Программа кружковой работы «В мире фантазий» для детей 5 - 7 лет
творческая работа учащихся по рисованию

Косячкина Елена Юрьевна

Кружковая работа “В мире фантазий” направлена на развитие у дошкольников творческих способностей через театрализованную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_kosyachkina_e.yu_.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад № 278 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»

Программа кружковой работы

«В мире фантазий»

для детей 5 - 7 лет

 Воспитатель:

    Косячкина Елена Юрьевна

Красноярск

СОДЕРЖАНИЕ

  • Пояснительная записка
  • Учебный план кружка
  • Календарно – тематическое планирование
  • Список литературы

Пояснительная записка.

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок"

В.А.Сухомлинский.

Актуальность

Кружковая работа “В мире фантазий” направлена на развитие у дошкольников творческих способностей через театрализованную деятельность. Содержание программы рассчитано на 2 год обучения детей старшего дошкольного возраста и включает в себя первый год обучения - 30 занятий согласно перспективному планированию, второй год обучения - 30 занятий, согласно перспективному планированию. Содержание программы “В мире фантазий” разработано на основе парциальной программы художественно - эстетического развития детей 2 - 7 лет Лыковой И.А. “Цветные ладошки”.

Работа направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.

В первой половине дошкольного детства у ребёнка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребёнком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, стихотворений, сказок, просмотра видео и кинофильмов.

В старшем дошкольном возрасте главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно-ролевые игры.

Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощение замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование. Целенаправленное развитие воображение у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Причём в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий её участников.

Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов - это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Фантазия – важное условие нормального развития личности ребёнка, она необходима для свободного выявления его творческих возможностей. Новые образы в словесном творчестве дошкольника оказываются не менее реалистичными, чем в игре. Ребёнок наделяет героев действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведением и образом жизни. Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определённые    характеристики    и    действующими    в    соответствующих ситуациях. Дошкольник, например, придумывает себе друга - маленького человечка, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребёнок как будто переживает приключения.

Руководство воображением требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения, и ситуаций, когда средства решения не определены.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:
· воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
· оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
· ребёнок осваивает приемы и средства создания образов;
· воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Цель: развитие творческих способностей детей 5-7 лет.

Задачи:

  • Познакомить родителей и педагогов с планом кружковой работы.
  • Развивать у детей познавательные процессы:

  • развивать творческое и пространственное воображение у детей 5 – 7 лет,
  • развивать зрительное и слуховое восприятие,
  • способствовать развитию у детей графических навыков, мелкой моторики пальцев рук,
  • развивать наглядно-образное мышление, элементов словесно-логическое мышления,
  • развитие волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.).
  • формировать у детей умения трудится в коллективе, помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться совместным успехам,
  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему, способствовать формированию эстетического вкуса.

Учебный план кружковой работы

Время проведения:

с 1 октября по 31 мая – 8 месяцев (согласно сетке работы кружка).

Количество занятий в неделю – 1.

Количество занятий в месяц – 4.

Количество занятий в год - 30 (согласно перспективному планированию)

Длительность занятий:25 минут.

Базовая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: художественно - эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Для реализации программы, в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.

Формы работы с детьми:

• игра

• импровизация

• объяснение

• рассказ и рассказ детей

• чтение

• показ

• личный пример

• беседа

• обсуждение

• наблюдения

• словесные и подвижные игры

Занятия с детьми проводятся по следующей схеме.

• Начало занятия – загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.

• Демонстрация образцов, правил игры, способов выполнения и их анализ.

• Объяснение приемов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы, замысел.

•Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

• Самостоятельное работа.

• Анализ готовых рисунков, сыжетов своих и детей.

• Уборка рабочих мест.

Ожидаемые результаты:

В конце года дети будут иметь:

-развитое воображение;

-развитую мелкую моторику пальцев рук;

-сенсорное восприятие;

-логическое мышление;

Уметь:

 творчески подходить к решению определённых задач, находить оригинальные варианты, способы работы,

- словесно объяснить свой выбор, логически строить свои фразы,

- различать и отличать яркие работы, явления и окружающие предметы,

- быть активным и быстрым в играх,

- быть внимательным и аккуратным.

Овладеть:

волевыми качествами (усидчивость, терпение, умения доводить работу до конца и т.п.);

-эмоционально-ценностным отношением к окружающему миру.

Календарно – тематическое планирование

1 год обучения

месяц

неделя

Тематика занятий

октябрь

1 неделя

 

2 неделя

 

3 неделя

 

4 неделя

Осенний натюрморт.

 

Разрисуй предмет.

 

На что это похоже?

Нарядные лошадки.

ноябрь

1 неделя

 

2  неделя

 

3 неделя  

 

4 неделя

Придумай и нарисуй.

 

Превращения – необычные следы.

 

Невидимки.

Чудесное првращение кляксы

декабрь

1 неделя

 

2 неделя

 

3 неделя

 

4 неделя

Белая береза под моим окном...

 

Волшебные снежинки

 

Еловые веточки

 

Кошка с котятами

Январь - февраль

1 неделя

 

2 неделя

 

1 неделя

 

2 неделя

 

3 неделя

 

4 неделя

Веселый клоун

 

Куб хамелеон.

 

Волшебный круг.

 Составим поясок.

 

Папин портрет

 

Живая картинка. Путешествие в страну «Вообразилию»

март

1 неделя

 

2 неделя

 

3 неделя

 

4 неделя

Милой мамочки портрет

 

Весёлый рассказ.

 

Фантазёры.

Солнышко нарядись

апрель

1 неделя

 

2 неделя

 

3 неделя

 

4 неделя

Дымковская барышня

 

Как в зеркале.

 

У каждого бывает день рождения.

 

Свой собственный каталог игрушек.

май

1 неделя  

 

2 неделя  

 

3 неделя

 

4 неделя

Зеленый май

 

В путешествие с друзьями.

 

Рисуем музыку

Необычный транспорт.

Календарно – тематическое планирование

2 год обучени

месяц

неделя

Тематика занятий

октябрь

1 неделя

 

2 неделя

 

3 неделя

 

4 неделя

Деревия смотрят в озеро...

 

Красивый букет.

 

Загадки. Ниткография.

 

«Осень» (Мягкая роспись по ткани)

ноябрь

1 неделя

 

2  неделя

 

3 неделя  

 

4 неделя

“Ежик” (метод тычка).

 

Пейзаж.

 

Мы едем, едем, едем в далёкие края…

“Береза в снегу”.

декабрь

1 неделя

 

2 неделя

 

3 неделя

 

4 неделя

Узоры на окнах.

 

Звездное небо.

 

Дремлет лес под сказку сна

 

Сказочная птица

Январь - февраль

1 неделя

 

2 неделя

 

1 неделя

 

2 неделя

 

3 неделя

 

4 неделя

«На что похоже?» (Аппликация с дорисовыванием)

 

«Новые игрушки» (Кубизм)

 

«Мой сон» (Работа со знакомыми техниками)

Пир на весь мир (декоративная посуда и сказочные явства)

 

“Наша улица” (усложнение и совмещение техник: печатание + набрызг)

 

Музыка (пальцевая живопись)

март

1 неделя

 

2 неделя

 

3 неделя

 

4 неделя

Открытка “Милой мамочке”

 

Облака (рисование по сырому фону).

 

Ледоход (метод старения).

Золотой петушок

апрель

1 неделя

 

2 неделя

 

3 неделя

 

4 неделя

Оранжевая песенка

 

В далёком космосе

 

Езда на автомобиле (линия как средство выразительности)

 

По замыслу  (Совместное рисование)

май

1 неделя  

 

2 неделя  

 

3 неделя

 

4 неделя

Сирень (совмещение техник)

 

Цветик - семицветик (освоение цветовой гаммы)

 Цветочная поляна

Одуванчики  (рисование мыльными пузырями)

Список используемой литературы:

  • Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
  • Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть II – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
  • Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.; Мозаика-Синтез, 2008г.
  • Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником – М.; ТЦ Сфера, 2008г.
  • Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.; Педагогическое общество России, 2005г.
  • Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.; КАРО, 2008г.
  • Новалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. – М.; АРКТН, 2008г.
  • Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. – СПб.; КАРО, 2007г.
  • Утробина К. К. , Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.; «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.
  •  Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия развития: Академия холдинг, 2004г.
  • Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.; ТЦ Сфера, 2008г.
  • Бачурина В. Новые развивающие игры для дошкольников / В. Бачурина – М.: ООО «ИДРИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. 21 век», 2007. – 176 с.
  • Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1974. – 96 с.
  • Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для восп. Детского сада / Л.А. Венгер и др.  – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.
  • Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада  / З.А. Михайлова. -  М.: Просвещение, 1985. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста "Волшебная бумага"

В настоящее время педагоги , занимающиеся проблемой развития художественно-эстетических способностей детей, отмечают, что именно различные  виды продуктивной деятельности, в частности работа с...

Программа кружковой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе"С чего начинается Родина?"

Данная разработка поможет организовать воспитателям работу по формированию социально-активной личности....

Рабочая программа кружковой работы "Играем в путешествия" для детей 5-7 лет в логопедической группе.

Рабочая программа кружковой работы "Играем в путешествия" для детей 5-7 лет в логопедической группе....

Дополнительная программа кружковой работы по сенсорному развитию для детей первой младшей группы «Игровая мозаика».

Дополнительная программа  кружковой работы  по сенсорному развитию  для детей первой младшей группы «Игровая мозаика»....

Дополнительная программа кружковой работы по сенсорному развитию для детей первой младшей группы "Игровая мазайка"

Дополнительная программа кружковой работы по сенсорному развитию для детей первой младшей группы "Игровая мазайка". Разработчик:воспитатель Торчаков. М. Р...