Влияние живописи на развитие художественных способностей дошкольников
консультация по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Косенко Ирина Викторовна

В формировании художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, одну из важных ролей играет живопись.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_4_kosenko.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние живописи на  развитие художественных способностей дошкольников

Консультация для педагогов и родителей

Косенко Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования ГБОУ «Школа № 609»

В формировании художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, одну из важных ролей играет живопись.

Живопись - это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет занимает главное место. Живопись способна запечатлеть сложный мир человеческих чувств и характеров, передать тончайшие изменения в природные, вечные философские идеи и фантастические образы.

Живопись - это одна из составляющих искусства. Искусство стало средством сохранения и передачи опыта человечества, рационального и эмоционального.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей средствами живописи потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. Он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад ею жизни.

Изменяется восприятие своего места в системе отношений — значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе новою возрастного периода.

В конце дошкольного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. Сейчас осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка.

Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижению успехов в изобразительной деятельности детей. У такой мотивации, для дальнейшего развития, которой младший школьный возраст представляется особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, ребенка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта — мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудачи: во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребенка.

В этом возрасте открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребенка. Речь идет о таких мотивах, как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получить высокую оценку и ряде других.

К семи годам дети более осознанно относятся ко всем видам деятельности, у них появляется оценка. Дети знакомятся с многими художественными произведениями живописи. В этом возрасте приобретают опыт восприятия произведений изобразительного и прикладного искусства. Эмоционально откликаются на красоту природы, одежды и убранства помещений; могут сами участвовать в коллективной, декоративной дизайн – деятельности которая сегодня является одним из новых направлений детской деятельности.

К 7 годам ребёнок становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим, выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие творческих способностей оказывает в это время речь — то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных предметов, явлений и отношений между ними.

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение её важно для дальнейшего развития интеллекта.

Семилетние дети подходят к созданию изображения со сложившимся замыслом, который ребёнок соотносит с имеющимися в его опыте способами изображения и средствами его выразительного решения.

Основой формирования художественно-творческих способностей могут также выступать задатки.

Задатки – это природная основа, на которой развиваются: особенности нервной системы, мозга, тела. (21,с.43)

В возрасте семи лет, происходит дальнейшее совершенствование двигательных функций (увеличивается сила мышц, нарастает объём движений, их скорость, точность, ритмичность, уточняется координация, улучшается осанка).

В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление, и происходит развитие моторики, у ребёнка вырабатывается «моторная память».

Моторная память — запоминание, сохранение и воспроизведение движений. Их величины, амплитуды, скорости, темпа, последовательности. Воспроизведение всех этих сторон движения может осуществляться или путём выполнения реальных движений, или в форме двигательных представлений.

Следует иметь в виду, что изобразительные действия дошкольников в любом случае не успевают за быстро развивающимся замыслом. Поэтому возникает противоречие между выразительной и изобразительной тенденцией в развитии творчества.

В предшествующие периоды дошкольного детства дети уже познакомились с различными видами изобразительной деятельности. В старшем возрасте они имеют возможность полнее, разностороннее отражать в рисунке, лепке, аппликации предметы и явления окружающей действительности, активно и творчески выражать эмоциональное отношение к ним. Детское творчество привлекает наивностью образов, открытостью чувств.

В изобразительной деятельности детей седьмого года жизни более устойчивый замысел, расширяются возможности использования материалов, которые ребенок выбирает. Он способен принимать на себя роль «художника», в связи с чем мотивирует выбор деятельности и материала: «хочу нарисовать картину на мольберте, возьму палитру, кисти и краски».

У детей появляется избирательное отношение к различным видам изобразительной деятельности. В рисовании с натуры дети передают характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. Движения рук приобретают уверенность, становятся более координированными. Это дает возможность свободно использовать технические приемы рисования.

Композиция рисунков, характеризуется тем, что дети могут изображать предметы ближе - дальше. При этом они способны выделить главное («смысловой узел»), определить «место действия» (поляна, лес, интерьер комнаты); выделить особенности цветовой гаммы, характерные черты персонажа (добрый, веселый, страшный). Теперь они замечают недостатки и могут дать эстетическую оценку полученному результату. Иногда проявляют желание вновь воспроизвести тот или иной сюжет, добиваясь более качественного изображения.

Возросшая инициатива, самостоятельность, самоорганизация позволяют детям выполнять индивидуальные и коллективные композиции и сюжетные работы. Им интересно общаться со сверстниками, договариваться о содержании будущей работы, об участии каждого в общей композиции. Используя возможность материала - плотность гуаши. Дети старшего дошкольного возраста способны создавать художественный образ. Они передают свое отношение к цветовому колориту, выражая цветом настроение, эмоции, находят средства выразительности (линию, пятно, форму), в результате чего каждый рисунок приобретает неповторимую индивидуальность.

Особую роль в становлении изобразительной деятельности детей играет развитие их художественного восприятия при ознакомлении с произведениями живописи.

К семи годам ребенок может воспринимать и эмоционально реагировать на художественный образ, средства выразительности в произведениях изобразительного искусства разных видов и жанров; самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности; в индивидуальной и коллективной работе может интегрировать разные виды изобразительной деятельности; может самостоятельно передать сюжетную композицию, с рисованием силуэтов. В этом возрасте ребёнок владеет комплексом технических навыков и умений, способен мотивировать самостоятельный выбор материалов. С интересом участвует в коллективной работе, планирует свою деятельность в рисовании, может дать мотивированную оценку результатам собственного труда, эмоционально откликается на красоту природы, одежды и убранства помещений. Ребёнок проявляет интерес к живописи и пытается реализовать единство предметно-пространственной среды в разных ее масштабах, проявляет индивидуальное творчество.

Содержание рисунка воплощается выразительными средствами в наглядной форме. Безусловно, присутствует и техническая сторона. Применительно к детскому творчеству изобразительная грамотность по определению Г.В. Лабунской, - это те элементарные умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно- достоверному изображению.

К семи годам для ребенка в большей степени изобразительные умения становятся средством выражения. В живописи встречаются такие понятия как мазок, цвет, линия, пятно. Дети активно применяют художественно-выразительные средства.

Одним из самых доступных является цвет. Именно в этом возрасте ребёнок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы.

В.С.Мухиной отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают теплые тона, а неприятных – холодные. Однако тяга к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунках дошкольников.

Другое средство – линия. Конечно трудно в детской живописи определить характер линий, но всё же исследователи отмечают, что предметы которые близки ребёнку, любимы им он рисует старательно и аккуратно, а иные события изображает нарочно небрежной линией.

Пятно можно использовать для изображения тени, или для украшения к примеру скатерти, а может платья.

Дети часто используют такое средство, как агглютинация,- склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, свойств, качеств. Н. П. Сакулина отметила, что выразительность детского рисунка многообразна по средствам и способам.

Таким образом, занятия по живописи способствуют формированию художественно-творческих способностей дошкольников, исходя из этого для более эффективного формирования художественно-творческих способностей необходимо использовать специфические методы и приёмы.

Список литературы 

1. Ашикова С. Совместная с детьми творческая деятельность// Дошкольное воспитание, 2001.-№3.- С.№5-39.

2. Баженова А.А. Русская эстетическая мысль и современность. издательство «Знание» М.:-1980

3. Васильева М, Юнг Т. О развитии творческого потенциала дошкольников// Дошкольное воспитание- 2006- №2.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 2001.-170с.

5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 1999.

6. Григорьева Г.Г Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

7. Замятин Е.И. Психология творчества.- М, 2001. -110с.

8. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество (о проблеме эстетического творчества в развитом социалистическом обществе).- М.: Знание, 1984.-112с.

9. Комарова.Т Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество.-М.: Педагогика -1999.

10. Комарова Т. Народное искусство в интеллектуально- эстетическом воспитании детей // Дошкольное воспитание -2005- №2.

11. Комарова Т Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей //Дошкольное воспитание -1998. -№ 10.

12. Комарова Т. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1983.

13. Косминская В.В., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М., 2001.

14. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей / Серия «Мир вашего ребенка». — Ростов н/Д: Феникс, 2004.

15. Лихачев Д. С. Письма о добром. Санкт-Петербург, Изд. БЛИЦ – 1998.

16. Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1988.- 128с.

17. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С.Комаровой. – М., 1991.

18. Мир детства: Дошкольник / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. А. В. Запорожец. — 2-е изд.,доп. — М.: Педагогика, 1987.— 256 с. (Б-ка для родителей).

19. Немов Р.С. Психология.-В3 кн.- 4-е изд.-М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, -2003.-Кн.2.)

20. Педагогическая энциклопедия. Гл ред. Каиров И.А., Петров Ф.Н., Изд. «Советская энциклопедия»М.: - 1986.

21. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5.

22. Психология. Педагогика. Этика./ Под ред. проф. Ю.В. Наумкина. -2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

23. Путляева Л., О задатках и способностях ж. д/в №4-2006

24. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников/ Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1980.

25. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест, 1998.

26. Современный словарь-справочник по искусству / Науч. Ред. И сост. А.А. Мелик- Пашаев.- М.: Олимп ООО Фирма «Издательство АСТ», 1999.

27. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Ч.З. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 2003.

28. Ткачёв С. О художественно- эстетическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание - 1997. -№ 3

29. Федь А.М. Воспитание прекрасным. – М.: Мол. Гвардия, 1984.

30. Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. Под ред Ветлугиной Н.А. М., «Просвещение»- 1974.

31. Художественная культура. Составитель – кандидат философских наук Дорогова Л.Н. Издательство «Знание»-1978.

32. Чумичёва Р.М. дошкольникам о живописи Кн.для воспит. детского сада.- М.: Просвещение, - 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы воспитателя Титовой Анны Васильевны на тему: «Развитие художественных способностей дошкольников».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38. Доклад  из опыта работы воспитателя Титовой Анны Васильевны на тему:...

Развитие художественных способностей дошкольников в условиях детского сада и семьи.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности. В этом возрасте формируются самостоятельность мышления, любознательность и познавательный интерес детей, поэтому именно в э...

Перспективный план По нетрадиционной технике аппликации в развитии художественных способностей дошкольников.

Перспективный план  По нетрадиционной технике аппликации в развитии художественных способностей  дошкольников....

Компьютерные технологии в процессе формирования художественных способностей дошкольников

При имеющихся условиях в детских садах можно существенно изменить педагогический процесс эстетического воспитания ребенка, в частности, процесс развития изобразительных возможн...

Положение о проведении Ярмарки-презентации авторских конспектов непосредственно-образовательной деятельности по формированию художественных способностей дошкольников с использованием ИКТ

Положение о проведении Ярмарки-презентации авторских конспектов непосредственно-образовательной  деятельности по формированию художественных способностей дошкольников с использованием ИКТ...