Волшебный орнамент
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Ермолаева Галина Борисовна

Приобщение детей к культуре чувашского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_ornament.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                               Конспект занятия в средней группе по теме «Волшебный орнамент».

                                 Выполнила:Ермолаева Галина Борисовна.

Цель: приобщение детей к культуре чувашского народа.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать вводить детей в мир чувашского узора, показать связь народного искусства с природой и жизнью человека. Закрепить знания о разных видах чувашского орнамента: геометрический, растительный, животный, образ человека и его элементах: «дом», «звезды», «солнце», «вода»,   «животные» и др. Закрепить умение создавать образ чувашского узора «солнце», составлять симметричные узоры .

Развивающие:  Развивать способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов-символов чувашских узоров. Развивать художественный вкус при подборе и сочетании цвета узоров при рисовании с окраской основы, творчество в построении и цветовом строе узора, исходя из национальных особенностей чувашского декоративно-прикладного искусства.

Воспитывающие: Воспитывать уважение к самобытности региональной культуры, вызывать интерес к традициям и обычаям чувашского народа.

Оборудование и материалы: сундучок, шаблоны рукавичек (по количеству детей), музыкальный центр, аудиозаписи с этнической музыкой,  образцы элементов чувашского орнамента (демонстрация на мультимедийном оборудовании), карта-схема с изображением элементов чувашского орнамента,  набор шаблонов (солнцана каждого ребёнка, салфетки, гуашь, кисти, баночки с водой, образцы рукавичек с элементами чувашского орнамента.                                                                                                     Предварительная работа:

1) Разработка проекта «Мой край Чувашский»;

2) Оформление выставки фотографиями и репродукциями  «Любимая моя Чувашия»;

3) Чтение русской народной сказки «Рукавичка»;

4) Дидактическая игра «Найди пару».

Методические приёмы: игровая ситуация, лексическое упражнение, игра, сюрпризный момент, применение ТСО (мультимедийное оборудование), работа по картам-схемам, физкультминутка «Солнышко»,  продуктивная деятельность детей,  дыхательное упражнение, анализ, подведение итогов.

Активизация словаря: орнамент, узор, элемент орнамента, рукавичка.

Ход занятия.

По дороге в изо студию воспитатель находит рукавичку.

Педагог: Дети, может, кто из вас потерял рукавицу?

Дети: Нет.

Педагог: Почему нет? Какие у вас рукавички?

Лексическое упражнение  «Скажи какая?». Ответы детей.

Педагог: Да, тогда точно не ваша. Эта рукавичка украшена чувашским орнаментом.

Что мне с ней делать? Давайте подумаем. Придумала!

Давайте поиграем в игру.

 Проводится  игра «Рукавичка». В центр круга выходит водящий, по команде 1,2,3, дети передают рукавичку, а водящий пытается ее перехватить. Игрок, у которого водящий отнимет рукавицу выходит в круг, а водящий занимает его место.     

По окончанию игры, предложить детям пройти в изостудию,  может там откроется тайна найденной рукавички.

I основная часть

Дети входят в помещение, присаживаются за столы. Отдельно стоит большой сундучок.  Для чего он, и какую тайну скрывает. Поступает предложение от детей заглянуть в него.

Педагог: Сундучок волшебный наш,  помоги нам в трудный час!  

Открывается сундучок (в сундучке шаблоны рукавичек, карты-схемы с изображением уже известных детям («густой лес», «вода», «колосья») и нового (солнце) элементов чувашского орнамента, шаблоны на каждого ребёнка).

Педагог: Что нам с этим делать?

Дети: Эти рукавички нужно раскрасить.

II основная часть

 Ребята, здесь на дне сундука есть еще что-то. Это диск. Посмотрим что же он нам расскажет. Дети и воспитатель подходят к ноутбуку и смотрят презентацию (Приложение).

Слайд 1.Чувашия славится неповторимой красотой национальной вышивки. Чувашия славится и неповторимой красотой национальной вышивки. В прошлом чуваши считали, что умелая рукодельница является и отличной хозяйкой, и хорошей работницей.

Слайд 2.Чувашских девочек учили вышивать с 6-7 лет. К 10-12 годам девочки начинали самостоятельно придумывать и вышивать узоры. Вышивкой чуваши украшали женские и мужские рубашки, платья, головные уборы, полотенца, покрывала. Чуваши считали, что вышивка бережет человека от болезней, лечит, оберегает от беды, поэтому в избах не было вещей без вышивки.

Слайд 3.А для того чтобы сшить платье и вышить на нем узоры нужно было сначала наткать полотно. Поэтому в каждой деревенской избе стоял ткацкий станок. Работа требовала много времени и сил. Сначала нужно было вырастить лен или коноплю. Собрать стебли, вымочить их в воде. Как следует высушив стебли мяли, затем чесали и из полученных волокон пряли нити. При необходимости нити красили и на ткацких станках ткали ткани, полотенца, паласы.
Слайд 4.Вышивку чаще выполняли на белом фоне. Вышивали узоры шерстяными нитками красного, зеленого, синего и желтого цвета. Каждый цвет что-то символизировал.                                                                                                  Слайд 5.Орнамент – древний язык человечества. В чувашской вышивке каждый узор обозначает определенный  предмет. Попробуйте угадать, что напоминает узор

Слайд 6.Игра - загадка «На что похож узор?».

Дети.                                                                                                                                   Слайд 7. Дерево.                                                                                                                              Слайд 8. Колос.                                                                                                            Слайд 9. Дом.                                                                                                                            Слайд 10. Животное.                                                                                                         Слайд 11. Огонь.                                                                                                               Слайд 12. Пахотная земля                                                                                                   Слайд 13. Вода
Воспитатель. Молодцы все узоры назвали правильно.
Физкультминутка. Игра «Тухья тăхăн»                                                                        Педагог: Орнаменты мы видим везде. Орнамент обозначает узор, украшение. В древние времена человек разрисовывал себе лицо, тело, различные предметы, одежду, чтобы уберечься от злых духов. У каждого народа сложены свои орнаменты. Человек “подсмотрел” орнаменты у природы.  Узор по-чувашски звучит так -  «тере».                                                        Педагог: А сейчас, ребята, узнаем значение нового для вас элемента.
 (Показ слайдов)
Солнце почитали все народы мира. Поклонялись Солнцу и чувашский народ.
Детям предлагается набор шаблонов (солнца). Педагог: Дети, а сейчас вы будете работать по карте-схеме, на которой нарисован солнце.                     Показ способа рисования элемента чувашского орнамента в центре рукавички, т.е. располагая элемент узора (солнца) ровно посередине, а дополнительные элементы орнамента симметрично, относительно друг друга.

Показ образцов рукавичек с элементами чувашского орнамента.

Проговорить с детьми о правила работы с краской и кистями (мочить кисть, осушать о салфетку, набирать краску, окуная кисть в краску ворсом до железного наконечника, лишнюю краску снимая о край баночки, кисть ставить вертикально для получения более тонкого изображения элементов орнамента, по окончании работы тщательно ополаскивать кисть в воде и осушать о салфетку).

Физкультминутка

Солнышко.
Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше. ( Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже. ( Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться)

Педагог: А сейчас, дети, подвиньте к себе шаблоны рукавичек и приступайте к работе.

Практическая часть

Самостоятельная работа детей.

Во время самостоятельной работы детей негромко звучит аудиозапись с этнической музыкой.

В процессе самостоятельной деятельности детей следить за правильными приёмами рисования элемента, правильным использованием материалов, осанкой детей. По мере необходимости оказывать помощь.

Детям, закончившим раньше других, раздать папки с картами-схемами, и предложить найти в папке знакомые элементы чувашского орнамента, и понравившимися украсить края рукавички, соблюдая симметрию в данной композиции.

После того, как дети раскрасят рукавички, попросить их подуть на рукавички, чтоб они быстрее подсохли.

Дыхательное упражнение « Холодный ветерок». Дети дуют на рукавички.

III заключительная часть

Анализ, подведение итогов

После того, как работы детей подсохнут, выставить их на стенд. Обратить внимание детей на то, какие красивые получились.

Педагог: Ну, ребята, а теперь пришла пора нам попрощаться с вами.

- А что вам понравилось сегодня? Чем занимались?

(Ответы детей).

Вбегает запыхавшийся, расстроенный дедушка. Что- то ищет.

Дедушка: Здравствуйте, дети, вы не видели здесь рукавичку, я её где-то потерял?

Дети и педагог: Здравствуй дедушка. Да, мы нашли чью – то рукавичку, но не уверены что она твоя.

Дедушка,  расскажи нам про неё: какого она цвета (белая, как молоко), чем украшена (узором). Вопросы детей. Ответы дедушки.

Педагог: Дедушка, а как называется узор на твоей рукавичке?

Ответы дедушки.

Дети: Теперь мы точно знаем, что это твоя дедушка рукавичка.

Дедушка: Спасибо, ребятки, что нашли мою рукавицу. Вот моя первая рукавичка, которую вы нашли (показывает её). А вот и вторая рукавичка (показывает). До свидания, детишки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе по теме «Волшебный орнамент»

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме "Волшебный орнамент". Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Это кон...

Конспект НОД по изобразительной деятельности Тема: «Коми - пермяцкий орнамент. Элементы орнамента»

Ознакомление детей с основными элементами коми - пермяцкого орнамента и принципами его композиционного построения....

Конспект НОД во 2 мл гр группе по теме «Волшебный орнамент»

Цель: приобщение детей к культуре бурятского народа. Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить детей с элементами бурятского национального орнамента; обучать детей по образцу в аппликации выполнят...

Волшебный орнамент

приобщение детей к культуре чувашского народа....

Досуг в средней группе по теме «Волшебный орнамент»

Приобщение детей к культуре бурятского народа....

Досуг в средней группе по теме «Волшебный орнамент»

Приобщение детей к культуре бурятского народа....