Художественно-эстетическое развитие дошкольников.
статья по рисованию

Наталия Шерстнева

В статье рассматривается проблема художественно- эстетического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. Автор рассматривает эстетическое воспитание дошкольника, как одно из необходимых условий развития личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

        Художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Аннотация:  в статье рассматривается проблема художественно- эстетического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. Автор рассматривает эстетическое воспитание дошкольника, как одно из необходимых условий развития личности ребенка.

Ключевые слова: дошкольный возраст, дошкольная образовательная организация, эстетическое воспитание, художественно-эстетическое развитие.

Известно, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для овладения различными видами  деятельности, в  том числе и творческими. Детское творчество, согласно исследованиям отечественных и  зарубежных педагогов и психологов, субъективно. Ребёнок не открывает ничего нового для мира взрослых, но делает открытия для себя.

Рисование в дошкольном возрасте делится на предметное, сюжетное и декоративное. Такая классификация позволяет определить содержание, задачи и специфику работы в каждой возрастной группе.

 Предметное рисование - это изображение предмета, отражение впечатлений о нём с помощью различных художественных материалов и средств выразительности. В младшем дошкольном возрасте художественно-эстетическое восприятие основано на познании предметного мира: ребёнок манипулирует предметами, знакомится с их свойствами , с интересом и любопытством воспринимает, казалось бы, самые обычные вещи и явления. Эту особенность необходимо использовать при обучении детей данного возраста рисованию. При восприятии младшим дошкольником предмета определяющим признаком является его форма. Ребёнок выделяет предметы одной формы, обобщает их по данному признаку (например, разные по величине и материалу предметы округлой формы), и на основе приобретённого умения у него формируются способы изображения предметов определённой формы разными художественными материалами. В младшей группе, в связи с отсутствием у детей изобразительных навыков, самым распространённым  методов обучения рисованию является показ. Например, объясняя, как надо изображать круг, воспитатель жестом показывает его форму и говорит: «Кисточка села и поехала по кругу , нигде не останавливается» Младший дошкольник усваивает также, что важным средством художественной выразительности является цвет. Научившись изображать круг и используя знакомые цвета, он легко справляется с заданием на воображение: «Нарисуй , что бывает круглым». В средней группе дети овладевают навыками рисования предметов округлой, прямоугольной и треугольной формы. Поскольку изображаемые предметы становятся более разнообразными и сложными, важно учить детей обследовать их: выделять форму, цвет, размер, пропорциональное соотношение частей. Причём обследование необходимо проводить в той же последовательности,  в которой затем будет изображаться предмет: самая крупная часть, менее крупные части, мелкие элементы и декоративные детали. У детей старшего дошкольного возраста развивается способность замечать своеобразие объектов окружающего мира: совершенствуется техника изображения предметов; они учатся создавать яркие, самобытные образы.

Итак, выделим основные задачи работы с дошкольниками по предметному рисованию:

-развивать познавательный интерес к окружающему миру , способность эмоционально реагировать на его красоту;

-совершенствовать способы изображения предметов, учить передавать их форму, строение, соотношение частей;

- развивать чувство цвета, формы, композиции, ритма;

-поощрять проявление творчества;

-вызвать желание отражать в рисунке своё отношение к предметному миру;

Во многом создание атмосферы творчества, её сохранения зависит от общей культуры педагога, понимания им сущности дела. Педагог должен обеспечить бережное отношение к процессу и результатам детской деятельности. Проявление взрослыми доброжелательности, внимание и интереса к детскому творчеству крайне важно. Мы стараемся не упустить этот момент, поэтому в ДОУ часто организуются выставки детского творчества.

Человек творческий способен жить в гармонии с окружающим миром, познавать и совершенствовать его. А ведь именно такими мы и хотим видеть детей в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...

Консультация для педагогов " Развитие художественно-эстетического творчества у дошкольников"

Если театр начинается с вешалки, то детский сад – с территории. С первых шагов ребенок попадает в удивительный мир! Эстетическое оформление прогулочных участков, наполнение их нестандартными формами (...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Развитие эмоциональной отзывчивости как условие успешного формирования основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции, которые испытывает ребёно...

Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой

Детская литература как часть общей литературы является искусствомслова. Её особенности определяются воспитательно-образовательнымизадачами и возрастом детей. Детская литератураспособствует развитию эс...