НОД по познавательному развитию "Русская матрешка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Цель:  Приобщение детей к национальным традициям посредством расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства.

задачи:

- Способствовать формированию  знаний  об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы;

- Способствовать знакомству с историей русской деревянной матрёшки, как символом русской народной культуры.

-Содействовать развитию  самостоятельности  в придумывании рисунка сарафана для матрёшки.

- Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса.

- Способствовать  активизации в речи детей существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Интеграция: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Физическая культура».

Предварительная работа: Беседы с дошкольниками о творчестве русских народных мастеров; рассматривание иллюстраций с изображением разных видов матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Сергиево-Посадской, Воронежской;

разучивание с детьми пальчиковой гимнастики, физкультминуток, частушек о матрешках; загадывание загадок о матрешках; рассматривание узоров рисунков в альбоме для раскрашивания; изготовление заготовок для плоскостных игрушек - матрешек.

Демонстрационный материал: игрушка матрешка; иллюстрации с изображением разных видов матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Загорской (Сергиево-Посадской) и Воронежской, образец плоскостной игрушки - матрешки; мультимедийная презентация, записи русско-народных песен.

Раздаточный материал: Из картона сделаны плоскостные матрешки, краски, кисточки, стаканы-непроливайки.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_matreshka.docx32.94 КБ
Файл prezentatsiya_k_konspektu_matreshka.pptx2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Цель:  Приобщение детей к национальным традициям посредством расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства.

задачи:

- Способствовать формированию  знаний  об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы;

- Способствовать знакомству с историей русской деревянной матрёшки, как символом русской народной культуры.

-Содействовать развитию  самостоятельности  в придумывании рисунка сарафана для матрёшки.

- Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса.

- Способствовать  активизации в речи детей существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Интеграция: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Физическая культура».

Предварительная работа: Беседы с дошкольниками о творчестве русских народных мастеров; рассматривание иллюстраций с изображением разных видов матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Сергиево-Посадской, Воронежской;

разучивание с детьми пальчиковой гимнастики, физкультминуток, частушек о матрешках; загадывание загадок о матрешках; рассматривание узоров рисунков в альбоме для раскрашивания; изготовление заготовок для плоскостных игрушек - матрешек.

Демонстрационный материал: игрушка матрешка; иллюстрации с изображением разных видов матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Загорской (Сергиево-Посадской) и Воронежской, образец плоскостной игрушки - матрешки; мультимедийная презентация, записи русско-народных песен.

Раздаточный материал: Из картона сделаны плоскостные матрешки, краски, кисточки, стаканы-непроливайки.

Ход:

 ( Под музыку народной мелодии дети  входят в зал, становятся полукругом) .

Воспитатель: Ребята мы с вами знаем много способов, как поприветствовать человека? Я предлагаю каждому из вас выбрать тот способ приветствия, который ему больше нравиться и поздороваться с окружающими.

(Дети стоят в кругу, приветствую друг друга).

В: Ребята, а как вы думаете, что такое сувенир?

Д: (Ответы детей).

В: А какой предмет можно назвать сувениром?

Д: (Ответы детей).

В: А как вы думаете, что означает слово « сувенир».

Д: (Ответы детей).

В: Ребята, а я вот узнала из  толкового словаря современного русского языка Лопатиных. Что  слово «сувенир» имеет два значения: 1. Подарок на память. 2. Художественное изделие, вещь как память о посещении страны, города.

В: Ребята, я предлагаю вам сегодня   отправиться  на экскурсию в магазин сувениров  и узнать, какие сувениры там продаются.

(Дети идут с воспитателем в магазин сувениров. Воспитатель переодевается в костюм экскурсовода.)

В: Здравствуйте ребята! Посмотрите, какие игрушки у нас продаются?

Д: (Ответы детей).

В: Ребята как вы думаете, а можно ли  матрешку считать сувениром?

Д:  (Ответы детей).

В: А что бы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам посетить наш  видеозал.

Дети проходят в видеозал и садятся на стулья.

В: Матрешка - удивительная игрушка. Одни историки утверждают, что  это имя произошло от распространенного на Руси женского имени Маша; другие – что это название ведет начало от другого женского имени - Матрена. Первая матрешка состояла из восьми кукол, изображающих девочек и мальчиков и держала в руках петуха. (Показ слайда № 1) .

В: А как вы думаете, из чего  раньше делали матрешку?

Д: (Ответы детей).

В: Да вы правы из дерева.

 Матрешек делали  из лиственницы, липы, березы. Древесину выдерживают в течение двух-трех лет, затем на станках вытачивает матрешек. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин. Матрешка является символом России, но своей красотой она покорила весь мир. Туристы увозят с собой домой матрешек как память о нашей стране.

В: Ребята, как вы думаете,  откуда в  России появилась матрешка?

Д: (Ответы детей).

В: Да ребята вы правы, матрешке появилась очень давно. Есть много версий, как родилась матрешка. По одной из версий прообразом матрешки послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. (Показ слайда № 2).

По другой версии прообразом русской матрешки послужила фигурка японского мудреца Фукурумы – лысоватого старичка с вытянутой вверх головой от многочисленных раздумий, в руках он держит посох и свиток. (Показ слайда № 3). Внутри фигурки пряталось две фигурки поменьше. Очень понравилась эта игрушка русским мастерам. Они переодели ее в  наш русский сарафан с передником, на голову повязали платок, нарисовали глазки и щечки. И назвали Матрешкой.

Воспитатель:  А сейчас я приглашаю вас  в нашу музыкальную гостиную  послушать частушки о матрешках.

(Дети проходят в музыкальную гостиную).

1. Дуйте в дудки, бейте в ложки –

В гости к нам пришли матрешки.

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные.

2. Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам идем.

3. Шли подружки по дорожке

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрешечка.

4. Пыль клубится по дорожке –

Едут с ярмарки матрешки

На баранах, на быках,

Все с баранками в руках.

5. Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружку,

А которая, осталась,

Больше всех перепугалась.

В: Ну вот мы с вами немножко отдохнули. И я предлагаю вам  продолжить нашу экскурсию в мир сувениров.

В:  В матрешке отображается образ русской женщины. Она одета в национальный русский костюм: рубаху – очень длинную кофту, латок, длинный сарафан, поэтому у матрешки ног не видно, иногда на сарафан одевали фартук ( Показ слайда № 4). В разных местностях были свои особенности костюма, отсюда и разные названия матрешек. Наиболее распространенные Сергиево-Посадская, Полхов-Майданская, Семеновская матрешки. ( Показ слайдов № 5,6,7).

В: Ребята посмотрите, какие все матрешки разные, каждая со своим характером. В настоящее время все большее распространение получает авторская матрешка, когда художники одновременно  используют элементы разных видов матрешек.

В: А хотите мы сегодня с вами   побываем в роли художников.

Д: (Ответы детей).

В: Тогда ,  приглашаю вас в нашу мастерскую. Вот вам образцы матрешек, пускай каждый из вас выберет ту матрешку, которая ему больше всего понравилась и украсить её по своему. Будьте аккуратны и помните, что в любом деле лучшие помощники – тишина и аккуратность.

Дети выбирают из заготовок любую матрешку. По окончании работы устраивается выставка сувениров.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось расписывать матрешек?

В: (Ответы детей).

В: Ребята, что интересного вы узнали о матрешке? (Ответы детей).  А сувениром, какой страны является матрешка?

Д: (Ответы детей).

В: Пускай сейчас каждый из вас вспомнит, что у него особенно хорошо  сегодня получалось.

- Если вы довольны собой, и у вас все получилось, тогда возьмите желтый цветок из тарелки и поместите на нашу поляну.

- Если вам было  не просто, не все получилось, то возьмите синий цветок и поместите на поляну.

- Если вам было сложно, многое не получилось, то возьмите красный цветок и поместите его на поляну.

Мы вместе поможем и в следующий раз у вас все получиться.

В:   Вы сегодня были настоящими художниками. И  в подарок я приготовила вам  «медали», на которых написано «Мастер».  

(Воспитатель каждому ребенку вешает медаль на шею).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКАЯ МАТРЕШКА

Слайд 2

Вот такой была самая первая русская игрушка, ставшая русским национальным сувениром. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже она получила Золотую медаль. Первая матрешка держит черного петуха, у маленькой палец во рту.

Слайд 4

Деревянные куклы, помещающиеся одна в одной, пришли к нам из Японии. Родственница русской матрешки – складная кукла Фукурума – веселый старик.

Слайд 5

Сергиево-Посадская игрушка Сочетанием красного, синего, желтого и зеленого цветов добивались красочности, нарядности и декоративности.

Слайд 6

Полхово - Майдан Ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигурку . Рядом с малиновым ложится темно-зеленый цвет, а синий – с желтым цветом. Все элементы объединяет черный контур.

Слайд 7

Семеновская Основной цвет сарафана – красный. Черный контур обозначает край фартука и рукава рубахи. На голове традиционный платок, украшенный по кайме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей младшей группы «Сказочное путешествие с матрешкой в русскую избу».

Сформировать образные представления о мудром устроении внутреннего пространства избы;Познакомить детей со старинными предметами быта (печь, ухват, чугунки, сундук, люлька или колыбелька);Познакомить д...

Конспект познавательно-коммуникативной деятельности, Развлечение: «В гости к нам пришла Матрешка».

Развитие речи детей по средствам выполнения упражнений на развитие мелкой моторики, Способствовать развитию у малышей умение вступать в речевое общение,Упражнять детей в правильном звукопроизноше...

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений (младшая группа ) по теме: «Многофункциональная игрушка «Познавательная матрешка»»

   Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения    свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величи...

Краткосрочный познавательно-творческий проект "Русская матрешка"

Тематическое поле проекта: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушкиЦель проекта: формирование духовно-нравственного отношения и чувства соприч...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей второй младшей группы по теме «Матрешка»

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей второй младшей группы по теме «Матрешка»...

Творческо-познавательный проект «Матрешка – народная игрушка» в ГКП-1, ГКП-2

ull;Данный проект разработан в силу востребованности на сегодняшний день проблемы художественно - эстетического воспитания дошкольников.•Содержание расширено за счет включения задач педагогичес...