Использование нетрадиционных техник рисования для развития детей дошкольного возраста
статья

Сясина Виктория Евгеньевна

Традиционные техники рисования  не всегда приносят необходимый и интересный для детей результат. В этой связи целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Проведение таких занятий снимает детские страхи; повышает уверенность в своих силах; совершенствует пространственное мышление; подталкивает детей к творческим поискам решений задач; знакомит с разными материалами; развивает чувство композиции, ритма, восприятия цвета, чувство формы и объёмности; развивает мелкую моторику рук, творческие способности и, конечно, воображение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_risovanie.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        Сясина В.Е.,воспитатель ГБДОУ д/с № 85

                                                                                      Приморского района Санкт – Петербурга

«Использование нетрадиционных техник рисования

 для развития детей дошкольного возраста»

 

     Познавая окружающий мир, ребенок старается отразить его в своей деятельности: в игре, рассказах, рисовании, лепке и других ее видах. Прекрасные возможности для этого дает изобразительная творческая деятельность. Но когда ребенок сталкивается с проблемой отсутствия у него определенных навыков по изображению некоторых объектов живой или неживой природы, существует риск того, что он просто исключит из своих рисунков эти объекты или же у него просто пропадет заинтересованность в рисовании как таковом. Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, в помощь нам приходят нетрадиционные техники рисования. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.        

     Традиционные техники не всегда приносят необходимый и интересный для детей результат. В этой связи целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик.

     В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник снимает детские страхи; повышает уверенность в своих силах; совершенствует пространственное мышление; подталкивает детей к творческим поискам решений задач; знакомит с разными материалами; развивает чувство композиции, ритма, восприятия цвета, чувство формы и объёмности; развивает мелкую моторику рук; развивает творческие способности и, конечно, воображение. Полезны такие занятия и для духовного развития детей. Работа с необычными материалами позволяет им ощутить незабываемые эмоции, развивает креативность, что в конечном результате помогает общему психическому и личностному развитию. Большинство техник нетрадиционного рисования относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате специальных приемов, а как эффект игровой манипуляции.

     Нетрадиционное рисование - это отличный способ изображать желаемое, не опираясь на традиции. Под термином «нетрадиционный» подразумевается использование материалов, инструментов рисования, которые не общеприняты, не традиционны.

     Так, для занятий с использованием нетрадиционных техник рисования можно применять разнообразные материалы, доступные практически всем, и комбинировать их:

 – традиционные (бумага разной формы и размера, цвета; краски разного вида; кисти разного размера, из разнообразного ворса; восковые и цветные мелки; маркеры, фломастеры, тестеры; простые и цветные карандаши);

- нетрадиционные (мыльные пузыри, трубочки, поролон, пробки, срез картофеля, листья, уголь, свечи, веревочки, ватные палочки и многие другие);

     С младшими дошкольниками рекомендуется использовать следующие нетрадиционные техники рисования:

  • рисование пальчиками, ладошками и даже ножками;
  • оттиск печатками (например, из картофеля, пластилина);
  • отпечатки «листики»;

     Эти техники очень хорошо развивают мелкую моторику рук детей, что, в свою очередь, крайне важно для развития речи.

 Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью;
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • «волшебные веревочки»;

Такие техники стимулируют развитие воображения и творческого мышления, проявление инициативности и самостоятельности, индивидуальности ребенка.

 А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком, солью, манкой;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия (отпечаток красками), пейзажная и предметная;
  • печать по трафарету;
  • техника эбру;
  • техника набрызг;
  • ниткография;

     Каждый из этих методов – это не вынужденная деятельность, а своего рода игра, которая доставляет детям много положительных эмоций и впечатлений, это один из самых интересных способов самовыражения.

   Для своевременного и полноценного развития творческих способностей дошкольника необходимо всестороннее приобщение к изобразительной деятельности. Использование нетрадиционных техник рисования позволяет повысить показатели уровня развития творческих способностей у дошкольников; тематика детских рисунков становится более разнообразной; совершенствуются такие черты как целеустремленность, самостоятельность, инициативность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста

работа с детьми по развитию творчества в изобразительной деятельности через использование нетрадиционных техник....

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста "Рисование песком"

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир...

Статья на тему « Использование нетрадиционных техник рисования в обучении детей дошкольного возраста декоративной росписи разных национальных культур»

В статье рассматриваются использования нетрадиционных техник рисования в обучении детей дошкольного возраста декоративной росписи разных национальных культур....

Использование нетрадиционных техник рисования в обучении детей дошкольного возраста, как средство развития творческих способностей

Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому...