Роль ладошковой живописи и пальцеграфии в развитии воображения у детей старшего дошкольного возраста
консультация по рисованию (старшая группа)

Татьяна Ивановна Беляева

Ладошкова живопись и пальцеграфия  – один из видов ассоциативного рисования, где ребёнок учится в цветовом пятне видеть какое-либо изображение. В исторической основе пальчиковой живописи лежит искусство китайской каллиграфии пальцем – «чжишу». Каллиграфические надписи на картине по традиции выполняли ногтем мизинца или кистью. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль ладошковой живописи и пальцеграфии в  развитии воображения у детей старшего дошкольного возраста

Ладошкова живопись и пальцеграфия  – один из видов ассоциативного рисования, где ребёнок учится в цветовом пятне видеть какое-либо изображение. В исторической основе пальчиковой живописи лежит искусство китайской каллиграфии пальцем – «чжишу». Каллиграфические надписи на картине по традиции выполняли ногтем мизинца или кистью. 

Характерные особенности живописи пальцем – её непринуждённость простота, экспрессивность и крепость. Основой пальчиковой живописи является живопись кистью, однако не следует стремиться к слиянию их эффектов и стиранию специфических особенностей. 

Впервые методика «Рисование пальцем» была описана в 1932 г., а в конце XX в. пальчиковая живопись приобрела особую популярность. Техника её очень проста. Кистью наносят немного краски на поролоновую губку, обмакивают в эту краску подушечку пальчика, оставляют отпечаток на бумаге, а затем дорисовывают его или делают дополнительные отпечатки для завершения задуманного образа. 

Нанося на губку рядом несколько цветов, можно получить наборный отпечаток с градиентом красок. В этом случае дети непреднамеренно будут осваивать элементы цветоведения, на практике увидят, какие цвета дают гармоничные сочетания, а какие –нет.

Пальчиковая живопись и раннее рисование детей до 3-х лет относятся к развивающим занятиям, так как  задействуют все органы чувств ребёнка: зрение, осязание, вкус, обоняние, слух. Причём, вплоть до школы (до 7-ми лет) осязательные и зрительные ощущения у детей остаются ведущими, что в полной мере учитывается на занятиях по пальчиковой живописи. Сейчас написано множество хороших исследований о пользе подобных занятий и их влиянии на развитие  личности ребёнка. Ускоряется эмоциональное и телесное (физическое) развитие детей, устраняются последствия родовых стрессов и болезней, прекрасно развивается мелкая моторика обеих рук, ускоряется и усложняется развитие речи, воспитываются трудовые и волевые качества, взращиваются чувство прекрасного и собственного достоинства, познаются способы передачи красоты окружающего мира и многое другое. 

Об этом можно прочитать в книгах И.А. Лыковой, И.В. Маниченко, Т.Ситниковой и других авторов, можно посмотреть серии детских книг «Цветные ладошки» и «Карапуз», в интернете есть множество текстов с исследованиями о пользе пальчиковой живописи для развития детей старшего  возраста, об использовании подобной живописи в различных целях людьми всех возрастов.

Также хотелось бы отметить, что без внимания и поощрения со стороны взрослых дети очень быстро утрачивают интерес к действиям с изобразительными материалами. А это значит, что не будет реализовано их возрастное стремление к самостоятельности, активности, направленное на познание окружающего мира и потому что от степени элементарной подготовленности детей в изобразительной деятельности зависит своевременное начало развития их творчества на следующих возрастных этапах.

Таким образом, учитывая психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, перед педагогами стоят задачи в обучении навыкам изобразительной деятельности:

- воспитание у детей эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства;

- развитие способности понимать их содержание, его единства со средствами выразительности в рисовании, лепке, аппликации;

- формирование оценочного отношения к результатам изобразительной деятельности, собственного и сверстников;

- формирование навыков и умений занятиями рисованием, лепкой и аппликацией, развитие творческих проявлений;

- развитие у детей моторного алгоритма изобразительных действий, техники изображения, пространственных ориентировок, представлений о средствах «изобразительного языка»;

- развитие и коррекция познавательных процессов: мышления, восприятия, памяти, внимания, речи и воображения.

Также, при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Ознакомлению с новыми цветами, их оттенками помогает игра с цветом. Дети видят, что при добавлении разного количества воды в акварель можно получить различные оттенки цвета. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности, цветоразличения.

Занятия по рисованию с использованием пальчиковой живописи не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Рисование в несколько рук, как коллективная форма работы, сближает детей единой целью, у них развиваются навыки культуры общения, эмоционально теплые отношения со сверстниками, происходит усвоение нравственных норм, правил поведения.

Ладошкова живопись и пальцеграфия способствует ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе игры в кляксы зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Круг внимания ребенка сужается и сосредотачивается на малой зоне. У детей с трудностями поведения и характера сюжеты рисунков, выполненных с помощью пальчиковой живописи, становятся менее агрессивными по содержанию и более сочными, яркими и чистыми по цвету.

В развитии детского художественного творчества, в том числе и изобразительного, нужно соблюдать принцип свободы, являющийся вообще непременным условием всякого творчества. Это значит, что творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникать только из детских интересов.

Следовательно, для полноценного развивающего процесса необходимо целенаправленное руководство рисованием. Для этого в первую очередь необходимо превратить обучение навыкам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело.

Чему бы мы ни обучали детей, какие бы программы и методики не использовали в своей работе, самое важное, о чем мы должны помнить - это психологическое здоровье каждого ребенка. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения (неуверенность, агрессию, тревогу и т.д.), это сразу же отражается в его рисунке. Поэтому основной целью педагога, по словам Е.Л. Яковлевой, является предоставление детям психологических средств, обеспечивающих их личностное саморазвитие, понимание самих себя и своего места в мире других людей, а так же закономерностей мира, в котором они живут, понимание перспектив будущего, которые затронут их самих. Каждый ребенок по своей природе - творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Не так важно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно. Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин и многое другое. Изобразительная деятельность и конструирование должны быть тесно связаны с теми знаниями и представлениями, которые получают дети в результате всей воспитательной работы, опираться на эти знания и представления и способствовать их закреплению. Конечно, отбирая общественные явления, на темы которых детям будет предложено выполнить рисунок, лепку, аппликацию, нужно помнить о возрастных возможностях детей. Если поставить слишком сложные задачи, то трудности изображения, вызванные отсутствием у детей необходимых навыков и умений, помешают им не только передать свое отношение, но и сколько-нибудь отчетливо изобразить явления и предметы.

Следовательно, неустанная работа воображения - это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Но эта работа требует постоянного контроля со стороны психолога и воспитателя, под руководством которых ребенок овладевает умением отличать воображаемое от действительности [23].

Пальчиковая живопись для детей является новой, необычной по сравнению с обычной техникой рисования (кистью, карандашом). Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Творческое воображение – это один из видов воображения, характеризующийся созданием новых образов, требующих отбора материала, в соответствии с замыслом. Обобщая психологические позиции ученых по определению воображения, констатируем основные особенности данного познавательного процесса, выделяемые авторами: зависимость от опыта личности; создание новых образов; основанность на механизме преобразования. Показателями развития творческого воображения являются оригинальность образов, скорость процессов воображения, глубина и проработанность (детализированность) образов, богатство фантазии, эмоциональность образов.

2. В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится творческим и управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета, существа; образ действия существа или образ действия с предметом. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает контролировать и определять характер воображения. При этом он сам контролирует движение образов воображения.

3. Нетрадиционные техники рисования являются эффективным средством развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, чтобы повысить результативность работы с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительному искусству, воспитателю необходимо использовать в своей работе различные нетрадиционные техники рисования, которые стимулируют положительную мотивацию, вызывают радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мониторинг и коррекция воображения у детей старшего дошкольного возраста"

В данном разделе прдставлен диагностический  и коррекционный инструментарий воображения...

Использование элементов ТРИЗ в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Кто из нас не мечтал стать волшебником? Ведь тогда всё становится весёлым и интересным, страшное перестаёт быть страшным, неприятности оказываются преодолёнными, скучное может оказаться занимате...

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

Воображение является высшей и необходимейшей способностью человека . Вместе с тем эта способность нуждается в особой заботе в плане развития...

Психологические основы развития творчества и воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное раз...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)

Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...

Презентация "Ознакомление с живописью как средством духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста".

В презентации отображена актуальность данной проблемы, ее значение, ожидаемые результаты проекта. этапы  его реализации....