Дидактические игры по изобразительной детельности
учебно-методический материал по рисованию (старшая группа)

Глущенко Ольга Александровна

Дидактические игры по изобразительной детальности. Эти игры помогут плодотворнее и интереснее проводить НОД по рисованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry.doc302.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра

«Найди нужный листик»

Цель:

Упражнять детей в развлечении и сравнении объектов по их светлотным оттенкам (светлее, темнее, ярче), по форме предметов.

Ход игры:

Дети выбирают, уточняют цвет всех изображённых предметов, уточняют какой из них светлее, темнее, ярче и выбирают лишний предмет по форме, необходимо записать ответ.

Материалы и инструменты: таблица с заданием.

Дидактическая игра

«Найди лишнее»

Цель: классификация и изучение алого цвета. уточнение и классификация предметов по принадлежности к ягодам, фруктам, овощам.

Ход игры;

Педагог читает стихотворение про алый цвет. затем дети около каждого предмета ставят знак тем самым, делая классификацию.

Необходимо выбрать предмет, который не только красным, но и желтым, зеленым.

Написать ответ в клетки.

Материалы и инструменты: таблица с задание

Дидактическая игра

«Хлоп-топ»

Цель: учить детей различать оттенки голубого цвета, классифицировать этот цвет.

Ход игры;

Педагог называет предметы, а дети при правильном ответе хлопают, а если ответ не верный топают, затем они закрашивают на картинках предметы голубого цвета.

Материал и инструменты:

Цветные карандаши, таблицы с заданием.

Дидактическая игра

«Радужный хоровод»

Цель; закрепить знания детей о цветах радуги и последовательности их расположения, при характеристике цветных изображений, развивать навык быстрого и правильного нахождения требуемого цвета.

Ход игры;

Дети по стихотворению угадывают нужный цвет и раскрашивают этим цветом нужные предметы.

Материалы и инструменты:

Таблицы с изображениями в черно-белом цвете, цветные карандаши.

Дидактическая игра

«Холодные цвета»

Цель; знакомить детей с холодными цветами. Закреплять умение классифицировать эти цвета.

Ход игры:

Дети раскрашивают картинку в нужные цвета. затем дети с воспитателем закрепляют эти цвета.

Материалы и инструменты:

Таблицы с заданиями, цветные карандаши.

Дидактическая игра

«Теплые цвета»

Цель; знакомить детей и развивать представления о теплых цветах.

Ход игры:

По таблице дети называют, какие это предметы и каким цветом они бывают, раскрашивают в соответствующие цвета, затем с воспитателями закрепляют эти цвета.

Материалы и инструменты:

Таблицы с заданиями, цветные карандаши.

Дидактическая игра

«Что лишнее»

Цель: продолжать развивать умения классифицировать предметы по цвету и форме, закреплять представления об оранжевом цвете.

Ход игры:

Читаем стихотворение об оранжевом цвете, выбрать предметы, которые окрашены в оранжевой цвет, найти лишний предмет, потом выбрать фигуры, которые подходят к данным предметам, выбрать лишнюю фигуру.

Материал и инструменты:

Таблицы черно-белого цвета, цветные карандаши.

Дидактическая игра

«Кто появился?»

Цель; совершенствовать знания детей об ахроматических цветах, учить различать, узнавать цветовую окраску изображений реальных объектов, развивать зрительное внимание, память. Формирование представлений об ахроматических цветах.

Ход игры;

Дети рассматривают и называют животных и их цвет, например, серый слон, черная кошка и т.д. педагог закрывает изображение, добавляет еще несколько изображений, и дети должны сказать, кто еще появился.

Материал и инструменты:

Наборное полотно, изображение животных белого, серого и черного цвета.

Дидактическая игра

«Дополни ряд»

Цель; совершенствовать знания детей об отношениях между сложными цветами в спектральном ряду, учить достраивать спектральный ряд от промежуточного цвета по памяти, правильно отражать это в речи.

Ход игры;

Необходимо на наборном полотне достроить спектральный ряд из цветных полосок, от промежуточного цвета или выложены только 1 цвет и последний.

Материал и инструменты:

Наборное полотно, полоски цветного картона всех цветов спектра.

Дидактическая игра

«Какая фигура лишняя»

Цель; развивать способность устанавливать сходства и различия между зрительно воспринимаемыми изображениями различных групп четырехугольников и исключать не подходящие к группе объекты и понятия, добиваться самостоятельной артикуляции выбора, закреплять у детей знания обобщающих понятий – «основные цвета», «сложные цвета»

Ход игры;

На наборном полотне четыре разных четырехугольника, по цвету и форме необходимо обобщить их и выбрать один четырехугольник сложного цвета.

Материал и инструменты:

Наборное полотно, геометрические фигуры разного цвета.

Дидактическая игра

«Слуховой диктант»

Цель; развивать концентрацию внимания детей, кратковременную слуховую память, интеллектуальную подвижность, закреплять знания о цветах спектра и их оттенков, упражнять в выделении одного цвета из множества разноцветных, учить воспроизводить пространственные отношения в двухмерном пространстве.

Ход игры;

Дети должны выполнять команды и в соответствии с этими командами сложить задания.

Материал и инструменты:

Карточки с выполненными заданиями, пустые карточки и фигуры различных форм.

Дидактическая игра

«Чашки и блюдца»

Цель; учить выделять и узнавать три оттенка зеленого цвета, правильно называть оттенки: «темно – зеленый», «светло – зеленый», «самый светло – зеленый», формировать умение устанавливать отношение объектов по светлоте – «темнее», «светлее».

Ход игры;

Необходимо к блюдцам трех оттенков зеленого цвета разложить чашки соответствующего оттенка в порядке возрастания, после выполнения задания отличается точность идентификации цвета.

Материал и инструменты:

Карточки с заданиями и плоские чашки 3-х оттенков зеленого цвета.

Дидактическая игра

«Найди цветок бабочке»

Цель; учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении и приложений, обогащать речь словосочетаниями: «одинакового цвета», «такого же цвета».

Ход игры;

На подготовленные цветы необходимо, прикрепить бабочку такого же цвета, каждая бабочка должна найти свой цветок, дети выполняют задание самостоятельно. в конце задания необходимо назвать цвет бабочки и цветка.

Материал и инструменты:

Карточки с цветами и бабочки

Дидактическая игра

«Разложи в корзинки»

Цель; привлекать детей к группировке объектов, упражнять их в отношении единичного к заданному общему, делать обобщение первого порядка: «предметы красного цвета», «предметы желтого цвета» и т.д.

Ход игры;

Дети из четырех, пяти лежащих перед ними картинок выбирают те, которые относятся к одной из названном педагогом группе, необходимо выбрать предмет определенного цвета и положить в корзинку такого же цвета.

Материал и инструменты:

Карточки с заданиями и картинки зеленого, желтого, синего, красного цвета, по 4-5 картинок каждого цвета.

Дидактическая игра

«Подбери бантик»

Цель; учить устанавливать соответствия между несколькими предметами, ориентируясь на признак цвета, формировать представления об основных цветах.

Ход игры;

На картинках изображение кукол в платьях из основных цветов, необходимо подобрать бантик такого цвета.

Материал и инструменты;

Карточки с изображением кукол, бантики.

Дидактическая игра

«Выложи ряд»

Цель; учить узнавать и называть голубой цвет. Формировать умение выделять голубой цвет среди нескольких разноцветных объектов.        

Материалы и инструменты;

Карточка с контурным изображением 2-3 колокольчиков, набор цветных карандашей.

Раздаточный материал: четыре предметных изображений голубого цвета разных оттенков.

Ход игры:

 Педагог предлагает детям рассмотреть карточку, определить какие объекты, на ней изображены и какого они цвета они бывают. Затем просит найти среди карандашей карандаши голубого цвета. Дети выбирают нужный карандаш, сравнивают его с синим карандашом, определяют отличия. После этого раскрашивают голубым карандашом контурные изображения колокольчиков, рассказывают, какого цвета они стали.

Дидактическая игра

«Раскрась голубым цветом»

Цель; закреплять знания о цветах спектра. Учить узнавать, называть, выделять из нескольких соответствующий цвет спектра. Формировать умение соотносить цвет и его название. Развивать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству предметов.

Материалы и инструменты;

Раздаточный материал: карточки с контурным изображением рыб красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего и фиолетового цвета (толщина контура3-4 мм); силуэты рыбок соответствующего цвета.

Ход игры;

Дети рассматривают карточки, на которых изображен аквариум с контурным изображением рыбок. Затем по заданию педагога дети подбирают силуэты к контурам и совмещают их: что к чему подходит.

Дидактическая игра

«Рыбки в аквариуме»

Цель; формировать отношение к цвету как к характерному признаку предметов. Подводить детей к самостоятельному выбору цвета для передачи особенностей хорошо знакомого объекта. Закреплять знания об ахроматических цветах, развивать сообразительность.

Материалы и инструменты;

Раздаточный материал: карточки с контурным изображением животных - зайца, слона, кошки. Гуашь черного и белого цвета, кисточка.

Ход игры;

Детям раздаются карточки с контурным изображением животных. Педагог сообщает, что необходимо раскрасить изображения животных таким образом, чтобы все изображения были разного цвета: белого, серого, черного, причем цвет должен соответствовать реальной окраске животных. Обращается внимание, что красок только две. Дети рассказывают о том, как они получат серую краску.

Дидактическая игра

«Раскрась правильно»

Цель; продолжать совершенствовать знания детей о цветах спектра. Развивать способность различать в знакомых предметах хроматические цвета. Учить поочередно выделять предметы спектральных цветов из множества разноцветных в соответствии с последовательностью их расположения в спектре.

Материалы и инструменты;

Предметы окружающей обстановки.

Ход игры;

Специально подготовленные предметы семи цветов спектра педагог расставляет в групповой комнате. Затем предлагает детям посмотреть вокруг, поочередно найти и назвать предметы в соответствии с последовательностью размещения цветов в спектре.

Дидактическая игра

«Узнай и назови»

        

Цель; углублять знания детей о цветах спектра. Способствовать развитию внимания к цвету, упражнять в нахождении ошибок, допущенных при построении ряда из цветов спектра. Развивать способность объяснять свои действия.

Материалы и инструменты;

Наборное полотно, на котором выложенными на нем цветами из лепестков 7 цветов спектра без упорядочивания в их следовании в соответствии с расположением в спектре.

Ход игры;

Выложено, например, три цветка из семи цветов спектра. В каждом цветке нарушена последовательность в следовании лепестков в зависимости от расположения цветов в спектре. Дети должны установить эти ошибки, объяснить их и исправить.

Дидактическая игра

«Найди ошибку»

Цель; углублять знания детей о цветах спектра. Способствовать развитию внимания к цвету, упражнять в нахождении ошибок, допущенных при построении ряда из цветов спектра. Развивать способность объяснять свои действия.

Материалы;

Наборное полотно, на котором выложенными на нем цветами из лепестков 7 цветов спектра без упорядочивания в их следовании в соответствии с расположением в спектре.

Ход игры;

Выложено, например, три цветка из семи цветов спектра. В каждом цветке нарушена последовательность в следовании лепестков в зависимости от расположения цветов в спектре. Дети должны установить эти ошибки, объяснить их и исправить.

Дидактическая игра

«Какой цвет пропущен»

Цель; расширять знания детей о предметах, имеющих постоянный признак коричневого цвета. Учить оперировать знаниями о цвете не только в реальных действиях, но и по представлению.

Материалы;

Раздаточный материал: карточки с контурными изображениями предметов.

Ход игры;

Педагог раскладывает перед детьми контурные изображения предметов, предлагает выбрать и раскрасить предметы, которые могут быть коричневого цвета. Выбирая дети называют предмет, аргументируя свой выбор. После задания работы анализируются.

Дидактическая игра

«Что бывает коричневым»

Цель; учить создавать упорядоченный ряд по светлоте из пяти предметов коричневого цвета. Закреплять умение правильно отражать в речи правило ранжирования объектов по оттенкам светлоты. Учить действовать при обследовании цветовых свойств предметов, не только прикладывая объекты к друг другу, но и сопоставляя смежные объекты, выбирая нужный. Формировать умение находить в сериционном ряду место пропущенного элемента.

Материалы и инструменты; демонстрационный: силуэты грибов, шляпки которых пяти оттенков коричневого цвета

Раздаточный материал: тот же

Ход игры; педагог раздает детям силуэты грибов, шляпки которых пяти оттенков коричневого цвета, и предлагает выставить в ряд от самого светлого до самого темного. Дети самостоятельно создают сериционный ряд по правилу, называют оттенки шляпок грибов. После этого дети приглашаются к доске, на которой выложен ряд из грибов. Но в другой последовательности, от темного к светлому. Дети рассматривают его, рассказывают о направлении ряда, последовательном расположении объектов по светлоте. Можно еще несколько раз убирать грибы, и дети должны будут угадать пропущенный цвет гриба.

Дидактическая игра «Бусы»

Цели: упражнять в решении задач, основанных на умении устанавливать сходства и различия между зрительно воспринимаемыми цветными изображениями. Закреплять умение в чередовании предметов определенной формы и цвета.

Материалы и инструменты: наборное полотно

Ход игры: По образцу дети набирают бусы в определенном порядке.

Дидактическая игра

«Помоги Незнайке собрать букет»

Цели: учить осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его промериванием (пробное прикладывание предметов друг к другу, наложением одного предмета на другой)

Материалы: кукла Незнайка, букет цветов красного, синего, желтого и зеленого цветов.

Ход игры: педагог показывает детям куклу Незнайку с большим букетом цветов красного, синего, желтого и зеленого цветов и предлагает составить букет только из цветов только одного цвета. Дети поочерёдно выбирают из большого букета цветы синего, красного, желтого и зеленого цвета. Закрепляем название цветов.

Дидактическая игра

«Шарфики и шапочки»

Цель: закреплять знания об основных цветах, учить подбирать цвета к заданным предметам. Развивать внимательность.

Материалы и инструменты: наборное полотно с изображением медвежат, съемные шапочки.

Ход игры; Детям предлагается подобрать шапочки медведям в соответствии с шарфиком. Закреплять основные цвета.

Дидактическая игра

«Одинаковые и разные»

Цель: закреплять знания об ахроматических и хроматических цветах. Развивать умение дифференцировать цвета, развивать внимательность. Учить различать оттенки одного цвета.

Материалы: наборное полотно с изображением предметов различных цветов, съемные карточки.

Ход игры: На наборном полотне дети подбирают черно-белую картинку в соответствии с рядом в цветном изображением. Дети рассматривают каждый ряд называют цвет и оттенки в этом ряду, называют предметы, которые могут изменить свой цвет в природе.

Дидактическая игра

«Художник по имени природа»

Цель: Закрепление знаний об цветах, получении сложного колорита. Прививать любовь к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Учить дифференцировать изображение по контуры.

Материалы: наборное полотно с изображением осенних листьев, съемные карточки с колоритом красок.

Ход игры:

 Дети должны подобрать колорит красок на карточки к осеннему листочку и назвать колорит, назвать к какому дереву принадлежат листья. Сделать короткое описание осени, деревьев, листьев.

Дидактическая игра

«Ягоды поспели»

Цель: закреплять знания о красном и фиолетовом цветах, умение определять оттенки этих цветов.

Материалы: наборное полотно с изображением ягод одного цвета, но разных оттенков.

Ход игры: детям необходимо расставить цифры в клеточках в порядке убывания по оттенкам цвета.

Дидактическая игра

«Оденем кукол»

Цель: продолжать учить детей действовать в соответствии с образцом. Упражнять в соотнесении цветов и их дифференциации. Учить объединять представление о цвете со словом наименованием, производить выбор цвета по аналогии.

Материалы:4 куклы в разноцветных платьях (красного, синего, желтого зеленого цветов)

Ход игры:

 Педагог просит одеть кукол красиво так, чтобы бантики подходили к платью по цвету. Но сами они это сделать не могут и просят детей помочь им в этом. Дети находят соответствующие банты и прикрепляют их к куклам. В конце делаем вывод как красиво одеты куклы перечисляем цвета одежды и бантов (синий, красный, желтый и зеленый).

Дидактическая игра

«Украсим чайник»

Цель: Учить различать два оттенка синего цвета. Упражнять в выделении темно синих объектов из светло-синих и наоборот. Побуждать детей к самостоятельному выполнению поисковых действий.

Материал: карточки с изображением двух чайников с крышками двух оттенков синего цвета, съемные карточки с узором двух оттенков синего цвета.

Ход игры: педагог предлагает детям рассмотреть карточки и рассказать какого цвета у них крышки. Дети называют цвета, затем педагог раздает узор разных оттенков синего цвета, а предлагает подобрать узор в соответствии с цветом крышки. После выполнения задания анализируются картинки с изображением чайников.

Дидактическая игра

«Привяжи ленточку»

Цель: учить воспринимать цвет конкретных предметов, применять полученные представления о хроматических цветах в процессе определения объектов, однородных по цвету.

Материалы: силуэты воздушных шаров и ленты 7 цветов спектра.

Ход игры:

 Педагог показывает на доске силуэты 6 шаров и просит к ним привязать ленты (7 цветов), привязывать необходимо в соответствии с цветом шарика одна лента остается дети называют цвет, тем самым выясняется, что не хватает шарика определенного цвета. Задание можно повторять несколько раз поочередно убирая разные шарики.

Дидактическая игра

«Кто внимательнее»

Цель: формировать умение идентифицировать объекты по цвету, находить парные объекты, осуществляя их выбор из нескольких, расположенных на расстоянии 0,5м, при условии возможности проверки правильности выбора (приложения или наложения).

Материалы: силуэтные изображения цветов синего, голубого, фиолетового и коричневого цветов; силуэтные изображения бабочек таких же цветов, но различных оттенков (по три каждого цвета).

Ход игры: педагог предлагает рассмотреть изображения цветов, разложенных на доске, назвать их цвета. Затем рассматриваем силуэтные изображения бабочек таких же цветов, но различных оттенков (по три каждого цвета), выложенные в 4 ряда находящиеся на удалении. Педагог просит детей найти для каждого цветка бабочку такого же цвета и соответствующего оттенка. Дети поочередно рассказывают о своем выборе, например: «Эта бабочка синего цвета, она вторая по счету». После того как дети сделали свой выбор, они проверяют его правильность, прикладывая бабочку к цветку соответствующего цвета.

Дидактическая игра

«Дополни узор»

Цель: учить детей выделять пространственное расположение разноцветных геометрических фигур, воспроизводить такое же расположение при выкладывании второй части симметричного орнамента. Закреплять знания о цветах спектра. Учить давать правильное словесное обозначение основных пространственных направлений: в середине, слева, справа и.т.д..

Материал: карточки с изображением половины орнамента, набор геометрических фигур в большем количестве, чем их представлено на орнаменте.

Ход игры: педагог предлагает рассмотреть часть узора и просит сложить вторую половину из геометрических фигур, отбирая их из множества разноцветных и разных по форме. Свои действия дети аргументируют.

Дидактическая игра

«Салют»

Цель: учить детей различать три оттенка красного и желтого цветов. Формировать умение подбирать оттенки соответствующего цвета по образцу. Побуждать детей к самостоятельному выполнению поисковых действий.

Материалы: узор, составленный из половинок звездочек трех оттенков красного и желтого цветов, силуэты половинок звездочек таких же оттенков.

Ход игры: дети рассматривают узор, составленный из половинок звездочек трех оттенков красного и трех оттенков желтого цветов. Педагог обращает внимание на цвет и взаимное расположение деталей, просит подобрать вторую половину звездочек такого же оттенка.

Дидактическая игра

«Прицепи к паровозику вагончики»

Цель: продолжать учить различению цветов, выбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой. Учить ориентироваться на цвет как на значимый признак. Обогащать словарь признаков предметов.

Материалы: паровозик, по 4-5 вагончиков красного, желтого, зеленого цветов.

Ход игры: дети рассматривают паровозик и вагончики, называют их цвета. Педагог предлагает прицепить к паровозику только вагончики синего цвета. Дети поочередно выполняют задание, отмечают, что и паровозик, и вагончики одинаковых цветов.

Дидактическая игра

«Узнай и назови»

Цель: развивать зрительную ориентировку при восприятии цвета. Учить узнавать и называть белый и черный цвета. Упражнять в выделении белого (черного) цвета из множества разноцветных (красных, желтых, синих, зеленых).

Материалы: картинки 4 цветов спектра, белого и черного цвета. Карточки белого и черного цветов.

Ход игры: на доске картинки разных цветов спектра, а также белого и черного. Каждый ребенок получает по одной карточки белого и черного цвета. По заданию педагога дети находят картинку такого же цвета, называют игрушку и цвет.

Дидактическая игра

«Найди цветок для бабочки»

Цель: учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении и приложении. Обогащать речь словосочетаниями: «одинакового цвета», «такого же цвета».

Материалы: четыре крупных цветка (красный, синий, желтый, зеленый),-для наборного полотна; 4 фигурки бабочек такой же окраски, как и цветки.

Ход игры: педагог расставляет цветки и показывает бабочек, объясняет, что бабочки должны найти свои цветы- сесть на такой цветок, что бы их не было видно и не кто не смог их поймать. Задание можно выполнять поочередно, а также индивидуально. В конце работы дети называют цвет бабочек и цветков: «Желтая бабочка села на желтый цветок, ее не видно, потому что она такого же цвета», и.т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в изобразительной деятельности

В презентации представлены дидактические игры позволяющие знакомить детей с цветом и цветовыми оттенками, разработанные И.А.Лыковой,  Г.С Швайко....

Доклад на тему "Дидактические игры в изобразительной деятельности"

О дидактических играх в изобразительной деятельности. Именно изобразительная деятельность является наиболее эффективность средством для развития у детей творческих способностей, всестороннего ра...

Конспект дидактической игры по изобразительной деятельности "Путешествие в страну Рисования"

Данная игра может быть использованна как развлечение для детей старшей и подготовительной группы...

Дидактические игры по изобразительной деятельности

В методическую копилку педагогам ДОУ...

Дидактическая игра по изобразительной деятельности "Укрась фигуру"

Цель игры: учить детей украшать предметы,развивать мелкую моторику рук, чувство цвета и композиции. Игра состоит из набора заламинированных карточек, на которых изображены различные предметы. Дети мог...

Игры по изобразительной детельности

Данные игры разработаны специально для детей дошкольного возраста. Они направлены на: закрепление представлений об оттенках, закрепление знагий о геометрических фигурах, воспитание чувства формы и цве...

Консультация для родителей и педагогов (+ каталог дидактических игр, игры на развитие мелкой моторики рук) Дидактические игры по изобразительной деятельности.

Консультация для родителей и педагогов (+ каталог дидактических игр, игры на развитие мелкой моторики рук)  Дидактические игры по изобразительной деятельности. Вопросы использования дидактич...