Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности «Цветной мир» для детей 6-7 лет
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)

Маркина Анна Ивановна

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programa_po_izo_dlya_detey_6-7_let.docx59.46 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

по изобразительной деятельности

«Цветной мир»

для детей 6-7 лет

Автор: Маркина А.И.

Тамбов – 2022

СОДЕРЖАНИЕ

1

Целевой раздел………………………………………………………….

2

1.1

Пояснительная записка………………………………………………...

2

1.2

Цели и задачи реализации Программы………………………………..

5

1.3

Принципы и подходы к формированию Программы………………...

7

1.4

Формы и методы………………………………………………………..

9

1.5

Ожидаемые результаты и способы их проверки……………………..

9

2

Содержательный раздел………………………………………………..

12

2.1

Задачи художественно-эстетического развития в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………..

12

2.2

Учебный план…………………………………………………………..

15

3

Организационный раздел………………………………………………

33

Список использованных источников……………………………………….

34


1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Дошкольный возраст сензетивен, наиболее благоприятен для развития образного мышления, воображения – составляющих основу творческой деятельности. Это тот период, когда изобразительная деятельность может стать устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей.

Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира. Изобразительная деятельность – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Изображая, дети узнают мир и выражают свое отношение к нему. Рисуя, ребёнок, старается понять других и самого себя. Первые цели, которые ставятся перед детьми в искусстве – учиться наблюдать, видеть в обычном – особенное, научиться любоваться красотой, замечать её. Задачи эти столь значительны, что и в дальнейшем для решения их уходит много-много лет. Необходимым условием художественного развития ребёнка является обогащение его новыми впечатлениями, в результате чего происходит увеличение эмоционально-интеллектуального опыта детей. Чем богаче опыт, тем разнообразнее по тематике и содержанию детское творчество. Однако дошкольник порой не догадывается о возможности воплощения своих впечатлений в изобразительной деятельности. Такое желание рождается при общении с произведениями искусства, а также в чутком наставничестве педагога, который формирует у детей позицию активного отражения впечатлений.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.

1.2 Цели и задачи реализации Программы

Цель программы  - раскрытие и развитие творческих способностей и задатков, заложенных в ребенке, через занятия изобразительным искусством. Развитие потенциальных способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность, через различные способы рисования.

 Основные задачи программы:

Образовательные:

  • Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
  • Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Обучающие:

  • формировать умение различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике;
  • закреплять  приемы  работы кистью,  мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);
  • совершенствовать умения различать цвета спектра  и их оттенки, основные геометрические фигуры.
  • Развивающие:
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать способность смотреть на мир и видеть его  глазами художников, замечать и творить Красоту;
  • развивать творчество и фантазию, наблюдательность  воображение,  ассоциативное мышление и любознательность.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
  • Воспитывать аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
  • Воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности.
  • Воспитывать культуру восприятия произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.

Реализация программы.          

Программа рассчитана на детей 6-7 лет, продолжительность обучающей программы 1 год.

Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.

Занятия по образовательной программе дополнительного образования детей проводятся во второй половине дня после дневного сна, с 15.30 до 16.45.

Занятия проходят два раза в неделю, в год – 72 часа.

Форма организации детей на занятии: подгрупповая.

Продолжительность занятий: 25-30 мин.

Форма проведения занятий: групповая, индивидуальная.

Занятия проходят во второй половине дня.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что с большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования, а также использованию нетрадиционных приемов рисования. В ходе реализации программы дети знакомятся со следующими техниками рисования:

  • монотипия;
  • рисование свечой;
  • рисование по мокрой бумаге;
  • рисование путем разбрызгивание краски;
  • оттиски штампов различных видов;
  • рисование в смешанной технике "восковые мелки и акварель"
  • граттаж;
  • кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
  • рисование жесткой кистью (тычок);
  • оттиск смятой бумагой.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа предусматривает распределение материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют возрасту детей, что гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

  • Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
  • Принцип повторения умений и навыков - один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
  • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок
  • Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков
  • Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
  • Принцип успешности заключается в том, что воспитанник получает задания, которые он способен успешно выполнить.
  • Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
  • Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется творческая личность
  • Принцип взаимодействия детского сада и семьи преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации творческих способностей ребенка
  • Принцип результативности предполагает получение положительного результата развития творческих способностей ребенка

Принципы взаимодействия с детьми:

- ребенок сам - молодец, у него - все получается, возникающие трудности - преодолимы;

- постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;

- исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;

- сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей.

Каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.

1.4. Формы и методы

Программа предполагает работу с детьми в форме совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В процессе работы используются различные формы совместной деятельности: традиционные, игровые. Каждая деятельность включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми.

Методы, используемые в процессе образовательной деятельности:

- словесные (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);

- наглядные (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ – выполнение педагогом, работа по образцу и др.);

- объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);

- репродуктивный – (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);

- частично – поисковый (участие детей в коллективном поиске, решения поставленной задачи совместно с педагогом);

- исследовательский (экспериментальный) (самостоятельная творческая работа детей);

- практические (выполнение работ по картам и схемам и др.);

При осуществлении образовательного процесса педагог использует такие формы работы как:

- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);

- групповой (организация работы в подгруппах, парах);

- индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий).

1.4 Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате проведения дополнительной образовательной деятельности по программе «Мир в цвете» воспитанники овладеют  комплексом определенных знаний и умений. К концу реализации программы дети могут:

  • Знать разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
  • Называть основные выразительные средства.
  • Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства, эстетической развивающей среде.

В рисовании:

  • Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
  • Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.

Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики используются для решения образовательной задачи: индивидуализации образования.

График проведения диагностик:

1. Первая неделя сентября – начальные представления по программе «Мир в цвете».

2. Текущий контроль – постоянное наблюдение за усвоением навыков ребенком по программе «Мир в цвете».

3. Последняя неделя мая – итоговые представления детей по программе «Мир в цвете».

Педагогическое обследование проводится с использованием методик Парамоной Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И. Полученные данные заносятся в комплексную диагностическую карту и оцениваются по трехбалльной шкале.

 Инструментарий для обследования (Диагностические задания)

Задание №1 Цель: выявить умение детей отличать теплые и холодные оттенки при помощи цветового круга. Педагог предлагает ребенку цветовой круг для определения цветового спектра.

Задание №2 Цель: выявить умение детей различать стили в живописи и рисунке. Педагог предлагает ребенку репродукции картин для различия стилей.

Задание № 3 Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).

Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».

Задание № 4 Цель: выявить умение детей различать технику рисования. Педагог показывает ребенку картинки с различными техниками и предлагает их назвать.

Задание № 5 Цель: выявить умение детей правильно строить композицию.

Задание № 6 Цель: выявить умение детей следовать устным инструкциям.

Задание № 7 Цель: выявление навыков использования традиционных приемов рисования.

Задание № 8 Цель: выявление навыков использования нетрадиционных приемов рисования.

Задание № 9 Цель: выявление навыков использования бросового материала в художественной деятельности.

Качественная характеристика формирования умений и навыков в освоении программы «Мир в цвете».

Высокий уровень: (от 16 до 18 баллов)

Ребенок самостоятельно называет цветовой спектр, различает стили в живописи. Правильно называет (показывает) все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг). Правильно строит композицию. Следует устным инструкциям. Умеет использовать различную технику росписи готовых форм и заготовок.

Средний уровень: (от 10 до 15 баллов)

Ребенок испытывает затруднения при названия цветового спектра, различает стили в живописи. Требуется помощь при назывании (показе) геометрических форм и понятий. Затрудняется в построении композиции. Затрудняется следовать устным инструкциям. Использует традиционные техники рисования, либо не более трех нетрадиционных приемов рисования. не доводит начатое до конца.

Низкий уровень: (ниже 9 баллов)

Ребенок не владеет навыками работы с цветом, не ориентируется в теории, не знает название геометрических фигур и понятий. Не использует приемы росписи. Помощь взрослого не принимает.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
  • Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
  • Пополнение предметно-развивающей среды в течение года.

2. Содержательный раздел

2.1 Задачи художественно-эстетического развития в старшем дошкольном возрасте.

На каждом виде деятельности используется дополнительный материал: аудиозаписи, стихи, загадки, сведения о растительном, подводном мире, птицах, насекомых, цветах, дидактические игры и т.д.

Эстетическое восприятие мира природы.

  • Развивать интерес, желание и умение наблюдать за живой и неживой природой.
  • Воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы, любовь к природе, основы экологической культуры.
  • Подводить к умению одухотворять природу, передавать настроение.

Эстетическое восприятие социального мира.

  • Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.
  • Знакомить с ближайшим окружением, учить любоваться красотой окружающих предметов.
  • Учить выделять особенности строения предметов, их свойства и качества, назначение.
  • Знакомить с изменениями, происходящими в окружающем мире.
  • Развивать эмоциональный отклик на человеческие взаимоотношения, поступки.

Художественное восприятие произведений искусства.

  • Развивать эстетическое восприятие, умение понимать содержание произведений искусства, всматриваться в картину, сравнивать произведения, проявляя к ним устойчивый интерес.
  • Развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения искусства.
  • Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства.
  • Воспитывать эмоциональный отклик на отраженные в произведениях искусства поступки, события; соотносить со своими представлениями о красивом, радостном, печальном и т.д.
  • Развивать представления детей об архитектуре.
  • Формировать чувство цвета, его гармонии; симметрии, формы, ритма.
  • Знакомить с произведениями искусства.
  • Содействовать эмоциональному общению.

Художественно-изобразительная деятельность

  • Развивать устойчивый интерес к разным видам изобразительной деятельности.
  • Развивать эстетические чувства.
  • Учить создавать художественный образ.
  • Учить отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной деятельности, придумывать, фантазировать, экспериментировать.
  • Развивать художественное творчество детей.
  • Учить передавать животных, человека в движении.
  • Учить использовать в изодеятельности разнообразные изобразительные материалы.

Направления образовательной работы:

  • Ознакомление с искусством, теоретические занятия.

Практические занятия:

  • Живопись. Сюжетное, предметное рисование акварелью, гуашью.
  • Рисунок. Графика. Рисование графическими художественными материалами (карандаши, фломастеры, уголь, сангина, пастель).
  • Декоративное рисование.
  • Рисование с использованием нетрадиционных техник (граттаж, восковые мелки и акварель, печать по трафарету, набрызг, кляксография и пр.)

Старшая группа 5-6 лет

Раздел

Кол-во часов за год

1

Ознакомление с искусством, теория.

10

2

Живопись (гуашь, акварель)

32

3

ДПИ

7

4

Рисунок, графика

12

5

Нетрадиционные техники рисования

16

Итого

72

Количество часов за год - 72 (1 академический час равен 1 занятию продолжительностью 25- 30 мин).

2.2 Учебный план

Месяц

Тема

Задачи

Материал

1

сентябрь

Знакомство с материалами для рисования.

Диагностика. Нарисуй, что хочешь, что умеешь. Определение уровня навыков

Бумага А4, карандаши цветные или простой.

2

Знакомство с цветовым кругом

Знакомство с цветовым спектром

Бумага А4, акварель, кист

3

Живопись. Дары природы.

Учить детей рисовать овощи и фрукты, передавать их окраску, стараться передавать свет и тень. Фон.

Бумага А3, гуашь, кисти, простой карандаш. палитра, салфетка.

4

Живопись. Дары природы.

Учить детей рисовать овощи и фрукты, передавать их окраску, стараться передавать свет и тень. Рисование овощей и фруктов.

Бумага А3, гуашь, кисти, простой карандаш

. палитра, салфетка.

5

Живопись. Дары природы.

Учить детей рисовать овощи и фрукты, передавать их окраску, стараться передавать свет и тень. Прорисовка мелких деталей.

Бумага А4, гуашь, кисти, простой карандаш. палитра, салфетка.

6

Осенние листья на земле. Рисунок по сырому фону

Научить детей создавать композицию, передавать форму различных листьев, правильно подобрать колорит, добиваться разных оттенков цвета, смешивать краски на палитре.

Акварель, простой карандаш, бумага А3, кисти, палитра.

7

Ознакомление с искусством. Натюрморт.

Знакомить детей с понятием «натюрморт», просмотр презентации "Натюрморт", репродукций картин художников.

Репродукции картин художников.

8

Натюрморт с осенними листьями. Фон. Карандаш, работа в цвете.

Учить детей анализировать натуру, выделять существенные признаки. Передавать в работе форму вазы, листьев, их окраску, оттенки цветов.

Натура: ваза с букетом осенних листьев.

Бумага А3, простой карандаш, гуашь, кисти, палитра.

9

октябрь

Натюрморт с осенними листьями. Завершение работы, обсуждение.

Учить детей анализировать натуру, выделять существенные признаки. Передавать в работе форму вазы, листьев, их окраску, оттенки цветов. Фон. Карандаш, работа в цвете.

Натура: ваза с букетом осенних листьев.

Бумага А3, простой карандаш, гуашь, кисти, палитра.

10

Живопись. Ветка рябины.

Учить детей рисовать рябину, анализировать строение листьев, форму соплодия. Передавать колорит листьев, ягод. Смешивать краски. Познакомить со способом рисования по сырой бумаге.

Бумага А3, акварель, кисти, палитра.

11

Тренировочное упражнение. Закрасить сегменты квадрата разными оттенками серого цвета.

Учить детей смешивать краски на палитре, добиваясь получения разных оттенков серого цвета.

Квадратный лист бумаги, поделённый на сегменты, гуашь чёрная и белая, палитра, кисть.

12

Ознакомление с искусством. Пейзаж.

Знакомить детей с понятием "пейзаж". Учить различать в произведениях живописи художественно-образные признаки прихода осени. Воспитывать любовь к родной природе.

Репродукции картин по теме, ветки с осенними листьями.

13

Пейзаж. Берёзы в пасмурную погоду. Живопись.

Учить детей передавать настроение в рисунке при помощи краски серого цвета (унылый пасмурный день) , продолжать учить смешивать краски на палитре.1. Фон в серых тонах.

Бумага А4, простой карандаш, гуашь, палитра, кисти, салфетка.

14

Пейзаж. Берёзы в пасмурную погоду. Живопись.

Учить детей передавать настроение в рисунке при помощи краски серого цвета (унылый пасмурный день), продолжать учить смешивать краски на палитре. 2.Нарисовать берёзы, листья. Завершение работы, обсуждение.

Бумага А4, простой карандаш, гуашь, палитра, кисти, салфетка.

15

Яблоки созрели.

Рисовать яблоки на ветке. Передавать форму листьев и плодов, развивать наблюдательность, закреплять владение графическими навыками.

Бумага А3, простой карандаш, гуашь, уголь, кисти, палитра.

16

Яблоки созрели.

Рисовать яблоки на ветке. Передавать форму листьев и плодов, развивать наблюдательность, закреплять владение графическими навыками.

Бумага А3, простой карандаш, гуашь, уголь, кисти, палитра.

17

ноябрь

Холодные цвета красок и их оттенки. Тренировочные упражнения.

Дать представление о холодных цветах, учить смешивать краски на палитре, добиваясь получения разных оттенков холодных цветов.(Море)

Квадратный лист бумаги, поделённый на сегменты, гуашь, палитра, кисть.

18

Тёплые цвета и их оттенки. Тренировочные упражнения.

Дать представление о тёплой гамме цветов. Учить смешивать краски на палитре, добиваясь получения разных оттенков тёплых цветов. (Пустыня)

Квадратный лист бумаги, поделённый на сегменты, гуашь, палитра, кисть.

19

Ознакомление с искусством. Натюрморт.

Повторить понятие натюрморта, рассмотреть репродукции картин, выбрать из них натюрморты. Попробовать составить свой натюрморт и выполнить его в одной из цветовых гамм.

Бумага А4 или 1\2 А4, простой карандаш, гуашь, кисти, палитра. Репродукции картин.

20

Ознакомление с искусством. Натюрморт.

Фантазийный натюрморт в любой гамме цветов.

Завершение работы

Бумага А4 или 1\2 А4, простой карандаш, гуашь, кисти, палитра. Репродукции картин.

21

Знакомство с ДПИ. Дымковские игрушки.

Рисование дымковской барышни.

Продолжать знакомить детей с народными промыслами. Воспитывать любовь к родному краю.

Учить детей рисовать дымковскую барышню, украшать одежду узорами в стиле дымковского.

Бумага А3 или А4, простой карандаш, гуашь, кисть.

22

Декоративное рисование. Завиток.

Украшать лист крупной веткой с завитками, использовать для украшения ветки цветы, листья и др.

Цветные карандаши или фломастеры, бумага А4, простой карандаш, ластик.

23

Знакомство с творчеством Ю.А.Васнецова. Украшение узором полотенца к потешке «Водичка, водичка, умой моё личико»

Знакомить детей с творчеством иллюстратора детских книг Ю.А.Васнецова, рассмотреть иллюстрации к различным потешкам. Учить составлять узор в полосе, используя знакомые элементы росписи.

Книги, иллюстрированные Ю.А.Васнецовым, потешки, бумага (полоса), простой карандаш, акварель или гуашь, кисть.

24

Знакомство с творчеством Ю.А.Васнецова. Украшение узором полотенца к потешке «Водичка, водичка, умой моё личико»

Продолжить знакомить детей с творчеством иллюстратора детских книг Ю.А.Васнецова, рассмотреть иллюстрации к различным потешкам. Учить составлять узор в полосе, используя знакомые элементы росписи.

Книги, иллюстрированные Ю.А.Васнецовым, потешки, бумага (полоса), простой карандаш, акварель или гуашь, кисть.

25

декабрь

Иллюстрация к потешке «Петушок – красный гребешок».

Создать выразительный образ Петушка, передавать строение тела, пропорции, использовать в работе яркие краски

Бумага А3, простой карандаш, гуашь, палитра, кисть.

26

Иллюстрация к потешке «Петушок –красный гребешок».

Создать выразительный образ Петушка, передавать строение тела, пропорции, использовать в работе яркие краски

Бумага А3, простой карандаш, гуашь, палитра, кисть.

27

Ознакомление с искусством. Рассматривание репродукций картин о зиме.

Знакомить детей с творчеством различных художников. Продолжать знакомить детей с жанрами изобразительного искусства. Рассмотреть картины, выделить характерные особенности (колорит). Развивать наблюдательность, речь (составлять небольшой рассказ по картине).

Репродукции картин о зиме. Компьютерная презентация "Зимние пейзажи русских художников".

28

Зимний пейзаж. Живопись.

Зимний пейзаж. Живопись.

Учить детей рисовать пейзаж, дать понятие о дальнем и ближнем плане, Учить смешивать краски на палитре, получая разные оттенки для рисования снега. Передавать четкость переднего плана и небольшую "размытость" дальнего. Развивать художественные способности, учить рисовать по представлению.

Бумага, простой карандаш, гуашь, кисти палитра, уголь.

29

Зимний пейзаж. Живопись.

Зимний пейзаж. Живопись.

Учить детей рисовать пейзаж, дать понятие о дальнем и ближнем плане, Учить смешивать краски на палитре, получая разные оттенки для рисования снега. Передавать четкость переднего плана и небольшую "размытость" дальнего. Развивать художественные способности, учить рисовать по представлению.

Бумага, простой карандаш, гуашь, кисти палитра, уголь.

30

Зимний пейзаж. Живопись.

Зимний пейзаж. Живопись.

Учить детей рисовать пейзаж, дать понятие о дальнем и ближнем плане, Учить смешивать краски на палитре, получая разные оттенки для рисования снега. Передавать четкость переднего плана и небольшую "размытость" дальнего. Развивать художественные способности, учить рисовать по представлению.

Бумага, простой карандаш, гуашь, кисти палитра, уголь.

31

Портрет. Снегурочка.

Передать в работе сказочный образ Снегурочки, использовать в рисовании Снегурочки холодную гамму красок, продолжать учить смешивать краски на палитре.

Бумага А3, простой карандаш, гуашь, кисть, палитра.

32

Портрет. Снегурочка.

Передать в работе сказочный образ Снегурочки, использовать в рисовании Снегурочки холодную гамму красок, продолжать учить смешивать краски на палитре.

Бумага А3, простой карандаш, гуашь, кисть, палитра.

33

январь

Волшебный город Конфеттенбург.

Волшебный город Конфеттенбург.

Учить передавать в рисунке впечатление от волшебной столицы сладостей - города Конфеттенбурга (по сказке Э. Гофмана "Щелкунчик"); развивать художественную память, фантазию, воображение.

М/Ф по сказке-балету "Щелкунчик" Бумага 20х30 белая и цветная; карандаши, фломастеры, гуашь, кисти, клей, блестки, фольга и т.п.

34

Волшебный город Конфеттенбург.

Волшебный город Конфеттенбург.

Учить передавать в рисунке впечатление от волшебной столицы сладостей - города Конфеттенбурга (по сказке Э. Гофмана "Щелкунчик"); развивать художественную память, фантазию, воображение.

М/Ф по сказке-балету "Щелкунчик" Бумага 20х30 белая и цветная; карандаши, фломастеры, гуашь, кисти, клей, блестки, фольга и т.п.

35

Седой мороз – художник. Смешанная техника.

Учить рисовать морозные узоры, как на стекле в сильный мороз, выполнять работу масляной пастелью белого и голубого цветов или восковыми мелками, заливать работу акварелью, используя холодные цвета в стиле «батик».

Бумага А3, простой карандаш, масляная пастель, восковые мелки, акварель, кисть.

36

Белые снежинки – звёздочки пушинки. Рисование солью.

Учить тонировать лист бумаги разными оттенками холодных цветов (пятнами), учить рисовать разные по форме и размеру снежинки. Развивать графические навыки, воображение.

Бумага А3, гуашь, кисти, палитра, клей ПВА, соль.        

37

Белые снежинки – звёздочки пушинки. Рисование солью.

Учить тонировать лист бумаги разными оттенками холодных цветов (пятнами), учить рисовать разные по форме и размеру снежинки. Развивать графические навыки, воображение.

Бумага А3, гуашь, кисти, палитра, клей ПВА, соль.        

38

Снегирь на ветке. "Салфеточная техника"

Учить тонировать бумагу (зимнее небо, солнце), Изготовить снегиря с помощью массы из салфеток, раскрасить его, делать набрызг, изображая падающий снег.

Бумага, простой карандаш. Гуашь, кисти, палитра, салфетки, клей ПВА, зубная щётка

39

Снегирь на ветке. "Салфеточная техника"

Учить тонировать бумагу (зимнее небо, солнце), Изготовить снегиря с помощью массы из салфеток, раскрасить его, делать набрызг, изображая падающий снег.

Бумага, простой карандаш. Гуашь, кисти, палитра, салфетки, клей ПВА, зубная щётка

40

Узоры на зимней одежде. Декоративное рисование.

Украшение узором шапочки, шарфика. Составлять композицию узора, сохранять симметрию.

Вырезанные из бумаги шапочки или шарфы, фломастеры.        

41

февраль

Краса-березка. Рисование мозаичными мазками.

Формировать умение самостоятельно выделять и трактовать художественные средства создания образа природы; осваивать новую технику рисования, развивать творчество в работе с изобразительными материалами.

Репродукция картины И. Грабаря "Февральская лазурь", Бумага А4, гуашь, акварельные краски, кисти, уголь.

42

Краса-березка. Рисование мозаичными мазками.

Формировать умение самостоятельно выделять и трактовать художественные средства создания образа природы; осваивать новую технику рисования, развивать творчество в работе с изобразительными материалами.

Репродукция картины И. Грабаря "Февральская лазурь", Бумага А4, гуашь, акварельные краски, кисти, уголь.

43

Живопись. Зима в деревне

Знакомить детей с историей нашей страны, её традициями, особенностями быта. Передавать в работе особенности архитектуры, одежды людей на Руси (терема, кафтан, душегрейка), рисовать зимний вечер. Учить делать набрызг.

Бумага, простой карандаш, гуашь, кисти, палитра

44

Живопись. Зима в деревне

Знакомить детей с историей нашей страны, её традициями, особенностями быта. Передавать в работе особенности архитектуры, одежды людей на Руси (терема, кафтан, душегрейка), рисовать зимний вечер. Учить делать набрызг.

Бумага, простой карандаш, гуашь, кисти, палитра

45

Цирк, цирк, цирк!

Отражать в рисунке атмосферу цирка. Учить рисовать клоуна, жонглёра, животных. Пользоваться яркими красками, передавая весёлое, праздничное настроение.

Бумага А3, карандаш, гуашь, воск. мелки, акварель, кисти, палитра

46

Цирк, цирк, цирк!

Отражать в рисунке атмосферу цирка. Учить рисовать клоуна, жонглёра, животных. Пользоваться яркими красками, передавая весёлое, праздничное настроение.

Бумага А3, карандаш, гуашь, воск. мелки, акварель, кисти, палитра

47

Праздничный салют в городе. Цветной граттаж.

Учить тонировать лист бумаги яркими красивыми пятнами, выполнять процарапывание по вощёной бумаге, рисуя силуэты домов, деревьев и праздничный салют.

Бумага А4, акварель, кисть, Тушь чёрная, палочка.

48

Праздничный салют в городе. Цветной граттаж.

Учить тонировать лист бумаги яркими красивыми пятнами, выполнять процарапывание по вощёной бумаге, рисуя силуэты домов, деревьев и праздничный салют.

Бумага А4, акварель, кисть, Тушь чёрная, палочка.

49

март

Живопись. Солнышко весеннее.

Учить рисовать «портрет солнышка», рисовать его весёлым, радостным, красивым. Продолжать учить детей смешивать краски на палитре и прямо на работе.

Бумага А3, простой карандаш, гуашь, кисти, палитра.

50

Ознакомление с искусством. Портрет.

Знакомить с жанром изобразительного искусства - портретом. Развивать художественное восприятие образа человека. Развивать наблюдательность, умение выделять способы передачи различного настроения, возраста человека.

Репродукции произведений художников по данной теме, зеркало.

51

Рисунок, портрет. Моя мама.

Продолжать учить рисовать портрет человека, стараться передавать сходство черт лица, развивать графические навыки и умения.

Бумага А4, простой карандаш, пастель, кисть.

52

Сказочный дворец. Иллюстрация к сказкам, в которых есть дворцы.

Развивать воображение детей, расширять представление о сказочных дворцах, замках, домах, использовать разные средства выразительности: контрастность сочетаний цвета, определённую цветовую гамму(тёплую или холодную).

Бумага А3, простой карандаш, гуашь, акварель, палитра, кисти, восковые мелки, фломастеры.

53

Сказочный дворец. Иллюстрация к сказкам, в которых есть дворцы.

Развивать воображение детей, расширять представление о сказочных дворцах, замках, домах, использовать разные средства выразительности: контрастность сочетаний цвета, определённую цветовую гамму (тёплую или холодную).

Бумага А3, простой карандаш, гуашь, акварель, палитра, кисти, восковые мелки, фломастеры.

54

Сказочный дворец. Иллюстрация к сказкам, в которых есть дворцы.

Развивать воображение детей, расширять представление о сказочных дворцах, замках, домах, использовать разные средства выразительности: контрастность сочетаний цвета, определённую цветовую гамму (тёплую или холодную).

Бумага А3, простой карандаш, гуашь, акварель, палитра, кисти, восковые мелки, фломастеры.

55

Графика. Пейзаж. Ранняя весна.

Закреплять знания детей о пейзаже. Поддерживать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы, формировать графические навыки и умения, рисовать ближний и дальний план.

Бумага, тонированная в голубой цвет или розовый, пастель.

56

Графика. Пейзаж. Ранняя весна.

Закреплять знания детей о пейзаже. Поддерживать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы, формировать графические навыки и умения, рисовать ближний и дальний план.

Бумага, тонированная в голубой цвет или розовый, пастель.

57

апрель

Завершение работы над весенним пейзажем.

Дорисовать работу, обсуждение.

Пастель.

58

Вербное воскресенье. Вербы в вазе. С натуры.

Продолжать учить детей анализировать натуру, передавать форму вазы, рисовать ветки вербы, передавать её пушистость, смешивать краски, рисовать красивый фон. Продолжать знакомить детей с традициями и культурой русского народа.

Бумага А3, простой карандаш, гуашь, кисти, палитра.

59

Вербное воскресенье. Вербы в вазе. С натуры.

Продолжать учить детей анализировать натуру, передавать форму вазы, рисовать ветки вербы, передавать её пушистость, смешивать краски, рисовать красивый фон. Продолжать знакомить детей с традициями и культурой русского народа.

Бумага А3, простой карандаш, гуашь, кисти, палитра.

60

Ознакомление с искусством. Архитектура старых храмов.

Познакомить детей с архитектурой церкви, сравнить ее с архитектурой домов и других зданий, найти отличия.

Календари, иллюстрации с изображением церквей, репродукции произведений художников.

61

Графика. Архитектура старинных церквей.

Закреплять графические навыки детей. Учить находить правильное композиционное решение, подбирать цветовую гамму.

Бумага тонированная, простой карандаш, пастель, сангина, уголь.

62

Графика. Архитектура старинных церквей.

Закреплять графические навыки детей. Учить находить правильное композиционное решение, подбирать цветовую гамму.

Бумага тонированная, простой карандаш, пастель, сангина, уголь.

63

Вечерний город. Чёрно-белый граттаж.

Познакомить детей с новой техникой выполнения работы, рассмотреть работы детей прошлых лет, проанализировать их. Стараться выполнить работу аккуратно, не спеша.

Специально подготовленная бумага, палочка.

64

Вечерний город. Чёрно-белый граттаж.

Познакомить детей с новой техникой выполнения работы, рассмотреть работы детей прошлых лет, проанализировать их. Стараться выполнить работу аккуратно, не спеша.

Специально подготовленная бумага, палочка.

65

май

Расцвели красивые цветы. Жостово.

Познакомить детей с жостовским промыслом. Рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию по мотивам жостовских подносов. Познакомить с техникой двойного мазка.

Чёрная бумага А4, пастель или гуашь, кисти, жостовские подносы, эскизы.

66

Расцвели красивые цветы. Жостово.

Познакомить детей с жостовским промыслом. Рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию по мотивам жостовских подносов. Познакомить с техникой двойного мазка.

Чёрная бумага А4, пастель или гуашь, кисти, жостовские подносы, эскизы.

67

Я составляю букет (жостовские подносы, Городецкая роспись)

Продолжать закреплять знания о жостовских, Городецких росписях, их колорите, узоре. Совершенствовать умение выбирать и рисовать предмет, украшать его узором.

Бумага А3, А4, гуашь, кисти, изделия Жостовских, Городецких мастеров.

68

Я составляю букет (жостовские подносы, Городецкая роспись)

Продолжать закреплять знания о жостовских, Городецких росписях, их колорите, узоре. Совершенствовать умение выбирать и рисовать предмет, украшать его узором.

Бумага А3, А4, гуашь, кисти, изделия Жостовских, Городецких мастеров.

69

Цветочный калейдоскоп.

Мозаичная техника.

Формировать умение самостоятельно выделять и трактовать художественные средства создания образа, развивать творчество в работе с изобразительными материалами.

Бумага А4, простой карандаш, гуашь, кисти.

70

Цветочный калейдоскоп.

Мозаичная техника.

Формировать умение самостоятельно выделять и трактовать художественные средства создания образа, развивать творчество в работе с изобразительными материалами.

Бумага А4, простой карандаш, гуашь, кисти.

71

Натюрморт с весенними цветами. По замыслу.

Развивать чувство композиции, фантазию. Развивать графические навыки и умения. Передавать свет и тень. Смешивать краски на палитре. Суметь составить композицию из весенних цветов, передать их колорит, строение, развивать технические навыки и умения, навыки закрашивания.

Бумага А3, простой карандаш, Пастель, восковые мелки, цветные карандаши.

72

Выставка и анализ работ за год.

Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления, высказывания, выбор понравившихся работ.

Рисунки детей за год.

3. Организационный раздел

Организация занятий кружка.

Кружок посещают дети подготовительной группы 6-7 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность занятия 25-30 минут.

Формы организации деятельности детей на занятии.

Групповая, работа по подгруппам, индивидуальная работа.

Оборудование:

  • Мебель для занятий изодеятельностью: столы, стулья для детей.
  • Доска (мольберт) для показа приемов и способов рисования.
  • Музыкальный центр
  • Репродукции произведений художников
  • Обучающие таблицы: "Основные и дополнительные цвета", "Оттенки", "Холодная и теплая гаммы цветов" и т.п.
  • Наглядно-дидактические пособия: Серия "Мир в картинках" (Хохлома, Гжель и пр.)
  • Плакаты: Орнаменты, Дымковская игрушка, Городец - изделия и т.п.
  • Методическая литература

Материалы:

  • Акварельные краски, гуашь;
  • Восковые и масляные мелки, свеча;
  • Ватные палочки;
  • Уголь, сангина, пастель;
  • Коктейльные трубочки;
  • Палочки или старые стержни для процарапывания;
  • Матерчатые салфетки;
  • Простые и цветные карандаши, фломастеры
  • Бумага А3, А4.
  • Стаканы для воды;
  • Кисти.

Список использованных источников

1. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004.

2. Занимаемся искусством с дошкольниками. Методическое пособие. под редакцией Тарасовой К.В. М.- Творческий центр Сфера, - 2011.

3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов .-М.- Мозаика-синтез, - 2005.

4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Обучение и творчество. - М. -1990.

5. Копцева Т.А. Природа и художник. программа по изобразительному искусству. - М. - Творческий центр Сфера, - 2006.

6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2014.

7. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. Под редакцией Казаковой Р.Г. М.- Творческий центр Сфера, - 2004.

8. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль, Академия развития, Академия холдинг,- 2004.

9. Цквитария Т.А Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.- Творческий центр Сфера, - 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Проект дополнительной общеразвивающей программы по изобразительной деятельности "Волшебники"

Проект (разработка) дополнительной общеразвивающей программы по изобразительной деятельности "Волшебники". Данный проект программы "Волшебники" может быть использован педагогами до...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ПО РУЧНОМУ ТРУДУ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАРТИНКИ» (для детей 3 - 4 лет, срок реализации – 1 год)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕобразовательная программа  (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ программа) ПО РУЧНОМУ ТРУДУ  «Разноцветные картинки»  (для детей 3 - 4 лет,...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по изобразительной деятельности «Акварелька» для детей 3 – 7 лет

В программе «Акварелька» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционным способам и техникам рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с ...

Дополнительная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Цветные ладошки» МБДОУ «Детский сад «Островок»

Паспорт программыМесто реализации: МБДОУ «детский сад «Островок»с.Малокурильское, Южно-Курильский р-он, Сахалинская обл.Название программы: «Цветные ладошки»Тип программы...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей подготовительной группы

Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие дошкольников. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой...