Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности «Цветной мир» для детей 6-7 лет
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
по изобразительной деятельности
«Цветной мир»
для детей 6-7 лет
Автор: Маркина А.И.
Тамбов – 2022
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Целевой раздел…………………………………………………………. | 2 |
1.1 | Пояснительная записка………………………………………………... | 2 |
1.2 | Цели и задачи реализации Программы……………………………….. | 5 |
1.3 | Принципы и подходы к формированию Программы………………... | 7 |
1.4 | Формы и методы……………………………………………………….. | 9 |
1.5 | Ожидаемые результаты и способы их проверки…………………….. | 9 |
2 | Содержательный раздел……………………………………………….. | 12 |
2.1 | Задачи художественно-эстетического развития в старшем дошкольном возрасте………………………………………………….. | 12 |
2.2 | Учебный план………………………………………………………….. | 15 |
3 | Организационный раздел……………………………………………… | 33 |
Список использованных источников………………………………………. | 34 |
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Дошкольный возраст сензетивен, наиболее благоприятен для развития образного мышления, воображения – составляющих основу творческой деятельности. Это тот период, когда изобразительная деятельность может стать устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей.
Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира. Изобразительная деятельность – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Изображая, дети узнают мир и выражают свое отношение к нему. Рисуя, ребёнок, старается понять других и самого себя. Первые цели, которые ставятся перед детьми в искусстве – учиться наблюдать, видеть в обычном – особенное, научиться любоваться красотой, замечать её. Задачи эти столь значительны, что и в дальнейшем для решения их уходит много-много лет. Необходимым условием художественного развития ребёнка является обогащение его новыми впечатлениями, в результате чего происходит увеличение эмоционально-интеллектуального опыта детей. Чем богаче опыт, тем разнообразнее по тематике и содержанию детское творчество. Однако дошкольник порой не догадывается о возможности воплощения своих впечатлений в изобразительной деятельности. Такое желание рождается при общении с произведениями искусства, а также в чутком наставничестве педагога, который формирует у детей позицию активного отражения впечатлений.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.
1.2 Цели и задачи реализации Программы
Цель программы - раскрытие и развитие творческих способностей и задатков, заложенных в ребенке, через занятия изобразительным искусством. Развитие потенциальных способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность, через различные способы рисования.
Основные задачи программы:
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Обучающие:
- формировать умение различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике;
- закреплять приемы работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);
- совершенствовать умения различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры.
- Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту;
- развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
- Воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности.
- Воспитывать культуру восприятия произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
Реализация программы.
Программа рассчитана на детей 6-7 лет, продолжительность обучающей программы 1 год.
Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.
Занятия по образовательной программе дополнительного образования детей проводятся во второй половине дня после дневного сна, с 15.30 до 16.45.
Занятия проходят два раза в неделю, в год – 72 часа.
Форма организации детей на занятии: подгрупповая.
Продолжительность занятий: 25-30 мин.
Форма проведения занятий: групповая, индивидуальная.
Занятия проходят во второй половине дня.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что с большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования, а также использованию нетрадиционных приемов рисования. В ходе реализации программы дети знакомятся со следующими техниками рисования:
- монотипия;
- рисование свечой;
- рисование по мокрой бумаге;
- рисование путем разбрызгивание краски;
- оттиски штампов различных видов;
- рисование в смешанной технике "восковые мелки и акварель"
- граттаж;
- кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
- рисование жесткой кистью (тычок);
- оттиск смятой бумагой.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа предусматривает распределение материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют возрасту детей, что гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
- Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
- Принцип повторения умений и навыков - один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок
- Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков
- Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
- Принцип успешности заключается в том, что воспитанник получает задания, которые он способен успешно выполнить.
- Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
- Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется творческая личность
- Принцип взаимодействия детского сада и семьи преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации творческих способностей ребенка
- Принцип результативности предполагает получение положительного результата развития творческих способностей ребенка
Принципы взаимодействия с детьми:
- ребенок сам - молодец, у него - все получается, возникающие трудности - преодолимы;
- постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
- исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
- сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей.
Каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.
1.4. Формы и методы
Программа предполагает работу с детьми в форме совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В процессе работы используются различные формы совместной деятельности: традиционные, игровые. Каждая деятельность включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми.
Методы, используемые в процессе образовательной деятельности:
- словесные (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
- наглядные (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ – выполнение педагогом, работа по образцу и др.);
- объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
- репродуктивный – (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
- частично – поисковый (участие детей в коллективном поиске, решения поставленной задачи совместно с педагогом);
- исследовательский (экспериментальный) (самостоятельная творческая работа детей);
- практические (выполнение работ по картам и схемам и др.);
При осуществлении образовательного процесса педагог использует такие формы работы как:
- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);
- групповой (организация работы в подгруппах, парах);
- индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий).
1.4 Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате проведения дополнительной образовательной деятельности по программе «Мир в цвете» воспитанники овладеют комплексом определенных знаний и умений. К концу реализации программы дети могут:
- Знать разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
- Называть основные выразительные средства.
- Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства, эстетической развивающей среде.
В рисовании:
- Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
- Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.
Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики используются для решения образовательной задачи: индивидуализации образования.
График проведения диагностик:
1. Первая неделя сентября – начальные представления по программе «Мир в цвете».
2. Текущий контроль – постоянное наблюдение за усвоением навыков ребенком по программе «Мир в цвете».
3. Последняя неделя мая – итоговые представления детей по программе «Мир в цвете».
Педагогическое обследование проводится с использованием методик Парамоной Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И. Полученные данные заносятся в комплексную диагностическую карту и оцениваются по трехбалльной шкале.
Инструментарий для обследования (Диагностические задания)
Задание №1 Цель: выявить умение детей отличать теплые и холодные оттенки при помощи цветового круга. Педагог предлагает ребенку цветовой круг для определения цветового спектра.
Задание №2 Цель: выявить умение детей различать стили в живописи и рисунке. Педагог предлагает ребенку репродукции картин для различия стилей.
Задание № 3 Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).
Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».
Задание № 4 Цель: выявить умение детей различать технику рисования. Педагог показывает ребенку картинки с различными техниками и предлагает их назвать.
Задание № 5 Цель: выявить умение детей правильно строить композицию.
Задание № 6 Цель: выявить умение детей следовать устным инструкциям.
Задание № 7 Цель: выявление навыков использования традиционных приемов рисования.
Задание № 8 Цель: выявление навыков использования нетрадиционных приемов рисования.
Задание № 9 Цель: выявление навыков использования бросового материала в художественной деятельности.
Качественная характеристика формирования умений и навыков в освоении программы «Мир в цвете».
Высокий уровень: (от 16 до 18 баллов)
Ребенок самостоятельно называет цветовой спектр, различает стили в живописи. Правильно называет (показывает) все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг). Правильно строит композицию. Следует устным инструкциям. Умеет использовать различную технику росписи готовых форм и заготовок.
Средний уровень: (от 10 до 15 баллов)
Ребенок испытывает затруднения при названия цветового спектра, различает стили в живописи. Требуется помощь при назывании (показе) геометрических форм и понятий. Затрудняется в построении композиции. Затрудняется следовать устным инструкциям. Использует традиционные техники рисования, либо не более трех нетрадиционных приемов рисования. не доводит начатое до конца.
Низкий уровень: (ниже 9 баллов)
Ребенок не владеет навыками работы с цветом, не ориентируется в теории, не знает название геометрических фигур и понятий. Не использует приемы росписи. Помощь взрослого не принимает.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
- Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
- Пополнение предметно-развивающей среды в течение года.
2. Содержательный раздел
2.1 Задачи художественно-эстетического развития в старшем дошкольном возрасте.
На каждом виде деятельности используется дополнительный материал: аудиозаписи, стихи, загадки, сведения о растительном, подводном мире, птицах, насекомых, цветах, дидактические игры и т.д.
Эстетическое восприятие мира природы.
- Развивать интерес, желание и умение наблюдать за живой и неживой природой.
- Воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы, любовь к природе, основы экологической культуры.
- Подводить к умению одухотворять природу, передавать настроение.
Эстетическое восприятие социального мира.
- Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.
- Знакомить с ближайшим окружением, учить любоваться красотой окружающих предметов.
- Учить выделять особенности строения предметов, их свойства и качества, назначение.
- Знакомить с изменениями, происходящими в окружающем мире.
- Развивать эмоциональный отклик на человеческие взаимоотношения, поступки.
Художественное восприятие произведений искусства.
- Развивать эстетическое восприятие, умение понимать содержание произведений искусства, всматриваться в картину, сравнивать произведения, проявляя к ним устойчивый интерес.
- Развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения искусства.
- Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства.
- Воспитывать эмоциональный отклик на отраженные в произведениях искусства поступки, события; соотносить со своими представлениями о красивом, радостном, печальном и т.д.
- Развивать представления детей об архитектуре.
- Формировать чувство цвета, его гармонии; симметрии, формы, ритма.
- Знакомить с произведениями искусства.
- Содействовать эмоциональному общению.
Художественно-изобразительная деятельность
- Развивать устойчивый интерес к разным видам изобразительной деятельности.
- Развивать эстетические чувства.
- Учить создавать художественный образ.
- Учить отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной деятельности, придумывать, фантазировать, экспериментировать.
- Развивать художественное творчество детей.
- Учить передавать животных, человека в движении.
- Учить использовать в изодеятельности разнообразные изобразительные материалы.
Направления образовательной работы:
- Ознакомление с искусством, теоретические занятия.
Практические занятия:
- Живопись. Сюжетное, предметное рисование акварелью, гуашью.
- Рисунок. Графика. Рисование графическими художественными материалами (карандаши, фломастеры, уголь, сангина, пастель).
- Декоративное рисование.
- Рисование с использованием нетрадиционных техник (граттаж, восковые мелки и акварель, печать по трафарету, набрызг, кляксография и пр.)
Старшая группа 5-6 лет
№ | Раздел | Кол-во часов за год |
1 | Ознакомление с искусством, теория. | 10 |
2 | Живопись (гуашь, акварель) | 32 |
3 | ДПИ | 7 |
4 | Рисунок, графика | 12 |
5 | Нетрадиционные техники рисования | 16 |
Итого | 72 |
Количество часов за год - 72 (1 академический час равен 1 занятию продолжительностью 25- 30 мин).
2.2 Учебный план
№ | Месяц | Тема | Задачи | Материал |
1 | сентябрь | Знакомство с материалами для рисования. | Диагностика. Нарисуй, что хочешь, что умеешь. Определение уровня навыков | Бумага А4, карандаши цветные или простой. |
2 | Знакомство с цветовым кругом | Знакомство с цветовым спектром | Бумага А4, акварель, кист | |
3 | Живопись. Дары природы. | Учить детей рисовать овощи и фрукты, передавать их окраску, стараться передавать свет и тень. Фон. | Бумага А3, гуашь, кисти, простой карандаш. палитра, салфетка. | |
4 | Живопись. Дары природы. | Учить детей рисовать овощи и фрукты, передавать их окраску, стараться передавать свет и тень. Рисование овощей и фруктов. | Бумага А3, гуашь, кисти, простой карандаш . палитра, салфетка. | |
5 | Живопись. Дары природы. | Учить детей рисовать овощи и фрукты, передавать их окраску, стараться передавать свет и тень. Прорисовка мелких деталей. | Бумага А4, гуашь, кисти, простой карандаш. палитра, салфетка. | |
6 | Осенние листья на земле. Рисунок по сырому фону | Научить детей создавать композицию, передавать форму различных листьев, правильно подобрать колорит, добиваться разных оттенков цвета, смешивать краски на палитре. | Акварель, простой карандаш, бумага А3, кисти, палитра. | |
7 | Ознакомление с искусством. Натюрморт. | Знакомить детей с понятием «натюрморт», просмотр презентации "Натюрморт", репродукций картин художников. | Репродукции картин художников. | |
8 | Натюрморт с осенними листьями. Фон. Карандаш, работа в цвете. | Учить детей анализировать натуру, выделять существенные признаки. Передавать в работе форму вазы, листьев, их окраску, оттенки цветов. | Натура: ваза с букетом осенних листьев. Бумага А3, простой карандаш, гуашь, кисти, палитра. | |
9 | октябрь | Натюрморт с осенними листьями. Завершение работы, обсуждение. | Учить детей анализировать натуру, выделять существенные признаки. Передавать в работе форму вазы, листьев, их окраску, оттенки цветов. Фон. Карандаш, работа в цвете. | Натура: ваза с букетом осенних листьев. Бумага А3, простой карандаш, гуашь, кисти, палитра. |
10 | Живопись. Ветка рябины. | Учить детей рисовать рябину, анализировать строение листьев, форму соплодия. Передавать колорит листьев, ягод. Смешивать краски. Познакомить со способом рисования по сырой бумаге. | Бумага А3, акварель, кисти, палитра. | |
11 | Тренировочное упражнение. Закрасить сегменты квадрата разными оттенками серого цвета. | Учить детей смешивать краски на палитре, добиваясь получения разных оттенков серого цвета. | Квадратный лист бумаги, поделённый на сегменты, гуашь чёрная и белая, палитра, кисть. | |
12 | Ознакомление с искусством. Пейзаж. | Знакомить детей с понятием "пейзаж". Учить различать в произведениях живописи художественно-образные признаки прихода осени. Воспитывать любовь к родной природе. | Репродукции картин по теме, ветки с осенними листьями. | |
13 | Пейзаж. Берёзы в пасмурную погоду. Живопись. | Учить детей передавать настроение в рисунке при помощи краски серого цвета (унылый пасмурный день) , продолжать учить смешивать краски на палитре.1. Фон в серых тонах. | Бумага А4, простой карандаш, гуашь, палитра, кисти, салфетка. | |
14 | Пейзаж. Берёзы в пасмурную погоду. Живопись. | Учить детей передавать настроение в рисунке при помощи краски серого цвета (унылый пасмурный день), продолжать учить смешивать краски на палитре. 2.Нарисовать берёзы, листья. Завершение работы, обсуждение. | Бумага А4, простой карандаш, гуашь, палитра, кисти, салфетка. | |
15 | Яблоки созрели. | Рисовать яблоки на ветке. Передавать форму листьев и плодов, развивать наблюдательность, закреплять владение графическими навыками. | Бумага А3, простой карандаш, гуашь, уголь, кисти, палитра. | |
16 | Яблоки созрели. | Рисовать яблоки на ветке. Передавать форму листьев и плодов, развивать наблюдательность, закреплять владение графическими навыками. | Бумага А3, простой карандаш, гуашь, уголь, кисти, палитра. | |
17 | ноябрь | Холодные цвета красок и их оттенки. Тренировочные упражнения. | Дать представление о холодных цветах, учить смешивать краски на палитре, добиваясь получения разных оттенков холодных цветов.(Море) | Квадратный лист бумаги, поделённый на сегменты, гуашь, палитра, кисть. |
18 | Тёплые цвета и их оттенки. Тренировочные упражнения. | Дать представление о тёплой гамме цветов. Учить смешивать краски на палитре, добиваясь получения разных оттенков тёплых цветов. (Пустыня) | Квадратный лист бумаги, поделённый на сегменты, гуашь, палитра, кисть. | |
19 | Ознакомление с искусством. Натюрморт. | Повторить понятие натюрморта, рассмотреть репродукции картин, выбрать из них натюрморты. Попробовать составить свой натюрморт и выполнить его в одной из цветовых гамм. | Бумага А4 или 1\2 А4, простой карандаш, гуашь, кисти, палитра. Репродукции картин. | |
20 | Ознакомление с искусством. Натюрморт. | Фантазийный натюрморт в любой гамме цветов. Завершение работы | Бумага А4 или 1\2 А4, простой карандаш, гуашь, кисти, палитра. Репродукции картин. | |
21 | Знакомство с ДПИ. Дымковские игрушки. Рисование дымковской барышни. | Продолжать знакомить детей с народными промыслами. Воспитывать любовь к родному краю. Учить детей рисовать дымковскую барышню, украшать одежду узорами в стиле дымковского. | Бумага А3 или А4, простой карандаш, гуашь, кисть. | |
22 | Декоративное рисование. Завиток. | Украшать лист крупной веткой с завитками, использовать для украшения ветки цветы, листья и др. | Цветные карандаши или фломастеры, бумага А4, простой карандаш, ластик. | |
23 | Знакомство с творчеством Ю.А.Васнецова. Украшение узором полотенца к потешке «Водичка, водичка, умой моё личико» | Знакомить детей с творчеством иллюстратора детских книг Ю.А.Васнецова, рассмотреть иллюстрации к различным потешкам. Учить составлять узор в полосе, используя знакомые элементы росписи. | Книги, иллюстрированные Ю.А.Васнецовым, потешки, бумага (полоса), простой карандаш, акварель или гуашь, кисть. | |
24 | Знакомство с творчеством Ю.А.Васнецова. Украшение узором полотенца к потешке «Водичка, водичка, умой моё личико» | Продолжить знакомить детей с творчеством иллюстратора детских книг Ю.А.Васнецова, рассмотреть иллюстрации к различным потешкам. Учить составлять узор в полосе, используя знакомые элементы росписи. | Книги, иллюстрированные Ю.А.Васнецовым, потешки, бумага (полоса), простой карандаш, акварель или гуашь, кисть. | |
25 | декабрь | Иллюстрация к потешке «Петушок – красный гребешок». | Создать выразительный образ Петушка, передавать строение тела, пропорции, использовать в работе яркие краски | Бумага А3, простой карандаш, гуашь, палитра, кисть. |
26 | Иллюстрация к потешке «Петушок –красный гребешок». | Создать выразительный образ Петушка, передавать строение тела, пропорции, использовать в работе яркие краски | Бумага А3, простой карандаш, гуашь, палитра, кисть. | |
27 | Ознакомление с искусством. Рассматривание репродукций картин о зиме. | Знакомить детей с творчеством различных художников. Продолжать знакомить детей с жанрами изобразительного искусства. Рассмотреть картины, выделить характерные особенности (колорит). Развивать наблюдательность, речь (составлять небольшой рассказ по картине). | Репродукции картин о зиме. Компьютерная презентация "Зимние пейзажи русских художников". | |
28 | Зимний пейзаж. Живопись. | Зимний пейзаж. Живопись. Учить детей рисовать пейзаж, дать понятие о дальнем и ближнем плане, Учить смешивать краски на палитре, получая разные оттенки для рисования снега. Передавать четкость переднего плана и небольшую "размытость" дальнего. Развивать художественные способности, учить рисовать по представлению. | Бумага, простой карандаш, гуашь, кисти палитра, уголь. | |
29 | Зимний пейзаж. Живопись. | Зимний пейзаж. Живопись. Учить детей рисовать пейзаж, дать понятие о дальнем и ближнем плане, Учить смешивать краски на палитре, получая разные оттенки для рисования снега. Передавать четкость переднего плана и небольшую "размытость" дальнего. Развивать художественные способности, учить рисовать по представлению. | Бумага, простой карандаш, гуашь, кисти палитра, уголь. | |
30 | Зимний пейзаж. Живопись. | Зимний пейзаж. Живопись. Учить детей рисовать пейзаж, дать понятие о дальнем и ближнем плане, Учить смешивать краски на палитре, получая разные оттенки для рисования снега. Передавать четкость переднего плана и небольшую "размытость" дальнего. Развивать художественные способности, учить рисовать по представлению. | Бумага, простой карандаш, гуашь, кисти палитра, уголь. | |
31 | Портрет. Снегурочка. | Передать в работе сказочный образ Снегурочки, использовать в рисовании Снегурочки холодную гамму красок, продолжать учить смешивать краски на палитре. | Бумага А3, простой карандаш, гуашь, кисть, палитра. | |
32 | Портрет. Снегурочка. | Передать в работе сказочный образ Снегурочки, использовать в рисовании Снегурочки холодную гамму красок, продолжать учить смешивать краски на палитре. | Бумага А3, простой карандаш, гуашь, кисть, палитра. | |
33 | январь | Волшебный город Конфеттенбург. | Волшебный город Конфеттенбург. Учить передавать в рисунке впечатление от волшебной столицы сладостей - города Конфеттенбурга (по сказке Э. Гофмана "Щелкунчик"); развивать художественную память, фантазию, воображение. | М/Ф по сказке-балету "Щелкунчик" Бумага 20х30 белая и цветная; карандаши, фломастеры, гуашь, кисти, клей, блестки, фольга и т.п. |
34 | Волшебный город Конфеттенбург. | Волшебный город Конфеттенбург. Учить передавать в рисунке впечатление от волшебной столицы сладостей - города Конфеттенбурга (по сказке Э. Гофмана "Щелкунчик"); развивать художественную память, фантазию, воображение. | М/Ф по сказке-балету "Щелкунчик" Бумага 20х30 белая и цветная; карандаши, фломастеры, гуашь, кисти, клей, блестки, фольга и т.п. | |
35 | Седой мороз – художник. Смешанная техника. | Учить рисовать морозные узоры, как на стекле в сильный мороз, выполнять работу масляной пастелью белого и голубого цветов или восковыми мелками, заливать работу акварелью, используя холодные цвета в стиле «батик». | Бумага А3, простой карандаш, масляная пастель, восковые мелки, акварель, кисть. | |
36 | Белые снежинки – звёздочки пушинки. Рисование солью. | Учить тонировать лист бумаги разными оттенками холодных цветов (пятнами), учить рисовать разные по форме и размеру снежинки. Развивать графические навыки, воображение. | Бумага А3, гуашь, кисти, палитра, клей ПВА, соль. | |
37 | Белые снежинки – звёздочки пушинки. Рисование солью. | Учить тонировать лист бумаги разными оттенками холодных цветов (пятнами), учить рисовать разные по форме и размеру снежинки. Развивать графические навыки, воображение. | Бумага А3, гуашь, кисти, палитра, клей ПВА, соль. | |
38 | Снегирь на ветке. "Салфеточная техника" | Учить тонировать бумагу (зимнее небо, солнце), Изготовить снегиря с помощью массы из салфеток, раскрасить его, делать набрызг, изображая падающий снег. | Бумага, простой карандаш. Гуашь, кисти, палитра, салфетки, клей ПВА, зубная щётка | |
39 | Снегирь на ветке. "Салфеточная техника" | Учить тонировать бумагу (зимнее небо, солнце), Изготовить снегиря с помощью массы из салфеток, раскрасить его, делать набрызг, изображая падающий снег. | Бумага, простой карандаш. Гуашь, кисти, палитра, салфетки, клей ПВА, зубная щётка | |
40 | Узоры на зимней одежде. Декоративное рисование. | Украшение узором шапочки, шарфика. Составлять композицию узора, сохранять симметрию. | Вырезанные из бумаги шапочки или шарфы, фломастеры. | |
41 | февраль | Краса-березка. Рисование мозаичными мазками. | Формировать умение самостоятельно выделять и трактовать художественные средства создания образа природы; осваивать новую технику рисования, развивать творчество в работе с изобразительными материалами. | Репродукция картины И. Грабаря "Февральская лазурь", Бумага А4, гуашь, акварельные краски, кисти, уголь. |
42 | Краса-березка. Рисование мозаичными мазками. | Формировать умение самостоятельно выделять и трактовать художественные средства создания образа природы; осваивать новую технику рисования, развивать творчество в работе с изобразительными материалами. | Репродукция картины И. Грабаря "Февральская лазурь", Бумага А4, гуашь, акварельные краски, кисти, уголь. | |
43 | Живопись. Зима в деревне | Знакомить детей с историей нашей страны, её традициями, особенностями быта. Передавать в работе особенности архитектуры, одежды людей на Руси (терема, кафтан, душегрейка), рисовать зимний вечер. Учить делать набрызг. | Бумага, простой карандаш, гуашь, кисти, палитра | |
44 | Живопись. Зима в деревне | Знакомить детей с историей нашей страны, её традициями, особенностями быта. Передавать в работе особенности архитектуры, одежды людей на Руси (терема, кафтан, душегрейка), рисовать зимний вечер. Учить делать набрызг. | Бумага, простой карандаш, гуашь, кисти, палитра | |
45 | Цирк, цирк, цирк! | Отражать в рисунке атмосферу цирка. Учить рисовать клоуна, жонглёра, животных. Пользоваться яркими красками, передавая весёлое, праздничное настроение. | Бумага А3, карандаш, гуашь, воск. мелки, акварель, кисти, палитра | |
46 | Цирк, цирк, цирк! | Отражать в рисунке атмосферу цирка. Учить рисовать клоуна, жонглёра, животных. Пользоваться яркими красками, передавая весёлое, праздничное настроение. | Бумага А3, карандаш, гуашь, воск. мелки, акварель, кисти, палитра | |
47 | Праздничный салют в городе. Цветной граттаж. | Учить тонировать лист бумаги яркими красивыми пятнами, выполнять процарапывание по вощёной бумаге, рисуя силуэты домов, деревьев и праздничный салют. | Бумага А4, акварель, кисть, Тушь чёрная, палочка. | |
48 | Праздничный салют в городе. Цветной граттаж. | Учить тонировать лист бумаги яркими красивыми пятнами, выполнять процарапывание по вощёной бумаге, рисуя силуэты домов, деревьев и праздничный салют. | Бумага А4, акварель, кисть, Тушь чёрная, палочка. | |
49 | март | Живопись. Солнышко весеннее. | Учить рисовать «портрет солнышка», рисовать его весёлым, радостным, красивым. Продолжать учить детей смешивать краски на палитре и прямо на работе. | Бумага А3, простой карандаш, гуашь, кисти, палитра. |
50 | Ознакомление с искусством. Портрет. | Знакомить с жанром изобразительного искусства - портретом. Развивать художественное восприятие образа человека. Развивать наблюдательность, умение выделять способы передачи различного настроения, возраста человека. | Репродукции произведений художников по данной теме, зеркало. | |
51 | Рисунок, портрет. Моя мама. | Продолжать учить рисовать портрет человека, стараться передавать сходство черт лица, развивать графические навыки и умения. | Бумага А4, простой карандаш, пастель, кисть. | |
52 | Сказочный дворец. Иллюстрация к сказкам, в которых есть дворцы. | Развивать воображение детей, расширять представление о сказочных дворцах, замках, домах, использовать разные средства выразительности: контрастность сочетаний цвета, определённую цветовую гамму(тёплую или холодную). | Бумага А3, простой карандаш, гуашь, акварель, палитра, кисти, восковые мелки, фломастеры. | |
53 | Сказочный дворец. Иллюстрация к сказкам, в которых есть дворцы. | Развивать воображение детей, расширять представление о сказочных дворцах, замках, домах, использовать разные средства выразительности: контрастность сочетаний цвета, определённую цветовую гамму (тёплую или холодную). | Бумага А3, простой карандаш, гуашь, акварель, палитра, кисти, восковые мелки, фломастеры. | |
54 | Сказочный дворец. Иллюстрация к сказкам, в которых есть дворцы. | Развивать воображение детей, расширять представление о сказочных дворцах, замках, домах, использовать разные средства выразительности: контрастность сочетаний цвета, определённую цветовую гамму (тёплую или холодную). | Бумага А3, простой карандаш, гуашь, акварель, палитра, кисти, восковые мелки, фломастеры. | |
55 | Графика. Пейзаж. Ранняя весна. | Закреплять знания детей о пейзаже. Поддерживать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы, формировать графические навыки и умения, рисовать ближний и дальний план. | Бумага, тонированная в голубой цвет или розовый, пастель. | |
56 | Графика. Пейзаж. Ранняя весна. | Закреплять знания детей о пейзаже. Поддерживать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы, формировать графические навыки и умения, рисовать ближний и дальний план. | Бумага, тонированная в голубой цвет или розовый, пастель. | |
57 | апрель | Завершение работы над весенним пейзажем. | Дорисовать работу, обсуждение. | Пастель. |
58 | Вербное воскресенье. Вербы в вазе. С натуры. | Продолжать учить детей анализировать натуру, передавать форму вазы, рисовать ветки вербы, передавать её пушистость, смешивать краски, рисовать красивый фон. Продолжать знакомить детей с традициями и культурой русского народа. | Бумага А3, простой карандаш, гуашь, кисти, палитра. | |
59 | Вербное воскресенье. Вербы в вазе. С натуры. | Продолжать учить детей анализировать натуру, передавать форму вазы, рисовать ветки вербы, передавать её пушистость, смешивать краски, рисовать красивый фон. Продолжать знакомить детей с традициями и культурой русского народа. | Бумага А3, простой карандаш, гуашь, кисти, палитра. | |
60 | Ознакомление с искусством. Архитектура старых храмов. | Познакомить детей с архитектурой церкви, сравнить ее с архитектурой домов и других зданий, найти отличия. | Календари, иллюстрации с изображением церквей, репродукции произведений художников. | |
61 | Графика. Архитектура старинных церквей. | Закреплять графические навыки детей. Учить находить правильное композиционное решение, подбирать цветовую гамму. | Бумага тонированная, простой карандаш, пастель, сангина, уголь. | |
62 | Графика. Архитектура старинных церквей. | Закреплять графические навыки детей. Учить находить правильное композиционное решение, подбирать цветовую гамму. | Бумага тонированная, простой карандаш, пастель, сангина, уголь. | |
63 | Вечерний город. Чёрно-белый граттаж. | Познакомить детей с новой техникой выполнения работы, рассмотреть работы детей прошлых лет, проанализировать их. Стараться выполнить работу аккуратно, не спеша. | Специально подготовленная бумага, палочка. | |
64 | Вечерний город. Чёрно-белый граттаж. | Познакомить детей с новой техникой выполнения работы, рассмотреть работы детей прошлых лет, проанализировать их. Стараться выполнить работу аккуратно, не спеша. | Специально подготовленная бумага, палочка. | |
65 | май | Расцвели красивые цветы. Жостово. | Познакомить детей с жостовским промыслом. Рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию по мотивам жостовских подносов. Познакомить с техникой двойного мазка. | Чёрная бумага А4, пастель или гуашь, кисти, жостовские подносы, эскизы. |
66 | Расцвели красивые цветы. Жостово. | Познакомить детей с жостовским промыслом. Рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию по мотивам жостовских подносов. Познакомить с техникой двойного мазка. | Чёрная бумага А4, пастель или гуашь, кисти, жостовские подносы, эскизы. | |
67 | Я составляю букет (жостовские подносы, Городецкая роспись) | Продолжать закреплять знания о жостовских, Городецких росписях, их колорите, узоре. Совершенствовать умение выбирать и рисовать предмет, украшать его узором. | Бумага А3, А4, гуашь, кисти, изделия Жостовских, Городецких мастеров. | |
68 | Я составляю букет (жостовские подносы, Городецкая роспись) | Продолжать закреплять знания о жостовских, Городецких росписях, их колорите, узоре. Совершенствовать умение выбирать и рисовать предмет, украшать его узором. | Бумага А3, А4, гуашь, кисти, изделия Жостовских, Городецких мастеров. | |
69 | Цветочный калейдоскоп. Мозаичная техника. | Формировать умение самостоятельно выделять и трактовать художественные средства создания образа, развивать творчество в работе с изобразительными материалами. | Бумага А4, простой карандаш, гуашь, кисти. | |
70 | Цветочный калейдоскоп. Мозаичная техника. | Формировать умение самостоятельно выделять и трактовать художественные средства создания образа, развивать творчество в работе с изобразительными материалами. | Бумага А4, простой карандаш, гуашь, кисти. | |
71 | Натюрморт с весенними цветами. По замыслу. | Развивать чувство композиции, фантазию. Развивать графические навыки и умения. Передавать свет и тень. Смешивать краски на палитре. Суметь составить композицию из весенних цветов, передать их колорит, строение, развивать технические навыки и умения, навыки закрашивания. | Бумага А3, простой карандаш, Пастель, восковые мелки, цветные карандаши. | |
72 | Выставка и анализ работ за год. | Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления, высказывания, выбор понравившихся работ. | Рисунки детей за год. |
3. Организационный раздел
Организация занятий кружка.
Кружок посещают дети подготовительной группы 6-7 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность занятия 25-30 минут.
Формы организации деятельности детей на занятии.
Групповая, работа по подгруппам, индивидуальная работа.
Оборудование:
- Мебель для занятий изодеятельностью: столы, стулья для детей.
- Доска (мольберт) для показа приемов и способов рисования.
- Музыкальный центр
- Репродукции произведений художников
- Обучающие таблицы: "Основные и дополнительные цвета", "Оттенки", "Холодная и теплая гаммы цветов" и т.п.
- Наглядно-дидактические пособия: Серия "Мир в картинках" (Хохлома, Гжель и пр.)
- Плакаты: Орнаменты, Дымковская игрушка, Городец - изделия и т.п.
- Методическая литература
Материалы:
- Акварельные краски, гуашь;
- Восковые и масляные мелки, свеча;
- Ватные палочки;
- Уголь, сангина, пастель;
- Коктейльные трубочки;
- Палочки или старые стержни для процарапывания;
- Матерчатые салфетки;
- Простые и цветные карандаши, фломастеры
- Бумага А3, А4.
- Стаканы для воды;
- Кисти.
Список использованных источников
1. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004.
2. Занимаемся искусством с дошкольниками. Методическое пособие. под редакцией Тарасовой К.В. М.- Творческий центр Сфера, - 2011.
3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов .-М.- Мозаика-синтез, - 2005.
4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Обучение и творчество. - М. -1990.
5. Копцева Т.А. Природа и художник. программа по изобразительному искусству. - М. - Творческий центр Сфера, - 2006.
6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2014.
7. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. Под редакцией Казаковой Р.Г. М.- Творческий центр Сфера, - 2004.
8. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль, Академия развития, Академия холдинг,- 2004.
9. Цквитария Т.А Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.- Творческий центр Сфера, - 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-573538-1422303259.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/22/picture-1271340-1600795028.jpg)
Проект дополнительной общеразвивающей программы по изобразительной деятельности "Волшебники"
Проект (разработка) дополнительной общеразвивающей программы по изобразительной деятельности "Волшебники". Данный проект программы "Волшебники" может быть использован педагогами до...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/23/picture-714739-1448306295.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ПО РУЧНОМУ ТРУДУ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАРТИНКИ» (для детей 3 - 4 лет, срок реализации – 1 год)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕобразовательная программа (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ программа) ПО РУЧНОМУ ТРУДУ «Разноцветные картинки» (для детей 3 - 4 лет,...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/18/picture-957571-1579346424.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по изобразительной деятельности «Акварелька» для детей 3 – 7 лет
В программе «Акварелька» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционным способам и техникам рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/16/picture-1176008-1571224369.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Цветные ладошки» МБДОУ «Детский сад «Островок»
Паспорт программыМесто реализации: МБДОУ «детский сад «Островок»с.Малокурильское, Южно-Курильский р-он, Сахалинская обл.Название программы: «Цветные ладошки»Тип программы...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/13/picture-1363253-1636812320.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по изобразительной деятельности «Волшебная кисть»
quot;Волшебная кисть"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/17/picture-1459115-1676644199.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей подготовительной группы
Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие дошкольников. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой...