Конспект занятия по рисованию "Колючая сказка"
план-конспект занятия по рисованию (средняя, старшая группа)

Цели занятия:

 

  • Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов.
  • Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легко­сти движения и свободного перемещения руки по всему листу.
  • Показать выразительные возможности простого карандаша.
  • Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов —
    «колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolyuchaya_skazka_risov_starshaya.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию

«Колючая сказка»

Старшая группа

Цели занятия:

  • Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов.
  • Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу.
  • Показать выразительные возможности простого карандаша.
  • Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов —
    «колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели.

Материал для занятия:

  • репродукция или фотоиллюстрация с изображением ежа;
  • альбомный лист;
  • простой карандаш ТМ;
  • маска ежика для игры.

Предварительная работа:

Чтение рассказов: М. Пришвин «Еж», Е. Чарушин «Еж», И. Акимушкин «Жил-был ежик», И. Соколов-Микитов «Еж», рассматривание картины «Ежи» из серии «Дикие животные».

Ход занятия

I. Организационная часть

Педагог предлагает детям отгадать загадку:

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной;

Иголок очень много,

А ниток — ни одной.

Дети. Это еж.

Педагог. Скажите, ребята, а по какому основному признаку вы догадались, что в загадке идет речь о ежике.

Дети. Только у ежика много иголок, он колючий.

Педагог. Верно. А как вы думаете, зачем ежику иголки?

Дети. Защищаться от врагов, переносить на иголках грибы, яблоки, ягоды.

Чтение тематической сказки.

Зачем ежику колючки?

Как-то в открытом поле застиг лису проливной дождь. Заметалась лисонька из стороны в сторону, вдруг видит: стоит у дороги кустик. Недолго думая, со всех ног бросилась к нему. Прибегает, а под кустом еж. От дождя спрятался.

-        Подвинься! - буркнула лиса и толкнула ежа в бок. Толкнула и взвизгнула от боли.

-        Ай-ай-ай! Да когда же ты, наконец, пострижешь свои противные колючки? Не пойму, что в них красивого...

Еж хмыкнул и тихо сказал:

-        А они не для красоты.

Вот именно, - подхватила лиса. - Тем более... не упрямься и постриги, не то, попомни мое слово, все друзья станут тебя другой дорогой обходить.

Друзья? - усмехнулся еж. - Вот это уж ты, лисонька, ошибаешься. Мои колючки не для друзей.

                                                                    (В. Росин.)

Педагог.А помимо грибов, яблок и других лакомств, ежик переносит на своих иголках сухие листики, которыми он выстилает свою норку для зимней спячки.

«Ежик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет еж и понесет на себе листовой матрац е гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать невозможно: копна копной!».

(Д. Зуев.)

Педагог. А кто из вас хоть раз видел ежика? Как он выглядит?

Дети. Он округлый, чуть вытянутый, с заостренной мордочкой, с колючей спинкой.

Педагог. А что вы еще знаете про ежей? Где он живет, чем питается? Делает ли на зиму запасы? (Ответы детей.)

Педагог.Живет еж в лесу, днем спит, а ночью выходит на охоту: ловить жуков, моллюсков, разных червячков, лягушек, мышей, вступает в схватку даже со змеями. Еж не делает запасов на зиму, так как с наступлением холодов забирается в выстланную листьями норку и спит до весны. Семья ежей очень дружная. Ежи-родители заботятся о своем потомстве, прилежно обучают ежат всему тому, что умеют сами.

Физкультминутка «Ежик топал по тропинке»

Жили – были

Серый еж и его Ежиха.

Хлопки в ладошки.

Потягивания — руки вверх с растопыренными  пальцами

Серый еж был очень тих,

И ежиха тоже.

Потягивания — руки в стороны.

И ребенок был у них

Очень тихий ежик.

Приседание — плавное опускание рук вниз.

Всей семье идут гулять,

Ночью вдоль дорожек:

Ходьба на месте с размахиванием руками вдоль туловища.

Еж – отец, Ежиха мать

И ребенок ежик.

 Ходьба бодрая.

Вдоль глухих осенних троп

Ходьба замедленная

Ходят тихо топ-топ-топ.

Ходьба на носочках.

                           С. Маршак

Педагог.Сегодня мы с вами нарисуем семью колючих ежей, которые гуляют по колючему лесу. А чтобы ежи могли защитить себя от врагов, у них должно быть достаточно иголок. Мы поможем иголкам «вырасти». Нарисуем на спинках ежей много-много штрихов. Штрих — это линия, которая может быть короткой и длинной, прямой и наклонной, в зависимости оттого, что мы рисуем.

2. Практическая часть

Слева или справа в нижней части листа нарисовать контур туловища большого ежа-мамы: овальной формы с вытянутой заостренной мордочкой, с короткими овальными лапками.

Нанести ряд коротких линий-штрихов с опорой на нижний край контура туловища. Изобразить второй ряд штрихов над первым, затем третий и т.д. Последний ряд штрихов выполняется с опорой на верхний край контура туловища.

Легкими плотными штрихами без нажима на карандаш заштриховать мордочку ежа. Дорисовать маленькие кружочки-глаза, носик.

Тем же способом нарисовать 2—3 ежат, следующих за мамой-ежихой, только меньшего размера.

Пририсовать каждому члену семьи какой-нибудь груз на спине (листик, грибок, яблоко).

Верхнюю часть композиции дополнить еловой веткой: длинная основная линия — ветка с боковыми, короткими ветвями, покрытыми иголками, - мелкими штрихами с двух сторон.

В нижней части композиции выполнить ряд коротких штрихов — траву. Если трава занимает более широкое место, изобразить штрихи подлиннее или расположить траву в несколько рядов. Трава может быть «примятой» под лапками ежей - штрихи под наклоном.

 Способ штриховки — кропотливый труд, требующий усилий и усидчивости. В некоторых случаях, стараясь побыстрей закончить работу, дети начинают ускорять темп движения, от этого нарушаются ритм рисунка, направление штрихов, расстояние между штрихами, страдает качество выполнения композиции, поэтому рекомендуется включение в процесс рисования разминки для пальцев рук.

Физкультминутка«Еж»

Вот свернулся еж в клубок,

Ладони соединить, округлить, пальцы соединить в замок.

Показал колючий бок.                

Поставить ладони под углом друг к другу,переплетенные пальцы распрямить—   «ж»     выставил свои «иголочки»

Повторить действия еще раз, снова прочитав стихотворение.

3. Итог занятия

Педагог.Ребята, у вас получилась настоящая колючая сказка, главные герои которой колючие и трудолюбивые ежики. Им не страшны ни враги, ни голод, так как многочисленные острые иголки, которые вы им нарисовали, помогут им в трудную минуту.

Ежи Ежовичи

Целый день Ежи Ежовичи

Собирают фрукты-овощи.

Сливы, яблоки и груши

На пеньках и кочках сушат.

Огурцы и помидоры

Осторожно носят в норы...

Значит, если есть еда,

Не страшны и холода.

А. Каминчук

В конце занятия проводится подвижная игра «Сонный ежик»". По считалке выбирается ежик, которого разбудили после зимы:

Ежик, ежик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Встать в кружок и ну считать —

Нам водилку выбирать.

Ежику завязывают глаза. У игроков игрушка-пищалка, которую они передают друг другу, а ежик идет на звук, стараясь запятнать того, кто подает сигнал. Тот, кого ежик запятнает, становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в сказку"

КОНСПЕКТ комплексного занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Путешествие в сказку»   ЦЕЛЬ: Стимулировать  познавательную активность детей, их инициативу и само...

Конспект занятия "Путешествие в сказку"

В данном материале представлен конспект занятия по развитию логического мышления, внимания, зрительной памяти в подготовительной группе....

Конспект занятия : Тема «Математическая сказка» по мотивам русской народной сказки «По щучьему веленью»

Непосредственно образовательная деятельность с использованием интерактивной доски...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ТЕМА: ПЕРЕСКАЗЫВАНИЕ СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»

Цель: Развивать связанную, образную, выразительную речь;Активизирование, уточнение, обогащение словаря;Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное  содержание сказки, замечать и в...

Конспект занятия по проекту "Сказка всегда рядом" на тему: Рисуем сказку "Репка"

Материал занятия можно использовать на занятиях, развлечениях...

Конспект занятия "По дорогам сказки" + Презентация Викторина "Знаете ли вы сказки?"

Конспект  занятия  "По дорогам сказки" + Презентация  Викторина "Знаете ли вы сказки?"...