нетрадиционная техника "Монотипия"
консультация по рисованию

Сафонова Анжелика Мурадовна

Монотипия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnaya_tehnika_monotipiya.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

Монотипия относится к тем техникам изобразительного искусства, что прочно связаны с импровизацией, неожиданностью, не до конца прогнозируемым результатом. В этом ее главная прелесть: создание оттисков всегда имеет элемент внезапного решения и возможность интересно трактовать отпечаток.

Что это такое?

Эта разновидность графики считается уникальной и даже инструментальной (прикладной) техникой рисования. Ее отцом-создателем принято называть Джованни Кастильоне, итальянского мастера гравюры. В России монотипию широкие массы впервые увидели благодаря Елизавете Кругликовой, которая освоила необычные приемы на учебе в Париже, а потом привезла их домой и сделала популярными на родине.

Суть техники состоит в создании оттиска. На специальную пластину наносится рисунок – или кистью, или трафаретом. Потом на этот рисунок кладется лист бумаги. Как результат – необычное, совершенно новое, не копирующее рисунок (как основу отпечатка) изображение. И это изображение не поддается тиражированию. Так описывается классическая техника. Но рисунок можно наносить не только на пластину.

Профессионалы же используют пластину, оттиск с металлической поверхности получается ярким, выразительным, насыщенным. Одну пластину можно применять много раз, просто смывая предыдущий рисунок. Но сегодня монотипия включает в себя нечто большее, чем одна из техник изобразительного искусства. Это еще и арт-практика, очень популярная в психологии уже почти три десятка лет.

И хоть монотипия приоритетно считается печатной техникой, это совсем не то же, что гравюра или литография, ксилография. Это принципиально другой способ получения изображения. Особенность в его уникальности, в каком-то смысле монотипию вполне можно считать перформансом. Часто это вполне узнаваемые изображения – пейзажные, например. Но иногда – абстракция, в которой интересны сочетания цветов, текстура, градиент, взаимодействие цветовых пятен.

Кстати, про цветовые пятна. Швейцарские психологи еще примерно 100 лет назад тестировали и исследовали личность, применяя рисунки, созданные в технике монотипии. Правильнее даже сказать, что это были психотерапевты, то есть рисунки участвовали в клинических исследованиях. Пациентам предлагали рассмотреть изображения, при этом люди должны были сказать, какой предмет использовался для оттиска. Потом и в детской психологии и педагогике этот метод стали активно применять: так изучались возрастные особенности ребят.

Монотипия настолько хорошо развита как техника, что заслужила видового разветвления. И разделяться на виды она будет по цветовому решению, по способу нанесения изображения, по типу печатной формы, по типу основания оттиска и по материалам. Так, монотипия может быть монохромной и полихромной. Для монохромной применяются офсетные краски либо же черные типографские.

Другие виды монотипии.

  • По способу нанесения она предполагает вид с чистой формой и удалением краски с основы. В первом случае рисунок наносят на новое, расчищенное для него место. Во втором – с основы удаляется краска, и получится принципиально иное изображение.
  • По типу печатной формы монотипия может быть с основой в виде дерева, стекла, пластика, пленки или более традиционного металла. Упомянутое выше зеркало можно отнести к стеклу.
  • Ну, а по типу художественных материалов монотипия может быть выполняемой с помощью гуаши, акварели, туши, акрила, масла и т.д.

Пейзажная

  • Этот прием особенно зрелищный, с ним интересно работать. И чаще всего это лес, река на фоне деревьев, словом, что-то такое. Отображение леса на водной поверхности – излюбленный вариант новичков для пейзажной монотипии, но это действительно красиво. Плотный лист бумаги нужно свернуть пополам. Нижняя часть непременно должна быть поменьше верхней. На верхней рисуются деревья. И когда верхушку соединяют с нижней (для создания отпечатка), получится эффект отражения этих деревьев в воде. Такой прием понравится и детям, и взрослым. И главное, он получается практически всегда.

Предметная

  • Ее также несложно освоить даже детям. Особенно детям, потому что объясняется все на занятии с ребенком предельно ясно. Ребенок по пошаговой инструкции изображает знакомый предмет. Его рисуют на одной из сторон листа, а перед началом работы лист, как несложно догадаться, сгибают пополам. Для чего это нужно: именно так ребенок знакомится с принципом симметрии, ведь на второй части листа нарисованная им рыбка или грибок отображаются симметрично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами

Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»

План-конспект родительского собрания в нетрадиционной  форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)

Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...

Открытое интегрированное занятие в старшей группе № 6 на тему «Весеннее настроение». (Нетрадиционная техника рисования «Весеннее дерево») Музыкальное+нетрадиционное рисование

1. Цель: познакомить детей с русской поэзией, с картинами известных художников, с музыкой П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, А. Вивальди, развивать художественно- творческие способности детей, созд...