Проект "Из прошлого в будущее"
проект по рисованию (подготовительная группа)

Проект "Из прошлого в будущее" направлен на развитие изобразительного творчества дошкольников в ходе знакомства с архитектурой как видом искусства и историей ее развития в России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._tekst-arhitektura.docx948.75 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 498»

🖂 630126   г. Новосибирск, ул. Выборная 101/4           🕿 тел. и факс  269-20-05

Педагогический проект

                                                           

Номинация:

Виды методической продукции

Педагогический проект

Авторы проекта:

Переманова Надежда Ивановна,

воспитатель  

 высшей квалификационной

категории

Меркулова Светлана Владимировна,

воспитатель

высшей квалификационной

категории

https://cdn.freelogovectors.net/wp-content/uploads/2019/04/sketch-architectural-29237.jpg

https://image.freepik.com/free-vector/young-man-architect-cartoon_33070-2235.jpg

Новосибирск, 2022 г.

1. Краткая аннотация проекта

Название работы

 «Из прошлого в будущее»

Тип проекта

Педагогический

Авторы

Переманова Надежда Ивановна, воспитатель высшей квалификационной категории;

Меркулова Светлана Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории.

Участники проекта

Педагоги, дети подготовительной группы комбинированной направленности  для детей с речевыми нарушениями "Пчёлка", родители.

Сроки реализации

Сентябрь 2020 – май  2021 гг.

Цель

Развитие изобразительного и конструктивно-модельного творчества  дошкольников в ходе знакомства с архитектурой как видом искусства и историей ее развития в России.  

Задачи

Задачи для детей:

Образовательные:

  • формировать представления об архитектуре как виде искусства;
  • знакомить с архитектурными памятниками России, их авторами;
  • формировать представления о различных типах архитектурных строений , о стилях архитектуры (деревянное, каменное зодчество, классицизм, готика, типовое строительство, архитектура будущего: хай - тек, био - тек), их особенностях, назначении;
  • учить создавать архитектурные образы посредством художественного творчества.

Развивающие:

  • развивать самостоятельность, инициативу, творческую, познавательную активность;
  • развивать эмоциональную восприимчивость, эмоциональный отклик на произведения архитектурного искусства;
  • развивать художественно-эстетическое восприятие;
  • совершенствовать умения в изобразительной, конструктивно - модельной деятельности;
  • развивать художественно-творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к архитектуре как виду искусства;
  • воспитывать желание принимать активное участие в созидательной деятельности;
  • воспитывать патриотические чувства, чувство сопричастности к истории развития архитектуры в России, интерес к архитектурным памятникам;
  • воспитывать коммуникативные навыки.

Задачи для родителей:

  • повысить компетентность родителей по данному вопросу;
  • направить педагогический потенциал родителей на решение данной проблемы;
  • развивать творческие возможности родителей, их инициативу;
  • формировать партнерские отношения родителей с педагогами, семьями, воспитанниками в вопросах воспитания и образования детей.

Задачи для педагогов:

  • поддерживать детскую инициативу, создать атмосферу ее принятия и поддержки;
  • обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач в ходе организации учебно-воспитательного процесса;
  • создать условия для формирования взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей;
  • развивать конструктивные взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  • повышать педагогическую компетентность;
  • пополнять и обогащать РППС.

Приоритетные образовательные области

Художественно-эстетическое развитие,

 познавательное развитие.         

Выход

Архитектурное видеопутешествие из прошлого в будущее "Юные зодчие"

https://drive.google.com/file/d/1xwoLFP23oX5qfCi6RLVCkLB9U6Dr6WIV/view?usp=sharing

2. Описание учреждения

        Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 498" введен в эксплуатацию 5 августа 1990 года. Проектная мощность дошкольного образовательного учреждения 17 групп. 20 марта 2012 года Министерство Образования, науки и инновационной политики Новосибирской области выдало МКДОУ д/с № 498 бессрочную лицензию на образовательную деятельность (серия А № 0002291, регистрационный номер 6984). Адрес официального сайта МКДОУ д/с № 498 в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ds498nsk.edusite.ru

Адрес здания

Общая площадь

Площадь территории

ул.Выборная, 101/4

2385 м2

11300 м2

Ул. Выборная, 20

717,5 м2

3776 м2

        Всего в учреждении работает 17 групп. Из них 3 группы для детей  в возрасте до 3-х лет, 9 групп общеобразовательной направленности от 3-х до 7-ми лет, 5 групп комбинированной направленности  для детей с речевыми нарушениями.

        В ДОУ реализуется "Общеобразовательная программа МКДОУ д/с № 498", разработанная с использованием общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Ве6раксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под ред. Н.В. Нищевой Н.В.

3. Постановка проблемы

        Говоря об основных глобальных задачах, стоящих сегодня перед Российским обществом, Президент РФ В.В.Путин отметил, что в число ключевых национальных целей и приоритетов, поставлен научно-технологический прорыв и одним из условий его осуществления является расширение свободы инициативы и творчества людей.

        Эти слова подтверждают важность сформированного в условиях модернизации российского образования социального заказа на формирование творческой личности ребенка, способной к саморазвитию и самореализации, творческому преобразованию современных реалий социально-экономической жизни общества.

        В связи с этим развитие детского творчества является важнейшей актуальной проблемой нынешней педагогики, решению которой, в соответствии с ФГОС ДО, отвечает и образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», одной из задач которой является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка (ФГОС ДО, п. 1.6.4)

        Согласно примерной общеобразовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы осуществляется это в том числе и через приобщение дошкольников к искусству, одним из видов которого является архитектура, через развитие изобразительной, конструктивно-модельной деятельности.

        Исходя из проявленного в ходе посещения выставки детских поделок и моделей "Мой любимый детский сад", посвященной 30-летия нашего сада, активного интереса детей к архитектуре, ее прошлому, настоящему и будущему, желания узнать об этом побольше и сделать что-то своими руками, было решено начать реализацию архитектурного проекта "Из прошлого в будущее".  

4. Цели и задачи проекта

Цель:

Развитие изобразительного и конструктивно-модельного творчества  дошкольников в ходе знакомства с архитектурой как видом искусства и историей ее развития в России.  

Задачи для детей:

Образовательные:

  • формировать представления об архитектуре как виде искусства;
  • знакомить с архитектурными памятниками России, их авторами;
  • формировать представления о различных типах архитектурных строений , о стилях архитектуры (деревянное, каменное зодчество, классицизм, готика, типовое строительство, архитектура будущего: хай - тек, био - тек), их особенностях, назначении;
  • учить создавать архитектурные образы посредством художественного творчества.

Развивающие:

  • развивать самостоятельность, инициативу, творческую, познавательную активность;
  • развивать эмоциональную восприимчивость, эмоциональный отклик на произведения архитектурного искусства;
  • развивать художественно-эстетическое восприятие;
  • совершенствовать умения в изобразительной, конструктивно - модельной деятельности;
  • развивать художественно-творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к архитектуре как виду искусства;
  • воспитывать желание принимать активное участие в созидательной деятельности;
  • воспитывать патриотические чувства, чувство сопричастности к истории развития архитектуры в России, интерес к архитектурным памятникам;
  • воспитывать коммуникативные навыки.

Задачи для родителей:

  • повысить компетентность родителей по данному вопросу;
  • направить педагогический потенциал родителей на решение данной проблемы;
  • развивать творческие возможности родителей, их инициативу;
  • формировать партнерские отношения родителей с педагогами, семьями, воспитанниками в вопросах воспитания и образования детей.

Задачи для педагогов:

  • поддерживать детскую инициативу, создать атмосферу ее принятия и поддержки;
  • обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач в ходе организации учебно-воспитательного процесса;
  • создать условия для формирования взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей;
  •  развивать конструктивные взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  • повышать педагогическую компетентность;
  • пополнять и обогащать РППС.

5. Обоснование актуальности и значимости проекта

        По словам С.Ю. Бологова, кандидата педагогических наук, общение с архитектурой делает ребенка отзывчивым к красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности.

        "Ознакомление с архитектурой обогащает содержание детских работ, способствуют формированию творческих замыслов", - утверждает Т.С. Комарова, способствует развитию детского изобразительного творчества.

        Наряду с важностью приобщения ребёнка к ценностям мира архитектуры, анализ исследований в области дошкольной педагогики, а также частных методик изобразительной деятельности, по словам Платохиной Натальи Алексеевны, к.п.н., показал, что эта тема разработана недостаточно, в противоположность другим видам искусства.

        Поэтому данный проект направлен на создание варианта практической модели развития изобразительного и конструктивно-модельного творчества старших дошкольников через знакомство с архитектурой как видом изобразительного искусства и историей ее развития в России , что отвечает образовательным потребностям педагогов.

         Кроме того, в нем учтены запросы родителей, отраженные в результатах анкетирования (100% родителей считают важным знакомить ребенка с архитектурой), а также потребности и интересы детей.

        Реализация данного педагогического проекта вносит вклад в решение государственных задач по модернизации, обновлению образования, позволяет в соответствии с ФГОС ДО удовлетворить такие требования стандарта, как

  • учет образовательных потребностей всех участников образовательного процесса;
  • развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания детьми произведений искусства, в развитии интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, в реализации самостоятельной творческой деятельности детей.        

        Деятельность в рамках проекта  способствует реализации национального проекта "Образование" в области

  • разработки  и обновления методик с учетом образовательных потребностей детей , мотивирования, заинтересованности  ребенка  к процессу обучения и развития,
  • в области повышения базового уровня в сфере культуры и искусства, увеличения предлагаемых методик, направленных на всестороннее развитие ребенка для быстрого освоения навыков и умений.

        Реализация проекта отвечает основным направлениям "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года", где отмечено, что одним из приоритетов государственной политики в области воспитания является формирование у детей чувства причастности к историко-культурной общности российского народа.        

        Кроме того, деятельность в данном направлении способствует повышению образовательного уровня ДОО, как структурной единицы муниципальной системы образования, в частности  

  • по обогащению и обновлению содержания образовательной области  "Художественно-эстетическое развитие" в части, формируемой участниками образовательных отношений в рамках проекта;
  • по обогащению и обновлению РППС ДОУ;
  • по повышению компетентности педагогов;
  • по установлению связей с общественными организациями;
  • по вовлеченности родителей в образовательный процесс.

6. Готовность к реализации проекта

Для реализации проекта

  • подготовлено необходимое ресурсное обеспечение;
  •  РППС с перспективой периодического обновления;
  • педагоги, участвующие в проекте повысили уровень компетентности в ходе ознакомления с методической литературой и прохождения специальных мероприятий:          

Переманова Надежда Ивановна:

  • прошла курсы повышения в ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО по программе "Изобразительная деятельность как средство реализации содержания образовательных областей";
  • приняла участие в работе городского практического семинара по теме "Развитие эмоционального интеллекта детей средствами художественной деятельности";
  • прошла обучение на форуме "Педагоги России" по теме "Творчество и мышление как основные компетенции поколения 2020".

Приняла участие в работе вебинаров:

  • "Терапия Искусством. Практическое применение приемов арт-терапии в работе дошкольного учреждения";
  • "В музей с дошкольником: как смотреть картины, чтобы не заскучать в музее? Как там, внутри картины?";
  • "Проектная деятельность в современном детском саду". (Приложение 1).

7. Этапы реализации проекта

1 Этап. Подготовительный (сентябрь 2020г.)

  •         определение проблемы: тестирование  педагогов,  анкетирование  родителей, диагностическое обследование детей;
  •          постановка цели, формулировка задач для всех участников проекта;
  •         научно-методическая подготовка педагогов по теме проекта;
  •         анализ и подготовка материально-технической базы, РППС;
  •         составление плана проектной деятельности;
  •         обсуждение с родителями совместных действий по реализации проекта.

2 этап. Внедренческий ( октябрь-апрель)

  •         осуществление и накопление опыта проведения образовательной  деятельности  по знакомству детей с архитектурой в рамках интегрированного образовательного пространства, направленного  на удовлетворение познавательного интереса дошкольников, формирование знаний и представлений по теме, на развитие детского изобразительного и конструктивного творчества.

3 этап. Заключительный ( май)

  •         выход проекта;
  •          анализ успешности выбранных методов работы для решения поставленных целей и задач, выявление проблем, разрешение путей их решения;
  •         анализ результатов диагностирование детей по результатам деятельности проекта;
  •         анализ удовлетворения интереса родителей;
  •         оформление материалов опыта;
  •         участие материалов проекта в конкурсах, трансляция педагогами накопленного опыта.

8. Схема взаимодействия участников проекта

9. Реализация образовательной деятельности

Используемые технологии:

1. Технология проектной деятельности;

2. Информационно - коммуникативные технология;

3. Технология предметно-развивающей среды;

4. Технология интегрированного обучения;

5. Личностно- ориентированные технология;

6. Игровая технология.

Используемые формы и методы:

1. Словестные: обсуждение, планирование деятельности, моделирование проблемных ситуаций, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, викторины, пояснение и т.д.

2. Наглядные: рассматривание иллюстраций,  репродукций , выставочного, наглядного  материала, презентаций, видеоматериалов и т.д.

3. Практические: поисковая деятельность, подбор материалов, организация различных видов деятельности, оформление выставок,  продуктивная                                                                                                                                                                                                                                                        изобразительная деятельность с элементами нетрадиционных техник, конструктивно - модельная деятельность, игровая деятельность.

4. Метод полихудожественных проектов. 

5. Экскурсии в "Музей сказок", Новосибирский государственный Художественный музей, Новосибирский музей деревянного зодчества под открытым небом, на тематические выставки в детском саду,

6. Посещение Новосибирского областного театра кукол.

7. Мастер-классы педагогов, родителей, детей.

Календарный план реализации образовательного проекта

Познавательное развитие. РППС

Октябрь (1-4 неделя), Ноябрь (1, 2 недели)

Русское деревянное зодчество "Сказка наяву"

РППС, созданная участниками проекта

Познавательное  развитие

Мультфильмы, диафильмы,

(с  изображением архитектурных сооружений по теме )

Образовательная деятельность,

деятельность в ходе режимных моментов

 1.Выставка в книжном уголке "Сказочные избушки" (чтение, рассматривание иллюстраций):

"Сказка о рыбаке и рыбке", рис.И.Билибина;

"Ладушки", "Заюшкина избушка", рис.В.Васнецова;

"Маша и медведь", рис.Е Рачёва;

Т.Коваль "Снег", рис.Т.Марфиной.

2. Выставка детского изобразительного, конструктивного творчества:

- рисунки "Изба - краса" по сказке В.Телешова "Крупкничка"(гуашь), "Деревенька моя" (гуашь, дудлинг);

- "Мельница - умелица" (пластилинография);

- "Хуторок" (конструирование из строительного материала);

- продукты самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников.

3. Выставка "Наша передвижка" (рассматривание, любование, обсуждение картин-репродукций ):

- В.Васнецов "Сивка-бурка", "Царевна-лягушка";

- И.Левитан "Над вечным покоем";

- Б.Ольшанский "Алеша Попович  и Елена краса", "Городская улица 17 века";

- В.Поленов "Старая мельница";

-Ю.Клевер "Пейзаж с избушкой";

- А.Максимов "В усадьбе князя".

4. Экспозиция детских мини-проектов:

- Лиза Папилова "Русские Кижи";

- Саша Прусаченко "Шедевры Суздаля".

5.  Дидактические игры :

"Построй избушку"(палочки Кюизенера);

"Дом и его части";

"Собери избушку";

"Архитектурный кроссворд"

- Просмотр мультфильмов:

"Чудо - мельница", "Заюшкина избушка".

- Экскурсия на общесадовскую выставку "Мой любимый детский сад";"Осень", "Мельница";

- Чтение: О.Мыслин " Как построить дом";

- Чтение произведений, выставленных в книжном уголке с рассматриванием иллюстраций;

- Чтение стихотворения Ю.Старостиной "Суздаль", В.Степанов "Золотое кольцо";

- рассматривание, любование, обсуждение картин-репродукций с выставки "Наша передвижка";

- Презентация "Архитектура";

-  Беседа"Из истории архитектуры. Деревянные шедевры. Зодчие";

- Беседа "Изба-краса" с просмотром презентации;

- презентации детских мини-проектов;

- Виртуальная экскурсия "Музей дер.зодчества"  (https://ok.ru/video/1137474081032);

- Работа с материалами лэпбука "Сказка наяву".

Ноябрь (3-4 неделя). Декабрь.

Каменное древнерусское зодчество "Каменных дел мастера"

РППС, созданная участниками проекта

Познавательное  развитие

Мультфильмы, диафильмы,

(с  изображением архитектурных сооружений по теме )

Образовательная деятельность,

деятельность в ходе режимных моментов

 1.Выставка в книжном уголке "Каменных дел мастера"(чтение, рассматривание иллюстраций):

В.А. Жуковский "Спящая красавица", рис.Ю.Селиверстова;

"Марья Маревна", рус.нар.сказка, рис.А.Плаксина;

"Морозко",  рус.нар.сказка,, рис.И.Рыбченко;

Н.Телешов "Крупеничка", рис.С.Бордюг;

А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане", рис. И.Билибина.

2. Выставка детского изобразительного, конструктивного творчества:

- рисунки "Хоромы Морозко" по сказке "Морозко"(гуашь);

- Макет "Город-крепость"(мол.пакеты, гуашь, бумагопластика) ;

- Модель "Белоснежный храм"(молочные пакеты, гуашь, бумагопластика ;

- «Сторожевая башня», конструктор;

- продукты самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников.

3. Выставка  "Наша передвижка":

 -А.Васнецов"Белокаменный кремль при Д.Донском»;

- А.Васнецов"Кремль при И.Грозном»;

- А.Васнецов «Кремль при И.Калите»;

-А.Васнецов «Основание Москвы»;

- В.Стожаров «Псков.Кремль.»;

-А Вилков «Троице Сергиева Лавра»

- С.Герасимов «Храм на Нерли».

4. Экспозиция детских мини-проектов:

- Никита Шелегов "Сторожевая башня";

- "Золотое кольцо"(каменное зодчество), Полина Б.

5.  Дидактические игры :

-"Назови строение";

- Игровое упражнение "Дорисуй";

-"Построй терем, хоромы", палочки Кюизинера;

- "Найди, что нужно архитектору".

6. Игры-ходилки:

- «Помоги всаднику на белом коне проехать из одной крепости в другую»;

7. Игровое упражнение: «Помоги всаднику проехать через древний город».

Просмотр мультфильмов:

-«Сказка и царе Салтане»;

- «Крепость. Щитом и мечом».

- видеопутешествие "Храм Покрова на Нерли" проhttp://www.youtube.com/watch?v=9cr1l7Qr_xg.

- Экскурсия в групповую картинную галерею  «От дерева к камню» , рассматривание, любование репродукциями  А.Васнецова по истории московского кремля;

- Рассматривание "Портрета архитектора К.Бейне", П.Федотова.  Совместный разговор по картине о профессии архитектора, рассматривание работ К.Бейне;

- Рассматривание интерьера московского кремля на примере подбора художественных фотографий Р. Шраде, Н.Саноян;

- Беседа «Хоромы, терема – стать Российская видна» об устроении архитектурных сооружений, элементах строительства;

- Чтение произведений, выставленных в книжном уголке с рассматриванием иллюстраций;

- презентации детских мини-проектов;

 - Строительство снежной крепости;

- сюжетно-ролевая игра «Взятие снежной крепости».

Январь

Готика "Загадки старого замка"

РППС, созданная участниками проекта

Познавательное  развитие

Мультфильмы, диафильмы,

(с  изображением архитектурных сооружений по теме )

Образовательная деятельность,

деятельность в ходе режимных моментов

 1.Выставка в книжном уголке "Загадки старого замка"(чтение, рассматривание иллюстраций):

- Ш.Перро "Золушка", рис.Б.Васильева;

- Ш.Перро "Спящая красавица", рис.Н.Гольц;

- Ш.Перро "Кот в сапогах", рис.В.Конашевича;

- Е.Гинзбург "Волшебный замок".

2. Выставка детского изобразительного, конструктивного творчества:

- рисунки "Замок снежной королевы";

- рисунки" Никольская башня";

- пластилинография "Готическая роза" (круглое окно в архитектуре готического стиля);

- макет "Волшебный замок принцессы;

- продукты самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников.

3. Выставка  "Наша передвижка":

 - Максимилиан Люс "Собор парижской богоматери";

- К.Шинкель "Готический собор у реки";

- К.Самойлов "Ласточкино гнездо";

- С. Миронова "У Снежной королевы";

- "Замок  Нойшванштайн", художественное фото.

 4. Экспозиция детских мини-проектов:

- "Замок Спящей красавицы - Нойшванштайн ", Маша Т.;

- "Ласточкино гнездо", Полина Б.

5.  Дидактические игры :

-"Выложи замок" (пазлы);

- "Найди отличия" (готические замки и русское деревянное и каменное зодчество);

- "Выбери элементы строений готики";

- "Выбери строения готического стиля".

6. Игровое упражнение "Дорисуй замок" 

- "Розовый замок",

- "Янтарный замок" http://ok.ru/video/1401205559749

- Просмотр презентации

"Готический архитектурный стиль",

http://www.youtube.com/watch?v=riZhSr0iAUA;

- Виртуальная экскурсия "Замок  Нойшванштайн - сказочный замок Спящей красавицы" https://www.youtube.com/watch?v=GABIPzWLgBs;

- Виртуальное путешествие "Сказочные замки ", http://www.youtube.com/watch?v=QXy6U-T0_HU;

- рассматривание, любование, обсуждение картин-репродукций с выставки "Наша передвижка";

 - чтение произведений, выставленных в книжном уголке с рассматриванием иллюстраций;

- презентации детских мини-проектов.

Февраль

Классицизм "Его величество Театр"

РППС, созданная участниками проекта

Познавательное  развитие

Мультфильмы, диафильмы,

(с  изображением архитектурных сооружений по теме )

Образовательная деятельность,

деятельность в ходе режимных моментов

 1.Выставка в книжном уголке "Его величество Театр"(чтение, рассматривание иллюстраций):

- А.Толстой "Золотой ключик или приключения буратино", рис.Л.Владимирского;

- А.П. Чехов "Каштанка", рис.Е.Комарова;

-  К.Паустовский "Растрепанный воробей", рис.Т. Ереминой;

- А.Алексеева "Колокольчик", рис.А.Аземша;

- В.Дуров "Мои звери", рис.В.Черноглазова.

2. Выставка детского изобразительного, конструктивного творчества:

- рисунки "Мы едем в театр";

- раскраски с дорисовкой "Как мы ходили в театр";

- пластилинография, конструктивно-модельная деятельность "Портик" (выступающая часть здания, крытая галерея);

- макет "Колоннада";

- продукты самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников.

3. Выставка  "Наша передвижка":

- М.Козаковцев "Вокзал Новосибирск - главный";

- О. Варламова "Новосибирский оперный театр";

- А.Васнецов "Ротонда";

- К.Прохоров "Артек. Беседка Покрышкина";

- М.Воробьев "Исаакиевский собор".

 4. Экспозиция детских мини-проектов:

- "Вокзал Новосибирск-главный", Никита Ш.;

- "Новосибирский Дом актера", Настя П.

5.  Дидактические игры :

- Виртуальная игра"Угадай стили архитектуры";

- "Найди отличия" (готические замки и русское деревянное и каменное зодчество, классицизм);

- "Выбери элементы строений классицизма";

- "Выбери строения стиля "Классицизм"( по репродукциям);

- "Поле архитектурных чудес".

 

"Домики. Большой театр"  https://youtu.be/1h98NpC_qBI

"Домики. Парфенон"

https://youtu.be/p7CBaO7tiQc

Мультфильм "Беседка"

https://youtu.be/RLQhjXHxxN4

- "Уроки тетушки Совы. Храм Артемиды";

https://youtu.be/5_EjAbhDjnY

- Видеопутешествие в Санкт Петербург. "Классицизм вместе с Хрюшей", знакомство с творчеством Казакова и Баженова; https://youtu.be/ndpUq3AMG6U

- просмотр презентации "Классицизм в архитектуре";

- Просмотр презентации

"Классицизм Новосибирска. Театры";

- Викторина "Архитектура в загадках";

- рассматривание, любование, обсуждение картин-репродукций с выставки "Наша передвижка";

 - чтение произведений, выставленных в книжном уголке с рассматриванием иллюстраций;

- презентации детских мини-проектов.

Март

Типовое строительство "Дом, в котором мы живем"

РППС, созданная участниками проекта

Познавательное  развитие

Мультфильмы, видеоролики,

Образовательная деятельность,

деятельность в ходе режимных моментов

 1.Выставка в книжном уголке "Дом, в котором мы живем"(чтение, рассматривание иллюстраций):

- А.Барто "Веревочка", рис. Т.Ереминой;

- Н.Н.Носов "Незнайка в солнечном городе", рис.Г.Валька;

- С.Михалков "Моя улица", рис. Н.Цейтлин;

- Н.Закусина "Четыре времени счастья", рис.Л.Лазоревой;

- В.Чаплина "Крылатый будильник", рис.Е.Кольцовой.

2. Выставка детского изобразительного, конструктивного творчества:

- рисунки "Город весной";

- рисования "Интерьер моей квартиры";

- макет "Наш микрорайон";

- продукты самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников.

3. Выставка  "Наша передвижка":

- Н.Грицюк "Новосибирск";

- Н.Грицюк "Красный проспект";

- А.Манушин "Академгородок";

- Н.Фролков "Весна в городе";

- Ю.Пименов "Новая Москва".

 4. Экспозиция детских мини-проектов:

- "Архитектура улицы Выборной", Лера К.;

- "Любимые места города. Типовая Архитектура", Лиза П.

5.  Дидактические игры :

- "Найди отличия" (с добавлением типового строительства );

- "Определи стиль строения на репродукции картины";

- "Поле архитектурных чудес".

- "Придумай дом";

- "От самого до самого".

"Незнайка в солнечном городе"  https://youtu.be/WD8i2tg2c9Y 

"Профессия архитектор"

https://youtu.be/k8NvmLLnF58 

"Дом, в котором мы живем"

https://youtu.be/bevfzW-_xnc

"История архитектуры"

https://youtu.be/nEQvsvf2WD4

- Беседа-знакомство с новым стилем архитектуры "Типовое строительство";

- Просмотр презентации "Мой дом, моё жилище"

- Викторина "Путешествие по нашей улице. Угадай место";

- Вечер загадок "Нарисуй отгадку";

- рассматривание, любование, обсуждение картин-репродукций с выставки "Наша передвижка";

 - чтение произведений, выставленных в книжном уголке с рассматриванием иллюстраций;

- презентации детских мини-проектов.

Апрель

Архитектура будущего "Вперед, в будущее!"

РППС, созданная участниками проекта

Познавательное  развитие

Мультфильмы, видеоролики,

(с  изображением архитектурных сооружений по теме )

Образовательная деятельность,

деятельность в ходе режимных моментов

 1.Выставка в книжном уголке "Вперёд, в будущее!"(чтение, рассматривание иллюстраций):

- Ю.Магалиф "Типтик", рис. Л.Лазаревой;

- Н.Н.Носов "Незнайка на луне", рис.В.Челака;

- М.Еленская "Архистория", рис.А.Дудек, М.Новак;

- Мила Барди  "Архитектура", рис. Э.Алтариба.

2. Выставка детского изобразительного, конструктивного творчества:

- рисунки "Город будущего";

-макеты  "Город , в котором мы будем жить" (макетирование из картона, из бумаги);

- продукты самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников.

3. Выставка  "Наша передвижка":

- репродукции Роберт Маккола "Архитектура будущего";

- А.Шугуров "Полис";

- А.Шугуров "Город";

- Д.Доцу "Новый город";

- "Молодые архитекторы", автор неизвестен.

 4. Экспозиция детских мини-проектов:

- "Архитектура будущего", Макар Б.;

- "Новосибирск - город  будущего", Вова А. 

5.  Дидактические игры :

- "Найди отличия" (с добавлением архитектуры будущего );

- "Строительная мозаика";

- "Поле архитектурных чудес".

- "Придумай дом";

- "От самого до самого";

- "Да, нет".

"В гости к Робинсонам"  

https://youtu.be/C1QGPRm4Bi0

Общежитие спасет аквачонка

https://youtu.be/voDqkYjy47A

"Мой город будущего"

https://youtu.be/bzzN_dwFFf4

"Сказочный город будущего"

https://youtu.be/RX9k8c0rTE0

Дети создают архитектуру будущего

https://youtu.be/HS_8PAD3Nrc

- Беседа- фантазия об архитектуре будущего;

- Знакомство с архитектурными  стилями "Хай-тек" и "Биотек"

- Просмотр презентации "Современныя архитектура";

- Викторина "Архитектура и время"

- Вечер загадок "Ну-ка, отгадай!";

- рассматривание, любование, обсуждение картин-репродукций с выставки "Наша передвижка";

 - чтение произведений, выставленных в книжном уголке с рассматриванием иллюстраций;

- презентации детских мини-проектов.

Календарный план реализации образовательного проекта

Изобразительная деятельность. Музыкальное развитие

Октябрь (1-4 неделя), Ноябрь (1, 2 недели)

Русское деревянное зодчество "Сказка наяву"

Изобразительная, конструктивная деятельность

Музыкальное развитие, полихудожественные проекты

1. Рисование "Изба - краса" по сказке В.Телешова "Крупеничка";

2. Рисование «Деревенька моя» с использованием техники "Дудлинг";

3. Лепка (пластилинография) «Мельница - умелица».

4. Конструирование из бумажных трубочек «Русская деревня» (коллективное).

5. Аппликация «Чудо-окошко».

6. Рисование по русской народной сказке "Морозко". "Сказочные хоромы".

Полихудожественные  проекты:

1.Н.Кудрин, музыка к песне "Деревенька моя";

2. В.Гундарев "Деревенька моя";

3. С.Герасимов "Улица в Козлове".

Слушание:

- С.Майкопар "Сказочка";

- рус.нар.песенка "Я на печке молотила";

- рус.нар.песенка "Как у наших у ворот";

- рус.нар."Комаринская".

Ноябрь (3, 4 неделя), Декабрь

Каменное древнерусское зодчество "Каменных дел мастера"

1. Рисование "Богатырь на страже города".

2.Рисование "Храм над рекой".

3. Макет "Город-крепость" .

4. Модель "Белоснежный храм".

5. Пластилинография "Украшаем царские палаты".

Полихудожественный проект:

1. Н.Римский-Корсаков "Море", увертюра к опере "Садко";

2. А.Пушкин"... Город новый, златоглавый...", отрывок из "Сказки о царе Салтане;

3. Иллюстрация И.Билибина к произведению А.Пушкина "Сказка о царе Салтане".

***

Полихудожественный проект:

1. Пахельбель "Звуки океана";

2. С.Герасимов "Храм покрова на Нерли";

3. М.Титаева " Как по речке Нерль".

***

Полихудожественный проект:

1. М.Мусоргский "Рассвет на Москва реке"

2. Ф.Глинка "Город чудный, город древний...;

3. А.Васнецов "Московский кремль при Иване III".

***

Слушание:

1. П.И.Чайковский "В церкви".

Январь

Готика "Загадки старого замка"

1. Рисование  "Замок снежной королевы".

2. Рисование « Московский кремль. Никольская башня».

3. Пластилинография "Готическая роза" (круглое окно в архитектуре готического стиля).

4. Конструирование из коробок и подручных материалов "Волшебный замок".

Полихудожественный проект:

1. Бах - Токката и фуга ре-минор Орган;

2. Н .Переманова "Под небом серо-голубым...";

3. К.Шинкель "Старинный замок".

***

Полихудожественный проект:

1.В.Вагнер "Счастье";

2. "На высокой скале...";

3. Фото замка Нойшванштайн.

***

Слушание:

И.С.Бах:

- "Бранденбургские концерты";

- "Шутка".

М.Мусоргский:

- "Старый замок".

Февраль

Классицизм "Его величество Театр"

1. Рисование "Мы едем в театр".

2. Конструктивно-модельная деятельность "Коллонада" (бумагопластика).

3. Конструктивно-модельная деятельность "Театральный портик" (работа с картоном,  бумагопластика, пластилинография).

Полихудожественный проект:

1. А.Моцарт "Фантазия де минор";

2. рис. Т.Ереминой "Большой театр";

3. Н.И.Переманова "Тихо так в городе...(приложение 6).

***

Слушание:

-Й.Гайдн "Струнный квартет № 3"

.

Март

Типовое строительство "Дом, в котором мы живем"

1. Рисование "Город весной".

2. Конструктивноо-модельная деятельность "Наш миккрорайон" (из коробок, аппликация).

3. Рисование "Интерьер моей квартиры".

4. Городская улица. Конструктор.

Полихудожественный проект:

1. В.Орлов "Большая Ордынка";

 2. М.Таривердиев "Утро";

3.  А.Барто "Весна, весна на улице".

***

Слушание:

- песня "Город 54", видеоролик

https://youtu.be/MI1xS4T81vE    

- М.Малихин "Детский гимн Новосибирску", видеоролик https://youtu.be/5lwDYAgRCNU?t=7 

- В.Ленский "Я люблю тебя, мой милый город".

Апрель

Архитектура будущего "Вперёд, в будущее!"

1. Рисование "Горрод будущего".

2. Учимся у природы. "Жилой комплекс Бионика"(Дом - ветка, дом - лепесток, дом - дерево). Бумагопластика.

3. Небоскрёб. Дом - фантазия из цилиндров. Работа с картоном и бумагой, аппликация.

4. Дом с космическими парковками. Работа с картоном, фольгой.

5. Дом на солнечных батареях. (Аппликация, работа с картоном, фольгой).

Полихудожественные проекты:

1. Р.Маккол "Полис будущего";

 2. Э.Артемьев, " "Океан", тема из фильма "Солярис;

3. Н.Переманова "Летим мы сквозь время, через года...".

***

1. А.Шугуров "Город";

2. Я.Лусенс "Серебряная мечта";

3. Н.Переманова "Будущий город".

***

Слушание:

- А.Рыбников  "Этот большой мир", https://youtu.be/M25S1Vnvmys;

- Ю.Энтин "Прекрасное далеко", https://youtu.be/ssdMXAsCwws ;

- А. Рыбников "Голубая планета",

https://youtu.be/LYN0CUWFFjk .

Совместная деятельность педагогов и родителей

- анкетирование родителей (приложение 2);

- информирование родителей о ходе проекта;

- индивидуальные беседы о ходе проекта;

- консультирование по изготовлению исследовательских мини-проектов;

- организация и проведение мастер-классов педагогов "Старинный замок", "Городской дизайн", "Вечерний город";

- организация и проведение родительского мастер - класса "Домик. Оригами";

- организация экскурсии в "Музей сказок";

- организация экскурсии в Новосибирский государственный художественный музей;

- организация экскурсии в Новосибирский музей деревянного зодчества под открытым небом;

- организация посещения Новосибирского областного театра кукол;

- консультации для родителей:

        "Архитектура. Стили архитектуры. Знакомимся сами и знакомим детей";

        "Словарь архитектурных терминов";

        "Классицизм для дошкольников";

         "Знакомим дошкольников с архитектурой родного города";

        "Архитектура Новосибирска";

        "Экскурсия по улице Выборной";

        "Делаем вместе";

        Мастер - класс "Городской дизайн".

- изготовление дидактических игр;

- подготовка к мероприятиям.

Совместная деятельность детей и родителей

- подбор информации, материалов для создания РППС;

- изготовление исследовательских мини-проектов:

"Русские Кижи", "Шедевры Суздаля", "Сторожевая башня", "Золотое кольцо"(каменное зодчество),. "Замок Спящей красавицы - Нойшванштайн ", "Ласточкино гнездо", "Вокзал Новосибирск-главный", "Новосибирский Дом актера", "Архитектура улицы Выборной", "Любимые места города. Типовая Архитектура", "Архитектура будущего", "Новосибирск - город  будущего";

- изготовление дидактических игр (приложение 5);

- создание совместных работ (поделок, рисунков);

- родительский мастер - класс для детей "Домик. Оригами";

-  участие в групповом конкурсе детско - родительских работ "Наш лучший архитектурный проект";

- домашнее чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, видеороликов,  фильмов по теме проекта;

- организация семейных прогулок по городу с привлечением детского внимания на архитектурные объекты;

- организация выходов в театры, кинотеатры и т.д. с обращением внимания на архитектуру зданий.

10. Прогнозируемые конечные результаты деятельности

Показатели развития участников проекта на этапе завершения проекта:

Дети:

  • проявляют познавательный интерес к данной теме;
  • проявляют любознательность, инициативу, самостоятельность в познавательно - творческой деятельности;
  • обладают представлениями об архитектуре, как виде искусства, о направлениях архитектуры ( деревянном, каменном зодчестве,), о стилях ("Классицизм", "Готика", "Типовое строительство", "Современный архитектурный стиль"), о истории ее развития в России;
  • обладают представлениями об архитектурных памятниках России (Кижи, Собор Василия Блаженного, Ласточкино гнездо, Московский кремль, Никольская башня Московского кремля);
  • проявляют чувство гордости за достижения страны в данной области, патриотические чувства;
  • эмоционально открываются на произведения изобразительного, музыкального искусства, художественной литературы, где присутствует архитектурные образы;
  • обладают более высоким уровнем эстетического восприятия;
  • приобрели новые умениями в изобразительной, конструктивно - модельной деятельности, способны творчески подходить к созданию архитектурных образов  в продуктивных видах деятельности;
  • обладают более высоким творческим потенциалом;
  • активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми;
  • обладают более высоким уровнем коммуникативных навыков.

Педагоги:

  • имеют более высокий уровень компетентности в вопросах, связанных с архитектурой и истории ее развития в России;  
  • обогатили свой педагогический опыт, повысили уровень профессионального мастерства;
  • проявляют рост творческой активности, инициативы в ходе осуществления воспитательно-образовательного процесса;
  • обогатили РППС;
  • готовы транслировать свой педагогический опыт на различных площадках, с помощью различных ресурсов, в сети интернет;
  • обогащают систему форм взаимодействия с семьёй в вопросах воспитания патриотических чувств дошкольника в ходе знакомства с архитектурой.

Родители:

  • осознают важность приобщения детей к искусству архитектуры, формирования у них познавательного интереса, повышения кругозора, развития творческих и конструктивных способностей;
  • обладают более высоким уровнем знаний по вопросам архитектуры,  а также обогащенным уровнем художественно-эстетического восприятия;
  • способны транслировать и творчески передавать детям приобретенные знания;
  • проявляют более высокую активность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

11. Результаты работы над проектом

Дети:

- усилился интерес к совместной деятельности;

- стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

- стали активно анализировать, обобщать, высказывать свою точку зрения;

- проявляют патриотические чувства;

- стали более любознательны, инициативны, стали проявлять организаторские способности;

- обладают более высоким уровнем знаний об архитектуре, ее стилях, истории развтия в России;

- обладают более высоким уровнем художественно-эстетического восприятия;

- обладают более высоким уровнем развития изобразительной, конструктивно-модельной деятельности и художественного творчества.

Данные результаты отражены в мониторинге (приложение 8);

- на основании материалов проекта приняли участие в творческих конкурсах:

        группа "Пчёлка" - I место (Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов "Созвездие талантов" в номинации "Декоративно - прикладное творчество"  за работы: "Улочка старинная", "Готическая роза", "Старинный замок", "Театр");

        группа "Пчёлка" - I место (Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов "Рассударики" в номинации "Декоративно - прикладное творчество" за работу: "Дом будущего");

        группа "Пчёлка" - II место (Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов "Рассударики" в номинации "Декоративно - прикладное творчество" за работу: "Царские палаты");

        Максим Иванов - I место (Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов "Рассударики" в номинации "Рисунок" за работу: "Деревенька моя";

        Папилова Лиза - II место (Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов "Созвездие талантов", в номинации "Рисунок" за работу: "Старая мельница";

        Бовбель Полина - I место (Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов "Созвездие талантов", в номинации "Рисунок" за работу "Хоромы Морозко");

        Кох Валерия - I место (Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов "Рассударики" в номинации "Рисунок" за работу: "Дом Крупенички");

        Савченко Даша - I место (Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов "Рассударики" в номинации "Рисунок" за работу: "Всегда на страже");

        Савченко Даша - I место (Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов "Созвездие талантов" в номинации "Рисунок" за работу: "Замок Снежной королевы");

        Кох Лера - Лауреат I степени (Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов "Созвездие талантов" в номинации "Рисунок" за работу: "Я иду в театр");

        Довгаль Артём - I место (Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов "Созвездие талантов" в номинации "Рисунок" за работу: "Город будущего");

(приложение 4).

- стали победителями в групповом творческом конкурсе детско-родительских работ "Наш лучший архитектурный проект":

        Турков Артём - 1 место за работу "Военная база";

        Лиза Папилова - 2 место за работу "Домик в деревне";

        Журба Матвей - 3 место за работы "Дом на дереве";

        Маколкина Лиза - 3 место за работу "Мой дом".

Педагоги:

- повысилась творческая, педагогическая активность и инициативность педагогов в ходе организации взаимодействия с детьми и родителями;

- повысилась профессиональная компетентность педагогов;

- произошло обогащение РППС:

        создана подборка дидактических игр (приложение 5);

        созданы подборки репродукций картин художников "Русское деревянное зодчество (Каменное зодчество, Готика, Классицизм, Типовое строительство, Архитектура будущего) в живописи";

        подборки художественной литературы ;

        подборки загадок (приложение 7);

- создан вариант практической модели развития изобразительного и конструктивно-модельного творчества старших дошкольников через знакомство с архитектурой как видом изобразительного искусства и историей ее развития в России.

        На основе материалов проекта

- воспитатель изобразительной деятельности Переманова Н.И. награждена на основании материалов проекта дипломом I степени Всероссийского центра гражданских и молодёжных инициатив "Идея" за победу в ХII Всероссийском конкурсе лэпбуков "От идеи до воплощения" в номинации "Авторский лэпбук" за работу "Сказка наяву. Деревянное зодчество России";

- в качестве распространения педагогического опыта результаты проекта были представлены на педагогическом совете ДОУ и рекомендованы для использования;

- в качестве распространения педагогического опыта мастер - класс Перемановой Н.И."Старинный замок" был опубликован в Образовательной социальной сети nsportal.ru (приложение 9);

- в качестве распространения педагогического опыта консультация для родителей Меркуловой С.В. "Архитектура Новосибирска" была опубликована в Образовательной социальной сети nsportal.ru (приложение 9);

- в качестве распространения педагогического опыта лэпбук Перемановой Н.И. "Сказка наяву. Деревянное зодчество России" был опубликован на сайте Центра гражданских и молодёжных инициатив "Идея" (приложение 9);

- удовлетворенность педагогов, по результатам анкетирования, в ходе работы над проектом увеличилась на 40% и достигла 100%.

Родители: D:\мои документы1\картинки к занятиям изо\прозрачная.png

- повысили свою педагогическую компетентность в вопросах знаний об архитектуре и о способах и приемах ознакомления с нею детей;

- повысили свой культурно-исторический, художественно-эстетический уровень по вопросам истории архитектуры;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

- стали активными, инициативными участниками воспитательно-образовательного процесса;

- повысилась мотивация родителей к совместной познавательной, творческой, исследовательской деятельности;

- удовлетворенность родителей, по результатам анкетирования, в ходе работы над проектом увеличилась на 57 % и достигла 93%.

12. Практическая значимость результатов

1. В ходе реализации проекта обогащена РППС, создан банк методических, дидактических, психолого-педагогических, диагностических материалов по данной теме, создан вариант практической модели развития изобразительного и конструктивно-модельного творчества старших дошкольников через знакомство с архитектурой как видом изобразительного искусства и историей ее развития в России. Данные материалы широко используется для обогащения и совершенствования воспитательно - образовательного процесса в ДОУ;

2. Педагогический опыт, приобретенный в рамках работы проекта

по отдельным аспектам темы, транслируемый на различных площадках и с помощью разнообразных ресурсов может быть использован педагогами других образовательных учреждений;

3. Проект может быть реализован в других образовательных учреждениях.

Вывод: 

        Считаем, что погружение в мир архитектуры, творчества, поиска и взаимодействия в ходе реализации проекта, позволило детям, педагогам и родителям испытать чувство удовлетворения от участия в общем деле и личной востребованности.

        Прикасаясь к истории архитектуры в России, реально становясь настоящими зодчими, создавая неповторимые художественные образы, находя свои оригинальные конструктивные решения, ребята смогли на себе ощутить и прочувствовать радость созидания и желание создавать еще больше креативного, необычного и полезного, что, несомненно, внесло свою лепту в формирование инициативной и творческой личности каждого ребенка, востребованной сегодня, в эпоху научно-технологического прорыва, как никогда.

13. Перечень источников

Нормативно-правое обеспечение:

  • Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. - ООН 1990 г;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013грегистрационный № 30384);
  •  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
  • "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";
  • Устав МКДОУ д/с № 498.

Методическое обеспечение проекта:

  • Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015.;
  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, 2015.;
  • Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа» - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.
  • Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с архитектурой.-М. 2005

https://edushk.ru/cultura/3869/index.html:

  • С.Ю.Бологова "Художественно-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой";
  • Н.С.Бузакова "К проблеме разработки содержания знаний об архитектуре, способствующих воспитанию художественного вкуса  у дошкольников";
  • Т.С.Комарова, А.В.Антонова, М.Б.Зацепина "Красота. Радость.Творчество";
  • Н.С.Платохина "Архитектурное пространство как среда развития у дошкольников ценностного отношения к родному городу";
  • О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным окружением», подготовительная группа. – М. Мозаика Синтез, 2016.;
  • Иванова, Е.Н. Шедевры архитектуры как средство художественного воспитания [текст] / М.: Наука 2001
  • Игнатович, С. Знакомим детей с искусством зодчества// Дошкольное воспитание. 2006.-№2.
  • Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова "Патриотическое воспитание детей 4-6 лет" - М.:Творческий центр Сфера, 2007.;
  • Н.А.Курочкина "Знакомим детей с живописью. Сказочно-былинный жанр" - Санкт-Петербург: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018.;
  • Е.Забродина "Построено на века. История России в архитектурных памятниках" - Издательство МАНН, ИВАНОВ, И ФЕРБЕР, 2018.;
  • Е.П.Маркова, К.А.Самолдина "Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников".- Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мое прошлое, настоящее, будущее

Занятие направлено на формирование представлений о ходе времени (прошлое, настоящее и будущее) и на расширение представления ребенка об изменении человека в течение жизни....

Социально значимый проект по формированию уважительного отношения к старости "Без прошлого нет будущего"

БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО  Уйдя на пенсию,   пожилым не хватает внимания и любви и, в то же время, им самим часто некому дарить свое тепло, заботу, любовь. А в этом остро нуждаются...

Без прошлого нет будущего!

Без прошлого нет будущего       Россия – огромная страна. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью, надо принять духовную жизнь народа, ее историю и культуру.    ...

Консультация для воспитателей "Экспертиза игрушек: прошлое, настоящее, будущее."

Описывается ,как происходила экспертиза игрушек и как будет....

презентация "Из прошлого в будущее - До чего дошел прогресс"

Презентация с картнками , что было в прошлом, а что в настоящем времени....

Конспект занятия «Мой город в прошлом, настоящем, будущем».

Конспект занятия для воспитанников подготовительной группы  «Мой город в прошлом, настоящем, будущем».Образовательная область: Социально- коммуникативное  развитие.Цель: Обобщить  и сис...