием, фактурой листочка.

Монотипия пейзажная. Учащийся складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Для монотипии также можно использовать лист бумаги, стекло и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Кляксография:

Учащийся зачерпывает краску кисточкой и брызгает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография

с трубочкой. Ребенок брызкает краску на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

- с ниточкой. Ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг. Ребенок набирает краску на кисть (зубную щетку) и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Рисование по трафарету. Учащиеся не только изображают, но и готовят собственные трафареты. Последовательность такова, дети сначала придумывают образ, вырезают из бумаги (то есть изготовить сам трафарет), и только потом изображают.

Рисование пластилином. Данная техника требует усидчивости, терпения и желания довести дело до конца.

Рисование мыльными пузырями. Педагог в баночку с гуашью вливает шампунь, добавляет немного воды, все хорошо размешивает – раствор готов. Вставляет трубочку в стаканчик. Ребенок начинает дуть в трубочку до тех пор, пока не образуется пышная пена. Затем стаканчик с пеной накрывается листом бумаги – получается изображение. Можно приложить лист к стаканчикам с другими цветами гуаши. Когда изображение подсохнет, педагог предлагает дорисовать недостающие детали.

Точечный рисунок

Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. 

Расчёсывание краски

Этот приём рисования, при котором различными предметами (гребешком, палочками и т.п.) проводят по мокрой краске и процарапывают на ней прямые и волнистые линии, длинные или короткие. Это придаёт объём рисунку и необычную структуру изображаемым объектам.

Также есть и другие нетрадиционные техники рисования:
рисование на мятой бумаге, пластилинография ( на бумаге, дисках, стекле), гравюра (оттиск с аппликации), тиснение ( ребёнок под лист бумаги         подкладывает предмет с рифлёной   поверхностью, раскрашивает   карандашами), роспись на опилкахрисование с использованием природного материала, рисование манкой и т.д

Таким образом, развитию интереса к изобразительной деятельности и творческих способностей способствуют занятия с различными нетрадиционными техниками. Они основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными, предлагают ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное. Такие занятия особенно полезны закомплексованным детям, они помогают увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета, научиться видеть мир в цвете. Воспитываем у детей умение слышать, слушать и даем возможность самому высказаться.

Развитие творческих способностей у детей с использованием нетрадиционных техник способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок к развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. У учащихся развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и учителем. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Нетрадиционные техники рисования с дошкольниками"

в презентации содержится информация о некоторых нетрадиционных техниках рисования с дошкольниками....

Основные нетрадиционные техники рисования для дошкольников

В статье представлены основные нетрадиционные техники рисования для дошкольников...

Нетрадиционные техники рисования для дошкольников. Дистанционное обучение воспитателей.

Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать па...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук средствами нетрадиционной техники рисования у дошкольников"

Развитие мелкой моторики рук средствами нетрадиционной техники рисования у дошкольников«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.Именно руки...

Программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования с дошкольниками "Разноцветный мир"

Цель: развитие творческих способностей посредством изобразительной деятельности. ...

«Нетрадиционные техники рисования младших дошкольников»

Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения. Изобразительная деятельн...

Опыт работы по нетрадиционным техникам рисования для дошкольников 3-4 лет

Обобщение опыта работы по использованию нетрадиционных техник рисования для дошкольников 3-4 лет...