Методическая разработка "Нетрадиционные техники продуктивной деятельности при изучении лексических тем детьми младшего дошкольного возраста, в т.ч. детьми с ОВЗ»
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Корнеева Ирина Сергеевна

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их оттенками при смешивании. Поэтому использование на занятиях нетрадиционных техник изображения приобретают высокую коррекционную значимость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_netradits._tehniki.docx628.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 № 3 детский сад «Золотой ключик» г. Южно-Сахалинска

693000, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина 467а

Методическая разработка:

«Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности при изучении лексических тем детьми младшего дошкольного возраста, в т.ч. детьми с ОВЗ»

Автор:

воспитатель, педагог-психолог

Корнеева Ирина Сергеевна

2020г.

           Изобразительная (продуктивная) деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для речевого развития детей.

          Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

В России первыми исследователями детского рисунка были В.М. Бехтерев (1910), С.А. Левитин (1911), Ю.Н. Болдырева (1913). В советский период этим вопросом занимались Ф. И. Шмит (1924), А.В. Бакушинский (1925), Н.А. Рыбников (1926) и другие. В русле своих концепций психического развития рассматривали детский рисунок Л.С. Выготский (1956) и Д.Н. Узнадзе (1927). Данные этих исследователей интересны, прежде всего, с точки зрения периодизации развития детской изобразительной деятельности.

В норме становление изобразительной (продуктивной) деятельности начинается уже в раннем возрасте. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения и т. п. Работая над рисунком, дети учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой или образцом, с работами товарищей. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их оттенками при смешивании. Поэтому использование на занятиях нетрадиционных техник изображения приобретают высокую коррекционную значимость.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса. Необычное рисование, необычная продуктивная деятельность дают толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Использование различных техник изображения позволяют учесть индивидуальные возможности детей, вести индивидуальную, подгрупповую или коллективную работу.

На начальных этапах важно демонстрировать детям процесс рисования, лепки, привлекать их внимание к полученному результату. Во время демонстрации необходимо приучать детей выполнять работу вместе со взрослыми (прибегая к совместным действиям), с другими детьми, что постепенно делает полученный результат личностно значимым для ребенка.

Основополагающими задачами данной работы являются:

- формировать у детей интерес к изобразительной и другой продуктивной  деятельности;

- учить планировать свою деятельность, организовывать рабочее место, подбирать необходимое оборудование, определять последовательность действий;

- создавать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами;  

- развивать творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, психические процессы;

- учить участвовать в коллективном рисовании, взаимодействуя с другими детьми;

- совершенствовать технические умения и навыки продуктивной деятельности.

Следует отметить, на первом месте в перечне задач стоит именно формирование интереса у детей к изобразительной деятельности, а непосредственно технические и графические навыки на последнем. Данный принцип очень важен в организации образовательной деятельности с детьми младшего возраста.

Планируемые результаты применения нетрадиционных техник продуктивной деятельности:

- Формирование произвольного внимания и восприятия;

- Формирование зрительно-моторной координации;

- Устойчивый интерес к продуктивно-творческой деятельности;

- Умение воспринимать и понимать инструкцию;

- Развитие мелкой моторики;

- Формирование универсальных учебных действий (садится за стол, выполнять последовательность действий, соблюдать правила и т.д.)

- Умение работать в паре, в группе;

- Формирование сенсорных представлений (цвет, форма, размер)

- Развитие тактильного восприятия;

- Развитие эмоциональной сферы.

Организация деятельности:

Нетрадиционные техники продуктивной деятельности, при изучении лексических тем, могут использоваться в разных направлениях педагогического процесса:

  1. Непосредственно образовательная деятельность (занятия «лепка», «аппликация», «рисование», тема должна совпадать с изучаемой лексической темой).
  2. Совместная деятельность педагога с детьми (индивидуальная или коллективная) по закреплению лексического словарного запаса.
  3. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальная или с малой группой).
  4. Самостоятельная творческая деятельность детей.
  5. Совместная деятельность педагога с детьми в рамках реализации какого-либо проекта, связанного с определённой лексической темой.
  6. Детско-родительское творчество.

Данная деятельность может быть организована с детьми младшего, среднего возраста, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как в первой, так и во второй половине дня, индивидуально или небольшими подгруппами.

Перспективное планирование состоит из 35 занятий, 1 раз в неделю, в течении учебного года. Каждое занятие соответствует определённой лексической теме.

Все занятия проводятся по следующему алгоритму:

1. Приветствие

2. Вводная часть – проблемная ситуация

3. Основная часть (непосредственно продуктивная деятельность).

4. Динамическая пауза с использованием здоровье-сберегающих технологий

5. Заключительная часть, подведение итогов.

Основные методы и техники, которые были использованы в работе с детьми:

Рисование ладошками и пальчиками - это удивительное занятие. Оно позволяет ребёнку почувствовать краски, их характер, настроение. А если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересные отпечатки, в которых можно увидеть удивительные образы.

Кляксография с трубочкой - отличный способ поэкспериментировать с красками, создать новые, необычные образы. Умение выдувать воздух через трубочку развивает речевое дыхание.

Набрызг - техника похожа. Только брызги делают с помощью зубной щетки и линейки. На щетку набирают краску и проводят по ней линейкой по направлению к себе. Прикладывая шаблон или трафарет можно получить интересные силуэты.

Оттиск мятой бумагой, листьями - занятная техника рисования, которая дает простор для фантазии и свободу маленьким ручкам. Увлекательным является даже процесс подготовки к занятию. Бумажные комочки, которыми собственно и будет выполняться работа, дети с удовольствием могут намять сами.

• Рисование фруктами и овощами вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.

Пластилинография, рельефная лепка, лепка жгутиками - работа с пластилином является эффективным, универсальным средством развития мелкой моторики руки.

Рисование манной крупой имеет несколько вариантов применения: в виде нанесения на бумагу, картон с помощью клея ПВА, либо рисование пальчиками на поверхности посыпанной манкой. Такое рисование положительно сказывается на развитии мелкой моторики пальчиков, тактильных ощущений, сенсорики, мышления, фантазии, воображения, речи, мозга малыша.

Рисование солью - соль – это материал доступный, простой в использовании, экологически безопасный, здоровье - сберегающий, а главное, способный максимально разбудить фантазию ребёнка, даёт колоссальный арт – терапевтический эффект. Лист покрывается акварельными красками и наносится немного соли на разные участки рисунка. Соль впитывает лишнюю воду, прилипает и создает очень интересный эффект. Лишнюю соль нужно аккуратно стряхнуть после высыхания.

• Аппликация из ватных дисков, ваты – доступный, приятный на ощупь материал, позволяющий имитировать снег, шубку животных, нежные лепестки цветов и пр., что даёт большой простор для детской фантазии.

• Рисование на прозрачном мольберте: в отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Копии сделанных рисунков можно сохранять, осторожно приложив к сырому рисунку лист бумаги.

• Монотипия - рисунок наносят на гладкую поверхность, переносят его на чистый лист бумаги, надавливают руками или валиком. Получается оттиск, напоминающий очертания облаков, холмов, ветвей деревьев, водорослей. Разная густота красок создает разный эффект. Также широко используется принцип зеркальности (бабочка, отражение в воде и пр.)

• Рисование на целлофане – разновидность монотипии: краски наносятся на целлофан с последующим переносом на гладкий лист. Полученный отпечаток всегда будет неповторимым и уникальным, при желании его дополняют деталями, получая знакомый предмет.

• Проектор-лампа – это устройство, луч света которого проецируется на бумагу через линзу, ребенок обводит контур изображения, по желанию дополняя деталями. Такой вид рисования позволяет детям экспериментировать с тенями и светом.

• Рисование мыльными пузырями - предполагает нанесение отпечатков на бумагу цветных мыльных пузырей. Эта техника позволяет не только рисовать, но и экспериментировать с мыльным раствором, и развивать речевое дыхание.

• Рисование зубной щёткой, вилкой - обычная пластиковая вилка может создавать настоящие творческие шедевры. Сколько удивления и восторга испытывают дети, когда им предлагают рисовать таким необычным способом. Берем вилку (зубную щетку), обмакиваем в краску и оставляем след в нужном направлении.

• Точечное рисование - точками можно выстроить множество красивых орнаментов, предметов. Детям младшего возраста можно предложить обвести точками предмет. Точка создаётся с помощью жесткой кисточки или ватной палочки. Таким образом выстраивается необычная фактура рисунка.

• Рисование штампами - довольно популярная техника для раннего возраста. Потребуется любой предмет, который не жалко и гуашь. Техника простая – макаете предмет в краску и делаете отпечаток на бумаге.

• Обрывание - техника обрывной аппликации очень проста. Если для обычной аппликации требуются вырезные шаблоны, то здесь происходит обрывание кусочков цветной бумаги и наклеивание их на контур рисунка. В обрывной аппликации все можно делать руками.

• Рисование по мокрой бумаге - для этого рисования понадобится лист плотной бумаги (желательно акварельной), сама акварель и кисть. Лист равномерно смачивается водой так, чтобы он хорошо промок, но не при этом, чтобы не было луж. На этой поверхности красками наносится рисунок. В этой технике хорошо получается рисовать фоны. Особенно воду. А после высыхания можно продолжить рисовать рыбок и водоросли как обычно.

• Граттаж - более сложный вид рисования, который потребует предварительной подготовки. Потребуется лист плотной бумаги, восковые мелки или свеча и тушь. Сначала нужно равномерно покрыть весь лист воском, затем тушью. Можно использовать и гуашь, но она осыпается и пачкается при дальнейшей работе. Поэтому при использовании гуаши нужно добавить немного клея ПВА.

Когда все подсохнет, можем приступать к нанесению рисунка. В этой технике рисунок получается не с помощью нанесения краски, а наоборот ее выскабливания - тонким не пишущим стержнем от ручки, шилом, спицей, стекой. В зависимости от типа и интенсивности штриха, предмет приобретает свой “характер”. Детям очень нравится процесс постепенного проявления рисунка.

Неделя

Тема

Задачи

Приветствие,

проблемная ситуация

Основная часть

Динамическая пауза

Заключение

Сентябрь

1

«Моё имя»

Диагностическое занятие

- Формировать положительное отношение к сверстникам;

- Развивать слуховое внимание;

- Воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения;

- Развитие мелкой моторики

Кукла Маша приходит к ребятам в гости, называет своё имя и просит произнести свои имена.

Игры с кинетическим песком: «Найди игрушку в песке», «Построим замок»

Координация речи и движения: Кукла спит

Я хожу, хожу, хожу,

Вдруг я куклу разбужу

Кукле надо отдыхать,

Кукле хочется поспать

Я на цыпочках хожу

Куклу я не разбужу.

И ни разу, и ни разу 

Я словечка не скажу.  

Кукла прощается с каждым ребёнком, называя его по имени.

2

«Наша группа»

- создать обстановку комфортного психологического климата;


- развивать умение ориентироваться в помещении группы;


- воспитывать любовь к детскому саду, элементарные навыки общения.

В группу приходит Незнайка и просит детей показать, что интересного есть в их группе и чему они научились.

Коллективное рисование ладошками: «Весёлое солнышко»

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз,два,три,четыре,пять

Начинай считать опять:

Раз,два,три,четыре,пять

Мы закончили считать.

Незнайка хвалит детей, и отмечает, что у них в группе очень весело и интересно.

3

«Игрушки»

- обогатить активный словарь детей словами-названиями игрушек;

- развивать мышление, мелкую и общую моторику;

- совершенствовать концентрацию и устойчивость внимания.

Неваляшка встречает детей, и просит поиграть, чтобы ей не было грустно.

Рисование с элементами плстилинографии «Неваляшка»

Неваляшка, рисунок

Физминутка «Неваляшки»

Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)

Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)

Мы танцуем и поем (приседание)

Очень весело живем (прыжки на месте)

Неваляшка благодарит ребят за игру и портреты

4

«Семья»

- формировать понятие - семья;

- развивать произвольное внимание;

- создание положительного эмоционального настроя в группе.

Педагог предлагает детям среди фотографий найти фотографию своей мамы

Работа с макаронами:

«Бусы для мамы»

(нанизывание и раскрашивание макарон)

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик - дедушка.

Этот пальчик - бабушка.

Этот пальчик - папочка.

Этот пальчик - мамочка.

Ну а этот пальчик - я.

Вот моя семья.

Дети оценивают свои работы, изготовленные бусы дарят маме.

Октябрь

1

«Части тела и лица. Человек»

- сформировать умение ориентироваться на собственном теле и лице;

- воспитывать интерес к собственному телу.

- развивать внимание, память, мышление.

Музыкальное приветствие:

Здравствуйте, ладошки!

Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!

Здравствуй, мой носик!

Бип, бип, бип! Здравствуйте, гости!

Рисование на прозрачном мольберте:

«Улыбочки»

Дыхательное упражнение «Бульки»

Дети дуют через трубочку в стакан с мыльным раствором, образуется пена

Педагог отмечает, что на мольберте появилось очень весёлое личико и просит детей также улыбнуться

2

«Осень, деревья, грибы, ягоды»

- развивать восприятие речи взрослого, звукоподражание;

- развивать воображение, память, мышление;

- развивать координацию движений, ориентированию в пространстве.

К детям приходит ежик, приносит коробочку с листьями и предлагает с ними поиграть.

Рисование листьями (оттиск)

«Волшебные листочки»

https://i.pinimg.com/736x/51/51/b2/5151b291ed79aaed3f311ea0873b5a3b.jpg

Динамическая пауза «Прогулка в лес»

Дети идут по коррегирующей дорожке, по пенькам, по скамейке, пролезают в тоннель. Затем воспитатель рассыпает по полу муляжи грибов, ягод, шишек.

Ёжик хвалит ребят и угощает лесными ягодами.

3

 «Огород, овощи»

- ознакомление детей с грибами, ягодами (как выглядят, каковы их свойства и чем отличаются);

 

-  учить играть рядом с другими детьми;

- обогащение словарного запаса.

Подвижная игра

«Собираем урожай»

В огород пойдем,

 урожай соберем

Шаги на месте.

Мы моркови

натаскаем

«Таскают».

И картошки

накопаем.

«Копают»

Срежем мы

кочан капусты

«Срезают»

Круглый, сочный,

очень вкусный.

Показывают круг руками (3 раза)

Рисование овощами (оттиск)

«Заготавливаем овощи»

Музыкальная игра: «Огуречик»

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт.

Педагог побуждает детей назвать овощи, которые они «заготовили»

4

 «Сад, фрукты»

- обогащать представления детей о фруктах;  

- упражнять в технике рисования гуашевыми 

красками предметы круглой формы;

- учить сопереживать, вызывать желание помочь.

 

В гости к детям приходит Белочка и рассказывает, что не может найти в лесу яблочек. Дети подсказывают, что искать яблоки нужно в саду.

Рисование с помощью проектора-лампы «Спелое яблочко»

Упражнения для развития речевого дыхания и голоса:

«Сбор урожая»

Срываем яблоко с высокой ветки. Исх. позиция - стоять прямо. Поднять руки - вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох.

Пришли дети в сад, увидели много-много фруктов и удивились:"О-о-о-о-о-!" Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла:"Ав-ав-ав-ав!" (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)

Белочка благодарит ребят за вкусные яблоки

Ноябрь

1

«Туалетн.

принадлежности»

- формировать представление о туалетных принадлежностях, их значении и способах применения;

- развивать простейшие навыки опрятности и самообслуживания;

- воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.

Игровая ситуация «Кукла Маша умывается»

Рисование мыльными пузырями «Полотенце»

http://razukraska.ru/wp-content/gallery/polotence/polotence6.gif

Самомассаж «Умывалочка»:

Моем тело, моем уши,

Вытираемся посуше

Не спеша, не спеша.

Чистота всего дороже!

Чистым надо быть всегда!

Дети оценивают свои работы

2

 «Одежда»

- формирование знаний детей о разнообразии одежды, умение различать и находить нужную одежду;

 

- побуждать детей самостоятельно повторять отдельные слова и фразы;

- воспитывать аккуратное отношение к одежде и желание убирать вещи на место.

Сюрпризный момент: «Волшебный сундучок»

Дети достают и рассматривают кукольную одежду

Пальчиковое рисование

«Украсим маечку в горошек»

Дыхательная гимнастика:

«Подуем на ленточку»

Развитие мелкой моторики:

«Застегнем замочки»

(пуговицы, крючки, шнурки)

Дети складывают одежду на место

3

 «Обувь»

- расширить знания детей и обогатить словарь по теме «Обувь».

- развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений;

- воспитывать бережное отношение к обуви.

К детям приходит сороконожка и просит рассказать об обуви

Лепка

«Сапожки для сороконожки»

 

Скатать шарики из пластилина и приклеить к лапкам сороконожки.

Динамическая пауза:

Большие ноги идут по дороге,

 Топ-топ-топ,топ-топ-топ.

 (Ходьба широким шагом)

Маленькие ножки бегут по дорожке,

 Топ-топ-топ-топ-топ,

 Топ-топ-топ-топ-топ.

 (Бег мелким шагом)

Сороконожка благодарит детей за разноцветные сапожки

4

«Продукты питания

- уточнить представления детей о разнообразии продуктов молочного происхождения;

- развивать воображение, память, мышление;

- воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию.

Дети приходят в «Магазин», покупают продукты. Продавец предлагает «приготовить»

десерт для чаепития  

Рисование манной крупой:

«Кекс»

https://www.frivcolor.com/storage/media8/printable-cupcake-f12c.jpg

Игра-эстафета

«Собери продукты в корзину» 

Дети устраивают «чаепитие» с кексами

Декабрь

1

 «Зима»

- закреплять представления о времени года;

- закрепить знания о геометрической фигуре «круг»;

- развивать мышление, наблюдательность, мелкую и общую моторику.

Педагог:

- Отгадайте, кого можно слепить из снега?

Загадка про снеговика

У меня морковка нос,
Вместо ручек - ветки.
Во дворе зимой меня
Дружно лепят детки.
Угадайте, кто же я?

Да! Я - весёлый снеговик,
И грустить я не привык!

- Чтобы слепить снеговика, нужен снег.

Аппликация из ватных дисков «Снеговик»

https://vnitkah.ru/wp-content/uploads/%D0%B0%D0%BF%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA-2.png

Пальчиковая гимнастика «Мы с тобой снежок слепили»

Один, два, три, четыре, пять,

(Загибают пальчики)

Мы с тобой снежок слепили

(Дети «лепят»)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий.

(Грозят пальчиком)

Раз — подбросим,

(Подбрасывают)

Два — поймаем,

(Ловят)

Три — уроним

(Роняют)

И... сломаем.

(Топают)

Дети оценивают свои работы

2

 «Мебель»

- расширить знания детей о мебели;

- активизировать словарь детей по данной теме;


- развивать мышление, память, мелкую моторику, координацию движений.

К детям приходит кукла с сумкой одежды и рассказывает, что платья больше не помещаются в её шкаф. Дети предлагают «смастерить» новый шкаф.

Рельефная лепка «Красивый шкаф»: дети украшают шкаф знакомыми элементами из пластилина – шар, жгут.

Раскраска шкаф покажет нам предмет мебели, необходимый для размещения всяко...

Динамическая пауза «Столяры»

Мы рубили, мы рубили,
Чтобы бревна у нас были.
Мы пилили, мы пилили - 
Из бревен доски получили.
Мы строгали, мы строгали - 
Доски гладенькими стали.
Мы сложили их рядком, 
Прибивали молотком.
Мы покрасим все потом.
Получился новый стол.

Кукла благодарит детей за новые шкафы

3

 «Посуда»

- расширить знания детей о посуде, ее назначении;

- учить детей называть предмет и возможные с ним действия;

- развивать память, внимание, мелкую моторику, координацию движений.

В группу приходит Бабушка Федора и просит детей украсить чистые тарелочки.

Кляксография

«Украсим тарелочку»

https://reywood.ru/upload/iblock/977/LEN2515_1.jpg

Музыкально-ритмическое упражнение:

«Мы посудою звеним»: дети издают звуки с помощью различной посуды под песню «Мы посудою звеним».

Дети помогают Федоре накрыть на стол

4

«Новый год»

- систематизировать знания детей о празднике;

- развивать творческие способности,

- воспитывать навыки сотрудничества и доброжелательности.

Дети под музыку «приходят» в лес за новогодней ёлкой, но не находят ни одной ёлочки. Тогда воспитатель предлагает нарисовать ёлочки самим.

Рисование зубной щёткой

«Новогодняя ёлочка»

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/921693/36d2285c-2b11-40c5-813f-cacbb6970ece/s1200?webp=false

Хороводная игра:

«В лесу родилась ёлочка»

Дети «возвращаются» домой с ёлочками. Воспитатель даёт задание дома нарядить ёлочку.

Январь

1

«Дикие животные»

- расширить знания детей об обитателях леса, особенностях их жизни;

- упражнять в звукоподражании, умении согласовывать слова и движения;

- развивать мышление, мелкую и общую моторику.

В гости к детям приходит Заяц и рассказывает, как холодно в лесу зимой. Педагог предлагает одеть на Зайку тёплую белую шубку.

Аппликация ватой «Зайка беленький»

https://i.pinimg.com/originals/c8/25/e6/c825e6f70bd251d525e2e09968fc64cc.jpg

Динамическая пауза «Зайка беленький»

Зайка беленький сидит и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть.

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал —

Зайка — прыг и убежал.

Зайка оценивает работы детей.

2

«Домашние животные»

- познакомить детей с домашними животными и их детенышами;

- обогатить словарь детей по теме;

- развивать мышление, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, координацию движений, чувство ритма.

Сюрпризный момент «Кто в сундуке?»

Послушайте звук и отгадайте, кто же спрятался в сундуке?

(звучит мяуканье)

Появляется Котенок и предлагает вместе порисовать.

Оттиск мятой бумагой

«Котёнок»

https://1.bp.blogspot.com/-wGkgsFFwMAo/W1_8NPGfJXI/AAAAAAAAVZQ/rSCplCITWoc8UjqENfOBM3vE1cZiCCmFACLcBGAs/s1600/trace.png

Подвижная игра

«Котята и клубки»:

Дети делятся на две команды и под музыку собирают мячики своего цвета.

Котёнок благодарит ребят за работы.

3

«Домашние птицы»

- продолжить знакомить детей с домашними птицами, обогатить словарь детей по теме;

- учить детей понимать речь взрослого, отвечать на простейшие вопросы;

- воспитывать доброе отношение к животным и птицам

К детям приходит Петушок и просит дорисовать его портрет.

Рисование на прозрачном мольберте

«Хвост для петушка»

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0e71/00031bb0-801ca14b/2/img1.jpg

Дыхательное упражнение

 «Лети, перышко»:

- А вот перышко петушка. Оно легкое. Пощекотите перышком щечку, носик, ладошку. А теперь положите перышко себе на ладошку и легонько подуйте. Поднимите перышко и еще раз положите его на ладошку, подуйте.

Петушок дарит детям пёрышки.

Февраль

1

«Транспорт»

- формировать умение выполнять словесную инструкцию, сопровождающуюся образцом;

- развитие памяти, слухового внимания, пространственной ориентации;

- развитие общей и мелкой моторики.

Звучит запись шума двигающегося транспорта. Педагог предлагает детям поискать машины. Дети находят шаблоны.

Точечное рисование «Автомобили»

http://vse-m.ru/raskr/raskr-legkov.jpg

Упражнения с массажным мячом:

"Как-то ехала машина "

Как-то ехала машина

По дороге за лесок

Вдруг с машины соскочило

Запасное колесо

И прыжками, как лягушка

Побежал шофёр в лесок.

И догнал он на опушке

Запасное колесо.

Сразу колесо привесил

И поехал с ветерком.

И шофёр здоров и весел

С запасным же колесом.

Дети оценивают свои работы

2

«Одежда»

- формирование знаний детей о разнообразии одежды;

- побуждать детей самостоятельно повторять отдельные слова и фразы;

- развивать речь, память, расширить словарный запас детей, эмоциональную отзывчивость.

Игровая ситуация «Постираем кукле платье»: предложить постирать одежду: замочить, намылить, постирать – выстирать, полоскать - прополоскать, высушить.

Рисование ватными палочками «Платье для куклы»

Физминутка

Это платье для Наташки- Красные горошки.               А на платье два кармашка,  

Спрячем в них ладошки.      

Дети оценивают свои работы.

3

«Обувь»

- расширить знания детей и обогатить словарь по данной теме;

- развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений;

- воспитывать бережное отношение к обуви.

К детям приходит кукла и рассказывает, что она потеряла сапожок. Дети предлагают нарисовать сапожки для куклы.

Монотипия «Красивые сапожки»

Игра-шнуровка «Зашнуруй ботинки»

Кукла благодарит детей за сапожки.

4

«Части тела и лица. Человек»

- развивать речеслуховое внимание, продолжать учить выполнять действия по словесной инструкции;

- формировать словарь по теме;

- развивать эмоциональную сферу детей, эмпатию, мимическую выразительность.

К детям приходит Чебурашка, с грязным носом (пластилин). Дети просят Чебурашку умыть нос, а он отвечает, что не знает где находятся нос. Дети показывают носики и другие части лица.

Рисование ладошками

«Весёлые человечки»

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/911433/11c8c5f4-259f-4c27-bcbd-da24ea6d1eed/s1200

Музыкальное упражнение:

Здравствуйте, ладошки!

Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!

Здравствуй, мой носик!

Бип, бип, бип! Здравствуйте, гости!

Чебурашка с детьми повторяет названия частей тела и лица.

Март

1

 «Весна»

- закрепить представления детей о весне, ее признаках;

- развивать связную речь, наблюдательность, мелкую и общую моторику;

- расширять и активизировать словарь по теме.  

В группу приходит Кукла Весна, предлагает детям отправится на волшебную весеннюю поляну.

Набрызг на силуэты цветов:

«Весенняя полянка»

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/398891/59ff1a44-0931-4693-ab34-0fd830793afe/s1200?webp=false

Хороводная игра

Потихонечку пойдем, в хоровод мы встанем.

И к березке подойдем в белом сарафане.

Разойдемся в круг большой

И покружимся с тобой.

Дует ветер на тебя, и садятся птицы.

К нам опять пришла весна, будем веселится!

Весна оценивает работы детей.

2

 «Мамин праздник»

- формировать представления детей о маме и бабушке как о значимых и любимых людях в окружении ребёнка;

- развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию действий в системе «глаз – рука» через изготовление поделок;

- воспитывать заботливое отношение к мамам и бабушкам.

Педагог предлагает приготовить подарок для мамы

Лепка жгутиками

«Цветы для мамы»

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1801789/95227812-19f1-4ac7-8c3e-440b3cf10291/s1200?webp=false

Пальчиковая игра

«Наши нежные цветки»

Наши нежные цветки              

Распускают лепестки                

Ветерок чуть дышит,                 Лепестки колышит.  

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки.               Тихо засыпают,                         Головой качают.    

Дети дарят цветы маме

3

 «Игрушки»

- обогатить активный словарь детей словами-названиями игрушек;

- развивать мышление, мелкую и общую моторику;

- совершенствовать концентрацию и устойчивость внимания.

Дети рассматривают выставку Матрёшек. Педагог предлагает детям украсить своих Матрёшек.

Рисование штампами «Матрешка»

https://trafaret-pechat.ru/wp-content/uploads/2019/07/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%82-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%B8-%E2%84%96-24.jpg

Физминутка

«Матрешки»

Мы веселые матрешки -            Ладушки-ладушки.

На ногах у нас сапожки -          

Топушки-топушки.

Сарафаны наши пестры -           Вертушки-вертушки.

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки.

Педагог оформляет выставку Матрёшек

4

 «Посуда»

- продолжать расширять знания детей о посуде, ее назначении;

- учить детей называть предмет и возможные с ним действия;

- развивать память, внимание, мелкую моторику, координацию движений.

Дети приходят в гости к бабушке Федоре на чаепитие. Федора не может найти чашки для чая и просит детей помочь ей.

Обрывание, аппликация «Чашка»

https://i.pinimg.com/736x/59/d0/75/59d0755ad72da4440bd27be8e9e71c90.jpg

Дыхательная гимнастика: 

«Подуй на чай».

Дети сервируют стол

Апрель

1

 «Дикие животные»

- расширить знания детей об обитателях леса, особенностях их жизни;

- упражнять в звукоподражании, умении согласовывать слова и движения;

- развивать мышление, мелкую и общую моторику.

Как-то ёж бежал под елкой,

Видит вдруг: кругом иголки.

Ёж воскликнул: ой-ой-ой!

И бегом к себе домой.

Стал у зеркала считать:

Раз-два-три-четыре-пять,

Десять-двадцать-тридцать… двести!

Все иголочки на месте!

Рисование вилкой «Ёжик»

http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkgA1CMXRRfatIAMWlQCTBvqaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

Игра с прищепками «Колючий еж»

Ёж колючками оброс,

Для чего же? Вот вопрос.

Чтоб ему клубком свернуться,

От зверей злых увернуться.

Дети оценивают свои работы

2

 «Домашние животные»

- продолжить знакомить детей с домашними животными и их детенышами;

- обогатить словарь детей по теме;

- развивать мышление, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, координацию движений, чувство ритма.

Загадка:

Завитые рожки

Тоненькие ножки

Шубка шерстяная

Тоже завитая.

У хозяина живет травку сочную жует.

Аппликация из ваты

«Барашек»

http://evrikak.ru/wp-content/uploads/2015/04/24aefe60e5c7d8cdf08cf4e044276ecadd833cdf-kopiya.jpg

Пальчиковая гимнастика:

Кучерявая овечка Переходит через речку, Щуря желтые глаза

Ей навстречу шла коза,

Не пущу тебя овечка

Не пройдешь ты через речку,

Лошадь мимо проходила И овечку пропустила.

Дети оценивают свои работы

3

 «Домашние птицы»

- продолжить знакомить детей с домашними птицами, обогатить словарь детей по теме;

- способствовать возникновению чувства радости от полученного результата;

- воспитывать доброе отношение к животным и птицам.

К детям приходит Утёнок и приносит свой портрет, спрашивает – Похоже или нет, чем не похоже. Дети приходят к выводу, что портрет нужно закрасить.

Рисование солью «Утёнок»

https://nukadeti.ru/content/images/static/color200x200/355_446.jpg

Игра с песком

«Покормим утят»

Утки на лужок пришли,
Утки червяка нашли.
-Вот удача, кря-кря-кря!
Мы пришли сюда не зря!

На песочном столе дети рисуют волнистые линии

Утёнок благодарит ребят за портреты

4

«Транспорт»

- формировать умение выполнять словесную инструкцию, сопровождающуюся образцом;

- развитие памяти, слухового внимания, пространственной ориентации;

- развитие общей и мелкой моторики.

Педагог предлагает детям отправится в морское путешествие, и уточняет -подойдёт ли для этого автомобиль или самолёт?

Рисование по мокрой бумаге: «Корабль»

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/750997/d5d0df62-0cb2-4105-9bbb-829662e9ed19/s1200

Артикуляционное упражнение 

«Ветерок»:

А теперь я буду ветерком. Что бы ваш кораблик поплыл нужно положить его в воду, подуть на него не торопясь, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек.

 

Дети отправляются в «путешествие»

Май

1

«Рыбы»

- формировать у детей общее представление о внешнем виде рыб. Учить выделять некоторые части тела (хвост, глаза, рот, плавники);

- познакомить с основными особенностями поведения

-  развивать зрительное восприятие, внимание, память

Сюрпризный момент 

«Поймай рыбку»

В таз с пшеном дети опускают руки и выкапывают небольшие игрушки, изображающие рыб.

Граттаж

«Подводный мир»

https://novamett.ru/images/bumaga/shablon/shaf01/plate01_thumb.jpg

Релаксация, музыкальная пауза «Шум моря»

Дети ложатся на ковер закрывают глаза и представляют что они на море.

Дети оценивают свои работы

2

 «Деревья, кусты, цветы»

- закреплять знания детей о деревьях, кустах и цветах;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- закреплять разные приемы рисования кистью.

К детям приходит Лесовичок и рассказывает, что в его лесу кто-то намусорил (целлофан)

Педагог предлагает использовать целлофан для рисунка.

Рисование на целлофане

«Весенняя полянка»

https://ck.ot7.ru/uploads/1/7/1/Gornye-polyany-tsvetov_17179.jpg

Психогимнастика «Цветок»:

Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.

Лесовичок благодарит детей и дарит семена цветов

3

«Насекомые»

- закрепить и расширить представления о насекомых и их характерных признаках;

- расширять и активизировать словарный запас по теме;

- активизировать и стимулировать цветоразличительные способности зрения.

Педагог:

Дотронуться хотела я руками

До самого красивого цветка.

А он, взмахнув своими лепестками,

Вспорхнул и улетел под облака!

Монотипия «Бабочка»

https://i.pinimg.com/736x/31/ff/d4/31ffd4e8e9e38ceb591bc2b4de30aa06.jpg

Дыхательное упражнение

«Бабочка лети»

Летела бабочка, летела

Устала, на ладошку села

Немного посидела, отдохнула,

Оправилась и мигом упорхнула.

Дети оценивают свои работы

4

«Лето»

Диагностическое занятие

- способствовать творческой активности детей;

- совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании по замыслу;

- развивать чувство формы цвета и композиции.

Педагог предлагает детям на выбор различные материалы: кисти, губки, поролон, клей, пластилин, карадаши, гуашь, цветная бумага, трубочки, штампы.

Рисование по замыслу

Физминутка:

На лугу растут цветы Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда, Только это не беда. Наклоняются цветочки,  Опускают лепесточки.

А потом опять встают.

Педагог оформляет выставку работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Совместная деятельность воспитателя и родителей с детьми младшего дошкольного возраста с использованием техники мокрого валяния на тему: "Цветок для мамы""

Валяние шерсти (фелтинг: от англ. felt — войлок, фильцевание, фильц, набивание) — это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

Представление опыта на Городском Методическом объединении. Тема «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Представление опыта на Городском Методическом объединении.Тема «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста»Я сегодня постараюсь рассказать вам об уникальн...

Перспективное планирование нетрадиционных техник продуктивной деятельности при изучении лексических тем детьми младшего дошкольного возраста, в т.ч. детьми с ОВЗ

НеделяТемаЗадачиПриветствие,проблемная ситуацияОсновная частьДинамическая паузаЗаключениеСентябрь 1 «Моё имя»Диагностическое занятие- Формировать положительное отношение к сверст...

Изучение окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста. Методика Глена Домана.

Представление методики  раннего развития Глена Домана  педагогам ДОУ....

Методическая разработка "Инновационные и традиционные методы работы воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста"

Основа традиционного метода обучения – демонстрация способа, объяснение, тренировка, оценка. Это – иллюстративно-объяснительный метод. В последнее десятилетие для развития дошкольного...

Статья на тему « Продуктивная деятельность как средство развития у детей младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов»

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты продуктивной деятельности как средства развития у детей дошкольного возраста сенсорных эталонов....