план по самообразованию "Нетрадиционные техники рисования" старшая группа
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Коржавых Ирина Юрьевна

 На мой взгляд, большие возможности в преодолении речевых нарушений детей заключены в развитии творчества на занятиях по изобразительной деятельности. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети получают представление об окружающем мире, лучше понимают его. Занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой и уверенность в собственных силах, закрепляют чувство успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

140077,Российская Федерация

Московская область,

городской округ Люберцы,

поселок мирный, улица Свободы, дом 7.

Телефон: 8 498 642 5851

e-mail-lbrc_detsad8@mosreg.ru

МДОУ  8 «Теремок»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 «Теремок»

муниципального образование городской округ Люберцы Московской области

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2022-2023 уч.год

Тема «Нетрадиционные техники рисования»

старшая группа

        

Подготовила и провела воспитатель

Высшей квалификационной категории

Воспитатель:  Коржавых И.Ю.

г.о. Люберцы 2022-2023 уч.год

Визитная карточка

  1. Цели и задачи…………………………………..
  2. Актуальность…………………………………..
  3. Предполагаемые результаты…………………
  4. Техники работы………………………………..
  5. План работы……………………………………
  6. План занятий…………………………………..
  7. Взаимодействие с семьями воспитанников….
  8. Список литературы……………………………

Цель:

1. Изучить нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей.

2. Формировать умение применять полученные знания о средствах изобразительной деятельности в собственном творчестве детей.

3. Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками.

4. Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности.

5. Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Задачи:

- обучать детей системе сенсорных эталонов;

- обучать детей системе техник в рамках учебного плана (традиционные техники) и плана по самообразованию (нетрадиционные техники) ;

- развитие речи как инструмента сенсорного познания и анализа;

– воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

– развивать эмоциональное восприятие, эстетический вкус, воображение, творчество, фантазию;

– развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

– обучать различным техническим умениям и навыкам рисования;

- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

- повысить собственный уровень знаний, путём изучения необходимой литературы, посещения мастер - классов, самообразования.

-разработать перспективный план работы с детьми.

Актуальность

   На мой взгляд, большие возможности в преодолении речевых нарушений детей заключены в развитии творчества на занятиях по изобразительной деятельности. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети получают представление об окружающем мире, лучше понимают его. Занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой и уверенность в собственных силах, закрепляют чувство успеха.

   Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

-Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

-Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

-Внимания и усидчивости;

-Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

        Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

   Для детей с ОНР нетрадиционная техника изображения, находит оптимальные сочетания изобразительного материала и способа изображения:

- развитию познавательной активности, усвоению знаний о видах, свойствах, выразительных возможностях изобразительного материала и использованию их в повседневной жизни;

- развитию индивидуальности посредством приобщения к изобразительному искусству;

- организации коррекционно-развивающей направленности занятий по изобразительной деятельности, учитывающих индивидуальные особенности психофизической сферы детей с ОНР и способствующих развитию творческих способностей;

- созданию развивающей среды для выражения творческого потенциала ребенка в повседневной и самостоятельной деятельности;

- повышению профессионального мастерства педагогов и педагогического просвещения родителей по проблеме развития личности ребенка с ОНР и создания условий для твор

ческой активности.

   Комплексное использование разнообразных методов, приемов и средств обучения позволяет всесторонне подойти к преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию.

   Развитие творчества детей с ОНР в процессе изобразительной деятельности приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы: обогащается лексический запас, уточняются и закрепляются грамматические категории, появляется способность связно, последовательно и логично строить свой рассказ, а слушание ясной, чистой и эмоционально выразительной речи взрослого создает условия для закрепления правильного произношения всех звуков родного языка.

Предполагаемые результаты

В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает ребенка к творчеству?

При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

- Развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- Развитие внимания и усидчивости;

- Развитие мышления;

-  Закрепление изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

- Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

- Формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов.

Техники нетрадиционного рисования:

1.рисование пузырями;

2.рисование мятой бумагой;

3.кляксография с трубочкой;

4.монотипия пейзажная;

5.печать по трафарету;

6.отпечатки листьев;

7.рисунки из ладошки;

8.кляксография обычная;

9.пластилинография.

10.рисование крупами

План работы

1.Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы:

- А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки" Ярославль ,изд-во «Академия развития-Академия холдинг».

- Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

- Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.

- Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва 2007 г.

- Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".

- Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,Москва «Издательство Скрипторий 2003»

- И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

2. Изучение интернет – ресурсов.

3. Разработка конспектов и проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе.

4. Внедрение в практику:

1. Разработка рабочей программы на сентябрь – май по нетрадиционной техники

рисования в старшей группе.

 2. Выставки детских рисунков для родителей.

 3.  Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в развитии

детей дошкольного возраста».

 4. Отчёт по теме самообразования.

План занятий на год

Месяц

Вид работы

1

Сентябрь

  1. Рисование пальчиками «Осеннее дерево»
  2. Рисование пальчиками «Гроздь винограда».

2

Октябрь

3.Рисование монотипия «Осенний лес»

4.Рисование отпечатками листьев

«Волшебные листочки»

3

Ноябрь

5.Рисование пузырьками(упаковочная пленка) «Букет для мамы»

6.Рисование мятой бумагой «Береза»

4

Декабрь

7.Кляксография «В зимнем лесу»

8.Рисование солью( или манкой) «Ночной лес»

5.

Январь

9.Кляксография с трубочкой «Снегирь на ветке»

10.Пластилинография «Волшебство Рождества»

6

Февраль

11.Рисование пузырьками «Корабли»

7

Март

12.Рисование ладошками «Рыбки в аквариуме»

13.Рисование мятой бумагой «Подарок маме»

8

Апрель

14.Пластилинография « Первые цветы»

15.Рисование монотипия «Отражение в реке»

9

Май

16.Рисование крупами «Одуванчики»

17.Рисование сухой кисточкой «Гвоздика для ветеранов»

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Сентябрь.

Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности».

Октябрь.

 Помощь в приобретении материалов: бумага различной фактуры и цвета, ножницы, краски и т. д.

Ноябрь

Оформление стенда «Нетрадиционные техники рисования»;

Декабрь.

Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами».

Январь.

Совместное творчество родителей и детей.

Февраль.

Памятка для родителей «Учите рисовать в нетрадиционной технике».

Март.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста».

Апрель.

Буклет «Виды нетрадиционного рисования».

Май.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей при использовании разнообразных техник нетрадиционного рисования».

Список литературы:

1.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,Москва «Издательство Скрипторий 2003»

2 И.В.Тюфанова» Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2004 г.

3.А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль ,изд-во «Академия развития-Академия холдинг».

4. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

5.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».

6.Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – Москва, 1995г.

7.Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва 2007 г.

8. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие.- Ярославль, 1998 г.

Дошкольное образование. 2010 г №18.

9. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г.№11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематический план работы кружка (вторая младшая группа) «Волшебные Краски» (нетрадиционные техники художественного творчества)

 Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и т...

План по самообразованию на тему: «Рисование нетрадиционными техниками» (средняя группа) на 2015 – 2016 учебный год.

В данном документе представлен материал по самообразованию на тему: "Нетрадиционная техника рисования". Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений....

План - конспект НОД для средней группы (4-5 лет) по теме «Дары леса: съедобные грибы» (с элементом нетрадиционной техники изобразительной деятельности)

Образовательные области:Познавательное развитиеСоциально-коммуникативное развитиеХудожественно-эстетическое развитиеЦель:формирование представлений детей о многообразии растительного мираразвитие позн...

План по самообразованию на тему: «Рисование нетрадиционными техниками» (средняя группа) на 2016 – 2017 учебный год.

План по самообразованиюна тему:«Рисование нетрадиционными техниками» (средняя группа) на 2016 – 2017 учебный год....

План по самообразованию " Рисование нетрадиционными техниками " - средняя группа .

Нетрадиционные техники рисования всегда отличались от рядовых программых занятий особым проявлением творческих способностей у детей .Предоставленный материал очень удобен и прост в проведении именно т...