Методическая разработка совместной образовательной деятельности с группой детей пятого года жизни.
методическая разработка по рисованию (средняя группа)

Елькина Елена Викторовна

Методическая разработка совместной образовательной деятельности

с группой детей пятого года жизни

по реализации содержания образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

Тема: «Добрый сказочник Ю.А.ВАСНЕЦОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobryy_skazochnik_vasnetsov.docx49.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 р.п.В.Синячиха» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию воспитанников

624691, Свердловская область, МО Алапаевское, р.п. Верхняя Синячиха, ул. Октябрьская,20/а

тел. 8(34346)47-735 сайт www.detsad22a.ucoz.ru электронная почта detsad22a@mail.ru

СОГЛАСОВАНО

методическим советом ДОУ

Протокол № 6

от «22» октября2018 г.

Методическая разработка совместной образовательной деятельности

с группой детей пятого года жизни

по реализации содержания образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

Тема: «Добрый сказочник Ю.А.ВАСНЕЦОВ»

Выполнила:

Елькина Елена Викторовна,

ВоспитательIКК

Телефон автора:

89043817822

e-mail автора: detsad22a@mail.ru

р.п. Верхняя Синячиха

2018

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация                                                                                                3

Методическая разработка совместной образовательной деятельности

с группой детей пятого года жизни по реализации содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»                5

Список использованной литературы                                                14


Аннотация

Книга – одно из первых произведений искусства, с которым встречается ребенок, но при этом художественной иллюстрации не всегда уделяется должное внимание: ее зачастую используют лишь как дидактический материал- средство для узнавания героев, в то время как роль иллюстрации в книге значительно важнее и сложнее.

        Книжная иллюстрация дает ребенку ценностные ориентиры не только в понятиях добра и зла, но и в средствах выразительности изобразительного искусства, особым видом которого она является. Разглядывая книжку с картинками, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и зримых образов. Иллюстрация Книжная графика помогает детям глубже и полнее понять текст, дает знания об окружающем мире (это доказано в исследованиях В.А.Езикеевой, Р.И.Жуковской, В.Я.Кионовой, Т.А.Кондратович, И.О.Котовой, Т.А.Репиной, Е.А.Флериной, А.Ф.Яковличевой и др.). Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребенка. Художник приходит к ребенку, когда тот ещё не умеет говорить, и наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус, любовь к Родине,поэтому данная тема является актуальной.

Восприятие прекрасного у ребенка неразрывно связано со способностью восхищаться цветом, формой и содержанием объекта, поэтому яркий, неповторимый мир сказочных образов, созданных художником Ю. Васнецовым, близок и понятен детям. В иллюстрациях Ю. Васнецова удивительно точно определены пропорции реального и фантастического цвета.Этот принцип равновесия имеет большое значение для верного восприятия книги. Цвет Васнецова «привязан» к предмету: волк у него серый, гуси - белые, лиса - рыжая. Кроме того, цвет его конкретен, прост, его легко назвать. Детям нравятся яркие и волшебные, сказочные иллюстрации художника.

                Основной целью данной методической разработки является развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы у детей через знакомство с работами художника – иллюстратора Ю.А. Васнецова. Для реализации поставленной цели необходимо решить такие основные задачи, как расширение у детей представления о профессии художника-иллюстратора, о творчестве Ю.А. Васнецова; формировать у детей понимание художественного образа, настроение произведения; способствовать развитию творческого воображения, эстетического восприятия, фантазии у детей.

        Данная методическая разработка составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раскрывается с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста. Предлагаемое в методической разработке обучение рисованию методом тычка способствует более эффективному развитию воображения и восприятия у детей среднего дошкольного возраста, а, следовательно, и познавательных способностей – рисунки, созданные способом тычка, эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим.

                В ходе совместной деятельности решаются задачи других образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», что обеспечивает целостность образовательного процесса, целостность восприятия ребенком окружающего мира, что характерно для гармонически развитой личности, нравственные ценности которой во многом зависят от эстетического развития.


Методическая разработка совместной образовательной деятельности

с группой детей пятого года жизни по реализации содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Тема: «Добрый сказочник Ю.А.Васнецов»

Возрастная группа: воспитанники пятого года жизни

Место проведения занятия: групповая комната

Длительность: 15-20 минут, возможен открытый конец образовательной деятельности

Форма организации ОД: совместная непрерывная образовательная деятельность.

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы у детей через знакомство с работами художника – иллюстратора Ю.А. Васнецова.

Задачи:

Образовательные:

- Расширить у детей представление о профессии художника-иллюстратора, о творчестве Ю.А. Васнецова;

- Формировать у детей понимание художественного образа, настроение произведения;

- Обогащать и активизировать словарный запас существительными (половодье, иллюстрация, художник, потешка);

-Совершенствовать у детей навыки рисования методом тычка жесткой кистью;

-Учить эмоционально воспринимать и оценивать свою работу и работы своих товарищей, радоваться успеху, исправлять ошибки.

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес, внимание, мышление;

- Способствовать развитию творческого воображения, эстетического восприятия, фантазии;

-Создавать условия для развития умения выполнять задания в группе и подгруппе сверстников, активно действовать в условиях простой проблемной ситуации;

Воспитательные:

-        Воспитывать у детей интерес к книжной графике, к профессии художника, бережное отношение к книге;

- Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой;

- Воспитывать навык культуры поведения и общения со сверстниками, проявления доброжелательного отношения друг другу, взаимопомощь и взаимовыручку.

Технологии, используемые в образовательной деятельности: игровая, здоровьесберегающая, сотрудничества, информационно-коммуникативная.

Методы и приемы:

Словесные:беседа, диалог, разгадывание простых загадок с опорой и без опоры на наглядность, объяснение, художественное слово;драматизация, потешки, рассказ, объяснение, хоровое и индивидуальное повторение, чистоговорка;

Наглядные:показ способа рисования, показ презентации «Добрый сказочник Ю.А.Васнецов»;

Игровые:пальчиковая гимнастика, создание проблемной ситуации, физкультурная минутка «Еж», эмоциональный настрой «Доброе утро!»;

Практические:рисование методом тычка жесткой кистью или карандашами.

Стимулирование и мотивация: использование игровых приемов для решения проблемной ситуации, похвала, оценка деятельности детей.

Методы воздействия на эмоциональную сферу: эстетическое оформление материалов, эмоциональность, выразительность речи педагога, музыкальное сопровождение, доброжелательное общение педагога с детьми.

Предварительная работа:

- Наблюдения за живой природой на прогулке;

- Разучивание загадок, потешек, чистоговорок;

- Рассматривание иллюстраций, репродукций художников иллюстраторов о животных;

- Рисование методом тычка жесткой кистью.

-Разучивание физкультминутки.

Материалы и оборудование:

Оборудование: ноутбук, проектор, магнитофон, письмо, листочки бумаги с силуэтом ежа на каждого ребенка, гуашь, кисти жесткие, баночки с водой, салфетки, карандаши, корзинка с яблоками, маска сороки, аудиозапись                   П.И. Чайковского «Времена года».

Демонстрационный материал: Презентация «Добрый сказочник Ю.А.Васнецов», изображение силуэта ежа.

Планируемый результат:

  • Ребенок последовательно выполняет поставленные задачи.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам.
  • Склонен наблюдать, экспериментировать.
  • Способен сотрудничать в совместной деятельности.
  • Достаточно хорошо владеют устной речью, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения.


Технологическая карта совместной образовательной деятельности с группой детей шестого года жизни

по реализации содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Тема: «Добрый сказочник Ю.А.ВАСНЕЦОВ»

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

1

2

3

4

5

Вводный этап.

Определение темы занятия

Основной этап.

Практическая работа.

Итог.

Рефлексия.

Эмоциональный настрой. Доброе утро! Птицы запели.

Добрые люди вставайте с постели

Прячется вся темнота по углам.

Солнце взошло и идет по делам.

Давайте скажем друг другу: «Доброе утро». (Доброе утро, Ваня!)

Скажите. А вы добрые дети?

Я сегодня хочу вам рассказать про доброго волшебника. (Садимся).

-В некотором царстве, в нашем государстве, жил- был добрый волшебник, делал добрые дела - приносил людям радость. Он был художником, и звали его Юрий Алексеевич Васнецов. Показ слайда №1 (портрет) Вы спросите: «Почему он волшебник?» Потому что он мог нарисовать все, о чем рассказывается в сказках. Юрий Алексеевич нарисовал много иллюстраций к потешкам и сказкам. Он очень любил рисовать животных, птиц и цветы. Животных и птиц на своих рисунках он наряжал в красивую одежду. Его работы яркие, праздничные.

-А вы хотите, чтобы его сказочные герои

пришли к нам в гости? Давайте их пригласим: скажем волшебные слова:

«Ла-ла-ла-сказка в гости к нам пришла,

ца-ца-ца- все у нас получится».

А вот и сорока прилетела.

Драмматизация:

 –Сорока, сорока! Где была?

-Далеко. Печку топила, кашу варила, на порог скакала, гостей созывала.

-Гости прилетели на крылечко сели.

Давайте посмотрим какую одежду нарисовал художник сороке? Сорока нарядная? Еще что можно про нее сказать? (Одета как хозяйка).

Ой! Еще кто- то к нам в гости прилетел? Кто это? (ворон)

-А мы про ворона потешку знаем, расскажем ему, порадуем.

-«Ай, ду - ду,ду - ду, ду - ду

Сидит ворон на дубу, он играет во трубу,

во серебряную».

Ворон что - нам принес. Что это? (письмо) А в письме загадка.

 Сядем, отгадаем.

-Он живет в лесу дремучем.

Сам он круглый и колючий.

Угадайте: это кто же?

Ну конечно, это…. (ежик)

-А вот и он сам в гости пожаловал.

«Дедушка Ежок, не ходи на бережок:

Там растаял снежок, заливает лужок.

Ты промочишь ножки, красные сапожки».

Про какого дедушку здесь говорится? Дедушка Ежок это кто?

Вот он какой красивый в самом центре картинки. На чем он стоит? (на пеньке)

А какое время года нарисовал Юрий Васнецов? (весна)  Как вы догадались?

Что случилось с ежиком весной? (разлилась вода)

Снег весной тает и вода разливается – это называется половодьем. Повторим это

слово.

Ежика предупреждали, что нельзя ходить на бережок. Как ему говорили?

Как его выручил художник? (одел красные сапоги)

Красивая иллюстрация получилась у художника, только ежик загрустил. Вы не знаете почему?

А вы хотите помочь ежику? Что нам для этого следует сделать?

Давайте его развеселим.

ФМ «Еж»

Под огромною сосной(тянем руки вверх),

На полянке на лесной,

Куча листьев где лежит,

Еж с ежатами бежит (бегут)

Мы вокруг все оглядим (повороты головы).

На пенечках посидим (присели).

А потом все дружно спляшем (кружатся).

Вот так ручками помашем (фонарики).

Пока мы танцевали ежик мне сказал, что

оказывается, у него нет друзей и ему не с кем поиграть.

Предлагаю стать художниками и нарисовать друзей для ежика.

1-2- повернись и в художников превратись.

 Выберите, чем вы будете рисовать. Кто будет рисовать ежа карандашами, присаживайтесь за первый стол, кто же будет рисовать гуашью методом тычка жесткой кистью, присаживайтесь за второй стол. Мы уже умеем так рисовать.

Посмотрите на моего ежика. Нужно закрасить весь контур, не выходя за линии.

Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий»

Ежик, ежик колкий,
(Пальцы двух рук сплетены в замок)

Покажи иголки.
(Движения кистями вправо-влево)

Вот они. Вот они. Вот они.
(Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)

Ежик, ежик колкий,
(Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)

Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок.
(Пальцы складываются в замок)

Возьмем карандаши и кисти правильно.

Дети рисуют.

Несите друзей для ежика.

Куда же мы денем портреты ежиков?

Как вы думаете ежику понравились друзья?

Какие ежики у нас получились?

Мы с вами были настоящими добрыми художниками и помогли ежику. Понравилось вам сегодня заниматься? Что нового вы сегодня узнали?

А с каким добрым волшебником-художником мы сегодня познакомились?

Что он больше всего любил рисовать?

Ежику тоже очень понравились ваши рисунки и он приготовил вам сюрприз ( корзинка с яблоками).

Создание эмоционально комфортной обстановки для работы в коллективе.

Задает вопрос

Рассказывает.

Показывает слайд №1(портрет)

Задает вопросы

Объясняет, рассказывает.

Предлагает позвать героев

сказок.

Слайд №2(Сорока, иллюстрация Ю.Васнецова)

Спрашивает.

Спрашивает.

Показывает слайд №3

(Ворон, иллюстрация Васнецова)

Читает загадку

Задает вопросы.

Слайд №4

(Еж, иллюстрация Васнецова)

.

Рассказывает.

Спрашивает.

Под музыку.

Показывает движения.

Предлагает нарисовать ежику друзей. Предлагает выбрать материалы для рисования.

Объясняет. Показывает способ действия.

Проводит пальчиковую гимнастику.

.

Напоминает, как правильно взять кисть.

Оказывает помощь в процессе рисования.

Дети предлагают разные варианты (подарить ежу, отдать на выставку и т.д.)

Отвечают.

Показ слайда№5

Портрет Ю.Васнецова.

Дети стоят в кругу, слушают, отвечают, выполняют движения.

Отвечают на вопрос

Садятся на стульчики

Слушают.

Дети смотрят.

Дети отвечают на вопрос. Слушают.

Дети отвечают.

Встают на ноги.

Проговаривают чистоговорку.

Дети проговаривают.

Ребенок сорока отвечает.

Дети рассматривают. Отвечают.

Дети рассматривают. Отвечают.

Рассказывают потешку с имитацией движений.

Дети садятся.

Отгадывают загадку.

Рассматривают

Проговаривают потешку.

Рассматривают.

Отвечают.

Хоровое и индивидуальное

проговаривание.

Отвечают , проговаривают строки из потешки.

Предполагают.

Выполняют движения.

Поворачиваются, проговаривая слова.

Дети выбирают себе материалы.

Садятся за столы.

Рассматривают.

Работают пальчиками.

Дети рисуют.

Выкладывают рисунки на стол рядом с изображением ежа или прикрепляют на выставку (по желанию детей).

Рассказывают о своих рисунках.

Отвечают.

Настрой на предстоящую деятельность

Пополнение и расширение знаний у детей

Развитие речи.

Умение взаимодействовать друг с другом.

Проявляют интерес к информации в процессе обучения

Создание проблемной ситуации.

Развитие двигательной активности.

Умение делать выбор.

.

Проявляют интерес к информации в процессе обучения

Развитие двигательной активности

Умение решать поставленную задачу

Подведение итогов.

Закрепление полученных знаний.


Литература:

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Мозаика-Синтез. Москва 2015 г.

2.Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. С - Петербург «Детство-Пресс», 2001 г.16 стр.

3.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» М. «ГНОМ и Д» 2001 г.62 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной образовательной деятельности педагога с детьми четвертого года жизни Тема: Возвращение Лунтика

Тема: Возвращение ЛунтикаУчастники ОД: дети четвертого года жизни, педагог, родителиФорма НОД: совместная образовательная  деятельностьФорма организации: групповаяДлительность: 15-20 минут ...

конспект непосредственно образовательной деятельности в группе детей третьего года жизни образовательная область:познавательное развитие тема:транспорт

Познавательное развитие. Расширение кругозора.Тема: «Транспорт»Программное содержание.Цель: закрепить знания о разнообразии транспортных средств.Задачи: Образовательные:·...

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с группой детей седьмого года жизни «В мире животных»

Методическая разработка представляет опыт работы автора по использованию информационно-коммуникативных технологий  в совместной образовательной де...

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с группой детей седьмого года жизни "Я помню! Я горжусь!"

Методическая разработка направлена на формирование гражданской позиции , патриотических чувств на основе расширения представлений о победе защитников О...

Конспект совместной образовательной деятельности с группой детей шестого года жизни "Математическое путешествие"

Конспект совместной образовательной деятельности направлен на закрепление математических знаний и умений у детей шестого года жизни посредством игры - путешествия....

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с группой детей седьмого года жизни "Животный мир Урала"

В данной методической разработке представлен опыт работы по использованию одного из видов культурно-смысловых контекстов - классификационная работа (методика Н.А.Коротковой) с группой дет...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА совместной образовательной деятельности педагога и детей четвёртого года жизни «Поделись игрушкой с другом»

В данной разработке в игровой форме представлены задания по познавательному, художественно-эстетическому, речевому и коммуникативному развитию. Данная методическая разработка может быть полезна для во...