Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста
консультация по рисованию

Гусева Марина Валериевна

В статье даны практические рекомендации, как развивать фантазию и воображение у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_voobrazheniya.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

М.В. Гусева,

старший воспитатель

МБДОУ д/с № 18

  1. «Не просто кляксы, а путь к развитию воображения…»

В течение 15 лет занимаюсь изодеятельностью с детьми. Наше творческое объединение носит название «Разноцветные кляксы». Почему «кляксы»?

Клякса – это бесформенное пятно краски или чернил, обычно нежелательное, однако всегда неповторимое, бурлящее воображение и фантазию.

Цель: развитие у дошкольников творческого воображения и фантазии в процессе изодеятельности.

Задачи: Создать условия для развития воображения:

  • Способствовать накоплению личного опыта через чувственное восприятие.
  • Развивать творческое воображение и фантазию через подбор тем, не имеющих однозначного решения.
  • Использовать разнообразные материалы для изодеятельности.
  • Освоение нетрадиционных техник, способов и приемов преобразования предметов.
  • Формировать у детей нетрадиционный подход к решению поставленных художественных задач, умение заявить о себе, отразить свое «Я» в рисунке.
  1. Чем отличается фантазия от воображения?

Воображение дошкольника — это психический процесс, позволяющий создавать  новые образы, представления на основе собственного опыта, реальных знаний. Примерные темы: «Город будущего», «Космолет».

Фантазия — это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов. Например: крылатый конь Пегас, Мертвая голова в сказке Пушкина «Руслан и Людмила» — это фантастические образы.

  1. Как развивать у детей фантазию и воображение?

Несколько шагов на пути развития творческого воображения:

1. Личный опыт человека. Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания, если мы хотим, чтобы он был творческим человеком. В этом смысле важно всё: насмотренность, наслушенность, напробованность. Все органы чувств должны включиться, чтобы составить целостное представление об окружающих предметах. Эта первая сверхзадача может решаться с самого раннего детства и остается актуальной на протяжении всей жизни.

Наблюдать за любыми предметами окружающего мира, представлять на кого или на что они похожи. Например, можно представить, на кого похоже облако, и сочинить историю про это существо.

Читать, обсуждать и анализировать небылицы, сказки, фантастические рассказы.

Сочинять сказки вместе с ребенком.

Стимулировать фантазию необычными вопросами. Например: «А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?»

2. Отказ от стандарта! Очень важно показывать детям разнообразие природного мира, разрушая тем самым стереотип мышления.

Например, когда дети рисуют цветок, они чаще всего используют зеленый цвет. На первом этапе это нормально. Однако потом необходимо показать детям необычные декоративные растения с белыми, красными, полосатыми листьями. Увидев необычные растения, дети легче перейдут от реальных предметов к фантастическим. В результате может появиться такая картина «Веселые лимоны», где для изображения лимона ребята будут использовать самые разные цвета и оттенки.

3. Для воображения важны чувства! Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Например, Баба Яга вызывает страх. Музыка, освещение, необычная обстановка способствуют развитию воображения, которое обязательно проявится в детских рисунках. Можно рассматривать тени в темной комнате и фантазировать в этой таинственной обстановке, представляя сказочных персонажей. Чувства, как и мысль, движут творчеством.

4. Толчок к развитию воображения могут дать темы, не имеющие однозначного решения, такие как: «Сказочные герои», «Будущее», «Космос», «Сон», «Настроение».

«Сказочные персонажи»

Конечно, ребенку нужна помощь взрослого, чтобы справиться с такой сложной задачей: «Нарисовать то, что ты никогда не видел». В своей практике, начиная со средней группы, я использую простые понятные детям приемы:

  • Изменение цвета предмета, внесение орнамента. Например, сказочная кошка может быть разноцветной или в цветочек.
  • Изменение формы отдельных частей тела: квадратные уши, треугольная голова…
  • Изменение, дополнение или удаление некоторых частей тела: отсутствие туловища, пять ног.
  • Сочетание в одном животном нескольких частей тела, характерных для других животных…
  • Наделение животного новыми, не свойственными ему, действиями. Например, кошка, которая умеет летать или …

В старшем дошкольном возрасте помогают «сказочные приемы»:

  • Оживление неодушевленных предметов, когда знакомые детям вещи ночью оживают, превращаются в живых существ. Они общаются, ходят друг к другу в гости, живут в необычных квартирах, где мебель и предметы интерьера созданы из различных материалов. Дети с удовольствием развивают эту тему. В результате появился дом для необычных жителей из журнальных вырезок. Полет детской фантазии превратил мужские духи в телевизор, гель для душа - в шкаф, тени для век – в кровать… В доме поселились девушка – помада, папа из дезодоранта, друг семьи из туалетной воды. Позже творческая деятельность переросла в режиссерскую игру. Коллаж переместился в группу, дети дополняли его новыми предметами и придумывали новые сюжеты.
  • Заколдовывание предметов. Злая ведьма превратила людей в деревья, получился «Сказочный лес», в котором живут девочка Ёлочка, невеста-Березка, старичок Пенёк с бородой из мха, модница Яблоня с сумочкой. Лес охраняют сильные Дубы. Бесконечные истории можно узнать, расшифровывая детские графические рисунки, объединенные в коллективную работу.
  • Невидимые сказочные персонажи – прекрасная тема для развития детской фантазии. Если Бабу-Ягу или Снежную королеву дети встречали на страницах детских книг или в мультфильмах, то как нарисовать Весну или Осень, которую никто не видел? Например, дети представляют Весну как маленькую девочку, прыгающую через скакалку-радугу, или в виде современной модной девушки, гуляющей с собачкой, или Красавица Весна с волнистыми синими волосами, напоминающими ручейки… Обратите внимание, в основе женский образ, но как по-разному его воспроизводят дети!

Необычные материалы и оборудование для занятия изодеятельностью:

семена растений, лоскутки ткани и фурнитура для шитья, ракушки и морской песок, яичная скорлупа, коробки и коробочки, вырезки из глянцевых журналов, разные виды бумаги и другие материалы.

Особое место в развитии воображения детей занимают нетрадиционные изобразительные техники.

  • Монотипия вызывает восторг детей своим необычным фоном. Сначала дети рисуют на нем обычные предметы: цветы, травку, солнце. Потом находят сходство пятен с животными и птицами. А в последствии старательно вглядываются в изображение и узнают в них сказочных героев: великанов, чертей, человека Паука.
  • Кляксография тоже направлена на развитие воображения. В очертании кляксы дети видят инопланетных животных, насекомых, дополняют их крыльями, другими частями тела, пользуясь уже знакомыми приемами. Получаются неповторимые образы и индивидуальные работы.

Зачем развивать фантазию и воображение?

Говорят: «Без воображения нет соображения». А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, он считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К.Э. Циолковский утверждал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.

Иногда под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение — это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

Поэтому так важно развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести.

Чтобы в будущем ребенок рос любознательным, творчески мыслил, быстро принимал верные решения в сложных ситуациях, необходимо способствовать развитию мышления и воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

Воображение является высшей и необходимейшей способностью человека . Вместе с тем эта способность нуждается в особой заботе в плане развития...

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

Развитие воображения у детей 6 года жизни. Рекомендации для родителей и воспитателей...

Статья "СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Аннотация: в статье раскрыто значение сюжетно-ролевых игр для развития воображения ребенка, приведены обоснования необходимости использования данного вида игры в работе ДОУ Ключевые слова: сюжетн...

Творческие игры на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности

Оособенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста состоят в том, что в дошкольном возрасте воображение ещё очень ограничено и отличается, с одной стороны, своим пассивным воссозд...

Тесты на развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человек не обладал фантазией, мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы иг...

Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

В жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение, являясь основным творческим процессом и основной познавательной сферой ребенка. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настольк...

План работы по самообразованию. 2018-2019 год Художественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста».

План работы по самообразованию.  2018-2019 годХудожественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста...