Методическая разработка НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группена тему: «Волжские узоры»
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Краснеева Елена Викторовна

Вызвать положительный эмоциональный отклик на красоту национальных платков.

Продолжать формировать у детей изобразительные навыки и умения в рисовании, используя нетрадиционную технику «восковые мелки по накрахмаленной ткани».

 Учить составлять узоры с растительными элементами (бутоны,

цветы, листья, травка, усики, завитки, оживка).

Воспитывать чувство гордости за собственную принадлежность к той или иной национальной культуре.

Воспитывать уважение и интерес к традициям старинной национальной росписи.

 Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям (стихам).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Методическая разработка НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группена тему:

«Волжские узоры»

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к обрядам и традициям народов, населяющих Поволжье (Татар, Мордвы, Русских).

Интеграция образовательных областей:«Художественно-эстетическое развитие»,«Познавательноеразвитие» , «Физическое развитие»«Социально-Коммуникативное развитие», «Речевое развитие» .

Задачи:

Художественно-эстетическое развитие:

• Вызвать положительный эмоциональный отклик на красоту национальных платков

.

• Продолжать формировать у детей изобразительные навыки и умения в рисовании, используя нетрадиционную технику «восковые мелки по накрахмаленной ткани».

• Учить составлять узоры с растительными элементами (бутоны,

цветы, листья, травка, усики, завитки, оживка).

• Воспитывать чувство гордости за собственную принадлежность к той или иной национальной культуре.

• Воспитывать уважение и интерес к традициям старинной национальной росписи.

• Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям (стихам).

Познавательное развитие:

• Развивать интерес к культуре, традициям народов Поволжья.

• Сформировать у детей знания о национальных платках

Социально-коммуникативное развитие:

Продолжать развивать общение детей со взрослым и сверстниками, воспитывать уважение к обычаям, традициям, культуре другого народа.

•Умение оказывать помощь при организации выставки, развешивание платочков.

•Умение оценивать работы сверстников, радоваться красивым более удачным работам.

Физическое развитие:

Развивать двигательную активность детей во времяфизминутки:  Подвижная игра «Платочек».

Укреплять дружеские доброжелательные взаимоотношения.

Речевое развитие:

Развивать умение правильно строить предложения.

Обогащать речь словами: бутон, розан, купавка,  ромашка , оживка.

Методы и приёмы:

• Наглядные: показ презентации «Узоры народов Поволжья», демонстрация платков, образцов росписей платков.

• Словесные:беседа о красоте природы Поволжья, о разнообразии народных платков, слушание стихов.

Практические :рисование восковыми мелками по накрахмаленной ткани

Игровые:русская народная игра «Платочек»

Предварительная работа:

• Чтение русских народных сказок: «Маша и Даша»«Платок нищего»;

• Разучивание подвижной игры «Платочек», танца с платочками, частушек, пословиц, народных игр, хороводов, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

• Рассматривание платков в книгах и альбомах, разновидностей орнамента(цветочно-растительный;геометрический); иллюстрацийнациональных узоров в одежде и быту народов Поволжья (НОД «Народные росписи»).

• Изготовление трафаретов и использование их в технике ручной набивки, изготовление дидактической игры «Собери платок».

• Рассматривание репродукций художников: И. Грабаря, Федота Сычкова, И. С. Куликова, К. Е. Маковского, В. И. Сурикова.

• Беседа о значимости платка для женщины в культуре разных народов.

  • Работа по обогащению словаря: бутон, розан, купавка,  ромашка, оживка,бахрома,кипень (кипельно - белый, белоснежный).

Материал и оборудование:

Проектор, экран, ноутбук, столы, стулья, 4 стенда с образцами национальных платков: татарских, русских, мордовских ;восковые мелки (разных цветов, накрахмаленные отрезки ткани 25х25см, салфетка, акварельные краски, стаканчики с водой,  кисти ,клеёночки, бельевая веревка, прищепки .

Место проведения мероприятия: музыкальный зал.

Ход мероприятия:

Дети входят в зал.

Вед: Здравствуйте дети.

Я – Марья – искусница.

Чудеса сейчас придут

Интересно будет тут!

Я на вас погляжу

Да былину расскажу!

Вы на ус все намотайте,

Былину рассказать мне помогайте!

Не грусти, улыбнись!

Былое дарит нам сюрприз!

Эй, ребята проходите,

Платки поглядите.

Один красный, другой синий,

А уж третий- то хорош,

Становитесь-ка все в ряд,

Рассмотрите всё подряд.

(подвести детей к крайнему стенду у двери).

- Ребята сегодня мы поговорим о незаменимом для женщины элементе одежды, который и согревает, и украшает.  –О чем?

Ответы детей: О платке.

- Так что же такое платок?

Ответы детей: платок - древний головной убор всех женщин.

- Кому обязательно надлежало носить платок?

- Для чего он нужен?

Ответы детей: для тепла, от солнца, для красоты

- Только ли платок надевали на голову?

Ответы детей: поверх платка надевали различные головные уборы.

- Ребята – чем украшается край платка?

Ответы детей: бахромой.

- Предлагаю вспомнить, какие бывают платки по назначению?

- Платок, который надевался на праздник?

Ответы детей: Праздничный.

- Платок, который носился каждый день?

Ответы детей: Будничный или повседневный.

Основная часть:

- Ребята, с чего же начинается изготовление платка?

Давайте вспомним процесс изготовления платка (по схеме)

Ответы детей: подготавливался ткань - кипень.

- А что это такое, давайте вспомним?

Ответы детей: кипельно-белый, белоснежный кусок ткани.

- Как набирался узор на платке?

Ответы детей: существовала только ручная набойка.

- Посмотрите, что изображено на этом платке? (обращает внимание на свой наплечный платок)

-Посмотрите на платок,

 на платке расцвел цветок

 Красный, желтый, голубой-

 удивительный такой

Посмотрите на платок вот

зелененький листок

Завитки как кружева,словно мягкая трава.

Ответы детей(цветы, веточки ,листья,бутоны).

- Откуда мастера брали идеи для узоров на платках? Как вы думаете?

Ответы детей: из повседневного быта и природы.

Воспитатель предлагает посмотреть презентацию «Узоры народов Поволжья».

Слайд 2-4.

«О, Волга, наша русская река,

Несешьсвои ты воды сквозь века.

Тобой гордится славный наш народ.

В тебе начало всей Руси живет…»

И.Мордовина

-Дети, о какой реке говорится в стихотворении?

-Ответы детей: Волга

-На берегу Волги живут люди разных национальностей-русские ,татары,мордва.

-Река Волга широкая полноводная,а на берегах этой реки растут очень красивые цветы .

Народ всегда любовался красотами этой природы.

Слайд 5-6.

Чем вдохновлялисьумельцы которые делали платки?

Ответы детей: красивой природой, лугами.

Слайд 7-11.

-Что они взяли для украшения платков из природы?

Ответы детей :Яркие цвета, красивые цветы, веточки, листочки.

Воспитатель проводит подвижную игру «Платочек».

Ход игры:

Дети идут по кругу и поют. Пока дети поют песенку воспитатель кладет за их спинами цветные платочки (выбирает 3-5 детей)

Скок,скок,сапожок,

Выходи –ка на лужок,

То прыжком, то бочком ,

Топай, топай каблучком.

Дети у кого оказался платочек выходят на середину круга и танцуют.    Стоящие по кругу хлопают  в ладоши.

Показ воспитателя:  воспитатель показывает как украсить платок.

Дети мы сейчас с вами рассмотрим платки разных народов Поволжья, цветовую гамму, чередование цветов, веточек, листочков.

-  Предлагаю рассаживаться за столы, где каждый из вас и составит свой национальный орнамент.

- Ребята, рисуйте, дополняйте (пробуйте привносить свои собственные символы) и тогда ваш узор станет неповторимо-индивидуальным. Желаю творческой удачи! (Дети начинают рисовать).

Звучит музыка : «Родные просторы» музыка Будашкина, Мордовская народная песня «Бабушка», Татарская народная мелодия «Шахта». Дети выполняют творческую работу.

Итоговая часть - рефлексия:

- Ребята, наша работа подходит к концу, давайтеразвесим  и посмотрим наши получившиеся платочки.

-Какие платочки понравились вам больше всего? И почему ?

- Как мы можем их использовать?

Ответы детей: В игре, танце,завернуть игрушку.

- Мы наши платочки сложим в наш сундучок, где они и будут храниться. Мы их  будем использовать в играх, в танцах и развлечениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НОД ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НОД ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия "День Рождения поросенка". Старшая группа. Тема: Домашние животные. Тип: Формирование предметных представлений и сенсорных эталонов.

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия на тему Домашние животные для старшей группы детского сада для детей с нарушением зрения. Тип занятия : Формирование предметных представлений ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности художественно- эстетическому воспитанию (лепка) в старшей группе Тема: Пернатые наши добрые соседи.

Конспект непосредственной образовательной деятельности художественно- эстетическому воспитанию (лепка) в старшей группеТема: Пернатые наши добрые соседи. С использованием природного материала....

Методическая разработка по математическому представлению (познавательному развитию) в старшей группе на тему: «Путешествие в страну математики»

Методическая разработка по математическому представлению (познавательному развитию) в старшей группе на тему: «Путешествие в страну математики»составил педагог: Дорожкина А.Н.Цель: закрепл...