Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе «Рисование по мотивам хохломской росписи».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Программные задачи:

- познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства - хохломой, с его историей и истоками, с этапами изготовления хохломских изделий.

- учить детей рисовать элементы хохломской росписи: ягоды, травка, листики, завиток, капелька, усики и т. д.

- развивать умение детей расписывать изделия в соответствии с изучаемым видом искусства.

- воспитывать любовь к искусству, любовь к прекрасному, интерес к познанию русской народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hohloma.doc947 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе

«Рисование по мотивам хохломской росписи».


Программные задачи:

- познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства - хохломой, с его историей и истоками, с этапами изготовления хохломских изделий.

- учить детей рисовать элементы хохломской росписи: ягоды, травка, листики, завиток, капелька, усики и т. д.

- развивать умение детей расписывать изделия в соответствии с изучаемым видом искусства.

- воспитывать любовь к искусству, любовь к прекрасному, интерес к познанию русской народной культуры.

Материал: хохломские изделия, заготовки-шаблоны хохломской посуды (на каждого ребенка, кисти, гуашь, стаканчики с водой, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изделий декоративно-прикладного искусства, чтение стихов о русских народных промыслах.

Ход:

Очень хорошее настроение дарит нам всем декоративно-прикладное искусство.

Декоративное – украшенное, красивое.

Прикладное – применяемое в быту, т. е. все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.

И еще это искусство называется народным, так как все это создавалось и создается народом. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – хохломой.

Кому посуда для кашки-окрошки,

Чудо - блюдо да чашки, ложки?

Откуда посуда? Да к вам приехала сама

Золотая Хохлома!

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился цветок на плошке,

Ягодка клюква поспела на поварешке.

Клюет эту ягоду птица – золотое крыло.

Полюбуйтесь на предметы, расписанные узором хохломской росписи.

Послушайте сказку о хохломской росписи.

Жил-был давным-давно мужичок, мастер деревянную посуду делать. Вот как-то раз и решил на базаре сбыть выработанную продукцию. Полдня на базаре провел все без толку, развернулся в обратную дорогу. Доехал до опушки и остановился – стыдно домой с пустыми руками возвращаться …

Прилёг на травку, а солнечный Лучик поиграть с ним задумал: бочек припекает, в глазок заглядывает, а мужик хмурый как тень. Спрашивает его Лучик, чего он такой не живой прям как горшки его. Поведал мужик беду свою, что не продал ничего, а дома его детки с гостинцами ждут. Жалко Лучику стало мужичка и решил он ему помочь.

–Вот,  держи мой лучик золотой, вижу что не бездельник. Так посмотри по сторонам и лучику моему применение найди. … Посмотрел, подумал мужик взял горшочек и лучиком дорожку на нем нарисовал и травинки да веточки золотые…

-Так увлекся мужичок, расписывая горшки, что не заметил, как солнышко садиться стало, и лучик в его руках покраснел и добавил он тогда красных травинок и ягодок.

-Покатилась росинка по зеленой травинке, подхватил её мужичок и набросал зеленые завитки и капельки у себя на посуде.

-Совсем стемнело на опушке – все стало черным казаться и лучик тоже. Тогда взмахнул он им и нанес последние мазки - травинки, ягодки.

-И заснул утомленный. А утром просыпается, диву дается – какая красота перед ним. Замерла на его посуде красота растительная; травки, листочки, завитки, ягодки да капельки. И сияет так будто золотое – Лучик красу свою подарил. Поехал тогда мужичок опять на базар и когда у него спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

- Теперь пришло время и за кисть браться. А как же расписывать эту посуду?

- Элементы для росписи мастера брали из жизни – это травинки, ягоды, листики, цветы, птицы.

- Какие основные цвета в росписи?

(красный, черный, зеленый, желтый, золотой)

- Какие чувства символизируют эти цвета?

(красный – радость, золотой – тепло, счастье, богатство, зеленый – цвет жизни, природы, черный – торжественность)

- Главный элемент росписи – травка.

- Как нужно рисовать травку? (концом тонкой кисти)

- В хохломе завивающаяся травка называется «Кудрина».

«Ягодки»- обычно наносят по три или веточкой (смородина). Для рисования ягодок можно использовать кисть или тычок.

«Усики»- рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины.

«Завитки» – выполняются с легким нажимом в середине элемента.

- «Осочки» – выполняются легким движением кончика кисти сверху вниз.

- Черной краской делают оживку – тоненькие веточки и травинки.

- Кроме того, надо помнить о соответствии узора и формы предмета. Орнамент не должен прерываться.

- Обратите внимание на расположение орнамента (тарелка – по кругу, ваза по изогнутой линии).

- А теперь, когда мы с вами узнали все секреты этого искусства, давайте попробуем расписать эту удивительную посуду.

Но для того, чтобы линии у вас получились точные и аккуратные, необходимо поработать с нашими пальчиками.

Играет народная мелодия. Дети повторяют за воспитателем движения пальчиками в воздухе (волнистые линии, завитки, травка, осочки, ягодки, капельки).

- Ребята, у вас на столе лежат шаблоны различной посуды. Представьте, что мы с вами в мастерской и вы народные умельцы.

Каждый из вас должен выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им свой шаблон посуды.

IMG-252fefd42b2a5a760100436cca2b4e1b-V

IMG-1327cde4d0783b4c842580d17e462429-V

IMG-986b138f3f12e4d5e1130390b02c8e83-V

Итог занятия

Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших народных мастеров посуда, яркая, красочная, праздничная. Какие работы получились самые выразительные и аккуратные. Объясните свой выбор.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.

IMG-331365098d265233c7c6fa532d2e785b-V


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие №7 Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Рисованию в старшей группе "Царица осени"

Занятие №7Конспект занятия по  художественно-эстетическому развитию. Рисованию в старшей группе "Царица осени"...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисованию) в старшей группе «Сказочная птица»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисованию) в старшей группе «Сказочная птица».Цель: Учить детей рисовать сказочную птицу, придумывать необычные детали к реальном...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы. Рисование. «Космея»

Тема. «Космея»Форма организации: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.Цель: учить передавать характерные особенности цветков космеи: форму лепестков, листьев, их ц...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы. Рисование. Тема. «Девочка в нарядном платье»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы. Рисование.Тема. «Девочка в нарядном платье»Форма организации: мастерская по изготовлению продуктов детского т...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Рисование в старшей группе «Цветы для мамочки»

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Рисование в старшей группе «Цветы для мамочки» Цель: Учить детей рисовать цветы.Образовательные задачи:-продолжать форми...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисованию) в старшей группе "Разноцветный дождь"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 Красносельского района Санкт-ПетербургаКонспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисованию)...