Творческий проект для детей 5-7 лет «Золотая хохлома»
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Е.Н.Юткина

«Красотой Руси полна ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА!

                                                                  Ты строга, нетороплива, величава и игрива.

                                                                    Ты любовью рождена, мастерством одарена.

                                                                 Душу русскую неси из глубин святой РУСИ!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Центр развития ребенка – детский сад № 6»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

                ---------------------------------------------------------------------------------------

413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Волоха, 20, тел. 56-66-86

Творческий проект для детей 5 -7 лет

 «Золотая Хохлома»

Подготовила и провела

воспитатель

Юткина Е.Н.

2022 г.

«Красотой Руси полна ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА!

                                                                  Ты строга, нетороплива, величава и игрива.

                                                                    Ты любовью рождена, мастерством одарена.

                                                                 Душу русскую неси из глубин святой РУСИ!»

 

Актуальность: Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие и оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства, на основе чего и был создан данный проект. В нем рассматривается воспитательное значение народного искусства, на основе такого народного промысла, как хохлома. В процессе работы были определены содержание, формы и методы воспитания детей на материале народного искусства (музыкального, изобразительного, художественно-речевого), который вошел в проект. Народное искусство в разных его видах в работе с детьми использовалось в интегрированной форме как в групповой непосредственно-образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности в различные моменты жизни детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Дети, рассматривая фотографии, иллюстрации хохломской росписи, проявили желание узнать, где возникла этот вид народного промысла, как раскрашивают, какие элементы хохломской росписи существуют, специфика изготовления посуды с хохломской росписью. Из вышесказанного, очевидно, что перед обществом в целом и педагогическими работниками в частности стоит следующая проблема. 

Проблема: С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих пробелы в знании культуры своей страны. Итак, поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию творческого проекта «Золотая Хохлома».

Гипотеза: Что бы нам рассказала хохломская посуда, если бы умела говорить? 

Цели: Формирование у детей любви и уважения к народному искусству, вчастности – народному промыслу - хохлома; дать возможность ребёнку самостоятельно прикоснуться к народным ценностям, традициям; находить неожиданные открытия, узнавая о хохломе.

Задачи:

1.Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на    вопросы, презентовать свои работы.

                      2. Познакомить детей с историей хохломской росписи.

                      3. Формировать умение детей рассматривать хохломскую посуду.

                      4. Развивать умение рисовать простейшие элементы хохломской росписи.

                 5.Формировать умения создавать узоры по собственному замыслу, используя  разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов.

                      6. Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

Методы: Во время реализации проекта будут использованы такие методы как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий, которые занимают большую часть. Так как проект, включает в себя различные задания, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого воспитанника дают больше возможностей для творческого развития личности.

Участники проекта: воспитанники старших и подготовительных групп.

Характеристика проекта: 

  • по доминирующему виду деятельности – творческий; 
  • по характеру содержания – включает ребёнка и его внутренний мир; 
  • по характеру участия ребёнка в проекте – исполнитель и непосредственный участник; 

Ожидаемые результаты: от результатов проекта ожидаем, что дети:

1. Познакомятся с историей хохломской росписи.

2. Научатся рассматривать и узнавать хохломскую посуду. 

3. Сформируется умение рисовать простейшие элементы хохломской росписи. 

4. У детей будет совершенствоваться умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов. 

5. У детей привьется уважение и любовь к искусству народных мастеров. 

 Модель трех вопросов

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

1. Это посуда.

1. Из чего сделана посуда.

1. Прочитать книгу.

2. Это красиво.

2. Рассмотреть иллюстрации.

3. Это сделано руками человека.

2. Каким образом изготовлена эта посуда.

3. Где изготавливают эту посуду.

4. Почему ее так называют.

5. Какие краски и элементы используют мастера для росписи.

 Продолжительность: данный проект осуществляется с октября 2021 по март 2022 гг.

Этапы реализации проекта:

I этап – ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 

Беседа: «История возникновения хохломской росписи».

Цель: Рассмотреть хохломскую посуду и узнать все о Хохломе.

Задачи:

• Познакомиться с хохломской росписью.

• Рассмотреть хохломскую посуду.

Вхождение в проблему:

Рассматривание хохломской посуды и действия с ней.

Вживаться в игровую ситуацию.

II этап – ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Подобрать наглядный материал для деятельности детей, литературу и наглядные пособия. Знакомство с видами хохломской росписи с привлечением источников. Изготовление дидактических игр: « Хохломское лото», «Хохломское домино», «Собери картинку». Сбор экспонатов с хохломской росписью с помощью родителей (оформление выставки в мини-музее группы). Подготовить материал для художественного творчества – рисования.

III этап – ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ 

Рассматривание посуды, элементов хохломской росписи, иллюстраций в журналах. Отгадывание загадок о хохломе, разучивание стихов, чтение сказок и рассказов. Дидактические игры: «Составь узор», «Подбери узор». «Обведи и раскрась», «Собери картинку», «Найди пару». Слушание аудиозаписей: «Золотая Хохлома», «Золотая ярмарка», «Купили мы для бабушки…», «Матрешки», «Хохлома».

Подвижные игры: «Кто быстрее донесет вазу», «Кто больше соберет ложек», «Не задень посуду».

Рисование: Хохломские раскраски, Хохломская ложка, Хохломские доски.

Лепка (метод налепа): Хохломская чашка.

Родители совместно с детьми пополняют музей группы на тему: « Золотая хохлома». Получают информацию о проекте из консультаций для родителей.

Воспитанники повторяют за педагогом слова и фразы из знакомых стихотворений, разучивают новые. Играют в дидактические игры. Смотрят сюжеты и делятся своими впечатлениями. Слушают песни. Играют в игры. По подсказке педагога берут материалы для той или иной деятельности.

IV этап – ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Создание презентации « Золотая хохлома». Создание альбома и подготовка выставки детских работ по «Декоративно – прикладному искусству».

Перспективно - тематический план работы над проектом 

Этапы проекта

Содержание деятельности

Практические материалы

Сроки

I. Выявление проблемы

 

Подобрать наглядный материал для деятельности детей, литературу и наглядные пособия.

Знакомство с видами хохломской росписи с привлечением источников.

Сбор экспонатов с хохломской росписью с помощью родителей

(оформление выставки в мини-музее группы).

Беседа: «История возникновения хохломской росписи»,

Рассматривание альбомов: «Народные промыслы»,

« Золотая хохлома».

Изготовление дидактических игр: «Хохломское лото», «Хохломское домино», «Собери картинку».

Октябрь

II. Организация работы над проектом

 

Проведение бесед, НОД

Проведение бесед, НОД

III. Практическая деятельность по решению проблемы

Познавательное развитие.

«Что за чудо завитки»

Ноябрь

Просмотр презентации.

«Сказ о Хохломе»

Народное творчество: хохломская роспись.

Хохломские раскраски

Дидактические игры.

 «Цветные капельки»,  

 «Укрась горшочек»

Речевое развитие

 

Составление описательного рассказа о хохломской росписи

Декабрь

Народное творчество: хохломская роспись.

Рисование «Хохломская ложка»

Дидактические игры.

 

«Третий лишний», «Обведи элемент»,

Чтение художественной литературы.

Легенда «Золотая Хохлома»

Народное творчество

 

Рисование «Хохломская крынка»

Январь

Чтение художественной литературы

Л. Яхнин «Веселое слово хохлома».

Чтение стихов о хохломе.

Народное творчество: хохломская роспись

Рисование «Хохломские доски»

 

Просмотр видеосюжета.

 

«В гостях у мастеров  Хохломы».

Февраль

Дидактические игры.

«Собери целое», «Составь узор»

Народное творчество: хохломская роспись.

 

«Подарок для мамочки любимой» роспись разделочной доски в стиле золотой хохломы.

Март

Дидактические игры.

«Укрась горшочек»,            «Сложи картинку».

IV. Презентация продукта деятельности

Создание презентации «Золотая хохлома»

Показ презентации

«Золотая хохлома».

Март

 

Итоговые мероприятия: «Золотая хохлома» - роспись разделочной доски (изготовление подарка в стиле хохломы для мам). Создать альбом и подготовить выставку детских работ по «Декоративно – прикладному искусству». Создание презентации «Золотая хохлома».

Вывод: Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы - красивой формы, удобные в пользовании, мастерски исполненные. К ним относится и «хохлома».

Художественно-эстетическая деятельность средствами музейной педагогики способствует творческому развитию ребенка, его умению действовать в воображаемом пространстве, развитию фантазии, мира чувств, осознанию себя причастным к общечеловеческим и культурным ценностям.

В ходе работы использовались как традиционные технологии, так и современные:

  • педагогика сотрудничества, позволяющая осуществлять педагогический процесс в соответствии с интересами каждого ребенка, ненавязчиво, не давя, а быть всегда рядом с ребенком, помогать ему;
  • игровые технологии, способствующие повышению интереса к разным видам деятельности, созданию благоприятной эмоциональной обстановки, активности каждого ребенка;
  • метод проектов при создании мини-музеев разной направленности;
  • здоровьесберегающие технологии, использование которых позволяет вовремя чередовать спокойную и двигательную деятельность, снизить порог утомляемости, повысить внимание и пр.;
  • индивидуально-дифференцированный подход;
  • развивающие игры.

 

Используемая литература:

1. «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно - прикладного искусства» Л.В. Орлова - Москва «Мозаика – синтез».

2. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации (конспекты занятий)» Грибовская А.А. - Москва 2011 г.

3. «Русское народное творчество в детском саду» Усова А.П. – Москва 1972 г.

4. «Народное декоративное – прикладное искусство» - М.: Просвещение, 1984.

5. «Дети и народное творчество» - М.: Просвещение, 1995 г.

6. «Росписи Хохломы» - М.: Детская литература, 1991г. Жегалова С. К.

7. «Хохломская роспись по дереву. Наглядное пособие» - М.: Мозаика – Синтез, 2002 г

8. Интернет ресурсы: nsportal. ru

9. Интернет http://allforchildren.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в подготовительной группе "Город мастеров.Золотая хохлома".

Долгосроный проект посвящен изучению большинства народных промыслов России. Очень подробно делается упор на золотух хохлому. После окончания проекта дети должны знать и уметь рисовать в хохломе. Проек...

Цикл занятий по народно – прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста. «Золотая хохлома»

Программное содержание:*Познакомить детей с произведениями деревянных дел мастеров*Объяснить, что существовало много разных техник росписи дерева: хохломская, палехская*Учить детей различать характерн...

Информационно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Золотая осень»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ«ДЕТСКИЙ САД №16 «РУЧЕЁК» Информационно-творческий проектдля детей старшего дошкольного возраст...

ПРОЕКТ по художественно-эстетическому направлению Тема: «Золотая хохлома»

Формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно - прикладное искусство....

Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы «Золотая осень»

Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы "Золотая осень"...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Золотая хохлома"

quot;Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим.И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим..." В Шефнер...

Конспект занятия "Художественно-эстетическое развитие" для детей старшего дошкольного возраста "Золотая хохлома"

Задачи: Учить видеть элементы узора (листок, ветка, ягода, травка). Учить приемам кисти растительные декоративные элементы хохломской росписи. Развивать цветовое восприятие, чувства ритма, творческое ...