Использование нетрадиционных техник рисования в обучении детей дошкольного возраста, как средство развития творческих способностей
консультация по рисованию (подготовительная группа)

Братищева Наталия Ивановна

Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.

Обращение к нетрадиционным техникам изоискусства обусловлено тем, что нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование нетрадиционных техник рисования в обучении детей дошкольного возраста, как средство развития творческих способностей».

Каждый ребенок по своей природе-творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие нити, ручейки, которые питают источник творчески мыслить. Все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти талантливы и как можно раньше дать детям возможность проявить их на практике, в реальной жизни. С помощью нетрадиционных техник рисования можно развить интеллект. Учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность.

Актуальность моей работы связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги.

Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.

Обращение к нетрадиционным техникам изоискусства обусловлено тем, что нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.

Обоснование использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста.

Все дети любят рисовать. Творчество для них — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности : формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Воспитать творческого человека без красоты невозможно. Прекрасное - вечный источник духовности, вдохновения, творчества. Оно существует рядом с человеком, потому что красота, которая не воспринимается, - мертва. И если люди потеряют способность чувствовать красоту, она никогда не сможет спасти мир.

Проблемы:

1. недостаточность дидактического материала для рисования

2. недостаточное внимание к проблеме в развитии детей дошкольного возраста со стороны педагогов

3. недостаточность знания, опыта детей дошкольного возраста по проблеме изобразительного творчества по средствам нетрадиционных техник

Цель работы:

знакомство детей с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитию психических процессов.

Задачи:

-сформировать у детей технические навыки рисования;

-познакомить с различными техниками нетрадиционного рисования;

-научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования;

-познакомить дошкольников с нетрадиционным рисованием.

Описание

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении и в рамках городского методического объединения привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Проанализировав воспитательно - образовательный процесс, я поняла, что у меня имеются проблемы в технике рисования. Дети как будто чувствовали мою неуверенность, и тоже не стали проявлять интереса к изобразительному искусству. Я стала заниматься самообразованием, углубленно изучая различные техники, так как рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, и оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Поставила перед собой следующие задачи:

рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционных техник рисования с целью развития детского творчества;

рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе;

Проработав данный материал, разработала программу «Радуга» по нетрадиционным техникам рисования. За основу данной программы взяла разработки следующих авторов:

1. Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»

2. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».

3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».

4. Мэри Энн, Ф. Колль «Рисование красками».

5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»

6. А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».

В. А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни». Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей.

На занятиях по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Нетрадиционные техники рисования рождают у дошкольников желание рисовать, творить. У ребенка пропадает страх перед чистым листом и краской.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник развивает уверенность в своих силах, учит свободно выражать свой замысел, учит работать с разнообразным материалом, развивает фантазию и творческие способности.

Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.

Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

В своей работе я использую такие техники рисования как :

Монотипия предметная

• Возраст: от 5 лет

• Средства выразительности : пятно, симметрия, цвет.

• Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

• Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Считаю замечательным способом совершенствования пальчиковой моторики детей. Это способствует развитию у детей зрительного восприятия, воображения, зрительно-моторной координации, формирует плавность, ритмичность и точность движений, и при этом подготавливается рука ребенка к письму. И поэтому я внедряю в свою педагогическую деятельность такой вид рисования в средней группе.

Оттиск поролоном: «Утюг»

• Возраст: от 3 лет

• Средства выразительности : пятно, фактура, цвет.

• Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Печать по трафарету «Подснежники»

• Возраст: от 5 лет

• Средства выразительности : пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают квадраты угла ниткой, трафареты из проолифленного полу картона либо прозрачной плёнки. Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет

• Роспись по камешкам «Божья коровка»

• Для данного занятия прежде всего нужны камни с гладкой поверхностью. Их следует тщательно помыть мылом. В мыльный раствор можно добавить немного соды. Это подготовит камень для «встречи» с краской. Затем нужно дать ему высохнуть. Поскольку камни пористые, их нужно подготовить. Для того чтобы наполнить поры, чаще всего используют обычный ПВА-клей или жидкую грунтовку. Росписи на камнях подталкивают ребенка к творчеству, открывают его таланты в рисовании. Это занятие подойдет как взрослому человеку, так и детям. Малыши, рисуя на камнях, проявляют фантазию и развивают свое воображение. Также это поможет развитию тактильных ощущений и моторных функций рук

.

Черно-белый граттаж (грунтованный лист) «Как я делаю зарядку» использую в старшем дошкольном возрасте, так в этом возрасте дети могут использовать более трудные приемы рисования

• Возраст: от 5 лет

• Средства выразительности : линия, штрих, контраст.

• Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

• Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Восковые мелки+акварель+соль «Зимний пейзаж»

• Возраст: от 4 лет

• Средства выразительности : пятно, фактура, цвет, линия.

• Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

• Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся не закрашенным. Затем посыпается волшебной солью, после высыхания, остатки соли стряхнуть. Унас получился настоящий зимний пейзаж, соль переливается как снег.

• Пластилинография - это нетрадиционная художественная техника выполнения работы, которая заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Картина создается не красками или карандашами, а с помощью пластилина, при этом объекты могут быть как плоскими, так и объемными.

• Работа над пластилиновой картиной помогает ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев рук (что очень способствует развитию речи). Ребенок постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца, потому что ему очень интересно увидеть конечный результат своего труда.

• Пластилин обогащает сенсорный опыт ребенка, потому что ярко дает ощутить пластику, форму и вес. Создавая изображение с помощью данной техники, ребенок покрывает пластилином поверхность листа, скатывает и раскатывает различные формы, что помогает сделать пальцы более послушными. Поэтому именно пластилинография помогает подготовить руку дошкольника к письму. При знакомстве с пластилинографией дети приобретают новые навыки работы в технике размазывание пластилина тонким слоем по основе. Сюжеты для работы, предлагаемые детям, подбираются простые и легкие в исполнении. Например, распечатать какой-нибудь несложный рисунок и предложить детям с помощью пластилинографии «оживить» его яркими деталями.

• Предлагаю вам посмотреть работы моих детей.

• «Открытка 9 мая»

• «Осенний лист»

• «Флаг Бурятии»

• Считаю замечательным способом совершенствования пальчиковой моторики детей. Это способствует развитию у детей зрительного восприятия, воображения, зрительно-моторной координации, формирует плавность, ритмичность и точность движений, и при этом подготавливается рука ребенка к письму. И поэтому я внедряю в свою педагогическую деятельность такой вид рисования в средней группе

Цветной граттаж «Космическое путешествие»

• Возраст: от 6 лет

• Средства выразительности : линия, штрих, цвет.

• Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

• Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашиваются гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью

Кляксография с трубочкой: «Разноцветная страна»

• Возраст: от 5 лет

• Средства выразительности : пятно.

• Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)

• Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

Все дети с успехом справляются с выполнением работ в нетрадиционной технике рисования, после чего можно приступать к изучению других техник и приемов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на формирование творческой личности

Нетрадиционные техники рисования – путь к свободе и творчеству дошкольников. Рисование нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей....

План самообразования «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста как средство развития творческих способностей»

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей....

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

Детское рисование - хорошо знакомое всем явление.Рисование увлекательно, приятно, интересно.Истинная ценность детского рисования заключается не в том, какого качества сделают рисунки дети, а в том, ка...

Статья на тему « Использование нетрадиционных техник рисования в обучении детей дошкольного возраста декоративной росписи разных национальных культур»

В статье рассматриваются использования нетрадиционных техник рисования в обучении детей дошкольного возраста декоративной росписи разных национальных культур....