План по самообразованию на 2021г
учебно-методический материал по рисованию (подготовительная группа)

Панченкова Марина Анатольевна

"Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2022.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Улыбка» г. Щигры Курской области»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

на 2021 – 2022 учебный год
воспитателя
Панченковой Марины Анатольевны

Паспорт индивидуального плана

Тема самообразования: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»

Тип проекта: познавательно-творческий

Образовательные области: познавательное, художественно эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители

Сроки реализации: 2021- 2022г

Возрастная группа: подготовительная группа

Пояснительная записка

Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе.

Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности. Создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности, а так же являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита.

Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

А творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в своём плане делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. 

Актуальность

Сейчас многие говорят и пишут об    уникальности современных детей: быстрее чем раньше развиваются; схватывают всё на лету; впитывают большое количество информации; на «ты» с компьютером и современными гаджетами. Ребёнок в два года с лёгкостью управляется с маминым телефоном и, как правило, это самая любимая игрушка у ребёнка. Очень часто можно услышать произнесённые с гордостью слова мамы: «Мой в телефоне, как рыба в воде». А затем эти юные дарования приходят к нам в детский сад и, что мы видим? Дети с трудом держат ложку, не могут самостоятельно справиться со шнурками или пуговицами, с проговариванием букв и построением предложений, да и в целом неуклюжи. Причина этого кроется в неразвитости мелкой моторики, всем известно, что рисование способствует развитию мелкой моторики, а нетрадиционное рисование я выбрала потому, что оно повышает детский интерес, желание творить искать и находить новое нетрадиционное, казалось бы, в обыденном. Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Нетрадиционное рисование-это огромная возможность для детей: пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Цель: познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности и повысить уровень развития мелкой моторики.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
  • Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать
  • Помочь детям, овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками

Развивающие:

  • Развивать у дошкольников мелкую моторику рук
  • Апробировать нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей детей
  • Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремление прийти другу на помощь

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными техниками
  • Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии

Предполагаемый результат:

 - У детей сформируются знания о нетрадиционных способах рисования;

- дошкольники овладеют техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

- Повысится умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

- Увеличится динамика уровня развития по ИЗО деятельности

-Значительно увеличится уровень развития мелкой моторики

- Повысится компетентность родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники; активное участие родителей в совместных творческих проектах;

- Участие в конкурсе рисунков на муниципальном, региональном и федеральном уровне.

- Организация ежемесячных выставок продукции детской деятельности для родителей

Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию

  • Создание игровой ситуации
  • Показ воспитателя
  • Использование движения рук

  • Сравнение двух техник
  • Проговаривание последовательности работы
  • Просмотр видео уроков
  • Пальчиковые гимнастики
  • Беседы с использованием загадок, стихотворений
  • Самостоятельная деятельность детей
  • Физминутки

Работа с родителями:

Консультации:

«Роль изобразительной деятельности для развития дошкольников»

«Нетрадиционные техники рисования в совместной и деятельности детей и родителей»

https://nsportal.ru/node/5679637

«Рисование в техники «Граттаж»

https://nsportal.ru/node/5681251

Беседа: «Рисуя-играем»

«Нетрадиционные техники рисования c детьми 6-7 лет"

"Не бойтесь экспериментировать!"

https://nsportal.ru/node/5681249

 

Изготовление буклетов для родителей «Нетрадиционные техники рисования», «Что рисует ваш ребёнок?»

Пополнение центра изобразительной деятельности нетрадиционными материалами материалами для рисования (зубные щётки, ватные палочки, коктейльные трубочки, свечи, пробки, соль, клей ПВА, поролоновые печатки и т.д.)

Работа с педагогами:

Консультации:

- «Виды нетрадиционных техник рисования, которые можно использовать в ДОО»

- "Эффективность применения нетрадиционных техник рисования»,

- "Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики детей дошкольного возраста".

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/10/02/konsultatsiya-dlya-roditeley-netraditsionnye-tehniki-risovaniya

Мастер-класс «Ниткография», «Пластилинография» (показатель № 4.2)

Опубликовать научную статью по теме плана самообразования в сборнике «Инновационный дискурс развития современной науки и технологий

 (секция педагогическая наука)».

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Итог работы

1-этап теоретический, подготовительный

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

  1. Нестерова И.А. Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru – Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/ispolzovanie-natradicionnyh-tehnik-v-izobrazitelnoi-deyatelnosti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html (Даты обращения: 04.09.2021 – 15.03.2022).
  2. Давыдова ГН. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий 2003, 2015. – 255 с.
  3. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: методические рекомендации для воспиттелей. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 280 с.
  4. Т. Комарова «ИЗО в детском саду» М. 2020г.

Изучены различные техники и методы их применения в ДОУ, в частности в подготовитель-ной группе

Составление конспектов НОД, оформление папок передвижек, подготовка материала для консультации, беседы с родителями, педагогами

2-этап практический

Работа с детьми

Сентябрь

Организованная образовательная деятельность «Ветка рябины» (создание рисунка с использованием метода пальцеграфия).

Материал размещён на сайтеhttps://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2022/10/02/nod-vetka-ryabiny

Октябрь

Беседа по теме «Нетрадиционные техники рисования»

Дискуссия «Самый интересный метод рисования»

Ноябрь

Организованная образовательная деятельность «Мама для мамонтёнка» (рисование методом «тычок»).

Выставки работ детского творчестваhttps://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2022/10/04/nod-mama-dlya-mamontyonka

Декабрь

Непосредственно образовательная деятельность «Морозные узоры» (рисование целлофановым пакетом)

Материал размещён на сайтеhttps://nsportal.ru/node/5218792

Январь

НОД

 «Лес чудесный снегом укрытый»

(рисование солью)

Участие в конкурсе рисунков

Февраль

НОД «Северное сияние» (совмещённая техника: рисование по сырому + набрызг)

Выставка работ детского творчестваhttps://nsportal.ru/node/5681227

Февраль

Мастер-класс «Я рисую как хочу»

Материал размещён на сайтеhttps://nsportal.ru/node/5681235

Март

НОД «Портрет любимой мамочки»

Материал размещён на сай https://nsportal.ru/node/5679698

Апрель

Организованная образовательная деятельность «Весна» (рисование методом монотопия).

Участие во всероссийском конкурсе рисунков Диплом победителей

https://nsportal.ru/node/5668078

3-заключительный этап

Май

Беседа «Зачем люди рисуют?» «Какой вид рисования мне понравился больше всего?».

Оформление презентации «Нетрадиционные техники рисования»

Закрепить ране полученные знания по НТР, способствовать повышению мотивации к самостоятельной деятельности по НТР

https://nsportal.ru/node/5210479 подтверждающий документ №4.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию: «Сотрудничество с семьёй по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни через здоровьесберегающие технологии» 2020-2021г.

Цель: создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и детей ответственности в деле сохране...

План по самообразованию на тему: «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников с ОНР» на 2020-2021г.

Цель: показать на практике пути применения математических знаний для развития речи.Задачи:Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы в соответствии с профилем группы....

План по самообразованию на 2020/2021г

План по самообразованию на 2020/2021г...

План по самообразованию на 2020-2021г.

Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения.Каждый ре...

План по самообразованию 2020-2021г

laquo;Внедрение активных форм взаимодействия педагога и родителей в интересах ребенка»...

План по самообразованию 2020-2021г.г.

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли....

Перспективный план по самообразованию 2021г.

План работы по самообразованию (литература, методические  пособия, игры, и т. д.)...