Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
проект по рисованию (старшая группа)

Цыганова Фаина Геннадьевна

Актуальность темы.

Рисование – одно и самых любимых детских занятий, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность, воображение, способность мыслить и многое другое. Все они очень пригодятся малышу в дальнейшей жизни.

Актуальность темы заключается в том, что наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге (рисование карандашами, кистью и красками, гуашью) можно использовать нетрадиционные техники, которые является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_netradits_tehnike.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа  №1512»

Дошкольные группы, расположенные  по адресу:  ул. Красный Казанец, 19А

ПРОЕКТ

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

                                                                                  Подготовила и провела:

           Цыганова Ф.Г. - воспитатель

Москва - 2020

Актуальность темы.

Рисование – одно и самых любимых детских занятий, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность, воображение, способность мыслить и многое другое. Все они очень пригодятся малышу в дальнейшей жизни.

Актуальность темы заключается в том, что наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге (рисование карандашами, кистью и красками, гуашью) можно использовать нетрадиционные техники, которые является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Цели:

Выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы путем проведения занимательных занятий нетрадиционными средствами рисования

Задачи:

Исследовать художественные способности детей старшего возраста в изобразительной деятельности.

Разработать пути развития творческих способностей в области рисования живописными материалами.

Апробировать нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

Помочь детям, овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

Развивать творчество, фантазию.

Активизировать детей при выборе тематики.

Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

Продолжительность проекта: долгосрочный с 10 сентября по 15 декабря 2020 г.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Нетрадиционные техники рисования: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, ладошкой; оттиск печатками из картофеля,  смятой бумагой; восковые мелки + акварель, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная,  отпечатки листьев.

Формы проведения

1. Рисование с применением различных  нетрадиционных техник: рисование пальцем или ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, монотипия, тампонирование,  кляксография, набрызг, печатка, «рисование» цветными ниточками, экспериментирование.

2. Выставки.

Методы и приемы обучения нетрадиционному рисованию:

1. Создание игровой ситуации.

2. Показ воспитателя.

3. Использование движения руки.

4. Сравнение двух техник.

5. Проговаривание последовательности работы.

При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их желания и интересы.

С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Техническое оснащение

1. Листы бумаги.

2. Гуашь.

3. Трафареты.

4. Кисточки с коротким ворсом (тычки).

5. Тампоны.

7. Нитки.

8. Щетки и стеки.

10. Ватные палочки.

12. Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья).

Работа с детьми по проекту

I этап — подготовительный

Цель: создать развивающую среду и соответствующую материальную базу. Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ для эффективности развития творческих способностей детей. По итогам диагностики подготовить детей к дальнейшей работе через систему игр, упражнений и т. п.

II этап — основной

Цель: развивать художественно-творческие способности у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий.

В ходе занятий используются следующие методы и приемы: беседа, показ технических приемов, объяснение,указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы.

На занятиях используются нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыка.

III этап — творческий

Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами.

На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям: обобщающее творческое занятие, праздник, выставка детских работ.

Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования с детьми 5-6 лет.

1. Печать от руки

Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

2. Использование печатки

Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

3. Рисование пальцем.

Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

4. Монотипия.

Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

5. Рисование по трафарету тампоном.

Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

6. Рисование методом тычка.

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.

7. Кляксография.

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.

8. Набрызг.

Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который  держит над бумагой. На бумагу краска разбрызгивается.

9. Рисование мятой бумагой.

Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.

10. Ниткография.

Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

11. «Пластилинография»

 Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Результат проекта:

В результате целенаправленной и систематической работы по изобразительной деятельности были получены заметные положительные результаты: дети приобрели знания о свойствах и особенностях традиционных и нетрадиционных изобразительных материалов, дети стали использовать в работе различные техники и приемы, с расширением спектра изобразительных техник и приемов, работы детей стали более выразительными и богатыми по тематике. В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование нитью, рисование манкой, штампинг, набрызг, монотопия, кляксография, свеча или восковые мелки с акварелью другими. Детям очень понравилось разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают группу.

Таким образом, занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребенка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, творческого воображения и доставляют детям большую радость и удовольствие.

Литература

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I. — М.: «Издательство Скрип- торий 2003», 2007.

2 Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Часть II. — М.: «Издательство Скрип- торий 2003», 2007.

3. Дьяченко 0. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.

4. Ковалицкая А.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для педагогов ИЗО / Л. М. Ковалицкая. — М.: АРКТИ, 2008. (Развитие и воспитание).

5. Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольниками — М.: ТЦ «Сфера», 2008.

6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5-6 лет. –М. МОЗАИКА –СИНТЕС, 2020.

7. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. — М.: Педагогическое общество России, 2005.

8. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. — СПб.: КАРО, 2008.

9.От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА –СИНТЕС , 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

            Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной д...

Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Формирование творческой личности – одна из  важных задач педагогической практики и теории на современном этапе. Проблема развития творческих способностей вызывала  большое  вниман...

Проект Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Этот материал может быть использован педагогами для работы с детьми, родителями, а также с педагогами....

Проект в старшей группе: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

  Актуальность темы: заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприят...

Проект "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Проект "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"...