Представление опыта работы на городском конкурсе Воспитатель года По теме «Плат узорный» Подготовительная группа
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Селютина Галина Васильевна

Предварительный просмотр:

               

Представление опыта работы

 на городском конкурсе

Воспитатель года

По теме

«Плат узорный»

Подготовительная группа

Содержание образовательных областей направлено на достижение следующих целей:              

        

  1. Познание : приобщать детей к народными промыслами Подмосковья. Расширять знания о Павловских платках. Развивать интерес к искусству оформления  Павлово- посадских платков.      Способствовать развитию любознательности.
  2. Социализация:     Развивать интерес к русским - хороводным играм, воспитывать патриотические чувства к своей Родине (России, Подмосковью, в частности к городу Павловскому –Посаду). Воспитывать чувство гордости за свой народ, любовь к своему краю, дать детям представление о том,  как в старину люди трудились. Формировать элементарный самоконтроль.
  3. Коммуникация:  Развивать свободное общение со взрослыми,  обогащать и активизировать словарь детей на основе  углубления знаний о цветочном узоре (гирлянды цветов, пышные букеты,)о технике производства Павловского платка(бахрома, кайма, цветки, манеры),о разновидностях платков и их названий(шелковый, пуховый, шерстяной; плат, платок, шаль ), с помощью художественного слова
  4. Художественное творчество:  Закрепить знания о средствах выразительности декоративного  украшения Павловского платка : цвете, композиции; учить выделять середину, углы, край ;закрепить знания о характерных элементах росписи(цветах, листьях, кайме, их цветовой гамме), учить строить композицию. Формировать эстетический вкус детей.

Оборудование:

Ход организованной – образовательной деятельности

       Добрый день, уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас у нас в группе. Ребята поприветствуйте наших гостей.

       Воспитатель: ребята, я так люблю путешествовать! А вы?(Ответы детей)

Особенно люблю путешествовать по нашей стране. Хотите отправится в путешествие со мной?  Как называется наша страна? Как называется столица нашей страны? В каком городе мы с вами живем? (ответы детей) Правильно, ребята, в Подольске и расположен этот город в Подмосковье, то есть под Москвой. И он не единственный город, который расположен под Москвой, рядом с ним есть много других городов. Может, вы, знаете какие-нибудь города  Подмосковные(ответы детей). Я вам хочу показать эти и города.

Дети с воспитателем подходят к доске, на которой прикреплена карта и показывает города, которые назвали и не назвали дети.

Воспитатель: Есть еще один город, в который я хочу вас сегодня пригласить в путешествие. Хотите со мной?(ответы детей). Тогда проходите на стульчики, присаживайтесь и….. Отгадайте загадку. Отгадка прячется вот в этом сундучке.

Воспитатель: Это предмет одежды – кусок ткани квадратной формы. Он бывает шелковый, пуховый, шерстяной. Женщины повязывают его на голову, а мужчины носят в кармане, повязывают на шею. Что же это?
Дети: - Это платок.

Воспитатель: Сейчас посмотрю (воспитатель достает платок и читает стихотворение неизвестного автора:

– Я вчера разбиралась в шкафу,
И нашла мамин Павловский платок.
Что-то важное вспомнила сразу душа,
Как свободы глотнула глоток.
А в платке-то самом: поле, поле цветёт!
А цветы в нём безумно красивы...
В каждой нитке Россия родная живёт!..
Реки… горы… дороги и нивы!
В каждой нитке небесная тянется высь!
Домотканым, цветастым узором.
На платке уместилась – работа и жизнь,
Старый домик с прогнившим забором.
А с платка, улыбаясь, ткачиха глядит:
Одевай и носи на здоровье!
Он теплом и любовью тебя защитит,
Когда станет, промозгло и больно!
Не смогла удержаться, надела, кручусь
Возле зеркала как лепесток!..
Опускаюсь, да нет, окунаюсь я в Русь –
В мамин Павловский платок…

дети рассматривают платки, а воспитатель обращает внимание на углы, края, кайму, пушистую бахрому, узоры и др.)

Воспитатель: создают такую красоту в небольшом  Подмосковном городке под названием Павловский – посад. И платки такие поэтому и называют- Павловские  платки.(Воспитатель читает стихотворение:

Рядом с нами городок,

Символ города платок,

Набивным узором славится,

Всему миру очень нравится,

Не платок красота,

Всех красавиц мечта.

Здесь цветут цветы такие,

Что не вянут сотни лет.

Это платки  расписные!

Их красивей в мире нет).

Расположен он на зеленых берегах реки  Клязьмы. И славу Павловскому - посаду, на весь мир, принесли именно расписные платки. Платок был главным украшением костюма.  В старину все женщины на Руси носили платки. Их или просто накидывали на голову или плечи, или завязывали узлом под подбородком. И называли его плат, платок, шаль. Платки были разнообразные по цвету, украшенные по углам или по всему полю цветочным узором. Платок—спутник женщины на протяжении всей ее жизни.

        А сейчас можно встретить такую красавицу, в таком платке расписном? И я встречала. Вот посмотрите: кто то из дизайнеров(так называют мастеров – художников в наше время) достал из сундучка мамин или бабушкин или прабабушкин  платок и решил сделать подарок кому то в виде красивой скатерти, красивого платья, пальто, варежек. И люди со всех уголков земли хотят окружить себя такой красотой, которую  создают в маленьком городке Павловский – посад.

«Он символ наш неотделимый —
Сейчас и в прошлые века,
Где есть платок, там есть Россия
И нет России без платка!»

         А хотели бы вы узнать как создается такая красота?( обращение к детям). Тогда приглашаю вас отправится на настоящую фабрику по производству Павловских платков.(слайды фабрика)

1.  Начинается всё с художников. Они создают рисунки в которых сочетается до сорока красок .Сначала изображается та часть рисунка, которая повторяется - это углы платка(.слайды) По чёрному, вишнёвому, зелёному, белому фону словно рассыпаны цветы и листья ,а чаще всего-букеты или даже гирлянды из роз, георгинов, пионов, лилий. ромашек, колокольчиков .Такой платок будто сказочная поляна с цветами. В каждом платке –душа художницы, её фантазия, мастерство. У каждого рисунка есть своё название - Счастливица, Надежда, цветущий сад и др.

2.Набивка узоров на ткань наносится деревянными резными формами: манерами и цветками.(слайды) Для набивки платка требуется много цветок. Сначала узор наносится на углы ,затем центр.  Когда платок готов края обшиваются и к ним прикрепляется бахрома, дополняющая неповторимую красоту платка.

3.В наше время ручной набойки уже нет. Используются шелковые и капроновые шаблоны, а художники рисуют авторские работы прямо на ткани.

Он всегда считался лучшим подарком. На всю Россию славились, да и сейчас
славятся Павлово - посадские платки.  

Что за чудо узор,

Что за краски вокруг!

Это поле, цветы,

Словно сказочный луг!

Эту русскую сказку

Каждый видеть тут рад!

Ребята, где такую сказку можно увидеть?

В городе - Павлов Посад!

Ребята, я хочу у вас спросить: понравилось вам путешествие в этот город? А чем оно вам запомнилось?

Брейн – Ринг(вопросы воспитателя.)

*В чём красота платков? (В цвете)*Чем украшены платки? (цветами )Какими цветами?*Какой орнамент используется на Павловских платках?(растительный)*Что такое растительный орнамент?(узоры и гирлянды из цветов и листьев ,травы и ягод ,из того что растёт)*Как располагается рисунок на платке ?(цветы собраны в букеты ,гирлянды)*Как называется край платка ?(кайма)*Что главное в украшении платка?(углы)*Что нарисовано около цветов? (Цветы будто лежать в  листочках)  Как вам кажется, трудно ли создавать такие платки? А не захотелось ли вам превратиться в мастеров художников? (ответы детей). Тогда приглашаю вас в нашу мастерскую. Но вы мне сказали, что это работа сложная, трудная. Не боитесь трудностей? молодцы. Вот и в старину, когда люди работали  душой отдыхали и помогали им в этом песня и хороводы. И я вас приглашаю в хоровод.

Хороводная игра. «На горе –то калина»

На горе-то калина,

Под горою малина.

Ну что ж, кому дело, калина!

Ну кому какое дело, малина!

Там девицы гуляли,

Там красные гуляли.

Ну что ж, кому дело, гуляли!

Ну кому какое дело, гуляли!

Калинушку ломали,

Калинушку ломали,

Ну что ж, кому дело, ломали!

Ну кому какое дело, ломали!

Во пучочки вязали,

Во пучочки вязали.

Ну что ж, кому дело, вязали!

Ну кому какое дело, вязали!

На дорожку бросали,

На дорожку бросали,

Ну что ж, кому дело, бросали!

Ну кому какое дело, бросали!

Дети проходят за рабочие места.

Воспитатель: А сейчас представьте , что вы художники и вам нужно нарисовать узор для платка .Эти платки мы подарим мамам-ведь скоро день мамы. Как наносят художники узор на ткань ?(набивают)Дети садятся за столы ,берут подготовленные листы бумаги и с помощью  картошки-манеры, цветки набивают узор .Составляют узор –центр, углы ,кайма ..Художественное слово о Павлово-посадских платках и шалях.

Мы трудились над узором

Вот он – перед вашим взором!

Посмотрите, как хорош!

На цветочный сад похож!

Вот подарки, так подарки!

Молодцы…все хорошо поработали….

(Во время работы детей включить мелодичную музыку)

Бумажный «платок», расписанный  ребенком в подарок своим близким, не это ли начало любви и признания своей Малой Родины…?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта на Городском Методическом объединении. Тема «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Представление опыта на Городском Методическом объединении.Тема «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста»Я сегодня постараюсь рассказать вам об уникальн...

Конспект НОД с детьми 3-го года жизни Тема: Экспериментирования в Ясельной группе

Цель: развивать тактильные ощущения, осязательные чувства, воображение и фантазию, творческое мышление, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности.Задачи:&m...

Представление опыта работы по оснащению развивающей предметно – пространственной среды в старшей группе по теме недели : «Откуда хлеб пришел»

   Дети проводят в детском саду до 12 часов в день. Поэтому окружающее пространство группы должно отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно общаться со сверстникам...

Представление опыта работы "Взаимодействие с родителями по теме "Космос"

С древних времен взоры людей были устремлены в небо.  Начиная с первых шагов по земле человек,ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависили от него....

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...

Представление опыта работы на Педагогическом совете на тему: «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию».

Поделилась с коллегами своим опытом работы с родителями по экологическому воспитанию. Представила презентацию с фотоматериалом как родители помогают нам на субботниках, счищать снег скрыши, приносят б...