Дидактические игры как средство художественно-эстетического развития детей
консультация по рисованию

Будина Елена Николаевна

В дидактических играх содержатся интересные возможности для установки связи детей с изобразительной деятельностью, что способствует формированию у детей более глубоких знаний, представлений, развитию воображения, творчества, усвоению способов изображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения – г. Семилуки Воронежской области

Дидактические игры

как средство художественно-эстетического развития детей

Будина Елена Николаевна

воспитатель     

2022 год

Игра — самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Крупская Н. К. говорила: «Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность».

Дидактические игры расширяют представление малыша об окружающем мире, учат ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи). Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

В художественно-эстетическом развитии детей дидактические игры  являются ведущими средствами. В дидактических играх содержатся интересные возможности для установки связи детей с изобразительной деятельностью, что способствует формированию у детей более глубоких знаний, представлений, развитию воображения, творчества, усвоению способов изображения.

При организации дидактических игр художественно-эстетической направленности  необходимо помнить о некоторых правилах для того, чтобы увлечь ребёнка игрой. Игра должна проводиться живо и интересно, вызывать у детей положительный эмоциональный отклик.

Сухость, излишний дидактизм, формализм вызывает скуку, ухудшают запоминание правил, технических приёмов. Ребёнку можно предложить высказать свои предположения и варианты игровых действий с игрушкой, изобразительным инструментом, материалом. Он выскажет свои суждения о свойствах предметов, что даст толчок к экспериментированию и исследованию, к выдумке и творчеству. Позволит продлить интерес к данной игрушке или игре. И если ребёнок желает вас включить в игру или поделиться своими открытиями, результатами в игре, творческими находками, не отталкивайте его. Это позволит оживить впечатления, вызовет желание ещё раз поиграть, пережить радость открытия и успеха.

Все дидактические игры в художественно – эстетическом развитии дошкольников можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно – печатные игры и словесные игры.

  1. Игры с предметами.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Например, «Мозаика»«Собери матрёшек»«Заплатки»«Большая стирка» и др. В процессе выполнения игровых правил у детей формируются навыки выделять характерные детали, красивые сочетания цветов, а также развивается художественное восприятие, память, речь, воображение.

  1. Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и другие. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

  • Игры, способствующие развитию графических навыков, пониманию конструктивных особенностей формы. Играя в эти игры, дети развивают пространственное воображение, учатся узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям. Например: «Узнай предмет по силуэту», «Рисуем нитками», где за основу берется бархатная бумага и на ней рисуется нитками.
  • Игры, развивающие у детей цветовое восприятие, способствующие реализации живописных и колористических задач обучения. Например, в игре «Теплые и холодные оттенки», мы уточняем с детьми понятия «теплые и холодные цвета». В игре «Собери букет» дети собирают букеты цветов определенной цветовой гаммы: теплой или холодной. Во всех этих играх дети учатся выделять цвет предметов, называть их оттенки, закрепляют и развивают знания и представления о цвете, у них формируется чувство цвета, умение различать оттенки одного цвета.
  • Игры, на развитие чувства ритма и симметрии. В этих играх дети учатся самостоятельно составлять узоры, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдать симметрию и ритм («Сложи узор из предложенных элементов»).
  • Игры, способствующие развитию композиционных умений, начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине. Например: «Составь натюрморт», «Перспектива». В этих играх дети учатся воспринимать такие понятия, как «далеко», «близко», «там», «здесь», «верх», «низ», «справа», «слева», «впереди», «сзади», «вокруг», «в стороне».

  1. Словесные игры.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

 Например, «Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, апельсин, яблоко ит. д.), «Что бывает желтое в природе?» (солнце, одуванчик, лимон, осенние листья).

Очень важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребенка необходимые знания, представления. В конце игры обязательно надо хвалить детей, делать акцент на позитивных моментах, поощрять успехи.

Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).

На занятиях используются те д/игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.

При планировании д/игр в организации образовательной деятельности,  необходимо учитывать, чтобы новые игры, взятые на занятии, затем проходили в блоке совместной деятельности воспитателя с детьми и, затем,  использовались детьми в их самостоятельной деятельности. Д/игры в большинстве случаев проводятся тогда, когда дети уже получили определенные знания и навыки, иначе будет достаточно трудно осуществить игру.

Обязательными условиями дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Таким образом, вся работа по художественно-эстетическому развитию детей средствами дидактических игр способствует активному участию детей в этих играх. Это позволяет развить познавательный интерес детей, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности, потребность участвовать в продуктивной деятельности.

Источник:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2018/12/02/razvitie-hudozhestvenno-esteticheskogo-vospitaniya-cherez


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план воспитательно – образовательной работы ГККП «Детского сада № 2 «Жулдыз» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей на 2014 - 2015 учебные годы

Задачи  на 2014 -2015 учебный год:1. Укрепление здоровья детей и создание необходимых условий для их физического развития в    соответствии с ГОСО РК. Формировать здоровый...

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Авторская программа кружка по художественно-эстетическому направлению развития детей в разновозрастной группе «Волшебные сказки» на 2015-2016 уч.год МБДОУ «Детский сад с.Каменка» Красноармейского района Саратовской области В

I.Пояснительная запискаНаши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старш...

Проект «Коллекционирование как средство художественно – эстетического воспитания у детей старшего дошкольного возраста».

Коллекционирование, как средство личностного развития ребёнка, можно применять независимо от реализуемой в группе базисной программы воспитания, развития и обучения, так как использование экспонатов к...

Конспект НОД по реализации задач познавательного, художественно-эстетического, речевого развития детей второй младшей группы "Водичка, водичка..."

Материал подготовлен с целью способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации, формированию представлений об объектах окружающего мира....

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...