"Дымковские мастера" Конспект НОД в старшей группе
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Шарухина Наталия Викторовна

"Дымковские мастера" Конспект НОД в старшей группе

 

Цель: знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета.

 

Задачи:

- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

- Развивать навыки художественного творчества детей

 

Обогащение словаря детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:

В родимый сторонке над Вяткой-рекой

Есть сказочный домик, известный такой.

Волшебницы в городе нашем живут,

На радость народу их солнечный труд.

Там руки художниц из глины простой

Готовят для нас хоровод золотой.

И дымковских кукол сверкающий ряд

Выходит на свет, показать свой наряд.

Для счастья и мира наш вятский народ,

Как сказку, игрушку свою создает.

От доброй и щедрой прекрасной души

Игрушки затейливы и хороши.

Их яркие краски на солнце горят

И радуют взрослых и малых ребят.

 

Воспитатель: Глиняные игрушки лепили по всей России, там, где с давних времен жили и работали гончары. Мы с вами уже знакомы с такими народными промыслами, как Гжель и Хохлома, а сегодня я вам расскажу, как лепили Дымку.

В городе Вятке, над крутым берегом реки Вятки, у городских белокаменных стен и древних башен, каждую весну шумела ярмарка - свистунья. Яркое солнце играло в праздничном раздолье. Солнечные блики и сейчас блестят золотой фольгой на дымковских игрушках. Дымковские мастерицы, разминая руками послушный ком глины, вспоминали шумную ярмарку. Всю зиму лепили они игрушки – животных, всадников, дам, кавалеров и даже целые сценки. А весной вновь открывалась ярмарка, и вновь спешили мастерицы удивить и обрадовать покупателей своим товаром.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим эти игрушки (дети рассматривают фигурки игрушек).  Какого цвета в дымковских игрушках больше?

Дети: Белого

Воспитатель: Какими цветами расписаны дымковские игрушки?

Дети: Красный, зеленый, синий, черный, жёлтый, оранжевый.

Воспитатель: Да, и краски эти яркие, праздничные.

Ребята, чтобы получились такие фигурки, нужно было знать секреты их изготовления. Глину собирали после половодья, смешивали с мелким и чистым речным песком. Тогда сделанные из нее игрушки во время обжига в печи не трескались. Подготовив глину, приступали к лепке. Готовую фигуру обжигали в русской печи, отчего глина затвердевала.

Воспитатель: Дети, давайте сегодня мы с вами поработаем как дымковские мастера и раскрасим этих фигурки. (Дети соглашаются). Прежде чем перейти в нашу мастерскую давайте немного отдохнем.

Физкультминутка:

Цок-цок-цок-цок! (Поочередное топанье одной ногой),

Я лошадка серый бок! (потом другой)

Я копытцем постучу (ходьба на месте)

Если хочешь – прокачу! (легкий бег на месте)

Посмотри, как я красива, (руки на поясе),

Хороши и хвост, и грива (наклоны туловища влево-вправо)

Цок-цок-цок-цок! (поочередное топанье)

Я –лошадка серый бок! (кружатся на месте).

 

Воспитатель: Проходите на свои места. Ребята, а какие элементы дымковского узора вы знаете?

Дети: Полоски, линии, кружочки, кольца, точки, клеточки, волнистые линии.

Воспитатель: Приступаем к работе, на доске вам в помощь висят образцы узоров. Расписывать будете гуашью. Для рисования кругов можно будет воспользоваться ватными палочками.

 

В процессе самостоятельной работы воспитатель оказывая индивидуальную помощь детям. Можно включить негромкую народную музыку. В конце НОД устраивается выставка.

Вот он дымковский хоровод! Сколько в нём много разных игрушек!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД на тему «Росись дымковской игрушки» (для детей старшей группы)

Конспект НОД на тему «Росись дымковской игрушки» (для детей старшей группы). Интеграция образовательных областей: худ. творчество, коммуникация, познание....

Непосредственно образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию на тему: «Дымковская игрушка» для детей старшей группы.

Данный  материал предназначен для проведения непосредственно образовательной  деятельности по художественно-эстетическому развитию  в старшей группе. Конспект поможет быть использован к...

Конспект НОД "Дымковский петушок" (пластилинография) в старшей группе

Конспект НОД "Дымковский петушок" (пластилинография) в старшей группе...

Совместная деятельность в образовательной области художественно-эстетическое творчество (декоративное рисование по мотивам дымковской росписи) с детьми старшей группы. Тема: Дымковская барышня.

Совместная деятельность в образовательной области художественно-эстетическое творчество (декоративное рисование по мотивам дымковской росписи) с детьми старшей группы.Тема: Дымковская барышня....