Программа кружка "Радуга красок"
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Хабирова Анна Алексеевна

Программа кружковой деятельности по художественно-эстетическому развитию. Средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raduga_krasok.docx36.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский № 22 г. Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

                                                                        Утверждаю:  

                                                                        Заведующий МАДОУ

                                                                                 детский сад № 22 г. Туймазы

                                                                                  Пр.№_______ от__________

                                                                                    ____________Р.С. Каримова                          

Дополнительная образовательная программа

по художественно-эстетическому развитию

«Радуга красок»

на 2021-2022 учебный год

возрастная группа: II средняя

(4-5 лет)

                                                                        Принято на педагогическом совете

                                                                         Пр.№___________ от____________

                                                                Руководитель: Хабирова А.А.

Содержание:

1. Пояснительная записка        3

2. Содержание и цель программы         4

3. Список детей        5

4.Тематическое планирование         6

5. Литература        14

Пояснительная записка.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.

Актуальность

В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.

Цель и задачи программы

Цель: развивать   у детей художественно - творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

  • познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
  • развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.
  • прививать интерес и любовь к изобразительному искусству посредством нетрадиционной формы, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. 
  • воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе,  индивидуально.
  • развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
  • развивать мелкую моторику рук;

Содержание программы

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. 

Методы проведения занятия:

  • словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет)
  • наглядные
  • практические
  • игровые

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму:

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Форма занятий:

Комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Формы работы:

  • рассматривание картин и книжных иллюстраций;
  • оформление выставок;
  • чтение и обсуждение художественных произведений;
  • пальчиковые игры и упражнения;
  • продуктивная деятельность.

Планируемые результаты

Самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты; владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их; самостоятельно передавать  композицию, используя  технику нетрадиционного рисования; выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок; давать мотивированную оценку результатам своей деятельности; проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

Список детей:

№ п/п

Ф.И.О. обучающегося

Дата рождения

Наименование группы

1.

Абдуллин Тимур

20.10.2016

2 средняя группа

2.

Вакилов Амир

22.10.2016

2 средняя группа

3.

Габдрафиков Родион

08.04.2017

2 средняя группа

4.

Галикеева Ясмина

16.11.2016

2 средняя группа

5.

Ганеев Аскар

19.10.2016

2 средняя группа

6.

Гизатуллина Луиза

10.12.2016

2 средняя группа

7.

Арсланов Эмиль

15.04.2017

2 средняя группа

8.

Зирянова Ульяна

04.05.2017

2 средняя группа

9.

Кашапов Дамир

02.09.2017

2 средняя группа

10.

Латыпов Радэль

02.05.2017

2 средняя группа

11.

Лякстутис Ульяна

29.05.2017

2 средняя группа

12.

Мартынова Виктория

25.08.2017

2 средняя группа

13.

Матвеева Николь

11.04.2017

2 средняя группа

14.

Мингалимов Кирилл

18.08.2017

2 средняя группа

15.

Око Эрнест

15.05.2017

2 средняя группа

16.

Орозалиев Аскар

09.01.2017

2 средняя группа

17.

Солодухина Кристина

28.04.2017

2 средняя группа

18.

Рахматуллина Елизавета

29.11.2016

2 средняя группа

19.

Сагдуллаева Мунира

19.10.2016

2 средняя группа

20.

Следкова Виктория

31.10.2016

2 средняя группа

21.

Татышев Степан

08.12.2016

2 средняя группа

22.

Фазлыахметова Эвелина

22.12.2016

2 средняя группа

23.

Хабибуллин Алан

13.02.2017

2 средняя группа

24.

Хамматова Арина

01.02.2017

2 средняя группа

25.

Усманов Ролан

02.09.2017

2 средняя группа

26.

Хайруллин Ильдар

15.08.2017

2 средняя группа

27.

Шакуров Ридаль

28.07.2017

2 средняя группа

Всего 27

Мальчики-  15

Девочки -  12

Руководитель: Хабирова А.А.

Календарно-тематический план работы

Октябрь

Занятие 1.

«Осеннее  дерево»

«Рисование пальчиками, ладошкой». Учить рисовать деревья приемом пальчикового рисования и ладошкой. Совершенствовать умения делать отпечатки ладони - крона дерева, пальчиками – листочки. Развивать цветовосприятие, творчество.

Материал: Листы бумаги с нарисованными стволами и ветками, гуашь желтого, красного цветов, салфетки, иллюстрации, образцы.

Занятие 2.

«Яблочко наливное»

«Рисование методом тычка». Продолжать рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть, углублять представление о цвете, заполнять контур несколькими цветами.

Материал: Листы бумаги с изображенным контуром яблока, две кисточки, гуашь желтого.красного, зеленого цветов, образец.

Занятие 3.

«Листья»

«Аппликация с использованием салфеток». Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, наклеивать на нарисованный фон.

Материал: салфетки, клей, готовые шаблоны листочков.

Занятие 4.

«Красивый букет»

«Создание коллажа». Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет.

Материал: лист бумаги формата А3, клей.

Ноябрь

Занятие 1.

«Нарисуй шарфик»

«Печать по трафарету, рисование пальчиками». Познакомить с печатью по трафарету, учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма, композиции и творчество.

Материал: Шарфики, вырезанные из ткани, гуашь в мисочке, трафареты цветов, поролоновые тампоны, салфетки.

Занятие 2. 

 «Гусь»

«Рисование методом тычка». Продолжать учить рисовать птиц способом тычка, закреплять умение рисовать концом тонкой кисти. Расширять знания о домашних птицах.

Материал: Зеленый лист с контурным изображением гуся, гуашь белого, красного цвета, две кисти (жесткая и беличья), принадлежности для рисования, образец.

Занятие 3. «Мишка -косолапый вразвалочку идёт»

 «Ниткография» - «Мишка». Познакомить детей с нитками (пряжей) и её свойствами; учить приклеивать пряжу к картону на контурное изображение.

Материал: шерстяные нитки, шаблон рисунка, клей.

Занятие 4.

«Первый снег»

«Оттиск печатками из салфетки». Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Материал: Листы бумаги, цветные краски, салфетки.

Декабрь

Занятие 1. 

 «Снежная семья».

«Рисование способом тычка». Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком.

Материал: Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

Занятие 2.

«Ёлочка».

«Аппликация с использованием пластилина». Учить детей использовать в работе различные приёмы: отщипывание, скатывание, надавливание, размазывание. Выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.

Материал: пластилин, шаблон рисунка.

Занятие 3.

«Новогодняя ёлочка»

«Обрывная аппликация». Закреплять умение аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги, создавая изображение.

Материал: цветная бумага, шаблон рисунка, клей.

Занятие 4.

«Ёлочки – красавицы»

«Создание коллажа». Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет.

Материал: лист бумаги формата А3, клей.

Январь

Занятие 1.

«Узоры на окнах»

«Раздувание капли». Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

Материал: Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка

Занятие 2.

«Мои рукавички»

«Оттиск пробкой, рисование пальчиками». Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

Материал: Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь.

Занятие 3.

«Снегири на ветке»

«Рисование способом тычка». Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей.

Материал: Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

Февраль

Занятие 1.

«Зимний пейзаж»

«Кляксография». Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. 

Материал: Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

Занятие 2.

«На что похоже?»

«Техника монотипии» Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию.

Материал: Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов.

Занятие 3.

«Медаль для папы»

«Рисование по соленому тесту»  Учить детей лепить предмет из целого куска, передавая некоторые характерные особенности. Упражнять в использовании приёма вдавливания мелких предметов в поверхность вылепленной фигурки;

Материал: Мука, соль, вода, форма для вырезания фигур, гуашь, кисти, тесьма.

Занятие 4.

«Танк»

«Метод тычка» Продолжать закреплять умение рисовать жесткой кистью. Развивать чувство композиции, художественный вкус.

Материал: Альбомный лист, гуашь зеленого цвета, жесткая клеевая кисть, салфетка для рук

Март

Занятие 1.

«Ветка 

мимозы»

«Рисование пальчиками». Закреплять умение самостоятельно рисовать цветы мимозы, делая отпечаток пальцами. Учить располагать цветы вдоль всего стебля, закреплять умение рисовать тонкой кистью листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах.

Материал: Светло – зеленый лист,  гуашь зеленого и желтого цвета, кисть, образец или иллюстрация, принадлежности для рисования.

Занятие 2.

«Красивые цветы».

«Пластилинография».  Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики; учить, надавливающим движением указательного пальца, размазывать пластилин на картоне, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга.

Материал: пластилин, шаблон рисунка.

Занятие 3.

«Аквариум»

«Рисование пузырчатой пленкой».  Продолжать учить детей работать с гуашью; воспитывать интерес к творчеству; способствовать развитию  творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания; развивать интерес  к изобразительному творчеству.

Материал: Бумага для акварели, широкая кисточка, краски акриловые или гуашь, пузырчатая плёнка.

Занятие 4.

«Кто живет в стеклянном доме»

«Восковые мелки + акварель». Упражнять детей в рисовании овальной формы, тонировать листы разными цветами акварели. Развивать творчество.

Материал: Листы бумаги, восковые мелки, акварель, кисти, эскизы.

Апрель

Занятие 1.

«Грачи прилетели»

«Рисование методом тычка». Продолжать учить рисовать птиц способом тычка, закреплять умение рисовать концом тонкой кисти. Расширять знания о перелетных птицах.

Материал: Листы с контуром грача, черная и белая гуашь, две кисти, принадлежности для рисования, иллюстрация.

Занятие 2.

«Пасхальное яйцо»

 «Методы тычка, оттиск пробкой». Воспитывать интерес к народной культуре. Учить элементам декора и цветосочетания.

Материал: гуашь желтого, синего, красного цветов, пробки, салфетки, яйцо.

Занятие 3.

«По небу тучи бежали…»

«Рисование смятой бумагой». Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику.

Материал: Газета, листы бумаги, разноцветные краски.

Занятие 4.

«Божья коровка»

«Оттиски печатками из картофеля». Познакомить детей с техникой печатания оттисков печатками из картофеля красками разного цвета. Развивать речь и мышление.

Материал: Мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Май

Занятие 1.

«Букет к 9 мая»

«Пластилинография». Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина.

Материал: открытки с цветами, картон, пластилин

Занятие 2.

«Цветущая яблонька»

«Аппликация с использованием пластилина». Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, создавая круглую форму, затем аккуратно приклеивать на готовый фон.

Материал: пластилин, шаблон рисунка.

Занятие 3.

«Цветочная поляна»

Рисование ватными палочками». Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию

Материал: тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.

Занятие 4.

«Как я люблю одуванчики»

«Обрывание, восковые мелки, тычкование». Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Материал: лист бумаги, гуашь, кисти.

Литература:

1.Общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.

2.Р.Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.

3.К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.

4.И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа

5.И.А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития

6. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа.

А.В.Никитина "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Конспекты занятий к авторской программе "Радуга красок"

Используемые нетрадиционные техники: рисование пальчиками, ладошкой, рисование манкой, скатывание салфеток, оттиск печаткой....

Конспекты занятий к программе "Радуга красок"

Конспекты занятий к программе "Радуга красок"...

Образовательная программа "Азбука красок"

окозание дополнительной образовательной услуги по кружковой работе...

Программа "Радуга красок"

Программа кружка "Радуга красок" по развитию художественно-эстетических способностей у детей 4-го года жизни с использованием нетрадиционных техник рисования....

Рабочая программа "Радуга красок"

Техника нетрадиционного рисования...

Конкурсно - игровая программа «Осенних красок хоровод»

Конкурсно - игровая программа «Осенних красок хоровод»...

Рабочая программа "Радуга красок" по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования

Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать....