ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЭЛЕМЕНТАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ «МАЛЕНЬКИЙ ХУДОЖНИК»
календарно-тематическое планирование по рисованию (младшая группа)

Гайсина Екатерина Александровна

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_kruzhka_malenkiy_hudozhnik.docx74.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

ПРОГРАММА КРУЖКА

ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЭЛЕМЕНТАМИ

НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

«МАЛЕНЬКИЙ ХУДОЖНИК»

 ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3-4 ЛЕТ

                                                                                                   

Подготовила:

Воспитатель Гайсина Екатерина Александровна

2019-2020 уч.год

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………3
  2. Цели и задачи……………………………………………………………..4
  3. Формы работы………………………………………………………….....5
  4. Структура занятий………………………………………………………..5
  5. Принципы построения……………………………………………………5
  6. Модель реализации программы………………………………………....6-7
  7. Ресурсное обеспечение……………………………………………….......7
  8. Ожидаемые результаты………………………………………………….7-8
  9. Способы определения результативности………………………………..8
  10. Нетрадиционные техники рисования………………………………….9-12
  11. Календарно – тематическое планирование………………………….12-27
  12. Список используемой литературы……………………………………...27

Пояснительная записка

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к увиденному. Ребенок, в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

     Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы 3-4 года.

Направленность данной дополнительной программы: учить передавать образную выразительность изображаемых предметов, развивать эстетическое восприятие, развивать пространственное мышление, тактильную память, мелкую моторику, вызывать положительный эмоциональный отклик   на красоту создаваемых работ, знакомство детей с нетрадиционными изобразительными технологиями.

        Актуальность программы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Иногда дети очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи у детей вызывают раздражение или разочарование. Как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса.

Новизна программы заключается в том, что в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Но не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.

Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей детей посредствам экспериментирования с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.

Задачи программы:

  1. Создание условий для приобретения опыта рисования у детей: правильно держать карандаш, кисть, не напрягая мышц и не сжимая пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования.
  2. Создание условий для приобретения опыта самостоятельно находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке.
  3. Познакомить детей с понятиями форма, цвет, величина, количество.
  4. Побуждать детей самостоятельно выбирать способы выражения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы.
  5. Вызвать желание к индивидуальной и совместной изобразительной творческой деятельности детей и воспитателя.
  6. Вовлекать детей в диалог в процессе создания коллективных и индивидуальных работ.
  7. Создание условий для активизации познавательной активности наблюдательности и творческого воображения, ассоциативного мышления и любознательности.
  8. Способствовать развитию у детей эстетической восприимчивости.

        Формы работы:

1. Практические занятия, в т. ч. беседы об окружающих предметах, о живой и неживой природе, о красоте изображаемых предметов,  рассматривание художественных альбомов, иллюстраций, репродукций.

2. Выставки работ.

В работе используются различные методы и приемы: обследования, наглядности, словесный, практический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество, мотивационный.

Нетрадиционные художественные техники, представленные в программе:

- Точечный рисунок. Рисование точками относится к необычным приемам.

- Тампонирование. Почему-то мы все склоны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Можно рисовать и тампоном.

- Метод волшебного рисунка. Рисование, солью, крупой и т.п.

- Метод пальцевой живописи. Способ изображать окружающий мир: пальцами, ладонью.

Структура занятия:

1. Вступительная беседа (2-3 мин).

Во время вступительной беседы у ребенка создается творческое настроение, через знакомство с художественными образами, произведениями, музыкой. Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями. По мере того, как ребенок овладевает навыками работы с различными материалами, ему предлагается выбор   того или иного материала для изображения созданного им образа.

2. Выполнение задания (10 мин).

3. Заключительная часть (2-3 мин).

Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ. Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога.

 Программа «Маленький художник»  реализуется в кружковой работе. Предполагает проведение двух кружковых занятий  в неделю в течение 15 мин.

Модель реализации программы

Направления работы

Содержание деятельности

Срок исполнения

1. Работа с детьми

1. Игры-занятия в кружковой работе.

В течение учебного года

2. Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков

2 раза в год (сентябрь, май)

3.Рассматривание альбомов, иллюстраций, репродукций, открыток, иллюстраций к художественным изданиям.

В течение учебного года

4.Чтение художественной литературы.

В течение учебного года

5.Театрализованные игры, хороводные игры

В течение учебного года

6. Продуктивная деятельность детей.

В течение учебного года

7. Участие в  выставках детского творчества, которые организовываются в детском саду

В течение учебного года

8. Творческие отчеты – организация выставки работ кружка.

1 раз в год (май)

2. Сотрудни-чество с родителями

1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе.

В течение учебного года

2. Участие родителей в совместных конкурсах, которые организовываются в детском саду.

В течение года

3. Методическое сопровождение

1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей.

В течение реализации программы

2. Подборка художественной литературы, иллюстраций.

В течение учебного года

3.Картотека нетрадиционных способов рисования.

Май

5. Конспекты  кружковых занятий.

В течение реализации программы

7. Консультационный материал для педагогов.

В течение реализации программы

8. Консультационный материал для родителей.

В течение реализации программы

4. Работа с педагогами

1. Выступления на педагогических советах, методических объединениях.

В течение учебного года

2. Консультации для педагогов.

В течение реализации программы

3. Педагогическая мастерская (обмен творческими находками).

В течение реализации программы

4.Работа в творческой группе педагогов.

В  течение реализации программы

5.Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные изобразительные технологии».

1 раз в год  

Ресурсное обеспечение программы:

- Уголок изобразительной деятельности в группе.

- Методический инструментарий (конспекты кружковых занятий, картотека нетрадиционных способов рисования, подборка репродукций картин известных художников, оформление альбомов, сбор иллюстративного материала, аудио - видео записи).

Ожидаемые результаты:

Основное внимание следует уделять не столько сформированности конкретных представлений, развитию умений, сколько проявлению творчества, инициативности, самостоятельности в создании образа.

По итогам учебного года дети должны:

- Проявлять интерес к эстетически привлекательным образам

(репродукции картин, книжным иллюстрациям, красивым предметам быта).

- Достаточно хорошо владеть такими техниками нетрадиционного рисования, как рисование пальчиками, ладонью, рисование тычком, салфеткой, тампоном, крупой.

- Украшать силуэты элементами росписи,  используя оттиск.

- Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.

- Делать фон для своей будущей работы.

При разработке программы учитывались  принципы построения: актуальность, реалистичность, систематичность, доступность, построение программного материала от простого к сложному, повторность материала.

  Основные принципы, заложенные в основу программы:

1. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.

2. Принцип динамичности - каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип сравнений - подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

4. Принцип выбора - подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.

Способы определения результативности:

 Диагностика проводится 2 раза в год (сентябрь, май).

Диагностическая карта по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой

№п/n

Ф.И.

ребенка

Техничес-кие навыки

Точность движений

Средства выразитель-ности (цвет, форма и др.)

Нали-чие замыс-ла

Проявле-ние самостоя-тельности

Отношение к рисо-ванию

Речь в процессе рисова-ния

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

1.

Н.- начало года         К.- конец года

Нетрадиционные техники рисования

1. МЕТОД «ТЫЧКА» (рисование жесткой полусухой кистью).

  Иногда, рисуя животных, мы закрашиваем их шерсть одним сплошным цветом. Шерсть получается гладкой, прилизанной. Как же можно передать пушистость меха животного или объемность поверхности? Для этого есть несколько способов.

  Один из них - с помощью тычков жесткой кистью. Особая пушистость или колючесть получается только при использовании совершенно сухой кисточки с небольшим количеством краски. Поэтому очень важно, чтобы ребенок набирал гуашь только на кончик ворса и начинал рисовать слева направо, не оставляя промежутков.

Материал: Альбомный лист бумаги, простой карандаш, гуашь, жесткие и мягкие кисточки,  баночка с водой, тряпочка.

Ход работы:

  Рисуем простым карандашом контурное изображение животного .На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делаем сверху "тычки", располагая их внутри и по краям силуэта животного.

Когда краска подсохнет, нарисуем животному кончиком мягкой кисточки глаза, нос, рот, усы и другие характерные детали.

Варианты работ: тычком жесткой полусухой кисти можно рисовать котенка, собаку, овечку, козу, ежа, гриву льва, снеговика, снег, елку, сосну, лес, солнце, цветы (одуванчики, подсолнухи) и многое другое.

2. РИСОВАНИЕ ВАТНОЙ ПАЛОЧКОЙ.

     Получающиеся картинки, нарисованные точками, похожи на древние фрески. Оформив рисунок ребенка рамкой, вы можете украсить его комнату картиной «собственного производства».

Материал:  Половина альбомного листа, простой карандаш, ватные палочки, гуашь (или акриловые краски), баночка с водой, тряпочка.

Ход работы:

 1. Простым карандашом намечаем контуры крупного предмета, например бабочки.

 2. Затем на кончик ватной палочки набираем гуашь определенного цвета и  рисуем по контуру силуэта бабочки, чтобы получались точки. Для того, чтобы сменить цвет, приготовьте чистую ватную палочку.

 3. Из точек на крыльях бабочки составляем различные узоры: цветы, разноцветные полоски, геометрические формы и т.д.

Варианты работ:

Точками можно рисовать что угодно, бабочку, стрекозу, змею, рыбу, ежа, медузу, зверей, деревья, пейзажи и т.д.

С детьми, более старшего возраста можно рисовать более мелкие предметы и сразу ватной палочкой без наметок простым карандашом.

3. НЕОБЫЧНОЕ РИСОВАНИЕ – ОТТИСКИ.

     Если нужно  передать фактуру предмета, то нам на помощь приходят оттиски различными материалами с текстурированной поверхностью: поролоновым  тампоном, смятой бумагой, полиэтиленом, пенопластом, ластиком, веревкой  для белья, закрепленной на конце толстого бруска, и т.д.. Ребенок учится экспериментировать новыми материалами. И это доставляет ему огромное удовольствие. Ведь с помощью оттисков можно добиться потрясающего сходства с действительностью – передать пушистость, мягкость, ноздреватость, кучерявость, колкость и т.д.

  Материал. Альбомный лист, простой карандаш, мисочка со штемпельной подушечкой, пропитанная гуашью (или блюдце с краской), поролоновый тампон, гуашь, кисточка, баночка с водой, тряпочка.

Ход работы:

     Простым карандашом намечаем контур предмета, например, овечки.

Затем кончик поролонового тампона прижимаем к штемпельной подушке с краской и делаем отпечатки на силуэте овечки. Если надо использовать новый цвет, необходимо взять другую мисочку со штемпельной подушкой и чистый инструмент для рисования.

Когда краска подсохнет, овечке тонкой кисточкой дорисовываем рога, глаза, хвост.

Варианты  работ:

     С помощью оттисков поролоновым тампоном, комком смятой бумаги или полиэтилена можно нарисовать елку, животного, птицу, крону дерева, сугробы снега, снеговика. Отпечатки поролоном пригодятся для передачи фактуры дома, одежды, шерсти животного. Веревкой для белья изобразим змею, овечку, облака. Ластиком отпечатаем каждый кирпичик на кремлевской стене или плетёную корзинку.

4. РИСУЕМ ЛАДОШКАМИ.

     Один  из самых первых инструментов, при помощи которого можно  создавать яркие и оригинальные  шедевры, – это детские ладошки.  Шлеп, и отпечаток готов! А теперь  вглядываемся, что нам напоминает оставленный на бумаге след? Добавим несколько штрихов, и отпечаток ладони становится осьминогом, белым медведем или ёжиком. Дети очень любят такие увлекательные превращения. Ведь знакомые ребенку ладошки могут преобразовываться во вполне узнаваемые предметы.

  Материал: альбомный лист или цветная бумага любого цвета,

широкие мисочки (можно использовать одноразовые тарелки) с разведенной водой гуашью (или пальчиковыми красками), гуашь, тонкая и широкая кисточка, мисочка с водой, чтобы помыть руки, тряпочка или салфетки.

Ход работы:

1. В  начале занятия потренируйте ребенка делать отпечаток сухой ладонью.

2. Набрать краску на ладонь можно двумя способами: ребенок опускает в мисочку с гуашью всю ладонь, или взрослый широкой кисточкой наносит слой краски непосредственно на ладонь малыша.

3. Ребенок делает отпечаток внутренней стороной растопыренной ладони на бумаге. Если по замыслу нужно, чтобы пальцы смотрели вниз, переворачиваем лист бумаги уже с готовым отпечатком "вверх ногами".

4. Когда  отпечаток ладони на бумаге  высохнет, доводим его до нужного образа, например, свинье дорисовываем на отпечатке большого пальца глаза, нос-пятачок, треугольные уши, с другой стороны - хвост-крючок.

Маленькие хитрости:

     Из отпечатков ладони можно получить лебедя, гуся, голубя, птичку, ежика, слона, свинью, барашка, белого медведя, лошадь, рыбу, медузу, осьминога, дерево, куст, цветок, кленовый лист и т.д.

  Если соединить вместе большие пальцы и сделать отпечаток сразу двух ладошек, получится краб или бабочка.

  Ставить отпечатки можно тыльной стороной пальцев (морской конек), большим пальцем (туловище рыбы, краба или паука) или боковой стороной кулачка (отпечаток следа человека).

  Можно сделать  два отпечатка одной и той же ладонью, чтобы не пачкать другую.

  Рисовать ладошками  можно на листах бумаги большого формата.

  Детей постарше можно учить обводить контур ладони простым карандашом, а затем доводить до нужного образа при помощи цветных карандашей.

 5. РИСУЕМ ПАЛЬЧИКАМИ.  

     Даже для самых маленьких детей рисование может стать одним из самых любимых и полезных занятий. Малыши еще не могут изображать предметы. К тому же они такие непоседы! Поэтому самый доступный способ рисования для таких малышей — пальчиками. И действительно, что может быть проще – макай пальчик в краску да малюй.  Даже у начинающего рисовать малыша получаются очень красивые работы. Трудно испортить картину, на которой в произвольном порядке пальчиком натыканы ночные звезды или разбросаны по земле ягоды красной рябины для голодных птиц.

  К тому же в последнее время появился огромный выбор специальных красок для рисования пальчиками – они легко смываются с рук и хорошо отстирываются с одежды. Можно и самим приготовить краски для рисования пальчиками.

   Самый легкий способ - развести гуашь, небольшим количеством воды, добавив в неё несколько капель моющего средства для мытья посуды или крахмал.

  Более сложный рецепт - сварить густой кисель из 1,5 ст. ложки крахмала и стакана воды, остудить, разделить на несколько частей. В каждую порцию добавить пищевой краситель разных цветов. Безопасные и недорогие пальчиковые краски готовы.

  Пальчиком легче всего рисовать точки. Ребенку будет интереснее украшать точками, заранее нарисованные предметы (мухомор, подсолнух, божью коровку, рисовать яблоки на яблоне, кружочке на платье и т.д.) или дополнять сюжетные картинки (рисовать падающий снег или дождь, горошек для петушка, зернышки для цыплят и т.д.). Для начала можно предложить ребенку рисовать пальчиком на подносе с манкой, солью или речным песком.

Ход работы:

1. Ребенок опускает кончик пальчика в краску. Следите, чтобы малыш неглубоко опускал пальчик  в баночку с краской.

2. Покажите малышу, как ставить на листе бумаги пальчиком точки, рисовать мазки, проводить линии. При необходимости возьмите руку ребёнка в свою и нарисуйте несколько точек.

3. При смене цвета пальчик промываем.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Нетрадицион-ная техника

Программное содержание

Оборудование

Сентябрь

1.

Диагно-стическое занятие

«Разноцвет-ные листочки».

-----------------

Выявить уровень изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста.

Альбомные листы, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, салфетки.

2.

«Рисуем пальчиками с Тяпой и Ляпой».

«Как Тяпа фантики рисовал».

Рисование пальчиками.

Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Прививать детям желание помочь весёлым лягушатам в их затеях. «Включать» малышей в игровые ситуации и эмоциональное сотворчество. Закреплять знания детей о цвете.

Листы с изображением конфет, иллюстрации лягушат Тяпы и Ляпы, гуашь, салфетки.

3.

«Как Ляпа за белкой скакала».

Рисование пальчиками.

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить рисовать двумя пальчиками левой и правой рукой одновременно. Способствовать раскрепощению детей и прививать им уверенность в своих силах.

Листы с изображением белки в лесу, иллюстрации лягушат Тяпы и Ляпы, гуашь, салфетки.

4.

«Как Тяпа яблоки считал».

Рисование пальчиками.

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Упражнять в  рисовании двумя пальчиками левой и правой руки. Вспомнить навыки счёта предметов в пределах 5.

Листы с изображением яблок и червяков, иллюстрации лягушат Тяпы и Ляпы гуашь, салфетки.

5.

«Мой любимый дождик».

Рисование пальчиками.

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек. Передавая его характер (мелкий  капельками, сильный ливень – линиями).

1/2 альбомного листа светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины, синяя гуашь в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы.

Октябрь

1.

«Весёлые мухоморы» (1-е занятие).

Рисование пальчиками.

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпки гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо её промывать.

Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; мисочки с алой, малиновой, белой гуашью, кисточки, салфетки, иллюстрации мухоморов.

2.

«Весёлые мухоморы» (2-е занятие).

Рисование пальчиками.

Учить рисовать травку пальчиками (или кисточками). Учить украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания (создание элементарного коллажа).

С предыдущего занятия + сухие листья.

3.

«Корзинка для урожая».

Рисование ватными палочками.

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить украшать корзинку полосками и точками разного цвета.

Вырезанные из цветной бумаги корзинки. Синяя и жёлтая гуашь в мисочках, салфетки, муляжи овощей и фруктов в корзинках.

4.

«Фруктовое дерево».

Оттиск пробкой, рисование ватными палочками.

Познакомить с техникой  печатания пробкой и упражнять в рисовании ватной палочкой. Дать представление о плодовых деревьях. Воспитывать аккуратность.

1/2 альбомного листа с нарисованным стволом дерева, гуашь зеленая, красная, салфетки, пробки по количеству детей, ватные палочки.

5.

«Овощи и фрукты на тарелочке».

Аппликация.

Знакомить детей с предметами круглой формы. Учить приёмам наклеивания: намазывать клеем обратную сторону формы, брать его на кисть немного, работать на клеёнке, прижимать изображение к бумаге салфеткой и всей ладонью.

Круги диаметром 15-18 см (тарелочка), изображения яблок, груш, апельсинов и т.д.

6.

«Ягоды и яблочки».

Оттиск пробками (круги разной величины), паралоновым тампоном.

Продолжать знакомить с техникой печатания пробкой и паралоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблоки, рассыпанные по тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Круг из тонированной бумаги. Гуашь в мисочках жёлтого, красного, фиолетового и зелёного цветов, различные печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные и муляжи.

7.

«Моя любимая чашка».

Оттиск пробкой (круги разной величины), печатками, рисование пальчиками.

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатанья.

Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера. Разноцветная гуашь в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды.

8.

«Ветка рябины».

Рисование ватными палочками.

Упражнять в рисовании ватными палочками, изображая на ветке ягоды. Развивать чувство композиции и цвета. Закрепить знания и представления о цвете (красный, оранжевый),  форме (круглый),  величине (маленький),  количестве (много).

Гроздь рябины,  гуашь в мисочках  красного и оранжевого цвета, салфетки, ватные палочки, листы с изображением ветки рябины без ягод, иллюстрация дерева рябины.

Ноябрь

1.

«Жёлтые листья летят».

Примакивание.

Учить правильно держать кисточку. Снимать лишнюю краску о край баночки; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге. Учить правильно называть жёлтый цвет. Развивать эстетическое восприятие.

½ альбомного листа бумаги, жёлтая гуашь в мисочках, кисти.

2.

«Мячи большие и маленькие».

Аппликация.

Учить приклеивать круги на полоску бумаги. Закрепить представления о разной величине предметов. Учить чередовать изображения разной величины. Упражнять в применении правильных приёмов наклеивания.

Мячи большие и маленькие. Полоски белой бумаги. Круги из бумаги одного цвета диаметром 2 см и 3 см, кисти, клей, салфетки.

3.

«Нарядные матрешки».

Оттиск печатками.

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.

Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки

4.

«Платок для матрешки».

Рисование малым тычком.

Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – рисование тычком. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Развивать ритм и цветовосприятие.

Вырезанные из бумаги платочки для матрешек; гуашь желтая, синяя, зеленая, оранжевая, красная, салфетки. Игрушки - матрешки разных видов.

5.

«Свитер для друзей».

Рисование пальчиками.

Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.

Две куклы - мальчик и девочка, синяя, красная, жёлтая, зелёная гуашь в мисочках, салфетки, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами.

6.

«Мои рукавички».

Оттиск печатками, рисование ватными палочками.

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.

Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки,  гуашь в мисочках, выставка рукавичек, салфетки.

7.

«Птички клюют ягоды».

Рисование пальчиками, оттиск пробкой.

Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (рисование ягод разной величины и цвета).

1/2 альбомного листа различных цветов, коричневая гуашь, кисти, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг силуэты птиц.

8.

«Солнышко лучистое, почему ты стало часто прятаться?»

Оттиск печатками.

Упражнять в технике печатания. Закрепить понятие «лучик». Учить рисовать лучик, применяя технику печатания. Развивать цветовосприятие.

Индивидуальный мост с жёлтым кругом посередине, красная, жёлтая, малиновая гуашь в мисочках, рисунки с изображением солнышка.

Декабрь

1.

«Нарисуем воду в аквариуме с рыбками».

Рисование гуашью по восковым мелкам.

Упражнять детей в сплошном закрашивании плоскости листа бумаги путём нанесения размашистых мазков. Учить своевременно насыщать ворс кисти краской. Не допускать того, чтоб дети тёрли кистью по бумаге. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

Листы бумаги с изображение рыбок, нарисованных педагогом цветными  восковыми мелками.

2.

«Маленькой ёлочке холодно зимой».

Рисование пальчиками, оттиск пробкой.

Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку.

Тонированные листы бумаги (синие,  фиолетовые) с нарисованным силуэтом ёлочки, белая, зелёная  гуашь в мисочке, салфетки, иллюстрации зимнего леса.

3.

«Елочка- красавица, веточки зелёные».

Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками.

Познакомить детей со способом рисования тычком жёсткой полусухой кистью.  Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать чувство ритма.

Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетки.

4.

«Зайчишка».

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.

Листы  бумаги, тонированные (светло-голубые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жёсткие кисти, салфетки.

5.

«Шарики и другие игрушки для украшения ёлочки».

Рисование гуашью кисточкой.

Учить детей изображать округлые формы и знакомые ёлочные игрушки доступными им средствами выразительности. Вызвать у детей радостные воспоминания, связанные с новогодним праздником.

Листы бумаги, линиями разделённые на квадраты, краска, гуашь разных цветов.

6.

«Веселый снеговик».

Тычок жёсткой полусухой кистью.

 Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.

 Бумага тонированная (синяя) с нарисованными контурами снеговика. Гуашь белая, жёсткие кисточки, маркеры красного и чёрного цвета, маркеры красного и чёрного цвета, салфетки.

7.

«Бусы и гирлянды для новогодней ёлочки».

Рисование пальчиками, оттиск печатками.

Продолжать учить детей изображать бусы и гирлянды, используя отпечатки пальчиков и оттиск пробками разных размеров. Упражнять в расположении отпечатков на одинаковом расстоянии друг от друга, не отклоняясь от нарисованной линии. Развивать цветовое восприятие и чувство композиции. Закреплять знание цветов. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

Ёлочка из плотной бумаги, на которой нарисованы линии – нитки для бус и гирлянд, гуашь разного цвета в мисочках. Салфетки.

8.

«Празднич-ный салют».

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Упражнять в изображении цветов салюта методом тычка.  Совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, осваивать цветовую палитру: жёлтый, красный, синий и зелёный цвета. Развивать эстетическое восприятие, расширять знания об окружающей действительности.

Лист бумаги  тонированный (фиолетовый), кисточки, гуашь  зелёная, синяя, красная и жёлтая в мисочках, салфетки.

Январь

1.

«Красивая салфеточка для праздничного стола».

Аппликация.

Учить детей составлять узор на бумаге квадратной формы, располагая по углам и в середине большие кружки одного цвета, а в середине сторон маленькие кружки другого цвета. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства.

Белая бумага размером 15х15 см, кружки, разные по величине, хорошо сочетающиеся по цвету, образцы.

2.

«Пирамидка».

Аппликация.

Учить детей изображать предмет, состоящий из нескольких частей. Учить располагать части в порядке уменьшения. Закреплять знание цветов. Развивать восприятие цвета.

Пирамидка, кружки разного цвета и разной величины, клей, кисти. салфетки.

3.

«Щенок»

(1-е занятие).

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Продолжать учить рисовать методом тычка. Расширять знания о животных, обогащать словарь детей, закреплять умение подбирать цвета.

½ часть альбомного листа с нарисованным простым карандашом контуром щенка, гуашь чёрного и красного цвета, две кисточки (одна жёсткая, другая беличья), два листа с изображением щенка (с нарисованным простым карандашом контуром и со щенком, закрашенным способом тычка).

4.

«Щенок»

(2-е занятие).

Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование тонкой кистью.

Упражнять в рисовании методом тычка. Учить дорисовывать мелкие детали (глаза, уши, язычок) тонкой кисточкой, придавая выразительность рисунку. Расширять знания о животных, обогащать словарь детей, закреплять умение подбирать цвета.

С предыдущего занятия.

5.

«Цыплёнок»

(1-е занятие).

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Продолжать учить рисовать детей способом тычка, закреплять умение правильно держать кисточку; расширять знания о домашних птицах; обучать правильно использовать в речи существительные в единственном и множественном числе (цыплёнок, цыплята и т. д.).

Альбомный лист с нарисованным контуром цыплёнка. Гуашь (жёлтая, красная, чёрная), две кисточки, салфетки. Два образца цыплёнка.

6.

«Цыплёнок»

(2-е занятие).

Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование тонкой кистью.

Продолжать учить рисовать детей способом тычка, закреплять умение правильно держать кисточку; развивать цветовое восприятие и чувство композиции. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата, развивать эстетическое восприятие окружающего.

С предыдущего занятия.

7.

«Весёлые осьминожки»

(1-е занятие).

Рисование ладошкой, ватными палочками.

Познакомить детей с новым способом рисования ладошкой. Учить превращать отпечатки ладоней в осьминогов. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Тонированные листы бумаги (светло-голубые), гуашь красного салфетка, синего, зелёного цветов в мисочках, иллюстрации.

8.

«Весёлые осьминожки»

(2-е занятие).

Рисование ладошкой, ватными палочками.

Продолжать учить детей рисовать ладошкой. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

С предыдущего занятия.

Февраль

1.

«Кактус».

Рисование ладошкой, рисование кисточкой.

Продолжать учить детей рисовать ладошкой. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями, рисуя концом тонкой кисточки.

Листы жёлтого цвета, гуашь зелёного цвета в мисочках, гуашь чёрного цвета, кисточки, салфетки.

2.

«Моё любимое дерево».

Рисование ладошкой, восковыми мелками.

Продолжать учить детей рисовать ладошкой, учить дорисовывать восковыми мелками прямые линии (ствол и ветви дерева) со средним нажатием (чтобы линия была хорошо видна и чтобы мелок не сломался). Закреплять умение правильно держать мелок в руке. Воспитывать любовь к природе, стремление беречь её,  видеть её красоту и многообразие. Учить изображать природу, используя разные техники.

1/2 альбомного листа, гуашь коричневого цвета в мисочке, восковые мелки, эскизы, иллюстрации.

3.

«Солнышко, улыбнись!»

(1-е занятие).

Рисование ладошкой, ватными палочками, пальчиками.

Учить рисовать солнышко ладошкой. Вспомнить с детьми, какие эмоции они знают (радость, грусть). Что нужно сделать, чтобы грусть сменилась радостью. Развивать цветовосприятие  и зрительно-двигательную координацию.

Листы светло-голубого цвета с кругом жёлтого цвета посередине, гуашь жёлтого цвета в мисочках, салфетки, картинки с изображением грустного и весёлого солнышка.

4.

«Солнышко, улыбнись!»

(2-е занятие).

Рисование ладошкой, ватными палочками, пальчиками.

Учить рисовать солнышко ладошкой. Вызвать желание дополнить образ веселого солнышка - ватными палочками нарисовать лучи (точки, полоски), пальчиками - глазки, ротик. Развивать цветовосприятие  и зрительно-двигательную координацию. Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание творить.

Листы светло-голубого цвета с кругом желтого цвета посередине, гуашь желтого цвета, салфетки, картинки с изображением солнышка.

5.

«Ваза для цветов».

Обрывная аппликация.

Познакомить детей с  в техникой обрывной аппликации. Вызвать желание украсить вазу в подарок папе. Воспитывать эстетический вкус. Учить детей работать в команде, помогать друг другу в общем деле.

Ватман, клей, кисть, синие салфетки.

6.

«Тюльпаны в подарок папе».

Рисование ладошкой.

Упражнять в технике печатания ладошкой, развивать навыки коллективной деятельности,  цветовосприятие.

Ватман с работой детей по предыдущей теме, гуашь красная в мисочках, салфетки. Иллюстрации с изображением тюльпанов.

7.

«Снеговик, морковкой нос, вышел утром на мороз».

Аппликация.

Закреплять знания детей о круглой форме, о различии предметов по величине. Учить составлять изображение из частей, правильно их располагая. Упражнять в аккуратном наклеивании.

1/2 листа бумаги голубого цвета, 3 кружка разного диаметра, дополнительные детали.

8.

«Зимняя сказка».

Рисование пальчиками, ватными палочками. Скатывание салфеток.

Продолжать учить детей изображать зимние деревья, снег и сугробы, используя различные способы рисования. Учить видеть красоту природы, её неповторимость, развивать эстетическое восприятие окружающего.

Листы бумаги, тонированные голубой краской с изображением зимнего пейзажа, зелёная и белая гуашь, салфетки.

Март

1.

«Красивый цветок».

Оттиск пробкой, скомканной бумагой, целлофаном и шишками.

Упражнять детей в рисовании методом получения оттиска, используя различные материалы. Закреплять умение дорисовывать недостающие элементы цветов (стебельки и листочки). Развивать фантазию, цветовосприятие и чувство композиции.

1/2 альбомного листа любого мягкого тона, гуашь зелёного цвета, кисти, салфетки.

2.

«Мимоза для любимой мамочки».

Рисование пальчиками, скатывание салфеток, рисование тычком.

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции, желание использовать для изображения цветов различные приёмы, сделать подарок для мамочки своими руками. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый),  форме (круглый),  величине (маленький),  количестве (много), качестве (пушистый) предмета.

Листы с изображением ветки,  желтая гуашь, жёсткая кисть, ветка мимозы в вазе.

3.

«Ночь и звезды».

Рисование манкой, скатывание салфеток.

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования  манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.

Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки.

4.

«Прочный забор».

Рисование гуашью кисточкой.

Упражнять детей в рисовании прямых вертикальных линий. Побуждать их создавать изображения на основе игровой мотивации: нарисовать красивый забор для зайчат или других игрушек, которые нуждаются в помощи и защите.

Половина листа плотной бумаги,  разрезанного вдоль, гуашь, игрушки, ножницы для воспитателя.

5.

«Рыбки в аквариуме».

Рисование пальчиками, ватными палочками.

Упражнять детей в рисовании ватными палочками и пальчиками точек и линий при изображении разноцветных рыбок, водорослей и камушков в аквариуме. Развивать воображение, чувство композиции.

1/2 листа бумаги голубого цвета. С нарисованными контурами рыбок разной формы и размера, гуашь жёлтого, красного, синего и зелёного цветов, салфетки, ватные палочки.

6.

«Салфетка».

Рисование ватными палочками.

Закрепить данный прием рисования. Развивать чувство композиции

Лист с изображением салфетки, гуашь,  салфетки, эскизы и иллюстрации

7.

«Котёнок».

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Учить раскрашивать животных способом тычка, закреплять умения детей рисовать разными способами. Продолжать учить использовать  такое средство выразительности как фактура. Расширять знания детей о домашних животных.

1/2 листа бумаги, чёрная, красная и жёлтая гуашь, две кисти.

8.

«Утёнок».

Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование тонкой кистью.

Упражнять изображать животных способом тычка, закреплять умения детей рисовать разными способами. Продолжать учить использовать  такое средство выразительности как фактура. Расширять знания детей о домашних птицах.

1/2 листа бумаги, жёлтая и красная, две кисти.

Апрель

1.

«Жили у бабуси два весёлых гуся».

Рисование ладошкой.

Продолжать использовать ладошку как изобразительное средство, окрашивать её гуашью и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять рисунок деталями.

Нарисованное заранее озеро, белая, серая и зелёная гуашь, красный и чёрный маркеры для рисования деталей.

2.

«Компоты и варенье в баночках для игры «Магазин».

Рисование гуашью.

Побуждать детей к изображению фруктов и ягод доступными каждому изобразительными средствами. Развивать воображение и творчество. Воспитывать аккуратность.

Вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера, гуашь, кисточки, печатки, ватные палочки, салфетки. Иллюстрации с изображением баночек с компотами и вареньем.

3.

«Цветы для пчелки».

Тампонирова-ние, ватные палочки.

Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить рисовать цветы тампонированием и ватными палочками на листе бумаги. Закрепить знания красного и зеленого цветов. Развивать воображение, воспитывать аккуратность.

Альбомные листы, гуашь красная и зеленая, салфетки, игрушка пчелка, искусственный цветок.

4.

«Скворечник».

Аппликация.

Учить детей изображать в аппликации предмет, состоящий из нескольких частей (прямоугольная, круглая, треугольная). Закреплять знание геометрических фигур. Развивать восприятие цвета.

Тонированная бумага любого мягкого тона размером 1/2 альбомного листа, прямоугольник 8x13 cм (стенка) и 1,5x5 см (полочка), круг диаметром 3 cм (окошко), треугольник для крыши, клей, кисти, салфетки.

5.

«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик».

Тампонирова-ние, рисование ватными палочками.

Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя поролоновый тампон и палочки ватные. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого). Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе.

Альбомные листы, гуашь желтая и зеленая, иллюстрации с изображением одуванчиков, салфетки.

6.

«Пушистые одуванчики».

Рисование тычком

Продолжать учить детей рисовать данной технике по контуру цветы одуванчики. Закреплять умение закрашивать листья кончиком кисточки. Расширять знания детей о первоцветах. Обогащать словарный запас, прививать интерес к поэзии.

Альбомные листы любого мягкого тона, гуашь белая и зелёная, кисть. Иллюстрации одуванчиков, живые одуванчики для показа детям.

7.

«Травка».

Рисование ладошкой.

Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие, навыки коллективной деятельности. Закрепить знание примет весны.

Лист ватмана, тёмно и светло-зелёная гуашь, кисти, салфетки.

8.

«Вышли ёжики гулять».

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Учить детей рисовать животных способом тычка. Закреплять умение детей рисовать кисточкой разными способами. Расширять знания о животных. Закрепить счёт в пределах 5.

Лист ватмана с прошлого занятия, 1/2 листа бумаги с нарисованными контурами ежей, кисти, чёрная и коричневая гуашь, салфетки, ножницы для воспитателя для вырезания ежей, нарисованных детьми.

Май

1.

«Гусеница на листочке».

Оттиск пробкой.

Упражнять в технике оттиск пробкой. Закрепить умение равномерно наносить точки. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия, закреплять умение дорисовывать недостающие детали.

Лист дерева из бумаги с резными краями, коричневая гуашь, салфетки, иллюстрации.

2.

«Цыплята на лугу».

Аппликация, скатывание салфеток.

Учить составлять композицию из нескольких предметов. Свободно располагая их на листе, изображать предмет из нескольких частей. Упражнять детей в скатывании салфеток и наклеивании их на контур.

Бумага зелёного цвета размером А4 с нарисованным кружком диаметром 4 см (туловище цыплёнка), кружки диаметром 2 см (голова), клей, кисти, салфетки, дополнительные детали.

3.

«Картина с красивыми голубыми цветами для украшения группы».

Рисование скомканным целлофаном, скомканной бумагой.

Вызывать у детей интерес к смешиванию красок для получения светлых оттенков цветов. Увлечь детей этим процессом и предоставить возможность поупражняться в получении голубого цвета.

Лист ватмана, украшенный красивой рамкой, 1/2 альбомного листа, палитра, белая и синяя гуашь, кисти.

4.

«Бабочка».

Рисование ладошками, пальчиками, ватными палочками.

Продолжать учить детей рисовать в технике пальцевой живописи. Воспитывать желание наблюдать за красотой окружающей живой природы, уметь восхищаться ею и оберегать. Прививать стремление к творческому изображению насекомых доступными средствами выразительности. Развивать цветовосприятие.

Альбомные  листы любого нежного тона, гуашь, кисти, салфетки, иллюстрации бабочек.

5.

«Волшебные картинки (волшебный дождик)».

Рисование свечой.

Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Учить детей аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый ребёнок получает волшебную картинку (лист с уже нанесённым свечой рисунком) и аккуратно закрашивает её.

Свеча, тушь синего цвета, листы плотной бумаги, пол-листа бумаги с уже нанесёнными свечой рисунками.

6.

«Волшебный цветочек».

Рисование тычком.

Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить рисовать тычком. Закрепить знания цветов радуги. Развивать воображение.

Лист с контурным изображением цветка, гуашь, салфетки, иллюстрации к сказке «Цветик-семицветик».

7.

«Смешной человечек».

Оттиск пробкой, рисование  тычком, ватными палочками.

Упражнять в приеме тычкования и оттиска пробкой. Вызвать положительные эмоции во время рисования. Развивать воображение.

Лист с  контуром круга, гуашь, салфетки, пробки, ватные палочки, кисти.

8.

Диагностичес-кое занятие

«Грибочки».

-----------------

Выявить уровень изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста.

Альбомные листы, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, кисти, ватные палочки, пробки, салфетки.

Список используемой литературы:

  • И.А.Лыкова «Цветные ладошки».
  • К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Рисуем и познаём окружающий мир». «Издательство Гном и Д», 2006 г.
  • Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
  • Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
  • Никологорская О.А. «Волшебные краски», М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
  • Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004 г.
  • Шайдурова Н.В. «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста», М.: ТЦ “Сфера”, 2008 г.
  • Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  • «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)
  • Лебедева Е.Н. «Использование нетрадиционных техник» [Электронный ресурс]:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультатив по ИЗО "Нетрадиционная техника рисования" "Маленький художник"

Нетрадиционные технники рисования для дошкольниковЧтобы привить любовь к изобразительнному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста используют нетрадиционные спо...

программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования "Юные художники" в старшей группе

прграмма по дополнительному образованию детей посещающих детский сад старшую группу...

Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Я-художник» для детей 3 – 7 лет

Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующихся вопросами художествен...

Развивающие занятия по ИЗО деятельности с использованием различных техник рисования «Маленькие художники»

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования....

Программа по обучению детей нетрадиционным техникам рисования "Маленькие фантазеры" 2015-2016 учебный год

Программа по обучению детей нетрадиционным техникам рисования "Маленькие фантазеры"...

Программа по обучению детей нетрадиционным техникам рисования "Маленькие фантазеры" 2016-2017 учебный год

Программа по обучению детей нетрадиционным техникам рисования "Маленькие фантазеры"...

Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Я - художник» для детей 3-7 лет

В программе «Я - художник» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 3-7...