Дополнительная общеразвивающая программа Художественно эстетической -направленности «Увлекательное рисование» Возраст воспитанников: 5-6 лет
материал по рисованию (старшая группа)

Парфенова Наталья Михайловна

Дополнительная общеразвивающая программа Художественно эстетической  -направленности «Увлекательное рисование»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_.progr_izo_5-6.docx70.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №15 (МБДОУ «Детский сад № 15)

Принята

На заседании педагогического совета

МБДОУ «Детский сад № 15»

От   27 августа2022г.№1

Утверждена

Приказом в.и.о.заведующего

МБДОУ «Детский сад № 15»

________________Н.С.Денисова

От  27  августа2022 г.№  158 - П

Дополнительная общеразвивающая программа

Художественно эстетической  -направленности

«Увлекательное рисование»

Возраст воспитанников: 5-6 лет

Срок реализации программы:1 год

Автор-составитель:

Парфенова  Наталья Михайловна

г.Саров 2022г

Содержание

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Отличительные особенности программы

1.4. Характеристика возрастных особенностей детей

1.5. Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы

    2. Содержательный раздел

2.1. Учебно-тематический план

2.2. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеразвивающей пограммы

2.3. Характеристики основных форм и методов реализации программы

   3. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение программы

3.2. Кадровое обеспечение

3.3. Информационно-методическое обеспечение программы

3.4. Календарный учебный график

3.5. Перечень методических пособий

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

   Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую для того, чтобы выразить свои фантазии, ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

   Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и творческого потенциала.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

Актуальность. Проблемы развития творческих способностей дошкольников находятся сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. В соответствии с новыми Федеральными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей в самовыражении является развитие детского творчества. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Дети получают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что огорчает. Все больше внимания уделяется изобразительной деятельности как средству развития талантливой, творческой личности. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам, но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чём и чем.

Практическая значимость данной программы заключается в том, чтобы научить дошкольников творческому видению, исследовательскому поведению. Ведь именно эти качества личности позволят им успешно адаптироваться к любым новым условиям жизни. Поэтому все педагогические усилия должны быть направлены на развитие любознательности, наблюдательности, познавательной и творческой активности и самовыражения ребенка в исследовательской и проектной деятельности. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить и выражать свои чувства на бумаге. У ребенка возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, он начинает экспериментировать, творить.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: Создание условий для развития потенциальных творческих способностей ребенка, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность средствами нетрадиционного рисования

Задачи:

  • Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
  • Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
  • Создавать условия для освоения цветовой палитры.
  • Создание условий для коммуникативной деятельности детей.

1.3.Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной программы является  подбор и систематизация материала, ее инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Для рисования используются природные и бросовые материалы, нестандартные инструменты. Особенностью данной  программы является то, что занятия объединены по тематике – жанрам изобразительного искусства, изображение этих жанров в нетрадиционной технике рисования. Обучение идет от простой техники выполнения работы к более сложной. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 30 минут. Образовательная деятельность педагога  с детьми- 20 минут. Совместная деятельность педагога  с детьми-5. Самостоятельная деятельность детей -5 минут. Максимальное количество детей в группе 12 человек. Программа рассчитана на детей с разным уровнем подготовки и может использоваться в групповой работе.

1.4. Характеристика возрастных особенностей детей

У ребенка старшего дошкольного возраста просыпается рвение проникать во все многообразие окружающего мира. Основными видами художественно-эстетического развития старшего дошкольного возраста являются:

Обычно дети такого возраста предпочитают рисовать, получая возможность передать то, что им понравилось, что вызвало у них интерес, вызвало у них энтузиазм. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные воспоминания детей, рисунки к мультфильмам, фильмам. Так рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут различаться уникальностью, оригинальностью. Дети в таком возрасте, человека изображают более пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

1.5. Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который они изображают, и использовать самовыражения любые доступные средства.

К концу обучения ребенок:

  •  использует нетрадиционные материалы и инструменты,
  •  передает композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
  • выражает эмоционально-положительное отношение к окружающему миру через рисунок;
  • положительно относится к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;
  • владеет простыми нетрадиционными техниками
  • проявляет интерес к освоению новых техник
  • проявляет самостоятельность

2. Содержательный раздел

  2.1.Учебно-тематический план

Модуль про-

граммы

Месяц проведения занятий

Теория

(мин)

Практика

(мин)

Совм.деят.(мин)

Самост.деят

Всего

(мин)

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

1

Вводное занятие

1

5

15

5

5

30

2

Тематические игровые занятия

4

4

2

3

4

4

4

3

140

420

140

140

840

3

Обобщающее занятие

1

5

15

5

5

30

Итого в год

30 занятий

150

450

150

150

900

2.2 Календарно-тематическое планирование занятий с детьми  5-6- лет

Тема

Задачи

Источник

Кол-во

часов

Октябрь

1

Тема: «Осенний

ковёр».

Задачи: познакомить с техникой

печатания листьями. Развивать

цветовосприятие. Учить смешивать

краски прямо на листьях или тампоном

при печати. Создание в данной технике

картины осеннего пейзажа.

Оборудование: набор гуашевых

красок; кисть; трубочка от коктейля

стаканчик с водой, ватные палочки.

Н.М.Савельева «В мире красок»

Программа дополнительного

образования для детей старшего

дошкольного возраста (5-6 лет).

- СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,-

2019.стр.21-22

1

2

Тема:

«Разноцветная

радуга»

Задачи: закрепление приёмов по -

мокрому. Познакомить с чудесным

свойством цвета преображать

окружающий мир, с теплыми и

холодными цветами. Выполнение

выразительной композиции.

Оборудование: набор гуашевых

красок; кисть; стаканчик с водой.

ватные палочки,.

Н.М.Савельева «В мире красок»

Программа дополнительного

образования для детей старшего

дошкольного возраста (5-6 лет).

- СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,-

2019.стр.21

1

3

Тема: «Осенняя

сказка»

Задачи: учить рисовать, используя

нетрадиционные техники, закреплять

умение наносить один слой краски на

другой. Развивать чувство

прекрасного, умение передавать свои

впечатления полученные ранее.

Воспитывать самостоятельность в

создании образа.

Оборудование: набор гуашевых

красок; кисть; стаканчик с водой.

Н.М.Савельева «В мире красок»

Программа дополнительного

образования

для детей старшего

дошкольного возраста (5-6 лет).

- СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,-

2019.стр.13.конспект№1

1

4

Тема: «Фруктовый

натюрморт»

Задачи: познакомить с техникой

печатания засушенными листьями -

«эстамп». Создание в данной технике

картины осеннего пейзажа. Развивать

умение выполнять работу сообща,

коллективно. Оборудование: набор

гуашевых красок;

И.А.Шаляпина

«Нетрадиционное рисование с

дошкольниками» .20

познавательно-игровых

занятий.- М.:ТЦ Сфера,

2019.стр.16

1

5

Тема: «Ночное

небо»

Набрызг.

Задачи: Развивать воображение,

творчество, учить передавать образ

природы в рисунках, использовать

различные способы.

Оборудование: акварельные краски,

белые листы бумаги, палитры, кисти,

баночки с водой.

И.А.Шаляпина

«Нетрадиционное рисование с

дошкольниками» .20

познавательно-игровых

занятий.- М.:ТЦ Сфера,

2019.стр.58-60

1

Ноябрь

6

Тема: «Осенняя

пора»

Монотипия.

Задачи: учить детей рисовать с

натуры, передовая форму и окраску

осенних листьев. Совершенствовать

изобразительную технику (смешивать

акварельные краски для получения

сложных оттенков и передачи осеннего

колорита).

Оборудование: акварельные краски,

белые листы бумаги, палитры, кисти.

Н.М.Савельева «В мире красок»

Программа дополнительного

образования для детей старшего

дошкольного возраста (5-6 лет).

- СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,-

2019.стр.22-23

7

Тема: «Земное

солнце»

Пальчиковая

живопись.

Задачи: передача в рисунке красоты и

особенностей солнца, развивать

мелкую моторику пальцев рук,

зрительно-двигательную моторику.

Оборудование: альбомные листы,

карандаш, гуашь, кисточки.

И.А.Шаляпина

«Нетрадиционное рисование с

дошкольниками» .20

познавательно-игровых

занятий.- М.:ТЦ Сфера,

2019.стр.10-11

1

8

Тема: «Ежата на

поляне»

Задачи: учить рисовать ежей

движении; формировать

умение создавать выразительный

образ. Развивать воображение.

Оборудование: набор

Гуашевых красок; кисть; стаканчик с водой

К.К.Утробина «Увлекательное

рисование методом тычка с

детьми 5-7 лет»

М.:ИЗДАТАЛЬСТВО

воображение. ГНОМ,2017.стр.17-18

1

9

Тема: «Цыплята»

Задачи: познакомить с техникой

изображения разных животных с

помощью шаблонов.

Оборудование: набор цветной бумаги,

гуашевые

краски,

фломастеры,

баночки с водой, кисти, трафареты.

К.К.Утробина «Увлекательное

рисование методом тычка с

детьми 5-7 лет»

М.:ИЗДАТАЛЬСТВО

ГНОМ,2017. стр.23-24

1

Декабрь

10

Тема: «Зимние

узоры»

Кляксография.

Задачи: продолжать учить детей

самостоятельно передавать сюжет

зимнего пейзажа. Развивать интерес

детей к изобразительному творчеству

посредством использования

нетрадиционных техник рисования.

Оборудование: листы бумаги,

краски, цветные карандаши, кисти.

Н.М.Савельева «В мире красок»

Программа дополнительного

образования для детей старшего

дошкольного возраста (5-6 лет).

- СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,-2019.

стр.14.конспект №4

1

11

Тема:

«Удивительное

новогоднее

настроение»

Задачи: упражнять в печати по

трафарету. Закреплять умение

рисовать деревья сангиной, рисовать

пальчиками. Развивать чувство

композиции. Оборудование: Бумага,

материалы по выбору.

К.К.Утробина «Увлекательное

рисование методом тычка с

детьми 5-7 лет»

М.:ИЗДАТАЛЬСТВО

ГНОМ,2017.стр.30-31

1

Январь

12

Тема: «Морозные

узоры»

Рисование свечой.

Задачи: вызвать у детей желание

передать в рисунке свои впечатления с

помощью доступных средств

выразительности. Развивать

зрительное восприятие и творческое

воображение.

Оборудование: бумага формата А-5,

кисти №№ 3-4, гуашь.

И.А.Шаляпина

«Нетрадиционное рисование с

дошкольниками» .20

познавательно-игровых

занятий.- М.:ТЦ Сфера, 2019

стр.24-27

1

13

Тема: «Снеговик»

Задачи:

закреплять

Тема: «Снеговик» рисовать

больших

снеговиков,

развивать

воображение

и

способности.

Создаём

настроение, положительные эмоции у

детей.

Оборудование: бумага формата А-5,

кисти №№ 3-4, гуашь.

маленьких Н.М.Савельева «В мире красок»

Программа дополнительного

образования для детей старшего

дошкольного возраста (5-6 лет).

- СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,-2019.

стр.15.Конспект№5

1

14

Тема: «Зимняя

сказка»

Рисование по

мокрому листу.

Задачи: вызвать у детей желание

передать в рисунке свои впечатления с

помощью доступных средств

выразительности. Развивать

цветовосприятия.

Оборудование: листы бумаги, краски,

кисти, вода, печатки.

Н.М.Савельева «В мире красок»

Программа дополнительного

образования для детей старшего

дошкольного возраста (5-6 лет).

- СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,-2019.

стр.15.Конспект№6

Февраль

15

Тема: «Звёздное

небо»

Задачи: закреплять знания детей об

окружающем мире, учить изображать

зимний пейзаж способом – монотипия.

Оборудование: А-4 формата, кисти

№№ 1,2, акварельные краски.

Н.М.Савельева «В мире красок»

Программа дополнительного

образования для детей старшего

дошкольного возраста (5-6 лет).

- СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,-

2019.стр.16.Конспект№7

1

16

Тема: « Снежная

семья»

Задачи: закреплять умения детей

рисовать больших и маленьких

снеговиков - тычком, развивать

память, воображение и творческие

способности.

Оборудование: бумага формата А-5,

кисти №№ 3-4, гуашь.

К.К.Утробина «Увлекательное

рисование методом тычка с

детьми 5-7 лет»

М.:ИЗДАТАЛЬСТВО

ГНОМ,2017.стр.13-14

1

17

Тема: «Золотая

рыбка»

Задачи: совершенствовать умение в

нетрадиционной изобразительной

технике (восковые мелки + акварель,

отпечатки ладоней). Учить превращать

отпечатки ладоней в рыб и медуз,

рисовать различные водоросли.

Оборудование: альбомный лист с

готовым фоном; набор гуашевых

красок.

И.А.Шаляпина«Нетрадиционное

рисование с дошкольниками»

.20 познавательно-игровых

занятий.- М.:ТЦ Сфера,

2019.стр.54-58

1

18

Тема: «Подарок

для папы»

Оттиск.

Задачи: совершенствовать умения и

навыки в свободном

экспериментировании с материалами,

необходимыми для работы в

нетрадиционных изобразительных

техниках. Закреплять умение выбирать

самостоятельно технику и цвет.

Оборудование: листы бумаги, краски,

кисти, вода, веревочки.

Н.М.Савельева «В мире красок»

Программа дополнительного

образования для детей старшего

дошкольного возраста (5-6 лет).

- СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,-

2019.стр.18. конспект№8

1

Март

19

Тема: «Подарок

маме»

Задачи:

печать

по

трафарету,

воздушные

фломастеры.

украшать цветами открытку Открытка

для

мамы.

Закрепить

пользоваться знакомыми техниками.

закреплять

знания

детей

окружающем

мире.

Оборудование:

бумага, материалы по выбору.

К.К.Утробина «Увлекательное

рисование методом тычка с

детьми 5-7 лет»

М.:ИЗДАТАЛЬСТВО

ГНОМ,2017.стр.34-35

1

20

Тема: « Первые

весенние цветы»

Задачи:

учить

рисовать

на

мятой

бумаге.

Использование

цветового

контраста

как

средства

выразительности

Оборудование: альбомные листы,

пастель, гуашь, кисточки, верёвочки.

Н.М.Савельева «В мире красок»

Программа дополнительного

образования для детей старшего

дошкольного возраста (5-6 лет).

- СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,-

2019.стр.17.конспект№9

1

21

Тема: «Мимоза»

Задачи:

учить

Развивать творчество, фантазию.

Оборудование: Бумага, материалы по

выбору.

К.К.Утробина«Увлекательное

рисование методом тычка с

детьми 5-7 лет»

М.:ИЗДАТАЛЬСТВО

ГНОМ,2017.стр.16

1

22

Тема: «Берёзы

весной»

Задачи: углублять знания о временах

года, воспитывать любовь к природе.

Передача в рисунке красоты и

особенностей растений.

Оборудование:

карандаш, гуашь, кисточки, ватные

палочки.

К.К.Утробина «Увлекательное

рисование методом тычка с

детьми 5-7 лет»

М.:ИЗДАТАЛЬСТВО

ГНОМ,2017. стр.39-40

1

Апрель

23

Тема: «Попугаи»

Задачи:

закреплять

умение

использовать линии и цветовые пятна

для создания образа птицы..

Оборудование:

Бумага,

фломастеры или пастель.

К.К.Утробина «Увлекательное

рисование методом тычка с

детьми 5-7 лет»

М.:ИЗДАТАЛЬСТВО

ГНОМ,2017. стр.41-42

1

24

Тема:

«Живописный

луг»

Задачи:

закрепить

пользоваться знакомыми техниками,

закреплять

знания

окружающем мире. Учить рисовать

насекомых в траве.

Развивать

память,

творческие

способности.

изображению любого сюжета, обращая

внимание на строение их фигур.

Оборудование: Бумага, материалы по

выбору.

И.А.Шаляпина

«Нетрадиционное рисование с

дошкольниками» .20

познавательно-игровых

занятий.- М.:ТЦ Сфера, 2019

стр.52-54

1

25

Тема: «Чудо-

дерево»

Задачи: познакомить с техникой

рисования ладошками.. Закреплять

навыки рисования карандашом,

развивать умение регулировать силу

нажим.

Оборудование: альбомные листы,

карандаши, ластик

И.А.Шаляпина

«Нетрадиционное рисование с

дошкольниками» .20

познавательно-игровых

занятий.- М.:ТЦ Сфера, 2019

стр.61-62

1

26

Тема: «Цветочная

поляна»

Задачи: закреплять умение рисовать

необычные цветы, используя разные

приемы работы пастелью. Развивать

воображение, чувство ритма,

световосприятие. Оборудование:

акварельные краски, белые листы

бумаги, палитры, кисти, баночки с

водой, карандаши.

Н.М.Савельева «В мире красок»

Программа дополнительного

образования для детей старшего

дошкольного возраста (5-6 лет).

- СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,-2019.

стр.26-27

1

Май

27

Тема: «Чудесные

ладошки»

Задачи: продолжать знакомить детей

сладоневой живописью..

Оборудование: акварельные краски,

белые листы бумаги, палитры, кисти,

баночки с водой, карандаши, клей

ПВА.

Н.М.Савельева «В мире красок»

Программа дополнительного

образования для детей старшего

дошкольного возраста (5-6 лет).

- СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,-2019.

стр.16 конспект№10

1

28

Тема:

«Музыкальный

рисунок»

Задачи:

посредством

Совершенствовать умение соотносить

цвет с музыкой, опираясь на различие

наиболее ярких средств музыкальной

выразительности

ритм и др.) Стимулировать творчество

детей к импровизации с цветовым

пятном.

Оборудование: бумага, материалы по

выбору.

Н.М.Савельева «В мире красок»

Программа дополнительного

образования для детей старшего

дошкольного возраста (5-6 лет).

- СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,-2019.

стр.17.конспект№11

1

29

Тема: «Тюльпаны

в саду»

Задачи: закреплять свойства разных

материалов, развивать

композиционные навыки.

Оборудование: альбомные листы,

пастель

карандаш, гуашь, кисточки

Н.М.Савельева «В мире красок»

Программа дополнительного

образования для детей старшего

дошкольного возраста (5-6 лет).

- СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,-2019.

стр.28

1

30

Тема: «Краски

лета»

Задачи: Продолжать знакомить детей

со свойствами акварели (прозрачные,

любят воду), техникой рисования по-

мокрому,

знакомить

с

новыми

оттенками,

развивать

творческое

воображение, воспитывать интерес и

положительное

отношение

рисованию.

Оборудование:

Бумага,

пастель, уголь или другие материалы.

Н.М.Савельева «В мире красок»

Программа дополнительного

образования для детей старшего

дошкольного возраста (5-6 лет).

- СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,-2019.

стр.28-29

1

2.2.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы

В программе разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста)

Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста

Разделы

Уровни развития

средний

высокий

Техника работы с материалами

Дети знакомы с

необходимыми навыками нетрадиционной техники

рисования и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты но им нужна незначительная помощь

Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами.

Предметное и сюжетное изображение

Передают общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Обладает наглядно-образным мышлением. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается недостаточно качественным.

Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержание сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине.  Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и воображение. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается  качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество.

Декоративная деятельность 

Различают виды декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования.

мело применяют полученные знания о декоративном искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют украшать объемные предметы различными приемами.

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.

Ф.И.ребенка

Техника работы

С материалом

Предметное и       сюжетное изображение

Декоративная

 деятельность

9

5

9

5

9

В

В

В

В

С

В

В

С

В

С

В диагностической таблице  используется следующее обозначение: высокий уровень - В,средний  - С, низкий - Н.   

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология  достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

2.3.Характеристики основных форм и методов реализации программы

В ходе реализации программы «Увлекательное рисование» дети знакомятся с разнообразными техниками рисования. В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная
  • пластилинография.

Формы организации :

Работа по ознакомлению с художественными техниками осуществляется поэтапно. Алгоритм работы с детьми по овладению любой художественной техникой включает в себя следующие этапы:

I этап - знакомство с художественной техникой;

II этап - упражнения в художественной технике;

III этап - самостоятельный перенос знаний и умений в творческую деятельность.

На втором этапе дети непосредственно упражняются в использовании традиционных и нетрадиционных техник (материалов, инструментов и способов их применения).Отработка навыков в использовании различных материалов происходит на занятиях с различной тематикой. Дети получают возможность прочно освоить данную технику. Упражнения детей в применении способов действий, направлены на репродуктивный способ познания и формирование обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений.

Как правило, данному этапу отводится 2-3 занятия в зависимости от сложности техники.

Третий этап включает в себя творческие занятия, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов на основе полученных знаний. Тематика этих занятий разнообразна, она побуждает детей к поиску наиболее выразительных средств для изображения своего замысла. Третий этап включает в себя творческие занятия, на которых дети включаются впоисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации

замыслов на основе полученных знаний. Тематика этих занятий разнообразна, она побуждает детей к поиску наиболее выразительных средств для изображения своего замысла.

Принципы работы с детьми:

  • творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
  • доступности (простота, соответствие  возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  • поэтапности( последовательность, приступая к очередному этапу);
  • динамичности (построения программы от простого к сложному);
  • выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие   педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей).

Для освоения программы предусмотрены разнообразные методы иприемы:

  • словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);
  • наглядные (презентации, картины, схемы, образцы, рисунки);
  • метод наблюдения (экскурсии, прогулки);
  • игровые (интерактивные, дидактические, развивающие, подвижные);
  • метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения постав-

ленной задачи).

Используемые методы позволяют:

  • почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на

полноту восприятия окружающего мира;

  • формируют эмоционально положительное отношение к процессу

рисования;

  • способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия

и как следствие — познавательных способностей.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных

областей:

  • социально-коммуникативное развитие:
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие

При проведении занятий используются индивидуальные и коллективные формы работы. Теоретическая часть даётся в форме объяснения с просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы.      Индивидуальная работа во время занятия проводятся с теми детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также для тех воспитанников, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных.

Программный материал подобран так, чтобы поддерживать постоянный интерес к занятиям у всех детей .

3. Организационный раздел

  3.1. Материально-техническое обеспечение программы

Занятия по дополнительной  общеразвивающей  программе художественно – эстетической направленности «Волшебные пальчики» для детей дошкольного возраста проходят  в изостудии Учреждения (на 3 этаже). Помещение для занятий: просторное, хорошо проветриваемое, оснащено магнитной доской и фланелеграфом, интерактивной доской, ноутбуком,  отвечает требованиям САНПиН.

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

Кабинет обеспечен мебелью (столы – 4 шт., стулья – 25 шт., шкаф – 1 шт., стол письменный – 1 шт., стол дидактический – 1 шт., стол полукруг – 1 шт.);

  • доска маркерная;
  • шкаф для хранения материала для реализации программы

Используемые материалы:

  • акварельные краски, гуашь;
  • бумага для рисования (ватман); для показа способа рисования воспитате-

лем — лист формата А3;

  • бумага для рисования форматов А4, А5 (1/2 листа формата А4);
  • свечи;

ватные палочки;

  • поролоновые печатки, печатки из ластика, пробок;
  • коктейльные трубочки, стеки;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • матерчатые салфетки, бумажные салфетки;
  • банки-непроливайки;
  • подставки под кисти;
  • кисти № 10, 6, 4, 5, кисти жесткие, зубные щетки;
  • листья, половинки фруктов;
  • шаблоны.

3.2. Кадровое обеспечение

Занятия ведет воспитатель высшей квалификационной категории

Парфенова Наталья Михайловна, в 2007году  окончила  Арзамасский  Государственный

Педагогический институт им. А.П. Гайдара.

3.3. Информационно- методическое обеспечение программы

Для проведения занятий по дополнительной  общеразвивающей  программе имеется все необходимое методические материалы и средства обучения:

  • дидактический материал в соответствии с темами занятий
  • развивающие игры, пособия

демонстрационный  и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия

  • картотеки
  • аудиотека
  • Образцы рисунков по различным нетрадиционным техникам .

3.4 Календарный учебный график

Подготовительная  группа

Режим работы кружка

17.00-17.30

Начало учебного года

03.10.2021

Каникулярное время

Новогодние каникулы с 20.12.21 г.  по 10.01.2022 г

Количество занятий в неделю

1 день (среда)

Продолжительность учебных недель

32 недели

Объем недельной нагрузки

1 занятие в неделю

Продолжительность организованной образовательной деятельности(ООД)

30 минут

Перерыв между периодами организованной образовательной деятельности

Не менее 10 минут

Окончание учебного года

19.05 .2022г

Мониторинг по индивидуальному учету результатов освоения воспитанниками дополнительной дополнительной  общеразвивающей  программы

Сентябрь( с 06.09.21 по 13.09.21г)

Май (с 15.05 .22 по 19.05.22 )

Периодичность проведения родительских собраний:

собрание «Установочное»

собрание «Итоговое»

Сентябрь

Май

3.5  Перечень методических пособий

1.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.

2.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с

3.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.

4.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с. + 16 с. цв. вкл.

5.Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Р.Г. Казаковой. М.: Сфера, 2004.

6. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г

7. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

8.С.В. Погодина "Шаг в искусство" методические рекомендации по реализации программы М. ВАКО 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста 5-7 лет (театрализованная деятельность)

Данная работа является методической разработкой, систематизирующей действия и мероприятия, направленные на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста 5-7 лет....

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста "Музыкальная студия "Звонкие голоса"

Особенность программы в том, что она разработана для детей дошкольного возраста, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети имеют разные стартовые способности. В данн...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности "Маленький художник" Вторая группа раннего возраста

Рабочая программа «Маленький художник» разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО и реализуется нормативными документами:*Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ТЕСТОПЛАСТИКА» Возраст детей: 4-5 лет

Цель: Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук у детей среднего дошкольного возраста посредством тестопластики, развитие творческих способностей детей....

ДОПОЛНИТЕЛЬНая общеразвивающая программа ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА М.Б. Зацепиной Т.С. Комаровой А.В. Антоновой «КЛЯКСОЧКА»

Программа разработана на основе программы Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной «Красота, радость, творчество» и технологии Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельно...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.

Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по музыкальной деятельности детей дошкольного возраста "Мы зажигаем звезды"

дополнительная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности по музыкальной деятельности детей дошкольного возраста "Мы зажигаем звезды"...