"Изотерапия в работе с детьми"
консультация по рисованию
Изотерапия – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развивать эмоции, выражать мечты и надежды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izoterapiya.docx | 101.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 3
Консультация для педагогов
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОТЕРАПИИ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»
Разработала: Тараканова А.М.
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь, рисованием. Рисование – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развивать эмоции, выражать мечты и надежды.
Дошкольный возраст - важнейший период жизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает
его в своей естественной деятельности – игре и рисунке. Наиболее яркие
возможности для самовыражения детей представляет изобразительное
творчество.
В изотерапии применяются самые разнообразные материалы:
пластилин, карандаши, краски, цветную бумагу, пластилин. Эти материалы
помогают в воссоздании художественного полотна как самостоятельный
метод арт-терапии, изотерапия возникла всего лишь несколько десятилетий назад. В настоящее время этот метод очень востребован среди дошкольников.
Методы изотерапии позволяют погрузиться в проблему настолько,
насколько сам ребенок этого хочет и готов ее заново переживать. Зачастую
сам малыш не понимает, что с ним происходит.
Изотерпия в работе с детьми позволяет малышам ощутить, а также понять самих себя, помогает свободно выразить свои чувства, мысли, надежды, мечты, проявить эмпатию , освободиться от сильных переживаний и конфликтов.
Техники изотерапии:
Марание
Это рисование ладошками, ножками, пальчиками, кулачками.
В буквальном понимании «марать» – значит, «пачкать, грязнить». Здесь нет категорий «правильно – неправильно».
Такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка, приводит детей к собственным маленьким открытиям.
Естественность такого рисования способствует тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и незаметно для себя может осмелиться на действия, которые обычно не делает. Далеко не все дети старшего возраста по собственной инициативе переходят на такое рисование. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений.
Именно для таких детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
Штриховка, каракули
Это графика. Самое доступное упражнение, для которого необходимы только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Человек свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ, можно играть в дорисовки, когда каракули дорисовываются до образа.
Рисование цветными карандашами, скрепленными резинкой или скотчем, или карандашом с трёхцветным стержнем. Есть фломастеры, которые меняют цвет предыдущего рисунка. Это завораживает детей, вызывает желание экспериментировать. Используется при коррекции истерических состояний. Взрослые часто интуитивно рисуют каракули, узоры во время совещаний.
Штриховка и каракули помогают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение
Акватушь
Техника проста, необычна и близка детским играм с водой. Первым слоем на лист бумаги крупными мазками наносится гуашевый рисунок. После его высыхания, вторым слоем весь лист покрывается черной тушью, высушивается. Затем рисунок опускается в воду. В воде тушь почти смывается, а гуашь – лишь частично. В результате, на черном фоне остаётся тонированный рисунок с размытыми контурами. Каждый этап работы удерживает внимание и интерес ребенка.
Выполняя работу, дети с дефицитом внимания приобретают возможность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым результатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность
Рисунок на пене.
Пена для бритья – очень необычная поверхность для рисования. Краску на ней можно растягивать и закручивать красивыми виньетками, завитками и другими узорами. Процесс напоминает эбру (рисование на воде), а каждый новый рисунок получается уникальным.
При рисовании на пене для бритья используется принцип монотипии – рисование с помощью уникальных отпечатков. Бумагу с такими необычными узорами можно использовать для упаковки подарков, для создания открыток и панно, как фон для аппликаций и т.д. Эта техника помогает развитию фантазии, воображения, оказывает удивительный успокоительный эффект. Рекомендуется для профилактики и коррекции тревожности и страхов.
3D-рисунок
Многие дети обводят на бумаге контуры рук. Превратить такой контур в объемный рисунок совсем не сложно. Для этого понадобятся только разноцветные фломастеры и терпение. Как правило, дети выполняют работу индивидуально, каждый создает свой рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ. В процессе коллективного выполнения задания обеспечиваются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, отстаивать собственное пространство. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом.
Эффект техники: всегда зрителей привлекает то, что заставляет взглянуть на мир по-новому или же что «ломает наш мозг». Зрительно-моторная координация, успокаивает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Изотерапия- как нетрадиционная форма работы с детьми"
Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и даже педагогами. Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации ...
Реферат на тему: «Изотерапия в работе с детьми с общим недоразвитием речи»
В данной работе раскрыты теоретические основы изотерапии как метода психотерапевтической работы с детьми с ОНР. Показана актуальность изотерапии, а имено, какое значение имеет изобразительная деятельн...
Изотерапия в работе с детьми дошкольного возраста.
Материал будет полезен воспитателям детского сада, применяющие здоровьесберегающие технологии. Изотерапия, как одна из разновидностей арт-терапии создает положительный эмоциональный настрой в гру...
Изотерапия в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовл...
изотерапия в работе с детьми
Многие дети, которые приходят в детский сад, имеют особенности в развитии, соматической, сенсорной, речевой и психологической сферах. К ...
консультация для родителей изотерапия в работе с детьми - дошкольниками
изотерапия - одно из развитых направлений арттерапии. рисуйте вместе с детьми!...
Выступление на методическом объединении: «Изотерапия , как нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста»
Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять дидактические подходы к процессу воспитан...