Правополушарное рисование или интуитивная живопись
презентация для интерактивной доски по рисованию

Кузеванова Екатерина Петровна

Слайд 1.

Правополушарное рисование или интуитивная живопись

Многие задаются вопросом, что же это все-таки за техника или способ изображения.

 

Слайд 2.

Методику правополушарного рисования для тех, кто желает научиться рисовать с нуля, впервые разработала в конце 1970-х годов профессор Бэтти Эдвардс. На основании методики научных исследований нейрохирурга и лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри.

Сперри считал, что полушария головного мозга имеют «функциональную специализацию». Левое отвечает за математические вычисления, логику. У большинства взрослых оно доминирует, так как в обществе принято полагаться на разум, а не на чувства. Правое полушарие — образное, творческое, отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов.

В конце 1970-х годов Бетти Эдвардс разработала метод правополушарного рисования.Работу левого полушария она назвала «Л-режимом», а правого — «П-режимом».

 

Слайд 3,4.

Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. В повседневной жизни мы используем чаще всего только левое полушарие так как оно отвечает у нас за речь, письмо, память и анализ действий, а вот правое чаще всего в жизни используется для образного восприятия реальности и происходящего, позволяет мозгу мечтать и фантазировать. Анализ будущего шедевра стоит отключать, так как данный вид творчества не поддается логике и правилам. Если хотите то вы можете рисовать руками, любыми кисточками и красками, выходя за рамки листа. Вы можете рисовать одновременно двумя руками, тем самым тренируя руки и мозг, позволяя прислушаться к интуиции и иному восприятию предмета.

Метод правополушарного рисования заключается в том, что нужно как можно больше постараться доверять интуиции и воображению, за которое отвечает правое полушарие. Таким образом художник начинает рисовать картину на уровне интуиции, не опираясь на те знания, которые заложены у него в памяти.

Слайд 5.

Как работает методика правополушарного рисования

Помните, почему герой, ведущий повествование в «Маленьком принце», отказался от «блестящей карьеры художника»? Верно — взрослые приняли его удава, проглотившего слона, за шляпу.

image

Мышление детей нешаблонно, потому что их знания и опыт невелики. Левое полушарие мозга пока что не доминирует — нет привычки «думать рационально».

Представьте, что вам нужно нарисовать дом. Как только вы об этом подумаете, левое полушарие тут же превратит дом в квадрат (здание), треугольник (крыша) и цилиндр (труба). В результате вместо цельного образа на листе получится набор геометрических фигур, из которых состоит жилище. Но если включить правое полушарие, рисунок выйдет более детальным и живым.

Слайд 6.

В чём польза правополушарного рисования:

  • Развитие когнитивных функций. Любое рисование, в том числе правополушарное, улучшает восприятие, зрительную память и мелкую моторику.
  • Развитие воображения. Рисование правым полушарием снимает барьеры, отпускает фантазию в полёт, отвлекает от рутины и помогает взглянуть на вещи с другого ракурса.
  • Повышение самооценки. Живопись — это диалог внутреннего «Я» с миром. Рисуя, человек демонстрируют свой внутренний мир, а получая положительные отклики на произведения, обретает уверенность в себе.

     -    Расслабление. Правополушарное рисование — прекрасное хобби как   для взрослых, так и для детей. Когда на белом листе «оживает» созданный тобой мир, тревоги и проблемы улетучиваются.

Слайд 7.

ДАВАЙТЕ НЕМНОГО ПОРИСУЕМ

Оптическая иллюзия

image

Распечатайте и разрежьте изображение пополам. Правшам нужно взять левую часть, а левшам — правую.

Положите картинку на чистый лист бумаги и попробуйте продолжить очертания профиля. При этом мысленно или вслух проговаривайте названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок.  Если вы нарисовали профиль, не обращая внимания на симметрию, возобладала логика. Попробуйте ещё раз. Когда получится абстрагироваться от слов и нарисовать просто линии, значит, включилось правое полушарие.

Слайд 8.

Вверх ногами

Выберите любой рисунок, где есть только контуры, как в детской раскраске. Переверните изображение и перерисуйте его вверх ногами последовательно — линию за линией. Отнестись к рисованию правым полушарием, как к собиранию пазла.

Старайтесь копировать линии, как есть. Не стоит сначала переносить общий контур, а потом прорисовывать мелкие детали. Для удобства можно прикрыть часть изображения рукой или другим листом бумаги.

Постепенно придёт осознание, что каждая линия — это лишь часть единой картины, и правополушарное рисование начнёт получаться.

Слайд 9.

Правополушарное рисование это:

Абстракция

Монотипия

Рисование под музыку

И другие нетрадиционные техники в изображении которых отсутствует логика

Интуитивная (абстрактная) живопись является плодом наблюдения, мысли и интуиции

Это особая речь художника, неотделимая от его судьбы. Абстрактная живопись развивает мышление, интуицию, формирует новый философский взгляд на мир

 

Слайд 10,11,12,13

 

Вернёмся к детям.

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность 

Данный вид деятельности позволяет детям выразить в творчестве свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему.Поэтому овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка очень большое значение. Эти знания доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствует развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).

Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и в тоже время чуткого руководства и контроля со стороны педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребенка.

Но по себе знаю, что, не имея профессионального художественного образования просто взять и нарисовать картину или портрет не так просто. А тут надо ребенку нарисовать то что он еще никогда не рисовал и чувство неуверенности еще дополнительно подкрепляется страхом перед чистым листом. Чтобы вселить уверенность в воспитанника, что он сможет нарисовать любой рисунок или портрет в своей работе я применяю технику правополушарного рисования, которая в свою очередь позволяет с легкостью превратить данный вид творчества в удовольствие.

 Это не просто способ создания удивительной красоты картин, а сложная система из простых приемов, способствующая посмотреть на творчество под другим углом с позиции наблюдателя.

В данной технике большое количество внимания уделяется восприятию образов, а не технике рисования как таковой. Это быстрый интуитивный метод: главное правило повторять все движения за педагогом, не успевая логически мыслить и анализировать, вы в итоге получаете удивительный результат. Чем чаще вы прибегаете к данному методу рисования, тем лучше становится техника изображения дошкольником рисунков, постепенно обретая уверенность в себе.

При правополушарном рисовании ребенок перестает бояться, снимается напряжение и уровень стресса, «выключается» функция контроля и анализа, пропадает страх перед чистым листом – рисование становится терапией. Огромным плюсом данной технологии является то, что ребенок находит нестандартные решения для осуществления намеченного, в том числе исправляя ошибку в своей работе.

Во время занятия ребенок воспринимает мир под другим ракурсом иначе чем его видит взрослый, и то что он увидел и представил в своем воображении, то он пытается изобразить на бумаге, и только благодаря этой технике, ребенок, совершив ошибку постарается обыграть эту деталь, а не замыкается в себе и не бросает работу как при академическом рисованииХудожник сравнивает объекты рисуя их в разных ракурсах, определяет соотношение целого образа к отдельным частям и элементам, видит цветовую гамму, использует тени и полутени для выразительности детали и рисунка в целом. Таким образом используя возможности только правого полушария, ребенок объединяет все параметры в единое целое.

Готовая картина или рисунок – это результат использования данного метода не только как изображение, но и проявление внутренней натуры ребенка, его многогранных граней подсознания, эмоций, раскрепощая и изменяя поведение ребенка его реакции на окружающий мир. Это происходит только тогда, когда художник не задумывается над логикой рисунка, рисует не используя анализ действий и метода в целом.  

Данная техника позволяет себя чувствовать настоящим художником.

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Список литературы

1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. —М.: Мозаика-Синтез, 2014г.

2. Т. С. Комарова – «Изобразительная деятельность в детском саду /Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. Под ред. - М.: Мозаика-Синтез, 2010г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopolusharnoe-risovanie_e35am_1_wecompress.com_.pptx1.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРАВОПОЛУШАРНОЕ РИСОВАНИЕ или Интуитивная живопись

Слайд 2

Бе́тти Э́двардс — американский преподаватель искусства, доктор наук, основоположник методики правополушарного рисования... Ро́джер Уо́лкотт Спе́рри — американский нейропсихолог, профессор психобиологии, получивший в 1981 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине.

Слайд 4

Левое полушарие: «Зачем тебе это надо?», «Тебе заняться нечем больше?», «Кем ты себя мнишь, ведь у тебя нет художественного образования?!», «Зачем ты тратишь время на эти каляки-маляки ?» Правое полушарие: « Отвлекись, твори и никого не слушай!», «У тебя все получится!», «Отдохни, ведь ты так много работаешь», «Дай волю своим эмоциям»

Слайд 5

Как работает методика правополушарного рисования Мышление детей нешаблонно, потому что их знания и опыт невелики. Левое полушарие мозга пока что не доминирует — нет привычки «думать рационально».

Слайд 6

В чём польза правополушарного рисования : Развитие когнитивных функций. Развитие воображения. Повышение самооценки. - Расслабление .

Слайд 7

Положите картинку на чистый лист бумаги и попробуйте продолжить очертания профиля. При этом мысленно или вслух проговаривайте названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок. Если вы нарисовали профиль, не обращая внимания на симметрию, возобладала логика. Попробуйте ещё раз. Когда получится абстрагироваться от слов и нарисовать просто линии, значит, включилось правое полушарие. Оптическая иллюзия

Слайд 8

Переверните изображение и перерисуйте его вверх ногами последовательно — линию за линией. Отнестись к рисованию правым полушарием, как к собиранию пазла . Старайтесь копировать линии, как есть. . Вверх ногами

Слайд 9

Правополушарное рисование это: Абстракция Монотипия Рисование под музыку И другие нетрадиционные техники в изображении которых отсутствует логика

Слайд 10

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по художественно-эстетическому направлению (рисование) с применением методики правополушарного рисования «Настроение вдохновения" для детей старшего дошкольного возраста

Методика правополушарного рисования, разработанная американским преподавателем рисования  Б. Эдвардс и основанная на исследовании мозга Нобелевского лауреата  Р. Сперри, помогает разбудить х...

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы по художественно-эстетическому развитию «Волшебница осень» (Правополушарное рисование, интуитивное рисование, рисование по мокрому)

Подробный конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада с использованием нетрадиционной техники рисования....

"ЮЖНЫЙ ЗАКАТ" (Конспект занятия по рисованию в технике правополушарного рисования)

Цель занятия: Создание условий для освоения приёмов правополушарного рисования.Задачи: Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь); ...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели"

Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели"Цель: формировать восприятие живописи и красок весны, эмоциональное р...

Педагогический проект по художественно – эстетическому развитию с применением методики правополушарного рисования «ВОЛШЕБНЫЙ МИР РИСОВАНИЯ»

Человек с развитым правым полушарием находится в режиме творческого полета. В таком состоянии нужно очень мало энергии на содержание физического тела. Так же творческие люди могут долгое время работат...

Буклет "Интуитивное (правополушарное) рисование"

БУКЛЕТ "ИНТУИТИВНОЕ (ПРАВОПОЛУШАРНОЕ) РИСОВАНИЕ"...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Цель: формировать восприятие живописи и красок весны, эмоциональное развитие дошкольников.Задачи занятия: Образовательная: познакомить детей со способами изображения весны в творчестве ...