Картотека дидактических игр по изодеятельности
картотека по рисованию
Картотека дидактических игр по изодеятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskikh_igr_po_izodeyatelnosti.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
дидактических игр по изодеятельности
Рисование.
«Волшебные цвет»
Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Материал: карточки с разными цветами.
Ход игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например, берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.
Затем педагог говорит следующее слово, например, радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.
«Веселые краски»
Цель: знакомить детей с основными и составными цветами, принципами смешения цветов.
Материал: карточки с изображением девочек-красок, знаки «+»,«-», «=», краски, кисти, бумага, палитра.
Ход игры: Детям предлагается решать примеры путем смешивания красок например, «красный +желтый = оранжевый», «зеленый +желтый = синий».
«Гусеничк»
Цель. Упражнять детей в определении теплой или холодной цветовой гаммы, в умении располагать цвета по оттенкам от светлого к темному, и наоборот.
Материал: цветные круги теплой и холодной цветовой гаммы, изображение головы гусеницы.
Ход игры. Детям предлагается из предложенных кругов составить гусеничку холодной цветовой гаммы (теплой) или гусеничку со светлой мордочкой и темным хвостиком (темной мордочкой и светлым хвостиком).
«Клубочки»
Цель: развивать у детей умения выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами.
Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть панно, на котором котенок играет с клубками ниток, которые он размотал. Затем предлагает детям собрать нитки в клубок и показывает, как собираются нитки в клубок, имитируя движениями карандаша наматывание ниток в клубок.
Периодически педагог предлагает детям закрывать глаза и выполнять движения с закрытыми глазами.
Для того чтобы у детей проявлялся интерес к работе, можно дать им возможность нарисовать много клубков, устроить соревнование: кто больше клубков нарисует.
«Матрёшкин сарафан»
Цель игры: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.
Ход игры: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку.
Упражнение «Нарисуем, как расположены тарелки на столе».
Цель: упражнять детей в рисовании округлых и овальных форм, развивать умение различать предметы по величине от большой к маленькой.
Для выполнения упражнения детям дают трафареты с прорезями трех кругов разной величины и прорезями трех овалов, расположенных между кругами. Овалы также разного размера, к ним пририсованы ручки.
Ход игры: Педагог говорит: «Дети, к нам в гости пришли три медведя. Давайте мы их угостим. Для этого нам нужна посуда: тарелки и ложки». Педагог показывает детям трафареты и предлагает обвести круги и овалы, а затем дорисовать к овалам ручки, чтобы получилась ложка.
После выполнения задания медведи вместе с детьми смотрят, как выполнена вся работа, сравнивают с реальной сервировкой на столе, где расположены тарелки и ложки. Здесь же можно уточнить, с какой стороны тарелки расположена ложка.
«Собери и сосчитай матрешек»
Цель игры: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции. Ход игры: На доске висят листочки с нарисованными силуэтами матрешек, вызываются три ребенка и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.
«Кто нарисует больше предметов овальной формы?»
Цель: закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения.
Ход игры: нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.
«Кто играет с нами в прятки»
Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.
Ход игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога.
«Нарисуй теплую картинку»
Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму. Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.
Ход игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.
Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.
Творческие задания:
- нарисуй «теплый» натюрморт;
Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым);
- раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?
«Расписные лошадки»
Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.
Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.
«Портреты»
Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.
Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.
Ход игры: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет.
«Составь ежа из палочек»
Цель: учить схематично передавать образ, отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.
Материал: счетные палочки, или цветные бумажные полоски, или фломастеры. Ход игры: выкладывают изображение палочками или рисуют полочки фломастером, или наклеивают изображение из полосок.
«Морское дно»
Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти.
Ход игры: Очень распространенная игра, которую можно использовать не только на изодеятельности, но и в других образовательных областях. Детям демонстрируется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в "Прятки", а чтобы их найти нужно отгадать про них загадки. Тот, кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция. Воспитатель мотивирует детей к изобразительной деятельности. (Хорошо использовать со средней и старшей группами). Таким же образом можно изучать с детьми и другие темы сюжетных композиций: «Летний лужок», «Лесные жители», «Осенний урожай», «Натюрморт с чаем» и т.п. Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов. Данная игра развивает сообразительность, реакцию, композиционное видение.
«Собери пейзаж»
«На примере пейзажа удобно развивать и чувство композиции, знания явлений окружающей природы. Для этого удобно использовать данную дидактическую игру. Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию.
«Подбери слово»
Цель: развивать умение подбирать нужные слова к картине Материал: репродукция какой-либо картины.
Описание игры: Часто бывает, что картина очень нравится, а рассказать о ней трудно, трудно подобрать нужные слова. Воспитатель называет 2-3 слова, а дети выбирают из них одно, наиболее подходящее к этой картине, и объясняют свой выбор.
Например, картина И.Машкова «Снедь московская. Хлебы»
Звучная – звонкая – тихая
Звучная. Здесь очень яркие, звучные краски. Их голос не звонкий, хоть и громкий. Скорее он густой, как аромат всех этих хлебов.
Просторная – тесная
Тесная. Здесь изображено так много предметов. Конечно, им тесно.
Радостная – унылая
Радостная. Здесь изобилие! И вся эта снедь такая красивая, нарядная, будто на празднике, будто хвастаются булки и хлебы друг перед другом, кто из них лучше.
Лёгкая – тяжёлая
Тяжёлая. Здесь очень много всего. Хлебы большие, тяжёлые. А вокруг – пышные булочки, пирожки. Всё вместе выглядит, как что-то плотное, тяжёлое. Как только стол выдерживает?
«Найди картины, написанные холодными и теплыми красками»
Цель: закрепить представления детей о тёплой и холодной цветовой гамме.
Материал: репродукции натюрмортов, написанные в тёплой и холодной гамме. Описание игры: Найти картины, написанные только в тёплой гамме (или в холодной) или разобрать по группам картины, написанные в тёплой и холодной гамме.
«Подбери краски, которые художник использовал в своей картине»
Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Материал: картинки с изображением пейзажа, цветные полоски.
Описание игры: каждый играющий получает картинку с изображением пейзажа. Прикладывая цветные полоски к изображению, ребёнок отбирает те цвета, которые есть в его картинке.
«Узнай натюрморт по модели»
Цель: закрепить представления детей о композиции, учить детей выделять форму предметов.
Материал: репродукции картин с натюрмортом, модели (схемы) натюрмортов.
Описание игры: детям предлагается к натюрморту подобрать подходящую схему.
«Определи и найди жанр» (портрет, пейзаж, натюрморт)
Цель: уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
Материал: репродукции картин.
Описание игры: 1 вариант. Педагог предлагает посмотреть внимательно на картины и положить в центр стола картины, изображающие только натюрморт (или только портрет, пейзаж), другие отложить в сторону.
2 вариант. У каждого ребёнка репродукция какой-либо картины, у кого изображён пейзаж, у кого портрет или натюрморт. Воспитатель загадывает загадки, а дети должны показать отгадки, используя репродукции картин.
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется … (пейзаж)
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это … (натюрморт)
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас – Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед, Обязательно картина Называется … (портрет).
«Соотнеси слово и настроение картины»
Цель: вызвать у детей эмоциональное отношение к картине Материал: репродукции картин.
Описание игры: воспитатель показывает репродукции картин, а дети должны угадать их настроение или педагог называет слово, обозначающее настроение, а дети подымают репродукцию картины, в которой выражено данное настроение.
«Выставка картин»
Цель: учить распознавать детей жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, составлять рассказ по картине.
Материал: репродукции картин.
Описание игры: воспитатель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по содержанию и жанру, оформить выставку. Пока они работают, остальные дети выступают в качестве экскурсоводов – придумывают рассказ по следующему плану: - Почему эти произведения размещены таким образом? (У них общая тема; они одного жанра - пейзаж, портрет или натюрморт)
- Какое произведение понравилось и почему? Какие средства художественной выразительности использовал автор? (Цвет, композиция, передача настроения) Значок «Лучший оформитель» получает тот, кто удачнее расположил картины, подобрал их по темам, жанру, цветовому сочетанию.
Значок «Лучший экскурсовод» получает дошкольник, составивший наиболее интересный и последовательный рассказ о картине (согласно предложенному плану), а также верно ответивший на вопросы детей.
Значок «Лучший зритель» получает тот, кто задал самый интересный вопрос. Ребёнок, получивший значок «Лучший оформитель», имеет право выбрать двух первых экскурсоводов из группы детей. После прослушивания их рассказов дети определяют лучшего, вручают ему значок «Лучший экскурсовод», и он выбирает следующую пару экскурсоводов из числа ребят, задавшие интересные вопросы.
«Художественный салон»
Цель: учить детей составлять рассказ по картине, выделять средства художественной выразительности.
Материал: репродукции картин.
Описание игры: дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившиеся.
Картина «продаётся» в том случае, если ребёнок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет его приобрести (в подарок маме, на день рождение друга, для украшения комнаты и т.д.), а также ответил на вопросы: «О чём рассказывает художественное произведение?», «Какое в нём передано настроение?», «При помощи каких средств художник показал в картине главное?»,
«Почему картина понравилась?»
Приобретший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку (в изобразительном уголке) и получает роль продавца салона. Так в ходе игры меняются и продавцы, и покупатели.
«Составь натюрморт»
Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и т.д.)
Материал: разнообразные картинки с изображением цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод, грибов или реальные предметы (посуда, ткани, цветы, муляжи фруктов, овощей, декоративные предметы)
Описание игры: воспитатель предлагает детям составить композицию из предложенных картинок, или составить композицию на столе из реальных предметов, используя для фона различные ткани.
«Найди ошибку»
Цель: учить детей слушать и смотреть внимательно, обнаруживать и исправлять ошибки.
Материал: репродукции картины.
Описание игры: педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средства выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в своём произведении художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры детям даётся установка – смотреть и слушать внимательно, так как в рассказе будет допущена ошибка.
Правила. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки.
Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил. Он же получает право быть ведущим в игре – составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению.
Примерный искусствоведческий рассказ воспитателя (с умышленно допущенными ошибками) по картине «Сенокос» А.А. Пластова:
« Перед вами репродукция картины А.А. Пластова «Лето» (ошибка в названии). Она рассказывает о том, как в знойный, ясный день на луг, покрытый зелёной, изумрудной травой (отсутствует описание цветов), вышли косари – старики и женщины (отсутствует в описании образ подростка). Самое главное и красивое в этой картине – белоствольные берёзы, они написаны в центре картины ( ошибочное описание композиционного центра). В произведении передан покой и тихая радость. Для этого художник использует яркие, сочные краски: жёлтую, зелёную, синюю, красную».
«Живая картина»
Цель: развивать у детей эмпатию, наделяя объекты человеческими чувствами, мыслями, характерами.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: дети делятся на группы. Каждая группа получает репродукцию картины какого-либо художника. Дети должны от лица тех, кто изображён на картине (дороги, деревьев, неба и т.д.) рассказать о своих красках и своём настроении, не называя его. Задача всех остальных отгадать, что изображено на той или иной картине, и её называние.
«Живой натюрморт»
Цель: упражнять детей в умении перевоплощаться.
Материал: репродукции картин.
Описание игры: воспитатель предлагает детям несколько репродукций натюрмортов. Дети делятся на группы. Каждая группа выбирает какой-либо один натюрморт и изображает его мимикой и жестами. Предупредив, что они могут поменяться одеждой; взять что-либо в руки, чтобы иметь больше сходства с изображаемыми предметами. Остальные угадывают, какой натюрморт изображает та или иная картина.
«Волшебные цвета»
Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Материал: карточки с разными цветами.
Описание игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.
Затем педагог говорит следующее слово, например: радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.
«Угадай картину»
Цель: учить детей находить по словесному описанию картину.
Материал: репродукция картины. Описание игры:
- вариант. Педагог описывает картину какого-либо художника, не называя её и не рассказывая, какие цвета использовал художник. Например: «В комнате за столом сидит девочка. У неё мечтательное лицо. На столе фрукты. За окном летний день». Дети рассказывают, какими красками и оттенками изображено всё, о чём рассказал воспитатель. Затем воспитатель показывает репродукцию картины детям. Побеждает тот, ответ которого наиболее близок к истине.
- вариант. Под музыку воспитатель подробно описывает какой-либо пейзаж. Затем он показывает детям репродукции картин разных пейзажей, среди которых находится и тот, который он описывал. Дети должны узнать пейзаж по описанию и объяснить свой выбор.
«Смотри внимательно»
Цель: побуждать детей к выделению и называнию объектов на картине, активизировать внимание детей, учить детей составлять диалоги.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: В течение десяти секунд воспитатель показывает детям натюрморт, а потом просит описать его по памяти. Затем дети вместе с воспитателем рассматривают опять этот же натюрморт. После этого педагог включает музыку и просит детей представить, что они берут в руки те или иные предметы, изображённые на натюрморте, разговаривают с ними.
«Из чего состоит пейзаж»
Цель: закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных особенностях и частях.
Материал: разнообразные картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные и т.д.
Описание игры: воспитатель предлагает детям разнообразные картинки. Дети должны отобрать только те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновывая свой выбор.
«Найди недостаток в картине»
Цель: Закрепить знания о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачок, нос, ноздри, щёки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.
Материал: 10 карточек с изображением одного лица с разными недостатками. Описание игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и определить в рисунке недостающие части лица и рассказать, какую функцию они выполняют.
«Собери пейзаж»
Цель: Закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года, учить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (осенний, летний, весенний, зимний).
Материал: Цветные изображения деревьев, цветов, трав, грибов и т.д., отражающие сезонные изменения в природе.
Описание игры: детям нужно с помощью цветных изображений составить пейзаж по собственному замыслу или по заданному воспитателем сюжету.
«Части суток»
Цель: Определить, к какой части суток (утро, день, вечер, ночь) относятся предложенные пейзажи, выбрать цветную карточку, с которым ассоциируется та или иная часть суток.
Материал: Репродукции картин с пейзажами, которые ярко выражают части суток.
Описание игры: создать игровые ситуации с игрушками, отражающие их поведение в различное время суток.
Рассмотреть различные репродукции картин, определив, какое время суток изобразил художник. Обосновать свой выбор коротким описательным рассказом, подчеркнуть значение цвета в произведении.
Можно использовать в игре художественные тексты о частях суток:
Утро. Весенний лес хранит в секрете,
Что он увидел на рассвете, Как ландыш держит на весу В стеклянных чашечках росу.
День. День работал целый день –
Передал много дел; И жалел под вечер, Что заняться нечем.
Вечер. Постукивает поезд вдалеке,
Плеснула рыба в розовой реке, Присело солнце за притихший лес … День погрустил немножко и исчез.
Ночь. Звёзд полно – и в небе, и в воде.
На земле – ни огонька нигде.
Звери и букашки спать легли.
Тишина от неба до земли.
«Перспектива»
Цель: дать детям знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов переднем и заднем плане картины.
Материал: картинная плоскость с изображением неба и земли и чёткой линией горизонта. Силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие)
Описание игры: детям предлагается разложить силуэты на картинной плоскости с учётом перспективы.
«Из чего состоит натюрморт»
Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Закрепить знания о предметном мире, его назначении и классификации. Материал: разнообразные картинки с изображением предметов, цветов, ягод, грибов, животных, природы, одежды и т.д.
Описание игры: среди разнообразных картинок детям нужно отобрать только те, на которых изображены элементы, присущие только жанру натюрморта.
«Узнай по профилю»
Цель: определить персонажей по силуэтному профилю. Назвать те признаки, по которым узнали и определили персонаж.
Материал: силуэты профилей персонажей различных сказок.
Описание игры: воспитатель показывает детям портрет сказочного персонажа, дети по определённым признакам пытаются узнать, кто на нем изображён.
«Семейный портрет»
Цель: закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей. Материал: 6 портретов, разрезанных на 4 части (лоб, глаза, нос, губы и подбородок), отдельно парики и накладные детали (усы, бороды, очки).
Описание игры: из разрезанных частей составит портреты: мамы, папы, бабушки, дедушки, сестрёнки и братишки. И назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого.
«Составь портрет»
Цель: закрепить знания о жанре портрета. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица по цвету и форме.
Материал: разнообразные модификации частей лица по цвету и форме.
Описание игры: детям предлагается из разных частей лица составить портрет мальчика или девочки.
Можно использовать в игре загадки:
Между двух светил Не сеют, не сажают, Я в середине один. Сами вырастают.
(Нос) (Волосы)
Красные двери в пещере моей, Один говорит, двое глядят, Белые звери сидят у дверей. Двое слушают. И мясо, и хлеб – всю добычу мою – (Язык, глаза, уши) Я с радостью белым зверям отдаю.
(Губы, зубы) Живёт мой братец за горой,
Не может встретиться со мной.
(Глаза)
«Времена года»
Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года.
Материал: Репродукции картин с пейзажами, аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года»
Описание игры: на стене развешены разные репродукции картин, воспитатель предлагает детям отобрать те из них, в которых рассказывается об одном времени года. Можно использовать в игре аудиозапись П.И.Чайковского «Времена года» художественные тексты о временах года:
Четверо художников, столько же картин.
Белой краской выкрасил всё подряд один.
Лес и поле белые, белые луга.
У осин заснеженных ветки, как рога … У второго – синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки-кружева.
Первые проталинки, первая трава.
На картине третьего красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть … Лес и поле в зелени, синяя река, Белые, пушистые в небе облака.
А четвёртый золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды… Всюду бусы-ягоды зреют по лесам.
Кто же те художники? Догадайся сам!
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса … (А.С.Пушкин)
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится, И на землю тихо Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою Все его одело.
Тёмный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно …
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы и зима настала. (И.Суриков «Зима»)
«Похоже –непохоже»
Цель: учить детей сравнивать картины.
Материал: репродукции картин.
Описание игры: взрослый или ребёнок выбирает две картины. Ребята по очереди называют замеченные сходства и различия.
Вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак. Когда дети научатся определять один контрастный признак, при сравнении двух картин они могут назвать различные отличительные признаки – по цвету, расположению, освещённости, динамике.
«Подзорная труба»
Цель: учить дошкольников выделять объекты, изображённые на картине.
Материал: репродукция картины, альбомный лист.
Описание игры: детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Дети должны навести глазок подзорной трубы на один объект, назвать и описать его.
«Волшебный гость»
Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами на картине.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: в гости к детям приходит волшебник Объединения и объединяет два выбранных наугад объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой.
«Да –нет»
Цель: учить детей пространственной ориентировке, активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: ведущий загадывает объект на картине, дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трёхмерное пространство).
Задача ребёнка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене.
«Кто о чем говорит?»
Цель: учить детей составлять диалоги от лица объектов картины.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: воспитатель предлагает выбрать объекты и представить, о чём они могли говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто, о чём говорит?»
«К нам пришел волшебник:
я ощущаю запах»
Цель: учить представлять возможные запахи и передавать свои представления в рассказе.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами. Предложить детям составить рассказ на тему «Я чувствую запахи».
«Я ощущаю лицом и руками»
Цель: учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого
соприкосновения с различными объектами, передавать их в речи Материал: репродукция картины.
Описание игры: дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается найти и описать предполагаемые ощущения от соприкосновения с объектами.
Предложить детям составить рассказ на тему: « Я ощущаю лицом и руками»
Цель: учить детей разделять объекты на съедобные – несъедобные для человека и живых существ, изображённых на картине, побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: дети сосредоточены на объектах картины, анализируют их, распределяя их на съедобные и несъедобные для человека и других живых существ. Вспоминают или предполагают то или иное вкусовое ощущение.
«К нам пришел волшебник:
я слушаю»
Цель: учить детей описывать объекты, изображённые на картине, с помощью органов чувств.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: воспитатель предлагает «войти» в картину и предлагает прислушаться внимательнее, какие звуки там можно услышать, обозначить их словами. Предложить детям составить рассказ на тему «Я слышу».
«Что было, что будет?»
Цель: учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине Времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем.
«Ищу друзей»
Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами на картине.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: детям на картине нужно найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению.
«Кто-то теряет, кто –то находит, и что из этого выходит»
Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами на картине, объяснять причинно-следственные отношения сложного характера, которые возникают при взаимодействии между двумя объектами.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: детям предлагается объединить на картине два объекта. Затем рассказать почему, он их объединил. И в конце сделать вывод.
«Объясни, почему так названа картина»
Цель: развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображённого на картине.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: воспитателем готовятся листочки бумаги, на которых написаны пословицы и поговорки разной тематики. Вводится правило: выдерни записку, прочитай текст (читает воспитатель или умеющие читать дети), объясни, почему так названа картина.
«Найди самое удачное название картины»
Цель: учить подбирать название картины, точно отражающее её смысл, с помощью пословиц и поговорок, подвести детей к пониманию того, что содержание картины может иметь не один смысл.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: детям предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну - две самых подходящих к содержанию картины, объяснить свой выбор. Особое внимание уделяется логическим связям в тексте.
«Мозаика «Собери картину»
Цель: собрать картину из разрезанных частей, учить детей рассматривать детали картины.
Материал: репродукции картин и эти же картины, разрезанные на части.
Описание игры: собрать картину из разрезанных частей по образцу (или без него).
«Пришел в гости волшебник»
Цель: учить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приёмов фантазирования.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: в гости к детям приходит волшебник …
Приглашаются волшебники:
- Увеличения – Уменьшения (ребёнок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование);
- Деления – Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре либо меняется своими частями с другими объектами).
- Оживления – Окаменения (выбранный объект либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве);
- Всё могу – Могу только (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах);
- Наоборот (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное);
- Времени (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Ускорения/Замедления, Обратного Времени, Перепутывания
Времени, Остановки Времени, Машина Времени, Зеркало Времени)
Когда объявляется фантастическое преобразование, то выбирается сначала объект или его часть, потом приглашается волшебник, производится преобразование, а затем объект с необычным свойством описывается по следующему алгоритму:
- Что происходит с этим объектом?
- Какие ощущения он испытывает?
- Как он теперь воспринимает окружающий мир?
- Как окружающий мир относится к преобразованному объекту?
- Каковы положительные и отрицательные последствия преобразований?
- Какие проблемы возникают у объекта с окружающим миром?
- Как фантастический объект может помочь решить проблемы окружающих объектов?
- Как окружение может согласоваться с измененным объектом?
- Предложить детям составить рассказ по результатам обсуждения.
«Измени и посмотри»
Цель: показать детям, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения колорита (цветового сочетания) в картине.
Материал: репродукция картины (натюрморт).
Описание игры: При рассматривании натюрморта воспитатель изменяет цветовое сочетание предметов путём наложения цветовых пластин идентичной с ними формой. Дети отмечают наиболее красивое сочетание цвета и объясняют, какие чувства возникают от различного сочетания красок в натюрморте.
«Волшебное окошечко»
Цель: учить детей сосредотачивать своё внимание на выразительности одной части портрета (жанровой картины), что усиливает восприятие ребёнка и помогает ему установить взаимосвязь между частью и целым в картине.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: картина закрывается листом бумаги с окошечками, которые открываются на нужных воспитателю частях картины. Таким образом, воспитатель поочерёдно открывает части картины и рассматривает их вместе с детьми.
Лепка
«Змейка»
Предложите ребенку раскатать из яркого цветного пластилина длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.
«Самолет»
Предложите ребенку слепить самолет: раскатать пластилин и придать ему форму валика, разделить валик на две равные части – корпус и крылья, соединить их крест – накрест, а хвост загнуть вверх. Вспомнить, как гудит самолет во время полета: «У-у-у».
«Черепаха»
Предложите ребенку слепить панцирь в форме купола, скатать голову, ножки и хвост, снизу приставить голову, ножки и хвост, обозначить карандашом глаза, разметить панцирь. Можно использовать скороговорку: «Черепаха ест печенье, пьет чай с вареньем».
«Жучок»
Предложите ребенку скатать шарик, приплюснуть его и разделить пополам линейкой, присоединить голову, острием карандаша обозначить зрачки, скатать две маленькие антенны, вспомнить, как жужжит жук: «Ж-ж-ж».
«Машина»
Возьмите кусок пластилина и вылепите корпус машины с кабиной, багажником и капотом. Возьмите две зубочистки и проколите насквозь низ машины в том месте, где должны находиться колеса. Из четырех кусочков теста слепите колеса. Их толщина должна быть не меньше 9–10 миллиметров. Наколите колеса на концы зубочисток.
«Яблоко»
Однотонный пластилин раскатывается тонким слоем (0,5—1 см), а затем ребенок выкладывает из темных фасолей контур яблока с листиком или заполняет фасолью все яблоко.
«Украсим пирог»
Приплющить комочек пластилина– пирог. Украсить такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, скорлупой ореха.
«Елочка»
Зеленый пластилин размять на клеенке и придать ему форму елочки. Предложить ребенку украсить елочку бисером, бусинками, природным материалом или маленькими шариками из цветного теста.
«Рисунок на пластилине»
Необходимые материалы и инструменты: пластилин, стеки, приспособления для нанесения рисунка – все, что может оставить четкий отпечаток на пластилине (пластиковая вилка, зубочистка, соломка для коктейля, корпус фломастера, крупные пуговицы, ключи, монеты, ракушки и т.д.). Осуществление идеи. пластилин раскатывается тонким слоем (0,5—1 см). Стекой вырезается пластинка нужной формы. На поверхности пластинки из теста можно выдавить нужное изображение зубочисткой, стекой, пустым стержнем шариковой ручки, соломкой для коктейлей и т. п. Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются определить источник («Кто оставил этот след?»). «Следы» различных предметов стимулируют поисковый интерес. Какой след оставит вилка, если ее вдавить в пластилин плашмя? Если воткнуть вилку зубчиками? А если процарапать вилкой комок
пластилина? Отпечатки разных предметов — пуговиц, монет, колпачков, карандашей, крышек — вызывают желание угадывать и загадывать для других: «Что это такое?», «На что похоже?», «Чем еще можно оставить такой «след»?»
«Мозаика»
Необходимые материалы и инструменты: пластилин различных цветов, стека,формочки. Осуществление идеи. Раскатать пластилин. Стекой или формочками вырезать небольшие квадратики(можно просто скатать маленькие шарики) На плотном картоне нарисуем карандашом контур изображения: рыбку, вазу, кораблик, солнышко. Для того чтобы ребенку легче было определиться с цветом используемой мозаики, аккуратно цветными карандашами разрисуем эскиз. Теперь пора ребенку приниматься за дело. Пусть выкладывает мозаику, следуя рисунку. Лучше начинать с центра изображения, затем постепенно переходить к краям, пока не завершит рисунок. Если вы видите, что рисунок требует цветной доработки, то фломастерами, маркерами, кистью или губкой можно подкрасить или оттенить его. Для полного завершения работы мозаику лучше покрыть лаком или раствором клея ПВА.
Игра с мозаикой будет для ребенка не только занимательной игрой, но и скрытым учебным процессом, где он самостоятельно сможет пофантазировать, проявить свое мастерство.(попугай в группе)
Упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки .
«Слепи что-нибудь необычное»
Педагог предлагает детям слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т.д.
- Ожившая фигурка. Ребенку говорят: «Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь – оживает. Что бы ты слепил?»
- Несуществующее животное. Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.
- Волшебные превращения. Ребенку говорят: «Есть две волшебные палочки: длинная и короткая, подумай, во что они могут превратиться». Ребенок в процессе лепки создает образы на основе «волшебных палочек».
- Поможем скульптору. Взрослый рассказывает детям, что скульптор не успел долепить фигурки из соленого теста и просит помочь ему.
- Чего на свете не бывает? Ребенку предлагают слепить то, чего на свете не бывает (сказочное, волшебное и т.д.).
- Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение. Могут даваться инструкции: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т.д.».
- Добрый и злой. Ребенку предлагают слепить злого или доброго сказочного персонажа.
- Карлики, великаны. Ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все что ты захочешь. Слепи то, что ты хотел бы увеличить или уменьшить».
- Машина времени. Взрослый говорит детям: «Представьте, что у нас в детском саду появилась машина времени. Вы в нее садитесь и можете путешествовать в будущее и прошлое любой страны». Детям предлагают представить, а затем слепить то, что они могли бы увидеть, путешествуя на машине времени.
- Загадки и отгадки. Взрослый сообщает детям, что сей час они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылепленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объемные, так и рельефные изображения. Ещё лучше постараться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.
Инструменты и оборудование. Стеки, колпачки фломастеров или авто ручек, зубочистки, мелкие бытовые предметы (бисер, бусины и т.д.), природный и бросовый материал.
Ход игры. Взрослый предлагает детям назвать как можно больше вариантов использования одного и того же предмета в процессе лепки из соленого теста. Выигрывает тот, кто назовет больше других таких вариантов. Например, пуговицу можно использовать как дополнительную деталь (глаз, шапочка, колесо и т.д.), ею можно делать отпечатки на пластичном материале, ее можно использовать как шаблон и т.п.
Аппликация.
«Воздушные шары»
Цель: Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу.
Словарь: названия шести цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.
Материал. Демонстрационный: фланелеграф, узкие полоски картона (15х0,5 см) шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см). Это ниточки и шарики. Раздаточный: полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками - ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что они будут играть в игру «Воздушные шары»: «Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещает на равных расстояниях шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета». Берет один шарик и прикладывает его к ниточке такого же цвета. После этого двое-трое детей по очереди «привязывают» остальные шарики и называют цвет каждого. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает и подсказывает ему.
Затем быстро раскладывается раздаточный материал, и ребята самостоятельно проделывают ту же работу. Воспитатель проверяет и предлагает исправить допущенные ошибки.
«Подбери по цвету»
Цель: Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения)
Материал. У каждого ребенка карточка (30х20 см), разделенная на шесть клеток (10х10 см) разных цветов; мелкие картонные силуэты игрушек – по одному каждого цвета. Ход игры: После объяснения игры детям необходимо подобрать по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положить игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Дети выполняют задание, воспитатель проверяет и оценивает результаты.
«Назови цвет»
Цель: Учить детей называть цвет и оттенок (по светлоте).
Материал. Геометрические фигуры разных цветов (по три-четыре предмета двух оттенков каждого). Оттенки должны различаться по светлоте.
Ход игры: Дети сидят полукругом, в центре стол с набором геометрических фигур. Воспитатель выбирает фигуру, показывает одному из детей, который называет цвет и оттенок фигуры. Если ребенок не может ответить, та же фигура предъявляется другому ребенку. Правильно ответивший ребенок получает фишку. В конце игры определяется победитель.
Если дети затрудняются в назывании оттенка, воспитатель задает наводящий вопрос:
«Какой это оттенок – темный или светлый?»
«Радуга - Вариант 1»
Цель: Знакомить детей с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре, включая новый для них голубой цвет.
Материал. Демонстрационный: Картина «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной картинкой радуги, полосочки семи цветов для завершения радуги. Ход игры: Воспитатель спрашивает детей, кто из них видел радугу после дождя, какие цвета в ней были. После ответов детей, уточняет, что в радуге цвета всегда располагаются по порядку. Затем предлагает детям положить полоски рядом с соответствующими на листе. Воспитатель проверяет работу.
«Радуга - Вариант 2» Цель: Та же.
Материал. Раздаточный: полоски семи цветов для составления радуги.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям составить радугу из имеющихся полосок. При необходимости подсказывает и помогает детям.
«Разноцветный сарафан»
Цель: Показать изменение цветов, переход одного цвета в другой, обратить внимание детей на взаимосвязь между цветами спектра.
Материал. Волчок – фигурка девочки Огневушки-поскакушки в сарафанчике двух цветов (красный и желтый, желтый и синий, красный и синий).
Ход игры: Воспитатель раскручивает фигурку девочки и показывает, как сарафан меняет цвет. Воспитатель объясняет детям секрет волшебного изменения цвета сарафана. Прежде чем дети приступят к самостоятельному выполнению задания, воспитатель спрашивает у каждого из них, какого цвета сарафан он хотел бы увидеть во время танца. В зависимости от ответа: «Зеленый, оранжевый, фиолетовый» - ребенка спрашивают: «Из каких двух цветов можно составить этот цвет?» Если ответ правильный, воспитатель предлагает выбрать нужные цвета и надеть их на девочку.
«В гостях у Солнышка и Снежной королевы»
Цель: Закреплять представления о группировке цветов спектра на теплые и холодные.
Материал. Демонстрационный: картина с изображением цветика-семицветика, Солнышка, Снежной королевы. Раздаточный: у каждого ребенка лист бумаги, на котором в левом верхнем углу наклеен оранжевый круг, в правом – голубой овал.
Бумажная посуда семи цветов спектра (фиолетового и красного по два оттенка).
Ход игры: Рассмотреть с детьми цветик-семицветик и объяснить, почему солнышко располагается возле оранжевого лепестка, а Снежная королева – возле голубого. Предложить детям разложить возле солнышка посуду теплых тонов. Самые теплые – поближе к солнышку, а подальше – менее теплые.
А возле Снежной королевы посуду холодных цветов так, чтобы самые холодные цвета были поближе к льдинке. При затруднении воспитатель помогает детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изодеятельность, как средство для развития творческих способностей.
Статьи, конспекты, презентация,материал, необходимый дя обмена опытом, поиск новых коллег поинтресам....
Справка по итогам проверки организации изодеятельности в МДОУ №37 "Журавлик"
В справке раскрыта структура проверки по изодеятельности во всех возрастных группах и даны методические рекомендации воспитателям по проведению взаимопроверки по данной теме в виде схемы....
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Речевой материал на первом году обучения используется как в устной форме (слухозрительное предъявление и побуждение детей отражен...
Перспективный план работы по изодеятельности в нетрадиционной технике рисования в старшей группе.
Песпективный план работы на год кружка по изодеятельнсти в нетрадиционной технике рисования в старшей гру...
Интегрированные занятия в детском саду. "Письма осени"-музыка и изодеятельность( средняя группа) "Приключения Барабанчика" -музыка и изодеятельность (младшая группа).
(Конспект авторского интегрированного занятия для детей средней группы (музыка и изодеятельность)МДОУ детский сад № 55Составитель: муз. руководитель Даманина С.С. Задачи:Образовательн...
Занятие по изодеятельности. Интегрированное занятие по изодеятельности и ФЭМП с включение интеративной игры "Как изобразийть Зайку"
Занятие проводилось совместно с воспитателем по ФЭМП Андрияненковой А.В. Дети в интерактивной составляли алгоритм десятельности и следовали ему привыпллнении аппликации и рисования.. Варианты пре...
Картотекадидактических игр
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников...